бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Государственная служба в Японии и России бесплатно рефераты

Реферат: Государственная служба в Японии и России

ГОУ ВПО «Рязанский государственный медицинский университет

им. акад. И. П. Павлова»

Юридический факультет

РЕФЕРАТ

На тему: «Сравнительная характеристика государственной службы в Японии и России»

Выполнила:

студентка 4 курса

Орлова О. С.

Научный руководитель:

преподаватель

Белехов Ю. В.

Рязань, 2004

План

Введение. 2

1. Общие положения. Дифференциация государственных служащих. 4

2. Поступление на государственную службу. 8

3. Дисциплинарная практика государственных служащих. 13

Заключение. 17

Список литературы.. 19

Введение

В последнее десятилетие в Рос­сийской Федерации проходит про­цесс

формирования новых законо­дательных основ государственной службы —

важнейшего механизма государственного управления в со­временных условиях.

Использова­ние накопленного опыта правового регулирования государственной

службы и функционирования государственного аппарата в целом, име­ющего как

позитивную, так и нега­тивную составляющую, — обяза­тельное

условие качественного ре­формирования системы государ­ственной службы

Российской Феде­рации.

Начиная с 1997 года, направления реформы государственной службы находят

отражение в ежегодных посланиях Президента России Фе­деральному Собранию.

15 августа 2001 г. Президентом Российской Федерации была утверждена

Кон­цепция реформирования системы государственной службы Россий­ской

Федерации и План первооче­редных мероприятий по ее реализа­ции1

. Одновременно была образова­на Комиссия по вопросам реформи­рования

государственной службы Российской Федерации Во исполне­ние указанных

решений Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 г № 1336

была утверждена Федеральная програм­ма «Реформирование

государствен­ной службы Российской Федерации (2003—2005 годы)»,

определившая комплекс мероприятий, направлен­ных на совершенствование

право­вых, организационных, финансо­вых, кадровых и методических

ос­нов государственной службы.

К числу ведущих положений Кон­цепции следует отнести идею фор­мирования

единой системы государ­ственной службы Российской Феде­рации, основой

которой должен стать Федеральный закон «О сис­теме государственной

службы Рос­сийской Федерации», принятый Го­сударственной Думой

Федерально­го Собрания Российской Федерации 25 апреля 2003 г

[1].

Поскольку в настоящее время в РФ происходит реформирование системы

государственной службы, этот период начался в 1997 году и является

незавершённым, поэтому представляется возможным рассмотреть одну из моделей

института государственной службы в иностранном государстве (например, в

Японии) для понимания положительных и отрицательных моментов происходящего в

настоящий момент в России и существующего уже давно (в Японии).

Вопросам государственной службы посвятили свои труды многие видные юристы,

правоведы, такие как: Ю. М. Козлов, А. В. Оболонский, В. П. Иванов и другие.

Данный этап реформ в России – это отвыкание от прежней системы и

внедрение и осмысление новой. Сравнительный анализ на данном этапе является

еще довольно проблематичным, т. к. ещё нет чёткой картины ситуации в вопросу

государственной службы в России.

Поэтому далее будет рассмотрена уже установившаяся действующая модель

японской системы госслужбы, которая в чём-то может послужить примером,

ориентиром для создания стройной и чётко функционирующей системы в РФ.

Попытаемся дать минимальную сравнительную картину для уяснения ситуации.

1. Общие положения. Дифференциация государственных служащих

В Японии принято включать не только чиновников в собственном смысле этого слова,

но так­же лиц, работающих на принадлежащих госу­дарству предприятиях,

служащих государствен­ных железных дорог, работников телевидения,

государственных школ, военнослужащих «сил самообороны», сотрудников

полиции. Общая численность занятых на государственной служ­бе превышает 3

млн. человек, большинство из которых составляют рабочие и служащие, не имеющие

реальных полномочий по принятию управленческих решений. Численность же высших

государственных чиновников не пре­вышает 10 тыс. человек.

Конституция Японии закрепила положение государственных служащих как «слуг

обще­ства, а не какой-либо одной его части» (ст. 15). Теперь уже

государственный служащий не воспринимается в общественном сознании как личный

слуга императора. Закон о государ­ственных служащих 1947 г. Устанавливает,

что государственный служащий Японии должен работать только ради общественного

интере­е, выполняя служебные обязанности, отдавать им все силы, знания и

помыслы.

Закон о государственных служащих 1947 г. С многочисленными изменениями и

дополне­ниями — основной источник правового регули­рования

государственной службы В 1950 го­ду вступил а силу Закон о местных

служащих, установивший статус служащих муниципаль­ных органов. Сильное

влияние американс­ких оккупационных властей на ход послево­енных

государственных реформ в Японии объясняет сходство американского и

действу­ющего японского законодательства о государ­ственной службе

[2].

Контроль за соблюдением законодательства в сфере г0сударственной службы возложен

на Совет по делам персонала при Кабинете министров (Палата по делам

пер­сонала, Национальное управление кадров) Совет состоит из трех членов,

назначаемых Кабинетом министров с согласия обеих па­лат парламента и

утверждаемых императо­ром Срок полномочий членов Совета – че­тыре

года с возможностью повторного на­значения, но не более чем еще на

два срока Один из членов Совета по назначению Ка­бинета выполняет функцию

председателя

Совет действует как орган, представляю­щий рекомендации по кадровым вопросам

парламенту, Кабинету и отдельным министер­ствам Среди других полномочий

Совета издание в пределах своей компетенции пра­вил и установлений по

вопросам государ­ственной службы, разбор жалоб на государ­ственных

служащих, организация и проведе­ние конкурсных экзаменов

Возложенные на Совет по делам персо­нала функции реализуются через

деятель­ность его аппарата, который возглавляет уп­равляющий,

назначаемый членами Совета В состав аппарата Совета входят пять уп­равлений

(делами, набора и использования персонала, жалоб, по оплате труда

персо­нала, по делам служащих) и восемь местных бюро

Все лица, находящиеся но государствен­ной службе, подразделяются на две

основ­ные категории – работников «обычной служ­бы» и

работников «особой службы»

Основная масса чиновничества занята на «обычной службе», на которую

распростра­няются конкурсная система назначения на должность и стандартная

шкала жалований

Служебное положение государственных слу­жащих определяется их должностью,

которую они занимают в соответствии со своим ран­гом. Каждый из 8

существующих рангов, в свою очередь, подразделяется на 15 разрядов. Раз­ряд

чиновника зависит от стажа, образова­тельного уровня, различных служебных

харак­теристик. Критерии для отнесения государ­ственного служащего к

конкретному рангу и разряду устанавливаются Советом по делам персонала.

Труд чиновника оплачивается в соответ­ствии с присвоенным ему рангом и

разря­дом на основании Закона о государствен­ных служащих и

соответствующих постанов­лений Кабинета. Размеры жалования жестко

регламентируются специальной шкалой, ус­тановленной законом об оплате труда

лиц, занятых на обычной службе. Положения это­го Закона не распространяются

на оплату труда прокуроров (этот вопрос урегулиро­ван специальным законом),

а также рабочих казенных предприятий (оплата устанавлива­ется в

коллективных соглашениях).

Лица, занятые на «особой службе», получают оплату в порядке,

установленном Зако­ном об оплате труда должностных лиц на особой службе и

оплате труда служащих Агентства самообороны. Выплата вознаграж­дений

государственным служащим подконт­рольна Совету по делам персонала. Совет

вносит в парламент проекты законов об из­менении системы должностных

окладов.

Государственный служащий кроме долж­ностного оклада получает разнообразные

надбавки: премии, надбавки за работу в го­роде, на содержание домашнего

хозяйства, за сверхурочные, за работу в выходные дни, за работу в северных

районах, многочислен­ные «отраслевые» надбавки (например,

учи­телям, работающим в сфере обязательного образования).

Высшую категорию работников «обычной службы» составляют лица,

получающие жа­лованье за административную работу. В эту категорию входят

чиновники, занимающиеся канцелярской работой и трудом, требующим специальных

профессиональных знаний.

Командные посты в центральном адми­нистративном аппарате занимают

чиновни­ки первых трех рангов, составляющие элиту японской бюрократии:

начальники департаментов, отделов и секций, советники, директора агентств,

постоянные заместители мини­стров (последний термин используется по

аналогии с английской административной системой). Чиновники этих классов

фактически держат в своих руках рычаги администра­тивной власти во всех

министерствах и ве­домствах Японии. Остальные группы чинов­ников

являются лишь исполнителями реше­ний и указаний своих начальников.

Государственная служба Японии имеет свои особенности. Здесь действует система

«пожизненного найма», предполагающая дли­тельную (до ухода на

пенсию) службу работа­ющего по найму в одной и той же организа­ции. При

этом должность и размер вознаг­раждения служащего ставятся в зависимость от

непрерывного стажа работы. Одна из ха­рактерных черт японской

государственной службы «пожизненного найма» — отсутствие

межведомственных перемещений чиновника внутри его ведомства. Другая важная

черта –дух элитаризма, традиционная почитаемость чиновничества. Эта

особенность отражает­ся в известной еще с конца прошлого века формуле:

«Чиновники достойны почитания, народ – презрения». В

последнее время четко проявилась и такая специфическая черта, как строгий

контроль Либерально-демократичес­кой партии (ЛДП) за персональным

переме­щением кадров в административном аппа­рате. Лицо, не имеющее

связей с ЛДП, не имеет реальных шансов подняться по служеб­ной лестнице

выше уровня начальника де­партамента.

Ученые, занимающиеся исследованием японской государственно-политической

мо­дели, неизменно связывают внушительные ус­пехи Японии с эффективным

функционирова­нием бюрократического аппарата этого го­сударства.

Некоторые специалисты США (Е. Вогель) наделяют японское чиновничество чертами,

которых, по их мнению, недостает аме­риканской бюрократии: высоким

професси­онализмом, преемственностью, глубоким чув­ством

ответственности[3].

Уникальность и неповторимость японской бюрократии объясняются особенностями

японской культуры, повлиявшей на специфи­ку национального характера

(трудолюбие, коллективизм, преклонение перед авторитетом, потребность в

гармонизации межлично­стных отношений, стремление к

самосовер­шенствованию и т. д.).

В Российской Федерации правовое положение государственных служащих регулируется

Федеральным законом от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ «О системе

государственной службы в РФ». Согласно этого закона, должности

государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным

правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым

актом субъекта Российской Федерации.

Должности государственной службы подразделяются на:

§ должности федеральной государственной гражданской службы;

§ должности государственной гражданской службы субъекта Российской

Федерации;

§ воинские должности;

§ должности правоохранительной службы.

В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности

государственной службы различных видов.

Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям

в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и

законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе

субъектов Российской Федерации.

Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы,

воинских должностей и должностей правоохранительной службы определяется

указом Президента Российской Федерации.

Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и

типовых должностей государственной гражданской службы субъектов Российской

Федерации определяется федеральным законом или указом Президента Российской

Федерации.

Квалификационные требования к гражданам для замещения должностей

государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными

нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными

нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В федеральном государственном органе и государственном органе субъекта

Российской Федерации могут быть предусмотрены должности, не являющиеся

должностями государственной службы. Трудовая деятельность работников,

замещающих такие должности, регулируется законодательством Российской Федерации

о труде[4].

2. Поступление на государственную службу

Поступление на государственную службу производится на основе конкурсных

экзаме­нов. Японская Конституция закрепила прин­цип равного доступа

граждан к государствен­ной службе. Закон о государственных служа­щих

уточняет, что лица зачисляются на государственную службу в соответствии с

личными заслугами кандидата, его професси­ональной подготовкой и деловыми

качества­ми, выявить которые призваны конкурсные экзамены (ст. 33).

Организация экзаменов возложена на Совет по делам персонала. Проводят их в

качестве структурного подразделения управ­ления по набору и использованию

персона­ла специальный экзаменационный отдел и четыре главных экзаменатора.

Совет своими правилами может ввести дополнительные требования для поступающих

впервые, а в отношении претендующих на повышение в должности — ограничить

круг экзаменуемых путем отбора на основании результатов про­шлой служебной

деятельности.

Впервые поступающие на государствен­ную службу сдают экзамены тремя

отдель­ными группами:

1) окончившие высшие учеб­ные заведения;

2) имеющие неполное выс­шее образование;

3) окончившие средние учебные заведения.

На практике шансы за­нять руководящие посты есть только у тех, кто имеет

Страницы: 1, 2, 3