Реферат: Государственная служба в Японии и России
Реферат: Государственная служба в Японии и России
ГОУ ВПО «Рязанский государственный медицинский университет
им. акад. И. П. Павлова»
Юридический факультет
РЕФЕРАТ
На тему: «Сравнительная характеристика государственной службы в Японии и России»
Выполнила:
студентка 4 курса
Орлова О. С.
Научный руководитель:
преподаватель
Белехов Ю. В.
Рязань, 2004
План
Введение. 2
1. Общие положения. Дифференциация государственных служащих. 4
2. Поступление на государственную службу. 8
3. Дисциплинарная практика государственных служащих. 13
Заключение. 17
Список литературы.. 19
Введение
В последнее десятилетие в Российской Федерации проходит процесс
формирования новых законодательных основ государственной службы —
важнейшего механизма государственного управления в современных условиях.
Использование накопленного опыта правового регулирования государственной
службы и функционирования государственного аппарата в целом, имеющего как
позитивную, так и негативную составляющую, — обязательное
условие качественного реформирования системы государственной службы
Российской Федерации.
Начиная с 1997 года, направления реформы государственной службы находят
отражение в ежегодных посланиях Президента России Федеральному Собранию.
15 августа 2001 г. Президентом Российской Федерации была утверждена
Концепция реформирования системы государственной службы Российской
Федерации и План первоочередных мероприятий по ее реализации1
. Одновременно была образована Комиссия по вопросам реформирования
государственной службы Российской Федерации Во исполнение указанных
решений Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 г № 1336
была утверждена Федеральная программа «Реформирование
государственной службы Российской Федерации (2003—2005 годы)»,
определившая комплекс мероприятий, направленных на совершенствование
правовых, организационных, финансовых, кадровых и методических
основ государственной службы.
К числу ведущих положений Концепции следует отнести идею формирования
единой системы государственной службы Российской Федерации, основой
которой должен стать Федеральный закон «О системе государственной
службы Российской Федерации», принятый Государственной Думой
Федерального Собрания Российской Федерации 25 апреля 2003 г
[1].
Поскольку в настоящее время в РФ происходит реформирование системы
государственной службы, этот период начался в 1997 году и является
незавершённым, поэтому представляется возможным рассмотреть одну из моделей
института государственной службы в иностранном государстве (например, в
Японии) для понимания положительных и отрицательных моментов происходящего в
настоящий момент в России и существующего уже давно (в Японии).
Вопросам государственной службы посвятили свои труды многие видные юристы,
правоведы, такие как: Ю. М. Козлов, А. В. Оболонский, В. П. Иванов и другие.
Данный этап реформ в России – это отвыкание от прежней системы и
внедрение и осмысление новой. Сравнительный анализ на данном этапе является
еще довольно проблематичным, т. к. ещё нет чёткой картины ситуации в вопросу
государственной службы в России.
Поэтому далее будет рассмотрена уже установившаяся действующая модель
японской системы госслужбы, которая в чём-то может послужить примером,
ориентиром для создания стройной и чётко функционирующей системы в РФ.
Попытаемся дать минимальную сравнительную картину для уяснения ситуации.
1. Общие положения. Дифференциация государственных служащих
В Японии принято включать не только чиновников в собственном смысле этого слова,
но также лиц, работающих на принадлежащих государству предприятиях,
служащих государственных железных дорог, работников телевидения,
государственных школ, военнослужащих «сил самообороны», сотрудников
полиции. Общая численность занятых на государственной службе превышает 3
млн. человек, большинство из которых составляют рабочие и служащие, не имеющие
реальных полномочий по принятию управленческих решений. Численность же высших
государственных чиновников не превышает 10 тыс. человек.
Конституция Японии закрепила положение государственных служащих как «слуг
общества, а не какой-либо одной его части» (ст. 15). Теперь уже
государственный служащий не воспринимается в общественном сознании как личный
слуга императора. Закон о государственных служащих 1947 г. Устанавливает,
что государственный служащий Японии должен работать только ради общественного
интерее, выполняя служебные обязанности, отдавать им все силы, знания и
помыслы.
Закон о государственных служащих 1947 г. С многочисленными изменениями и
дополнениями — основной источник правового регулирования
государственной службы В 1950 году вступил а силу Закон о местных
служащих, установивший статус служащих муниципальных органов. Сильное
влияние американских оккупационных властей на ход послевоенных
государственных реформ в Японии объясняет сходство американского и
действующего японского законодательства о государственной службе
[2].
Контроль за соблюдением законодательства в сфере г0сударственной службы возложен
на Совет по делам персонала при Кабинете министров (Палата по делам
персонала, Национальное управление кадров) Совет состоит из трех членов,
назначаемых Кабинетом министров с согласия обеих палат парламента и
утверждаемых императором Срок полномочий членов Совета – четыре
года с возможностью повторного назначения, но не более чем еще на
два срока Один из членов Совета по назначению Кабинета выполняет функцию
председателя
Совет действует как орган, представляющий рекомендации по кадровым вопросам
парламенту, Кабинету и отдельным министерствам Среди других полномочий
Совета издание в пределах своей компетенции правил и установлений по
вопросам государственной службы, разбор жалоб на государственных
служащих, организация и проведение конкурсных экзаменов
Возложенные на Совет по делам персонала функции реализуются через
деятельность его аппарата, который возглавляет управляющий,
назначаемый членами Совета В состав аппарата Совета входят пять управлений
(делами, набора и использования персонала, жалоб, по оплате труда
персонала, по делам служащих) и восемь местных бюро
Все лица, находящиеся но государственной службе, подразделяются на две
основные категории – работников «обычной службы» и
работников «особой службы»
Основная масса чиновничества занята на «обычной службе», на которую
распространяются конкурсная система назначения на должность и стандартная
шкала жалований
Служебное положение государственных служащих определяется их должностью,
которую они занимают в соответствии со своим рангом. Каждый из 8
существующих рангов, в свою очередь, подразделяется на 15 разрядов. Разряд
чиновника зависит от стажа, образовательного уровня, различных служебных
характеристик. Критерии для отнесения государственного служащего к
конкретному рангу и разряду устанавливаются Советом по делам персонала.
Труд чиновника оплачивается в соответствии с присвоенным ему рангом и
разрядом на основании Закона о государственных служащих и
соответствующих постановлений Кабинета. Размеры жалования жестко
регламентируются специальной шкалой, установленной законом об оплате труда
лиц, занятых на обычной службе. Положения этого Закона не распространяются
на оплату труда прокуроров (этот вопрос урегулирован специальным законом),
а также рабочих казенных предприятий (оплата устанавливается в
коллективных соглашениях).
Лица, занятые на «особой службе», получают оплату в порядке,
установленном Законом об оплате труда должностных лиц на особой службе и
оплате труда служащих Агентства самообороны. Выплата вознаграждений
государственным служащим подконтрольна Совету по делам персонала. Совет
вносит в парламент проекты законов об изменении системы должностных
окладов.
Государственный служащий кроме должностного оклада получает разнообразные
надбавки: премии, надбавки за работу в городе, на содержание домашнего
хозяйства, за сверхурочные, за работу в выходные дни, за работу в северных
районах, многочисленные «отраслевые» надбавки (например,
учителям, работающим в сфере обязательного образования).
Высшую категорию работников «обычной службы» составляют лица,
получающие жалованье за административную работу. В эту категорию входят
чиновники, занимающиеся канцелярской работой и трудом, требующим специальных
профессиональных знаний.
Командные посты в центральном административном аппарате занимают
чиновники первых трех рангов, составляющие элиту японской бюрократии:
начальники департаментов, отделов и секций, советники, директора агентств,
постоянные заместители министров (последний термин используется по
аналогии с английской административной системой). Чиновники этих классов
фактически держат в своих руках рычаги административной власти во всех
министерствах и ведомствах Японии. Остальные группы чиновников
являются лишь исполнителями решений и указаний своих начальников.
Государственная служба Японии имеет свои особенности. Здесь действует система
«пожизненного найма», предполагающая длительную (до ухода на
пенсию) службу работающего по найму в одной и той же организации. При
этом должность и размер вознаграждения служащего ставятся в зависимость от
непрерывного стажа работы. Одна из характерных черт японской
государственной службы «пожизненного найма» — отсутствие
межведомственных перемещений чиновника внутри его ведомства. Другая важная
черта –дух элитаризма, традиционная почитаемость чиновничества. Эта
особенность отражается в известной еще с конца прошлого века формуле:
«Чиновники достойны почитания, народ – презрения». В
последнее время четко проявилась и такая специфическая черта, как строгий
контроль Либерально-демократической партии (ЛДП) за персональным
перемещением кадров в административном аппарате. Лицо, не имеющее
связей с ЛДП, не имеет реальных шансов подняться по служебной лестнице
выше уровня начальника департамента.
Ученые, занимающиеся исследованием японской государственно-политической
модели, неизменно связывают внушительные успехи Японии с эффективным
функционированием бюрократического аппарата этого государства.
Некоторые специалисты США (Е. Вогель) наделяют японское чиновничество чертами,
которых, по их мнению, недостает американской бюрократии: высоким
профессионализмом, преемственностью, глубоким чувством
ответственности[3].
Уникальность и неповторимость японской бюрократии объясняются особенностями
японской культуры, повлиявшей на специфику национального характера
(трудолюбие, коллективизм, преклонение перед авторитетом, потребность в
гармонизации межличностных отношений, стремление к
самосовершенствованию и т. д.).
В Российской Федерации правовое положение государственных служащих регулируется
Федеральным законом от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ «О системе
государственной службы в РФ». Согласно этого закона, должности
государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным
правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым
актом субъекта Российской Федерации.
Должности государственной службы подразделяются на:
§ должности федеральной государственной гражданской службы;
§ должности государственной гражданской службы субъекта Российской
Федерации;
§ воинские должности;
§ должности правоохранительной службы.
В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности
государственной службы различных видов.
Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям
в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и
законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе
субъектов Российской Федерации.
Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы,
воинских должностей и должностей правоохранительной службы определяется
указом Президента Российской Федерации.
Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и
типовых должностей государственной гражданской службы субъектов Российской
Федерации определяется федеральным законом или указом Президента Российской
Федерации.
Квалификационные требования к гражданам для замещения должностей
государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В федеральном государственном органе и государственном органе субъекта
Российской Федерации могут быть предусмотрены должности, не являющиеся
должностями государственной службы. Трудовая деятельность работников,
замещающих такие должности, регулируется законодательством Российской Федерации
о труде[4].
2. Поступление на государственную службу
Поступление на государственную службу производится на основе конкурсных
экзаменов. Японская Конституция закрепила принцип равного доступа
граждан к государственной службе. Закон о государственных служащих
уточняет, что лица зачисляются на государственную службу в соответствии с
личными заслугами кандидата, его профессиональной подготовкой и деловыми
качествами, выявить которые призваны конкурсные экзамены (ст. 33).
Организация экзаменов возложена на Совет по делам персонала. Проводят их в
качестве структурного подразделения управления по набору и использованию
персонала специальный экзаменационный отдел и четыре главных экзаменатора.
Совет своими правилами может ввести дополнительные требования для поступающих
впервые, а в отношении претендующих на повышение в должности — ограничить
круг экзаменуемых путем отбора на основании результатов прошлой служебной
деятельности.
Впервые поступающие на государственную службу сдают экзамены тремя
отдельными группами:
1) окончившие высшие учебные заведения;
2) имеющие неполное высшее образование;
3) окончившие средние учебные заведения.
На практике шансы занять руководящие посты есть только у тех, кто имеет
Страницы: 1, 2, 3
|