бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Государственная служба в Японии и России бесплатно рефераты

высшее образование. Большинство представителей японской бюрократической элиты

закончили одни и те же учебные заве­дения. Как правило, это выпускники

юридичес­кого факультета Токийского университета. Общее «студенческое

прошлое» в значитель­ной степени усиливает сходство

психологичес­ких установок японской элиты.

Право сдавать экзамены для поступления на государственную службу имеют только

японские подданные. Для некоторых специ­альных видов государственной службы

могут устанавливаться дополнительные ограничения, например, сотрудником

Министерства инос­транных дел не может стать лицо, состоящее в браке с

иностранцем.

Система приемных экзаменов на государственную службу, введенная в конце XIX

в., действует без существенных изменений до

настоящего времени. Экзамены могут быть письменными или устными. Допускается

про­ведение экзамена по физической подготовке, а также оценка специальных

навыков.

Конкурсные экзамены организуются по принципу «открытых дверей».

Время и место их проведения объявляются в средствах мас­совой информации.

Содержание конкурсных экзаменов идентично для большинства госу­дарственных

учреждений.

Некоторые министерства, например Ми­нистерство иностранных дел, проводят

пись­менные и устные экзамены. Условия их сле­дующие: кандидаты в

карьерные дипломаты (не моложе 20 и не старше 28 лет) в течение трех-четырех

дней в июне сдают письменные экзамены по следующим предметам: японс­кая

Конституция, международное право, эко­номическая теория, история дипломатии

и иностранный язык. Кроме того, соискатель по собственному усмотрению выбирает

для сда­чи экзамены по административному или час­тному праву, а также

по одному из разделов теории и практики денежно-финансовых от­ношений. Для

определения способностей кандидатов - быстро схватывать суть различ­ных

мнений, вырабатывать свой подход, ис­пользовать убедительные аргументы при

из­ложении собственной позиции - проводится общий экзамен в виде групповой

дискуссии по одному из предметов[5]

. Общее количе­ство баллов, набранных на экзаменах каж­дым

экзаменующимся, заносится в экзамена­ционный лист, сохраняющий свою силу в

те­чение одного года.

Повышение в должности также происхо­дит через конкурсные экзамены Каждое

лицо, занятое на государственной службе, формаль­но имеет равное право на

повышение в дол­жности (ст. 37 Закона о государственных слу­жащих). В

то же время Совету по делам пер­сонала предоставлено право предъявлять к

претендентам на ту или иную должность до­полнительные ограничительные

требование и заменять экзамены назначением по выбо­ру с учетом показателей

предшествующей служебной деятельности. К ежегодно проводимым экзаменам на

повышение в ранге допускаются все желающие. Конкурс на таких экзаменах

традиционно очень высокий (25— 40 человек на одно место). Успешная сдача

экзамена не означает автоматического назначения на должность. Сдавшие экзамен

заносятся в особый список, из которого соответствующее ведомство производит

назна­чение.

Назначение на должность или повыше­ние в должности, как правило, происходит

с испытательным сроком (не менее 6 месяцев), по истечении которого при

положительных результатах и происходит официальное на­значение.

При продвижении по государственной службе учитываются как стаж работы, так и

деловые качество служащего, которые посто­янно изучаются кадровыми

структурами. Ра­бота сотрудника ежегодно оценивается его непосредственным

начальником (заведующим отделом в министерстве), который и направ­ляет

соответствующее заключение (доклад) директору департамента на утверждение.

Директор, не согласный с содержащейся в докладе оценкой деятельности

сотрудника, может подготовить собственное письменное заключение. На практике

подобное случа­ется крайне редко, поскольку, как правило, перед написанием

доклада составитель кон­сультируется с вышестоящим начальником

[6].

Доклад пишется по заранее установлен­ной схеме и состоит из двух частей. В

пер­вой части в специальных графах проставля­ются оценки

«отлично» или «недостаточно» за способность готовить

документы, быстро­ту исполнения, инициативность, тщательность проработки

документов, дисциплинирован­ность, умение строить отношения в

коллекти­ве. Вторая часть доклада описательная; обыч­но она содержит

обобщенные критические выводы, основой для которых послужили за­мечания

начальника в адрес подчиненного в направляемых ему в течение года так

назы­ваемых «неофициальных письмах». Кроме того, ежегодно отдел

кадров министерства направ­ляет во все департаменты «карточки

дости­жений», в которых фиксируются наиболее значительные успехи

каждого сотрудника.

Вся эта информация хранится в личном деле сотрудника. Работники отдела кадров

накапливают также различного рода неофи­циальную информацию, получаемую о

конк­ретном сотруднике из бесед с его начальни­ком, из кулуарных

разговоров и т. д.

Государственные служащие имеют право обжаловать решение, не позволяющее

пред­ставлять их на повышение по должности. С соответствующими жалобами

можно обра­щаться в Совет по делам персонала и в Объединенный совет по

рассмотрению жа­лоб (в него обращаются лица, не выдержав­шие испытаний

и временно прикомандиро­ванные).

В России ситуация складывается следующим образом. Если руководствоваться законом

«Об основах государственной службы» от 31 июня 1995 г.,

№119-ФЗ, то положения ст. 21 гласят: Право поступления на государственную

службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие

государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие

требованиям, установленным настоящим Федеральным законом для государственных

служащих.

При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не

допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений

или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка,

происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,

наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, отношения

к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в

порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации и федеральным

законом.

Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на

государственной службе в случаях:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным

решением суда, вступившим в законную силу;

2) лишения его права занимать государственные должности

государственной службы в течение определенного срока решением суда,

вступившим в законную силу;

3) наличия подтвержденного заключением медицинского

учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных

обязанностей;

4) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к

сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если

исполнение должностных обязанностей по государственной должности

государственной службы, на которую претендует гражданин, связано с

использованием таких сведений;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, братья,

сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с

государственным служащим, если их государственная служба связана с

непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) наличия гражданства иностранного государства, за

исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на

взаимной основе межгосударственными соглашениями;

7) отказа от представления сведений, предусмотренных статьей

12 настоящего Федерального закона.

При поступлении на государственную службу гражданин представляет:

1) личное заявление;

2) документ, удостоверяющий личность;

3) трудовую книжку;

4) документы, подтверждающие профессиональное образование;

5) справку из органов государственной налоговой службы о

представлении сведений об имущественном положении;

6) медицинское заключение о состоянии здоровья;

7) другие документы, если это предусмотрено федеральным законом.

Сведения, представленные согласно настоящему Федеральному закону при

поступлении гражданина на государственную службу, а также при решении вопроса

о его назначении на высшую государственную должность государственной службы,

подлежат проверке в установленном федеральным законом порядке.

В отдельных государственных органах федеральным законом могут устанавливаться

дополнительные требования к проверке сведений, сообщаемых гражданином при

поступлении на государственную службу и назначении его на высшие

государственные должности государственной службы.

В случае установления в процессе проверки обстоятельств, препятствующих

поступлению гражданина на государственную службу или назначению его на высшую

государственную должность государственной службы, указанный гражданин

информируется в письменной форме о причинах отказа в принятии его на

государственную службу или назначении на высшую государственную должность

государственной службы[7].

Данные положения не прописаны в новом законе «О системе госслужбы»,

но они действуют и в настоящий момент. Вот что говорит закон: На

государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие

государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста,

установленного федеральным законом о виде государственной службы для

прохождения государственной службы данного вида.

Федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта

Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к

гражданам при поступлении на государственную службу по контракту.

Условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок

прекращения их действия устанавливаются в соответствии с федеральным законом

о виде государственной службы.

В соответствии с федеральным законом о виде государственной службы контракт

может заключаться с гражданином:

§ на неопределенный срок;

§ на определенный срок;

§ на срок обучения в образовательном учреждении профессионального

образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.

Федеральным законом о виде государственной службы определяется предельный

возраст пребывания на государственной службе данного вида.

Прохождение государственной службы включает в себя назначение на должность,

присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального

звания, аттестацию или квалификационный экзамен, а также другие

обстоятельства (события) в соответствии с настоящим Федеральным законом,

федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными

правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными

правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Основания прекращения государственной службы, в том числе основания увольнения в

запас или в отставку государственного служащего, устанавливаются федеральными

законами о видах государственной службы

[8].

В отличие от п. 6 ст. 21 ФЗ «Об основах госслужбы», в настоящее

время в законопроектах обоснованно закрепляется право граждан посту­пать на

государственную службу не по трудовому договору, а по служеб­ному

контракту. При этом важно, чтобы были определены четкие ус­ловия таких

контрактов, порядок их заключения, а также порядок прекращения их действия

[9].

3. Дисциплинарная практика государственных служащих

По мнению Генерального совета профсоюзов Японии, взыскания назначаются

од­носторонне, по решению начальства. Когда дисциплинарное взыскание

объявлено, оно сохраняет свою силу, даже если назначен­ный работник и

профсоюз подали апелля­цию. Санкции действуют на протяжении всей процедуры

обжалования. Как правило, дис­циплинарные взыскания влияют на решения о

продвижении, прибавке к жалованию, ус­тановлении надбавки за усердие.

Запись о дисциплинарных санкциях никогда не изы­мается из личных дел

государственных слу­жащих.

Японское законодательство допускает значительные ограничения трудовых прав

государственных служащих. Так, на служащих полиции, пожарной службы, лиц,

несущих служ­бу по охране общественного порядка на море, а также в тюрьмах,

не распространяются правила об условиях труда, установленные Законом о трудовых

стандартах. Право на ведение коллективных переговоров призна­ется в

значительно урезанном виде. Забас­товки государственных служащих

запреще­ны. Рабочие государственных предприятий за нарушение этого запрета

подвергаются увольнению, а собственно управленческий персонал может быть

привлечен к уголов­ной ответственности.

К дисциплинарной ответственности государственные служащие могут быть

привле­чены как их начальником, так и Советом по делам персонала.

Основные виды дисциплинарного воздей­ствия на государственных служащих:

§ увольнение с должности;

§ временное отстранение от занимаемой должности сроком от одного дня

до одного года (в это время государственный служащий, как правило, не получает

заработную плату); _ удержание из должностного оклада (мо­жет быть удержано

до 1/3 жалования за пе­риод от одного дня до одного года);

§ письменный выговор (замечание).

Основания для привлечения к дисципли­нарной ответственности государственных

служащих:

§ нарушение Закона о государственных служащих и правил, издаваемых

по делам персонала;

§ невыполнение должностных обязанностей;

§ совершение поступков, порочащих госу­дарственного служащего в

качестве «слуги всего народа».

Государственная служба в Японии сопря­жена со значительными физическими

пере­грузками, частыми переработками, вызванны­ми, среди прочего,

ограниченностью штатов. По этой причине была утверждена система выплаты

компенсаций за ущерб здоровью, понесенный в период выполнения служебных

обязанностей.

Права государственных служащих в по­литической сфере достаточно сильно

огра­ничены. Им не запрещается вступать в поли­тические партии, но они

не могут быть поли­тическими консультантами и функционерами, не могут

баллотироваться на выборные пуб­личные должности и т. д. Совет по делам

персонала может запретить государственным служащим любые политические действия,

кро­ме тех, которые связаны с осуществлением избирательного права.

Закон о государственных служащих Япо­нии определяет перечень должностных

лиц, находящихся на «особой службе». Специфи­ка их состоит в

том, что на них не распрост­раняются предписания и правовые нормы,

регулирующие прохождение «обычной служ­бы».

В круг лиц, состоящих на «особой служ­бе», входят:

премьер-министр, министры, советники, воз­главляющие Совет по делам

персонала и Ревизионный совет, генеральный секретарь Кабинета и его

заместители, заместитель главы канцелярии премьер-министра по общим

воп­росам, начальник Законодательного бюро Кабинета, министры секретари

пре­мьер-министра, министров и генерального секретаря Кабинета; все

государственные должностные лица, избираемые парламентом либо утверждае­мые

обеими или одной из палат парламен­та; начальник и некоторые чиновники

Управ­ления императорского двора; Чрезвычайные и Полномочные послы,

по­сланники, члены направляемых за рубеж пра­вительственных делегаций,

а также члены Ака­демии наук Японии, судьи, служащие управле­ния

Страницы: 1, 2, 3