Реферат: Государственная служба в Японии и России
высшее образование. Большинство представителей японской бюрократической элиты
закончили одни и те же учебные заведения. Как правило, это выпускники
юридического факультета Токийского университета. Общее «студенческое
прошлое» в значительной степени усиливает сходство
психологических установок японской элиты.
Право сдавать экзамены для поступления на государственную службу имеют только
японские подданные. Для некоторых специальных видов государственной службы
могут устанавливаться дополнительные ограничения, например, сотрудником
Министерства иностранных дел не может стать лицо, состоящее в браке с
иностранцем.
Система приемных экзаменов на государственную службу, введенная в конце XIX
в., действует без существенных изменений до
настоящего времени. Экзамены могут быть письменными или устными. Допускается
проведение экзамена по физической подготовке, а также оценка специальных
навыков.
Конкурсные экзамены организуются по принципу «открытых дверей».
Время и место их проведения объявляются в средствах массовой информации.
Содержание конкурсных экзаменов идентично для большинства государственных
учреждений.
Некоторые министерства, например Министерство иностранных дел, проводят
письменные и устные экзамены. Условия их следующие: кандидаты в
карьерные дипломаты (не моложе 20 и не старше 28 лет) в течение трех-четырех
дней в июне сдают письменные экзамены по следующим предметам: японская
Конституция, международное право, экономическая теория, история дипломатии
и иностранный язык. Кроме того, соискатель по собственному усмотрению выбирает
для сдачи экзамены по административному или частному праву, а также
по одному из разделов теории и практики денежно-финансовых отношений. Для
определения способностей кандидатов - быстро схватывать суть различных
мнений, вырабатывать свой подход, использовать убедительные аргументы при
изложении собственной позиции - проводится общий экзамен в виде групповой
дискуссии по одному из предметов[5]
. Общее количество баллов, набранных на экзаменах каждым
экзаменующимся, заносится в экзаменационный лист, сохраняющий свою силу в
течение одного года.
Повышение в должности также происходит через конкурсные экзамены Каждое
лицо, занятое на государственной службе, формально имеет равное право на
повышение в должности (ст. 37 Закона о государственных служащих). В
то же время Совету по делам персонала предоставлено право предъявлять к
претендентам на ту или иную должность дополнительные ограничительные
требование и заменять экзамены назначением по выбору с учетом показателей
предшествующей служебной деятельности. К ежегодно проводимым экзаменам на
повышение в ранге допускаются все желающие. Конкурс на таких экзаменах
традиционно очень высокий (25— 40 человек на одно место). Успешная сдача
экзамена не означает автоматического назначения на должность. Сдавшие экзамен
заносятся в особый список, из которого соответствующее ведомство производит
назначение.
Назначение на должность или повышение в должности, как правило, происходит
с испытательным сроком (не менее 6 месяцев), по истечении которого при
положительных результатах и происходит официальное назначение.
При продвижении по государственной службе учитываются как стаж работы, так и
деловые качество служащего, которые постоянно изучаются кадровыми
структурами. Работа сотрудника ежегодно оценивается его непосредственным
начальником (заведующим отделом в министерстве), который и направляет
соответствующее заключение (доклад) директору департамента на утверждение.
Директор, не согласный с содержащейся в докладе оценкой деятельности
сотрудника, может подготовить собственное письменное заключение. На практике
подобное случается крайне редко, поскольку, как правило, перед написанием
доклада составитель консультируется с вышестоящим начальником
[6].
Доклад пишется по заранее установленной схеме и состоит из двух частей. В
первой части в специальных графах проставляются оценки
«отлично» или «недостаточно» за способность готовить
документы, быстроту исполнения, инициативность, тщательность проработки
документов, дисциплинированность, умение строить отношения в
коллективе. Вторая часть доклада описательная; обычно она содержит
обобщенные критические выводы, основой для которых послужили замечания
начальника в адрес подчиненного в направляемых ему в течение года так
называемых «неофициальных письмах». Кроме того, ежегодно отдел
кадров министерства направляет во все департаменты «карточки
достижений», в которых фиксируются наиболее значительные успехи
каждого сотрудника.
Вся эта информация хранится в личном деле сотрудника. Работники отдела кадров
накапливают также различного рода неофициальную информацию, получаемую о
конкретном сотруднике из бесед с его начальником, из кулуарных
разговоров и т. д.
Государственные служащие имеют право обжаловать решение, не позволяющее
представлять их на повышение по должности. С соответствующими жалобами
можно обращаться в Совет по делам персонала и в Объединенный совет по
рассмотрению жалоб (в него обращаются лица, не выдержавшие испытаний
и временно прикомандированные).
В России ситуация складывается следующим образом. Если руководствоваться законом
«Об основах государственной службы» от 31 июня 1995 г.,
№119-ФЗ, то положения ст. 21 гласят: Право поступления на государственную
службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие
государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие
требованиям, установленным настоящим Федеральным законом для государственных
служащих.
При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не
допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений
или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,
наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, отношения
к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в
порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации и федеральным
законом.
Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на
государственной службе в случаях:
1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным
решением суда, вступившим в законную силу;
2) лишения его права занимать государственные должности
государственной службы в течение определенного срока решением суда,
вступившим в законную силу;
3) наличия подтвержденного заключением медицинского
учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных
обязанностей;
4) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к
сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если
исполнение должностных обязанностей по государственной должности
государственной службы, на которую претендует гражданин, связано с
использованием таких сведений;
5) близкого родства или свойства (родители, супруги, братья,
сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с
государственным служащим, если их государственная служба связана с
непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
6) наличия гражданства иностранного государства, за
исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на
взаимной основе межгосударственными соглашениями;
7) отказа от представления сведений, предусмотренных статьей
12 настоящего Федерального закона.
При поступлении на государственную службу гражданин представляет:
1) личное заявление;
2) документ, удостоверяющий личность;
3) трудовую книжку;
4) документы, подтверждающие профессиональное образование;
5) справку из органов государственной налоговой службы о
представлении сведений об имущественном положении;
6) медицинское заключение о состоянии здоровья;
7) другие документы, если это предусмотрено федеральным законом.
Сведения, представленные согласно настоящему Федеральному закону при
поступлении гражданина на государственную службу, а также при решении вопроса
о его назначении на высшую государственную должность государственной службы,
подлежат проверке в установленном федеральным законом порядке.
В отдельных государственных органах федеральным законом могут устанавливаться
дополнительные требования к проверке сведений, сообщаемых гражданином при
поступлении на государственную службу и назначении его на высшие
государственные должности государственной службы.
В случае установления в процессе проверки обстоятельств, препятствующих
поступлению гражданина на государственную службу или назначению его на высшую
государственную должность государственной службы, указанный гражданин
информируется в письменной форме о причинах отказа в принятии его на
государственную службу или назначении на высшую государственную должность
государственной службы[7].
Данные положения не прописаны в новом законе «О системе госслужбы»,
но они действуют и в настоящий момент. Вот что говорит закон: На
государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие
государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста,
установленного федеральным законом о виде государственной службы для
прохождения государственной службы данного вида.
Федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта
Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к
гражданам при поступлении на государственную службу по контракту.
Условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок
прекращения их действия устанавливаются в соответствии с федеральным законом
о виде государственной службы.
В соответствии с федеральным законом о виде государственной службы контракт
может заключаться с гражданином:
§ на неопределенный срок;
§ на определенный срок;
§ на срок обучения в образовательном учреждении профессионального
образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.
Федеральным законом о виде государственной службы определяется предельный
возраст пребывания на государственной службе данного вида.
Прохождение государственной службы включает в себя назначение на должность,
присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального
звания, аттестацию или квалификационный экзамен, а также другие
обстоятельства (события) в соответствии с настоящим Федеральным законом,
федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Основания прекращения государственной службы, в том числе основания увольнения в
запас или в отставку государственного служащего, устанавливаются федеральными
законами о видах государственной службы
[8].
В отличие от п. 6 ст. 21 ФЗ «Об основах госслужбы», в настоящее
время в законопроектах обоснованно закрепляется право граждан поступать на
государственную службу не по трудовому договору, а по служебному
контракту. При этом важно, чтобы были определены четкие условия таких
контрактов, порядок их заключения, а также порядок прекращения их действия
[9].
3. Дисциплинарная практика государственных служащих
По мнению Генерального совета профсоюзов Японии, взыскания назначаются
односторонне, по решению начальства. Когда дисциплинарное взыскание
объявлено, оно сохраняет свою силу, даже если назначенный работник и
профсоюз подали апелляцию. Санкции действуют на протяжении всей процедуры
обжалования. Как правило, дисциплинарные взыскания влияют на решения о
продвижении, прибавке к жалованию, установлении надбавки за усердие.
Запись о дисциплинарных санкциях никогда не изымается из личных дел
государственных служащих.
Японское законодательство допускает значительные ограничения трудовых прав
государственных служащих. Так, на служащих полиции, пожарной службы, лиц,
несущих службу по охране общественного порядка на море, а также в тюрьмах,
не распространяются правила об условиях труда, установленные Законом о трудовых
стандартах. Право на ведение коллективных переговоров признается в
значительно урезанном виде. Забастовки государственных служащих
запрещены. Рабочие государственных предприятий за нарушение этого запрета
подвергаются увольнению, а собственно управленческий персонал может быть
привлечен к уголовной ответственности.
К дисциплинарной ответственности государственные служащие могут быть
привлечены как их начальником, так и Советом по делам персонала.
Основные виды дисциплинарного воздействия на государственных служащих:
§ увольнение с должности;
§ временное отстранение от занимаемой должности сроком от одного дня
до одного года (в это время государственный служащий, как правило, не получает
заработную плату); _ удержание из должностного оклада (может быть удержано
до 1/3 жалования за период от одного дня до одного года);
§ письменный выговор (замечание).
Основания для привлечения к дисциплинарной ответственности государственных
служащих:
§ нарушение Закона о государственных служащих и правил, издаваемых
по делам персонала;
§ невыполнение должностных обязанностей;
§ совершение поступков, порочащих государственного служащего в
качестве «слуги всего народа».
Государственная служба в Японии сопряжена со значительными физическими
перегрузками, частыми переработками, вызванными, среди прочего,
ограниченностью штатов. По этой причине была утверждена система выплаты
компенсаций за ущерб здоровью, понесенный в период выполнения служебных
обязанностей.
Права государственных служащих в политической сфере достаточно сильно
ограничены. Им не запрещается вступать в политические партии, но они
не могут быть политическими консультантами и функционерами, не могут
баллотироваться на выборные публичные должности и т. д. Совет по делам
персонала может запретить государственным служащим любые политические действия,
кроме тех, которые связаны с осуществлением избирательного права.
Закон о государственных служащих Японии определяет перечень должностных
лиц, находящихся на «особой службе». Специфика их состоит в
том, что на них не распространяются предписания и правовые нормы,
регулирующие прохождение «обычной службы».
В круг лиц, состоящих на «особой службе», входят:
премьер-министр, министры, советники, возглавляющие Совет по делам
персонала и Ревизионный совет, генеральный секретарь Кабинета и его
заместители, заместитель главы канцелярии премьер-министра по общим
вопросам, начальник Законодательного бюро Кабинета, министры секретари
премьер-министра, министров и генерального секретаря Кабинета; все
государственные должностные лица, избираемые парламентом либо утверждаемые
обеими или одной из палат парламента; начальник и некоторые чиновники
Управления императорского двора; Чрезвычайные и Полномочные послы,
посланники, члены направляемых за рубеж правительственных делегаций,
а также члены Академии наук Японии, судьи, служащие управления
Страницы: 1, 2, 3
|