бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Юридическая ответственность бесплатно рефераты

о правонарушениях, порядок осуществления назначенной меры наказания также

регламентируются специальными (процес­суальными) юридическими нормами.

Правовая ответствен­ность как охранительное правовое отношение внешне

про­является через комплекс отношений процессуального харак­тера.

Взаимодействие участников процессуальных отношений регулируется нормами

процессуального законодательства, это регулирование преследует цели развития

отношения юридической ответственности и его реализации в дальнейшем.

Процессуальная форма также обеспечивает охрану прав и законных интересов лиц,

привлеченных к ответственности. Нормы правовой ответственности

устанавливаются и применяются определенными компетентными органами и

долж­ностными лицами от имени государства.

Меры юридической ответственности в сравнении с мерами общественной

ответственности характеризует в целом боль­шая степень репрессивности,

жестокости. Тем не менее в отношении части нарушителей норм права и правил

социа­листического общежития меры общественной ответственности, общественного

воздействия оказываются подчас более эф­фективными. Люди по-разному

реагируют на внешние воздействия, поскольку неодинаков уровень их сознания

вообще и нравственного сознания в особенности. Правона­рушение может быть

следствием случайного стечения об­стоятельств, тогда оно не является

закономерным выра­жением сущности личности. Индивидуальные свойства лич­ности

правонарушителя подлежат безусловному учету во всех случаях привлечения

человека к какой-либо ответст­венности, особенно в тех случаях, когда

законодательство разрешает замену мер юридической ответственности мерами

морального, общественного осуждения, реализация которых происходит в рамках

социальной, неправовой ответственности.

Для различных видов (и подвидов) юридической ответственности характерно также

более тесное взаимодействие, наличие системных связей. Если один вид

юридической ответственности оказывается недостаточно эффективным, то

повторное аналогичное правонарушение может повлечь за собой применение более

строгого вида. По общему правилу, недопустимо применение двух и более видов

юридической ответственности за одно и то же правонарушение. Практика

осуществления мер неюридической, общественной ответственности различных видов

по­добных ограничений не знает. Кстати, одновременное при­менение мер

юридической и неправовой ответственности за одно деяние вполне уместно и

целесообразно. Такое сочетание позволяет всесторонне воздействовать

нарушителя и тем самым сознания решению задач членов общества.

САНКЦИЯ.

Вместе с тем установление в законодательстве санкций оказывает на поведение

субъектов положительное мотивациоиное влияние, выполняет общепревентивную

функ­цию, которая выступает одной из охранительных функций. Санкция — это

предусмотренное в соответствующей правовой норме неблагоприятное последствие

правонаруше­ния, применяемое к правонарушителю компетентными

госу­дарственными органами. Единственным основанием для применения

(реализации) санкции служит правонарушение. В юридической литературе

существует и более широкая трактовка содержания санкций. Так, И. С. Самощенко

по­лагает, что санкциями могут быть предусмотрены либо «меры

непосредственного государственного принуждения, применяемые для обеспечения

реального исполнения правовых обязанностей или в виде кары за нарушение

правовых запретов, либо иные неблагоприятные последствия неиспол­нения нормы

права». Согласиться с таким пониманием содержания санкции, по моему мнению,

нельзя по следую­щим основаниям:

Во-первых, следует отграничить санкции от тех неблаго­приятных последствий,

которые наступают для лица, не исполнившего юридические обязанности

процессуального характера (надлежащее оформление сделок, соблюдение

процессуальных правил, сроков и т. д.). Несоблюдение или неисполнение

подобных юридических правил не может влечь за собой применение санкций, так

как такого рода «право­нарушения» причиняют вред самим нарушителям. Санкцией

же предусмотрены материально-правовые последствия, ко­торые наступают за

неисполнение юридических обязанностей и Обеспечивают реализацию другими

субъектами их нрав на обладание, пользование и распоряжение разнообразными

социальными благами. Действительное правонарушение по всех случаях причиняет

вред интересам других лиц, нару­шает их права, а санкция применяется к

правонарушителю как средство государственного и правового воздействия.

Во-вторых, нужно отграничить собственно санкции от тех мер защиты прав, часть

из которых могут применять сами потерпевшие в отношении правонарушителей.

Наказание — принудительно осуществляемое .средство воздействия.

Следовательно, принудительно реализуются и санкции, предусматривающие

наказание. Это обстоятельство нередко служит основанием для отождествления

понятий санкции, меры наказания и меры государственного принуждения.

Государственное принуждение есть совершаемое компетентными органами н

должностными лицами властное воздействие в виде предписания определенного

поведения (психическое принуждение) либо в форме непосредственного действия

(физическое принуждение). Такой метод государственной деятельности

применяется при решении разных задач для достижения различных целей, но

естественно, что наибольшее применение он находит в сфере

правоохрани­тельной деятельности государства. Разнообразные меры, охраны прав

граждан, общественных н государственных организаций, предусмотренные нормами

социалистического права, если они не осуществляются обязанными лицами

добровольно, реализуются принудительно.

Следовательно, осуществление наказания является одной из целей применения

государственного принуж­дения. Государственное принуждение является

средством, обеспечивающим реализацию предусмотренной в санкции нормы

юридической ответственности наказания правонарушителя.

Итак, санкция — это структурный элемент нормы юридической ответственности.

Она определяет вид и пределы наказания (норм) правонарушителя, применяется на

основе правонарушения, конкретизируется актом применения соответствующей

правовой нормы, реализуется, как правило, посредством государственного

принуждения, воздействует на статус правонарушителя и имеет своей целью его

исправ­ление перевоспитание. Понятие «юридическая санкция» имеет, таким

образом, строго определенные смысл и значение, что позволяет четко

разграничить, дифференцировать разнообразные прапоохранительные меры,

предусмотренные нормами различных отраслей права. Санкция есть мера наказания

(кары) правонарушителей, т.е. мера юридической ответственности. Без санкции

юри­дическая ответственность не может ни возникнуть, ни осу­ществиться —

настолько органична их взаимосвязь.

Юридические санкции — это разновидность правоохра­нительных мер. Специфика

санкций состоит в том, что ими предусмотрены меры наказания правонарушителей.

К. Маркс, раскрывая социальное назначение наказания, писал: «Наказание есть

не что. иное, как средство самозащиты общест­ва против нарушений условий его

существования, каковы бы ни были эти условия. Именно карательная сущность

позволяет выделить юридические санкции из всего множест­ва предусмотренных

правом мер защиты, имеющих различ­ные основания и разные цели применения.

Юридические санкции предусмотрены нормами матери­ального права, хотя могут

применяться и на основании на­рушений процессуальных норм (ответственность

свидетеля за отказ или за дачу ложных показаний, ответственность экспертов,

специалистов, переводчиков и т. д.) Будучи ин­ститутом материального права,

юридическая ответственность, таким образом, обеспечивает нормальный процесс

реализа­ции права, карает его нарушителей. Отождествление мер защиты

юридическими санкциями приводит, на наш взгляд, к выводу о существовании

про­цессуальных санкций и процессуальной ответственности. Например. Н, А.

Чечина и П. С, Элькинд отождествляют юридические санкции с другими

охранительными мерами, которые предусмотрены процессуальными отраслями права

и тем самым обосновывают существование процессуальной ответственности.

Правонарушение без ответственности перед законом — явление ненормальное,

фундамент без самого здания. Существование юридической ответственности как

способа разрешения противоречий между интересами общества и отдельных

субъектов — это выражение объективной социальной необходимости.

Ответственность правонарушителя заключается в выполнении двух видов

обязанностей:

а) восстановить по мере возможности то состояние общественной жизни, которое

было до совершения правонарушения (например, исполнить невыполненную

обязанность, вернуть незаконно приобретенное, иным способом ликвидировать

причиненный вред, ставший причиной правонарушения);

б) понести кару за совершенное правонарушение (например, выплатить штраф,

отбыть назначенный судом срок лишения свободы и т.д.).

Эти две группы обязанностей составляют единое содержание всякой юридической

ответственности. Только возмещение вреда и понесение кары вместе могут

оказать реальное влияние на сознание правонарушителя и предостеречь его от

совершения противоправных поступков в будущем.

ОТНОШЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

Нормы юридической ответственности реализуются через соответствующие правовые

отношения. Именно в данных отношениях проявляет, обнаруживает свою сущность

юриди­ческая ответственность. Правонару­шение как факт служит основанием для

возникновения кон­кретного, индивидуально-определенного отношения

юриди­ческой ответственности. Специфика данного отношения сос­тоит в том, что

через него (или в рамках его) осуществляется карательно-принудительное

воздействие на правонарушителя. Отношения юридической ответственности

определенным субъектным составом — это отношения, складывающиеся по

вертикали: субъекты данного отношения не равны между собой, т. е. по своей

природе являются государственно-властными отношениями, или

«властеотношениями». Один из участников отношения всегда обладает правомочием

и фак­тической способностью к реализации карательно-принуди­тельного

воздействия.

Задачу охраны правопорядка в раз­личных сферах общественной жизни

практически решают все органы государства, а также ряд общественных

орга­низаций. В то же время в механизме социалистического го­сударства есть

органы, для которых функция охраны правопорядка составляет специальное

содержание их компетен­ции и деятельности. Означает ли, что именно эти

правоохра­нительные органы, а не государство в целом, становятся субъектами

отношений юридической ответственности. Некоторые советские ученые полагали,

что уголовно-правовые отношения возникают не между государством в целом и

преступником, а между последним и компетентными органа­ми социалистического

государства. Они утверждали, что «ни в какие правовые отношения с

преступником оно не вступает» (А. Я. Ривлин), что «правового отношения между

государством и преступником нет» (Н. Н. Полянский)

По моему мнению, решение данного вопроса по фор­мально-логической схеме

«либо-либо» неправомерно. Каждый государственный орган в отдельности, хотя он

и не тождес­твен государству как целому, тем не менее в определенной области

общественных отношений представляет все государ­ство. Любой компетентный

орган социалистического госу­дарства, вступая в правовое отношение, в том

числе с правонарушителем, действует -от имени государства, представляя его

интересы, реализуя его волю и применяя его силу.

Управомоченным субъектом отношений юридической ответственности является

государство, выразившее свою волю в виде права. Нарушение государственной

воли, закрепленной в той или иной норме права, есть нарушение, игнорирование

интересов государства, которые оно защищает всеми средствами, имеющимися в

его распоряжении. «Лицо, совершившее деяние, предусмотренное законом как

преступление, тем самым

ставит себя в определенное отношение к государству. в отношение, заранее

урегулированное правом.

Для осуществления уголовной ответственности, в рамках которой назначено,

например, наказание в виде лишения свободы, необходимо применить к субъекту

правонарушения самые разнообразные принуди­тельные меры. Это— привод,

задержание, содержание под стражей во время предварительного расследования

преступ­ления, конфискация .орудий его совершения и имущества, добытого

преступным путем, конвоирование, охрана, особый режим содержания в

исправительно-трудовой колонии и другие. В конечном счете все указанные здесь

и иные прину­дительные меры применяются с целью обеспечения реализа­ции

наказания, а следовательно, и правоотношения ответ­ственности, даже если

часть этих мер будет применена до назначения наказания. В этом смысле

юридическая ответст­венность всегда опирается на государственное принуждение,

которое, будучи облеченным в форму процессуальных право­отношений, служит

средством развития, развертывания, конкретизации и реализации юридической

ответственности.

ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

Виды юридической ответственности (гражданско-правовая, уголовно-правовая,

административно-правовая, дисциплинарная) полностью совпадают с видами

правонарушений, но по порядку привлечения к ней их можно условно подразделить

на два вида. К первому относится ответственность, налагаемая компетентными

государственными органами или должностными лицами, характеризуемая наиболее

жесткими мерами государственно-принудительного воздействия, рассматриваемая

либо в судебном, либо административном порядке: уголовно-правовая,

административно-правовая, дисциплинарная. Ко второму виду ответственности

следует отнести привлечение к ней правонарушителя непосредственно

управомоченным лицом, что характерно для гражданско-правовой ответственности

при наличии факта совершения гражданско-правового деяния. При привлечении

правонарушителя к ответственности компетентным государственным органом или

должностным лицом кроме факта правонарушения необходим правоприменительный

акт, устанавливающий его вину, а в ряде случаев и точную меру государственно-

правового воздействия.

Уголовно-правовая ответственность наступает за совершение деяния,

предусмотренного уголовным законом, за которое могут быть назначены следующие

виды наказания: лишение свободы, ссылка, высылка, исправительные работы без

лишения свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься

определенной деятельностью, штраф, общественное порицание. Конституцией

России допускается установление федеральным законом в качестве исключительной

меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни впредь до ее отмены

смертной казни при условии предоставления обвиняемому права на рассмотрение

его дела судом с участием присяжных заседателей.

Государство идет по пути гуманизации уголовных наказаний в отношении лиц,

которые хотя и совершили уголовные преступления, но сами по себе не

представляют большой общественной опасности. Так, в частности, в уголовном

законе предусмотрены следующие возможные смягчения: назначение более мягкого

наказания, чем то, которое предусмотрено законом; условное осуждение, т. е.

назначенное наказание не приводится в исполнение, если в течение

определенного судом срока осужденный не совершит нового умышленного

преступления; освобождение от уголовной ответственности и наказания; условно-

досрочное освобождение от наказания и замена его более мягким; назначение за

уголовное правонарушение мер административной ответственности или даже мер

общественного воздействия; условное осуждение к лишению свободы с

обязательным привлечением к груду. Такая гуманизация наказания имеет целью

достичь исправления и перевоспитания правонарушителей без использования

суровых мер наказания.

Административно-правовая ответственность наступает за совершение

административно-правовых нарушений, т. е. за невыполнение правил общего

порядка: дорожного движения, общественного порядка, охраны природы.

Должностные лица несут административную ответственность как за свои

противоправные деяния, так и за издание приказов, нарушающих

законодательство, а также за непринятие мер по обеспечению выполнения правил

подчиненными лицами. Административным законодательством за совершение данных

деяний предусматриваются следующие виды наказаний: предупреждение; штраф;

возмездное изъятие предмета, являющегося орудием совершения административного

Страницы: 1, 2, 3, 4