бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Унитарное и федеративное государство бесплатно рефераты

всего относится к какой-либо одной от­расли права (например, Уголовный кодекс,

Гражданский процессу­альный кодекс, Кодекс об административных

правонарушениях).

В федеративном государстве, каким является Россия, разли­чаются законы

федеральные и законы субъектов Федерации. Так, кроме федерального Закона "О

языках народов РСФСР" в ряде республик (Карелия, Калмыкия и др.),

входящих в Российскую Федерацию, приняты свои законы о языках. Федеральные

законы действуют, как правило, на территории всей Федерации. В случае

расхождения закона субъекта Федерации с законом Российской Федерации действует

федеральный закон.

Конституция как основополагающий учредительный юридический акт страны -

это основной, "заглавный" закон, определяющий правовую основу государства,

принципы, структуру, главные характеристики государст­венного строя, права и

свободы граждан, форму правле­ния и государственного устройства, систему

правосудия и

др.

В Российской Федерации в настоящее время действует Конституция, принятая на

референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации, кроме

краткой пре­амбулы, содержит основной, первый, раздел из девяти глав:

1. Основы конституционного строя.

2. Права и свободы человека, и гражданина..

3. Федеративное устройство.

4. Президент Российской Федерации.

5. Федеральное Собрание.

6. Правительство Российской Федерации.

7. Судебная власть.

8. Местное самоуправление.

9. Конституционные поправки и пересмотр Конститу­ции.

В особом (втором) разделе Конституции Российской Федерации содержатся

заключительные и переходные по­ложения.

Само понятие «конституция» в переводе с латыни означает установление,

учреждение, устройство. В Древнем Риме так име­новали отдельные акты

императорской власти.

Появление конституций как основных законов государства связано с приходом к

власти буржуазии, возникновением буржу­азного государства.

Первые акты конституционного типа были приняты в Англии. Однако исторические

особенности ее развития привели к тому, что в ней отсутствует конституция в

обычном понимании этого слова. Иначе говоря, нет единого акта, регулирующего

как важ­нейшие стороны внутренней организации государства, обще­ственного

устройства, так и права, и свободы граждан. Современная Великобритания -

страна, имеющая неписаную конституцию, которую составляют многочисленные

акты, принятые в период ХШ-ХХ вв. Все они не связаны между собой определенной

системой и не образуют единого акта.

Первой писаной конституцией (т. е. представляющей единый основной закон с

внутренней структурой) можно назвать Консти­туцию США, принятую в 1787 г. и

действующую по сию пору. В Европе первыми писаными конституциями были

Конституции Франции и Польши 1791 г.

1. Как Основной Закон государства и общества Конституция, в отличие от других

законодательных актов, имеет учредитель­ный, основополагающий характер. Она

регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из них,

кото­рые затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан.

Конституция закрепляет основы общественно-эконо­мического строя государства,

его национально-территориальное устройство, основные права, свободы и

обязанности человека, и гражданина, организацию и систему государственной

власти

и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому

конституционные нормы - основополагающие для деятельности государственных

органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и

граждан. Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым

нормам.

2. Конституция, как уже отмечалось, есть основной источник права, содержащий

исходные начала всей системы права. Она представляет собой базу для текущего

законодательства, опре­деляет его характер.

Текущее законодательство развивает положения Конституции. В ряде случаев

Конституция содержит указания о необходимости принятия того или иного закона

(например, статья 70 Консти­туции РФ закрепляет, что статус столицы нашего

государства устанавливается федеральным законом). Как юридическая база

законодательства Конституция суть центр всего правового про­странства. Она

способствует согласованности всего правового раз­вития и систематизации

права.

3. Конституция обладает высшей юридической силой. Верхо­венство Конституции

как Основного Закона проявляется в том, что все законы и иные акты

государственных органов издаются на основе и в соответствии с ней. Строгое и

точное соблюдение Конституции - это наивысшая норма поведения для всех

граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.

4. Конституция как Основной Закон характеризуется стабиль­ностью. Это

определяется тем, что она закрепляет устои общест­венного и государственного

строя.

Стабильность Конституции как Основного Закона обеспечи­вается особым порядком

ее принятия и изменения.

Согласно статье 135 Конституции РФ положения главы 1 (Основы конституционного

строя), главы 2 (Права и свободы че­ловека и гражданина) и главы 9

(Конституционные поправки и пересмотр Конституции) не могут быть пересмотрены

парламен­том России - Федеральным Собранием. Если же поступит пред­ложение о

пересмотре положений этих глав Конституции и оно будет поддержано тремя

пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов

Государственной Думы, то в соот­ветствии с федеральным конституционным

законом созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание либо

под­тверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой

Конституции РФ. Данный проект может быть, принят Конституционным Собранием

двумя третями голосов от общего числа его членов или вынесен на всенародное

голосование. В по­следнем случае для принятия проекта новой Конституции РФ

требуется, чтобы за него проголосовали более половины избира­телей от более

чем 50% всех принявших участие в голосовании.

Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются

Федеральным Собранием в следующем порядке: поправка должна получить одобрение

не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не

менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти

не менее чем двумя третями субъектов Российской Федерации (в Российской

Федерации всего 89 субъ­ектов Федерации).

В соответствии с Конституцией могут издаваться кон­ституционные

(органические) законы, тоже посвященные правовым основам государства,

государственного строя. Конституционные законы принимаются по вопросам,

предусмотренным Конституцией (например, Закон о чрез­вычайном положении, Закон

о порядке деятельности Пра­вительства). Федеральный конституционный закон

счита­ется принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего

числа депутатов Государственной Думы и если он одобрен большинством не менее

трех четвертей от общего числа депутатов Совета Федерации. Принятый федеральный

конституционный закон в течение четырнад­цати дней подлежит подписанию

Президентом Российской Федерации и обнародованию. (вопрос принятия законов и

конституционных законов будет рассмотрен далее)

Среди законов следует выделять:

а) федеральные законы- - те, которые принимаются фе­деральным

законодательным органом - Федеральным Собранием - и распространяются на всю

территорию Российской Федерации,

б) законы субъектов Федерации (республиканские зако­ны, законы областей,

краев) - те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции

республиками, другими субъектами Федерации и распространяют­ся только на их

территорию.

Важное значение имеет деление законов по отраслям права. В соответствии с этим

следует разграничивать от­раслевые законы. Наиболее существенную роль в

законода­тельной системе (вслед за конституционными законами) играют:

административные законы; гражданские законы; брачно-семейные законы; уголовные

законы; земельные законы; финансово-кредитные законы; законы о труде; за­коны

по социальному обеспечению; процессуальные зако­ны; природоохранительные

законы. Кроме отраслевых, существуют межотраслевые зако­ны, в которых

содержатся нормы нескольких отраслей права (например, законы о здравоохранении,

в которых есть нормы административного, гражданского, других от­раслей права

Совокупность законов составляет законодательство. Опять же - понятие

законодательства употребляется в узком, точном смысле именно как система

законов и в широком - как система нормативно-правовых актов всех видов, а

иногда и как синоним права. Поэтому, когда говорят о законодательных актах -

значит, речь идет о системе законов в узком смысле, а когда говорят об актах

законодательства, речь может идти не только о законах.

Все эти «тонкости» нуждаются в определении, обозначении, чтобы прежде всего,

юристы, да и другие участники общественных отношений понимали друг друга.

Нормативно-правовой акт, в котором находит свое выражение и за­крепление

закон, может иметь разные формы. Наряду с наиболее распро­страненной формой -

изложением закона в отдельном, обособленном письменном акте - теория права

выделяет и нормативно-правовые акты в виде кодексов (сборников, списков -

лат.). Гражданский, уголовный, семейный, трудовой и иные кодексы - это

сборники, объединяющие по единому предмету регулирования и, как правило,

методу обширную совокупность, систему правовых норм.

Кодекс (кодифицированный акт) - это единый, свод­ный, юридически и логически

цельный, внутренне согласован­ный закон, иной нормативный акт, обеспечивающий

полное, обобщенное и системное регулирование данной группы обще­ственных

отношений.

Кодифицированные акты носят различное наименова­ние - "кодексы", "уставы",

"положения", просто "зако­ны".

Особый характер в федеративном государстве принад­лежит кодифицированным

актам федерального уровня. В них содержатся исходные и общие положения,

имеющие значение для всего федеративного государства. В респуб­ликах же и

других субъектах Федерации принимаются, акты в соответствии с их компетенцией

на основании фе­деральных кодексов, других федеральных законов.

Кодексы относятся к наиболее высокому уровню зако­нодательства. Каждый кодекс

- это как бы самостоятель­ное, развитое юридическое "хозяйство", в котором

долж­но быть "все", что необходимо для юридического регули­рования той или

иной группы отношений, - и общие принципы, и регулятивные институты всех

основных раз­новидностей данных отношений, и правоохранительные нормы, и т.д.

Причем весь этот нормативный материал приведен в единую систему, распределен

по разделам и главам, согласован.

Существенное значение в каждом кодексе (кодифици­рованном акте) имеют "общая

часть" или "общие положе­ния", где закрепляются Исходные принципы и нормы,

общие начала и "дух" данной ветви законодательства.

Основную роль в системе законодательства играют от­раслевые кодексы,

т.е. кодифицированные акты, возглав­ляющие соответствующую отрасль

законодательства. Эти кодексы собирают в единый фокус, сводят воедино основ­ное

содержание той или иной законодательной отрасли. Все другие законы, иные

нормативные акты данной отрас­ли как бы подстраиваются к отраслевому кодексу. В

части первой ГК РФ прямо сказано: "Нормы гражданского права, содержащиеся в

других законах, должны соответст­вовать настоящему Кодексу" (п. 2 ст. 3).

В ряде случаев законы по отдельным проблемам, на­пример по вопросам

собственности, залога, издавались ранее в качестве самостоятельных актов

потому, что еще не был принят тот сводный акт - кодекс (Гражданский кодекс),

в котором эти проблемы должны были бы полу­чить развернутое и системное

регулирование. Вполне по­нятно поэтому, например, что после принятия

Граждан­ского кодекса (часть первая) большинство из ранее приня­тых отдельных

законов отменено.

В то же время по некоторым проблемам, требующим развернутого, подробного

регулирования, кодекс может содержать только исходные, "рамочные" нормативные

положения, в соответствии с которыми затем разрабаты­вается и принимается

особый нормативный юридический акт.

Все основные (профилирующие и специальные) отрас­ли законодательства имеют

"свой" заглавный кодекса гражданское законодательство - Гражданский кодекс;

уголовное законодательство - Уголовный кодекс, граж­данское процессуальное

законодательство - Граждан­ский процессуальный кодекс и т.д.

Большинство кодексов имеет сокращенное буквенное обозначение, о чем уже

говорилось, - ГК, УК, ГИК и т.п. При развернутом написании начальное слово

назва­ния кодекса начинается с заглавной буквы; с заглавной буквы пишется

также слово "Кодекс" в тексте самого ко­дифицированного акта.

Для кодексов характерны некоторые структурные, тех­нико-юридические

особенности, особые правила внесения в них изменений. У кодексов существует,

как правило, вспо­могательный поисковый аппарат, и т. д.

Своеобразными видами нормативно-правовых актов, в которых находят свое

выражение законы, являются своды законов, собрания законо­дательства и т. п.

В частности, первоначально Свод законов Царской России, т. е. сборник

законов, составленный в XIX веке путем включения действующих законов,

прошедших чисто внешнюю систематическую обработку и про­должающий пополнятся

в XX веке, состоял из следующих восьми главных частей: законов основных,

определяющих существо верховной власти; законов органических, определяющих

устройство органов этой власти; законов правительственных сил, определяющих

способы действия этой власти; законы о состояниях, определяющих права и

обязанности поддан­ных по степени участия их в составе установлений и сил

государственных; законы гражданские и межевые, обнимающие семейственные и

общие имущественные отношения; уставы государственного благоустройства,

обеспечивающие особенные имущественные отношения; уставы благочиния (законы

полиции); законы уголовные Царской России. Все виды норматив­но-правовых

актов, в которых могли быть выражены законы, устанавли­вались в статье 53

Основных законов: «законы издаются в виде уложений, уставов, учреждений,

грамот, положений, наказов (инструкций), манифес­тов, указов, мнений

Государственного Совета и докладов, удостоенных Высочайшего утверждения.

Сверх того. Высочайшие повеления в порядке управления изъявляются рескриптами

и указами».

Разумеется, такие формы выражения законов были присущи мо­нархической форме

правления, в отсутствие парламентов и иных пред­ставительных органов.

Но нормативно-правовые акты - это не только форма выражения законов.

3 Подзаконные нормативные юридические акты

Характеристика законов как правовых документов высшей юридической силы означают,

что все другие нормативные акты, кроме законов, - акты иного юридического

качества: все они находятся "под" законом, т.е. являются подзаконными.

Вместе с тем под законность нормативных юридичес­ких актов не означает их

"меньшую" юридическую обяза­тельность; они обладают необходимой юридической

силой; дело лишь в том, что их юридическая сила не имеет такой же всеобщности

и верховенства, как это характерно для законов.

Было бы неверным недооценивать социаль­ное значение подзаконных нормативных

юридических актов. Они призваны обеспечивать на основании законов

конкретизированное нормативное регулирование всего комплекса общественных

отношений, и поэтому они зани­мают важное место во всей системе нормативного

регули­рования. Подзаконные нормативные акты многообразны, между собой они

различаются по своей юридической силе, образу­ют довольно сложную

иерархическую систему. Акт каждой "ниже расположенной" государственной

инстанции должен не только находиться "под" законом, но и соответствовать

нормативным актам всех государственных органов, кото­рые занимают более

высокие ступеньки в государственной иерархии. Например, акты Министерства

культуры долж­ны соответствовать не только закону, но и нормативным актам

Президента, Правительства, а также актам ведомств, которые в силу их статуса

имеют межведомственное значе­ние, например актам Министерства финансов.

Юридическая сила подзаконных нормативных актов, сфера их действия (по

территории, по лицам, по предмету) зависят от места государственного органа,

издавшего акт, в государственном аппарате, от его компетенции. Причем и здесь

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5