бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Унитарное и федеративное государство бесплатно рефераты

Курсовая: Унитарное и федеративное государство

План

1 Введение

2 Понятие нормативно правовых актов

3 Понятие и виды Законов РФ

4 Подзаконные юридические нормативные акты

5 Порядок вступления законов и подзаконных актов в силу

Введение

На мой взгляд вопрос «Нормативно правовые акты в РФ» является самым

интересным из представленных на рассмотрение. Именно поэтому я решил пойти по

пути рассмотрения данного вопроса и взять его в качестве основополагающего в

теме моей курсовой работы.

Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества.

Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические,

трудовые, семейные и иные правоотношения.

Выявление круга источников в различных правовых системах имеет важное

значение для раскрытия многих явлений правовой действительности. В частности,

от формы права зависят такие факторы, как способы правового регулирования,

нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных

пра­вовых актов и т.д.

Настает черед и теме о форме права, т. е. о том, как, в каком реальном,

практически воспринимаемом обличье мы можем право наблюдать, изучать,

применять, использовать. В частности, от формы права зависят такие факторы,

как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность,

степень юридической силы различных пра­вовых актов и т.д.

Где действительно находятся со всеми прису­щими характеристиками, и прежде

всего формальной определенностью, те правила поведения, которые составляют

содержание права? Как это складывалось исторически и как могучая логика

теории права выделила из всего многообразия и многотысячелетнего развития

права различные виды формальной определенности права, и закрепила в понятном

аппарате юридического сознания? Именно эти вопросы и состав­ляют сердцевину

вопроса о форме права.

Процесс появления первичных юридических письменных ис­точников (отдельных

законов, кодексов, иных актов), имевших своим назначением регулирование

складывающихся но­вых общественных отношений возникает очень давно. Тогда же

под­черкивалась объективная нужда раннеклассовых государств в новых формах

системы социального регули­рования. Упорядочить, закрепить социальные

отношения во вновь возни­кающих государственно организованных обществах можно

было только с помощью четких, формально установленных, признанных правил

пове­дения, охватывающих не единичные, а типичные, многократно повторяю­щиеся

явления и процессы в трудовой, бытовой, иной социально-эконо­мической сфере

обществ. Была раскрыта и спе­цифика этих правил, их отличие от социальных

норм первобытного об­щества, в том числе обеспечение их обязательности,

возможностью госу­дарственного принуждения.

Необходимо обратить внимание, что в теории права категория «формальная

определенность» употребляется в двух смыслах и характе­ризует право двояко.

Во-первых, эта категория употребляется как четкая характеристика правила

поведения, меру свободы. Во-вторых, как формальное выражение, закрепление

различных правил поведения в актах государственных орга­нов, решениях судов,

международных договорах и иных формах.

И именно в этом втором смысле категория «формальная опреде­ленность» приводит

к формулированию понятия форма права.

Таким образом, под - формой права понимается объективиро­ванное

закрепление и проявление содержания права в определенных актах государственных

органов, решениях судов, договорах, обычаях и иных источниках.

Но прежде чем рассмотреть эти акты, решения, договоры и иные источники права,

я хотел бы дать небольшой экскурс в историю и осветить вопрос «Как вообще

возникало право»

Право как особый регулятор общественных отношений возникает вместе с

государством. В доклассовом обществе действовали, конечно определенные

регуляторы взаимоотношений членов перво­бытнообщинного строя. Эти регуляторы

представляли собой обычаи, являвшиеся одновременно и правилами общежития и

предписаниям религиозного культа. Они обеспечивались не государственным

принуждением, ибо тогда не было государства, а силой привычки, традиций,

авторитетом, которыми пользовались старейши­ны рода, военачальники и т. д.

Итак , первоначально право складывалось путем перерастания обычаев в

правовые обычаи. Они стали записывать и объединяться в особые списки. В

результате этого появляется обычное право.

Однако надо обратить внимание и на следующее. Действительно, на протяжении

длительной истории существования права как социального института развивались

и изменялись взгляды на форму права. И связано это было с разными условиями и

потребностями того или иного этапа общественного развития, прежде всего в

Европе.

Уже юристы Древнего Рима выделяли в праве всех народов нечто общее, присущее

всем системам, и особенное, те черты права, которые были характерны для

отдельных государств и правовых систем.

«Все народы, - писал Гай, - которые управляются на основании законов и

обычаев, пользуются частью своим собственным правом, частью правом, общим для

всех людей». А в XIII веке Фомой Аквинским была предложена концепция, о двух

формах существования права: в виде боже­ственного закона, закреплявшего

гуманистические и нравственные начала появления, и существования

человечества, и в форме законов, идущих от власти государства, от человека.

В скоре были сформированы естественно-правовые идеалы (право на жизнь, на

свободу, на безопасность, на собственность и др.)

В XX веке естественно-правовая доктрина приобрела форму кон­цепции о правах и

свободах человека, причем набор этих прав и свобод стал общепризнанным и

четко определенным. И самое главное - эти права и свободы перестали быть

некими ре­зультатами умственных усилий тех или иных юристов и философов, а

при­обрели юридически законченную форму. Они вошли в четко очерченных

формулировках в международные декларации, конституции, иные акты. Особенно

значимым является закрепление прав и свобод человека, составляющих ядро в

основополагающих разделах конституций.

Таким образом, в XX веке по критерию формы права исчезает раз­ница между

естественно-правовыми положениями, вытекающими из са­мого существования

человека (его основными правами и свободами), и другими правовыми

положениями. Форма становится единой для всех сфер права - закрепление

получают все правила поведения в актах и иных источниках.

Некоторые ученые полагают, что в этой связи надо говорить о двух формах

права - внешней и внутренней. По их мнению, внешняя форма -

это закрепленные в актах и иных источниках объективированные правила поведения,

а внутренняя - эта та самая формальная определенная которая четко закрепляет

меру свободы, границы, масштаб поведения в конкретной норме, устанавливает ее

иерархию в системе права, отражает иные аспекты устройства права как системы.

Наконец, об источниках права. Это понятие получило широкое рас­пространение в

XIX веке, стало предметом исследования в отечественной теории государства и

права. Выделяется два главных способа образования норм права. Первый

проистекал из решающего участия государства в создании правовой нормы. Это

был наиболее распространенный способ. Прямое предписание, власти

устанавливало законы, обязательные для всех членов общества. Но некоторые

нормы могут возникать и без непосредственного участия законодателя - они

складываются в виде обычая и уже затем утвержда­ются законодателем. Эти две

формы права - закон и правовой обычай - и называли в XIX веке источниками

права. В этом смысле источник права, - это тот определенным образом

формализованный акт, откуда, собственно, и чер­паются, проистекают сведения о

правиле поведения. Однако высказывались и иные взгляды на источник права. Под

источником права предлагалось понимать силы, причины, образующие право, но

вовсе не те причины, которые так или иначе влияют на содержание правовых

норм, а только те причины или силы, которые сообщают тем или другим правилам

значение правовых норм, т. е. обусловливают, обеспечивают их обязательность.

Под правовым обычаем следует понимать нормы, которые сложились в

обществе независимо от государ­ственной власти и приобрели в общества

обязательное значение для всех членов общества. Действие обычного права

начинается там, где молчит закон. Обычное право не должно противоречить закону.

В российском праве применение обычая как способа регулирования общественных

отношений занимает незначительное место. Можно даже сказать, что обычай в

качестве источника права действует лишь в порядке исключения и только в тех

случаях, когда возможность его применения оговаривается дейст­вующим

законодательством. Например, суды в дореволюционной России за недостат­ком

закона вправе были обращаться к обычному праву (в делах торговых и др.).

Не мало важную роль в понятии «нормы права» занимает судебный прецедент

. Он имеет значение источника права в том случае, когда признается, что

судебное решение, вынесенное по конкретному делу, может стать правилом для

разрешения подоб­ных случаев на будущее. В этом случае судебное решение по

су­ществу становится нормой права и на него будут ссылаться как на

общеобязательное правило. Особенное распространение судеб­ный прецедент получил

в Великобритании. В нашей стране иной подход к судебной практике, к судебным

решениям, который можно выразить следующей формулой: задача судов состоит не в

создании, а в применении норм действующего права. Не имеет у нас

распространения и правовой обычай, хотя он и не отрицается. Так, ст. 5

Гражданского кодекса РФ (часть первая) закрепляет положения об обычаях делового

оборота, то есть сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области

предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные

законода­тельством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком- либо

документе. В некоторых странах источником права служат религиозные постулаты и

воззрения. Например, мусульманское право представляет одну из сторон религии

ислама. В основе мусульманского права лежат такие источники, как священная

книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его

пророков и посланцев Мухаммеду, Супца - сборник традиционных правил, касающихся

действий и высказы­ваний Мухаммеда, и др.

В Российской Федерации источниками права признаются до­говоры

нормативного содержания, среди которых важное место занимают

международные договоры.

Международный договор - это определенно выраженное со­глашение между двумя

или несколькими государствами относи­тельно установления, изменения или

прекращения их прав и обязанностей. Договоры могут быть нормоустанавливающими

(например, Договор о нераспространении ядерного оружия, До­говор по космосу)

или учредительными (например, Договор о Содружестве Независимых Государств).

Нормоустанавливающее значение имеет включенный в Кон­ституцию Российской

Федерации Федеративный договор. Он был подписан 31 марта 1992 г. полномочными

представителями Рос­сийской Федерации и ее субъектов - республик в составе

России, автономной области, автономных округов, краев, областей, горо­дов

Москвы и Санкт-Петербурга. Этим договором были разгра­ничены предметы ведения

и полномочия федерации в целом и ее субъектов. Тем самым был сделан шаг от

фактически унитарного государства к федерации.

Источниками права могут являться различные соглашения как разновидности

договора. В Российской Федерации в современных условиях значительно

возрастает роль соглашений в регламента­ции различных сторон общественной и

государственной жизни. Так, многие сферы отношений между краями, областями и

входящими в них автономиями регулируются именно соглашениями. Известны

соглашения и между государственными органами Федерации и ее субъектов.

Например, в соответствии с Законом Правительство Российской Федерации вправе

передавать на ос­новании соглашений администрации автономной области,

авто­номных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга

осуществление части своих полномочий. На основании

соглашений возможно и обратное перераспределение полномо­чий.

Договоры устанавливают нормы права и в российском трудо­вом праве. Так,

нормоустанавливающее значение имеет коллек­тивный договор -

правовой акт, регулирующий трудовые, соци­ально-экономические и

профессиональные отношения между ра­ботодателем и работниками на предприятии, в

учреждении, ор­ганизации (ст. 2 Закона Российской Федерации "О коллективных

договорах и соглашениях"). В коллективный договор могут вклю­чаться взаимные

обязательства работодателя и работников по таким вопросам, как механизм

регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения

показателей, перечисленных в договоре, а также по вопросам занятости,

пере­обучения, условий высвобождения работников, соблюдения их интересов при

приватизации предприятий и ведомственного жилья. Условия коллективных

договоров, заключенных в соответ­ствии с законодательством, являются

обязательными для пред­приятий, на которые они распространяются. Иными словами,

коллективный договор представляет собой специфическую ло­кальную правовую

норму.

Понятие источник права имеет и информационное значе­ние - определяет, куда

надо «посмотреть» для того чтобы найти необходи­мое правило поведения,

руководствоваться им, применять его и т. д.

1 Понятие нормативно правовых актов

Рассмотрение источников права я начну с нормативно-правового акта. Это

действительно наиболее распространенный в настоящее время вид источника,

который содержит нормы (правила поведения), установленные или признанные

государ­ством, обеспеченные возможностью государственного принуждения.

Следует обратить внимание, что понятие акт вообще-то употреб­ляется в

теории права в двояком смысле. Один - это акт как действие, второй - это акт

как материальный (письменный, электронный) носитель информации, как документ.

Именно в последнем смысле и обозначается нормативно-правовой акт как источник

права.

Такая форма права, как нормативно-правовой акт, порождает и множество

актуальных научных проблем, одни из которых ре­шены в теории права, а другие

находятся в стадии обсуждения.

Прежде всего, это проблема структуры нормативно-правового акта и ее

соотношения со структурой самого права.

Нормативно-правовой акт всегда имеет внешнюю структуру: определенные реквизиты,

которые позволяют его относить к соответствующему виду, например, различать

закон это или постановление, а также определить, когда он был принят, когда

вступил в действие, кем принят, утвержден, подписан и т. д. Официальные

реквизиты представляют собой сведения о должностном лице подписавшим акт,

заголовок, вид акта, номер акта и дату принятия. (Например Постановление

Верховного Совета РСФСР «О Концепции Судебной Реформы» от 24 октября 1991 года

№44 Или Федеральный закон «О Введении в действие Арбитражного Процессуального

Кодекса Российской Федерации» Принят Государственной Думой 5 апреля 1995

года Опубликован в Российской газете 1995, 16мая). Также нормативно

правовой акт имеет «преамбулу»- предисловие- вводная или вступительная

часть. В которой обычно излагаются принципиальные положения, побудительные

мотивы, цели издания соответствующего акта. Преамбула содержит «нормы-цели» и

«нормы-принципы», которые не обладают непосредственной юридической силой, но

могут учитываться при толковании других положений акта. В частности в

Конституции РФ написано « Мы, многонациональный народ РФ, соединенные общей

судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и

согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из

общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память

предков, возрождая суверенную государственность России, стремясь обеспечить

благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину

перед нынешним и будущим поколением, сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» это и является преамбулой.

Но нормативно-правовой акт имеет и внутреннюю структуру: деление на разделы,

главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, предписания и т.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5