бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Унитарное и федеративное государство бесплатно рефераты

п. Такое строение нормативно-правового акта - результат длительного

нормотворческого развития и служит, с одной стороны, последовательному и

четкому изложению правового материала в акте, а с другой удобству пользования

им.

В других же отраслях права мы находим различные способы изло­жения правовых

норм в статьях нормативно-правового акта - от полного соответствия до

изложения нормы права в разных статьях, а то и вообще в разных нормативно-

правовых актах.

Следующий вопрос - это вопрос о юридической силе нормативно- правового акта

или, иначе, о его месте в иерархии нормативных актов.

Понятие «юридическая сила» как и многие иные выражения, юридической науки,

заимствованы из других областей знания и наполнены специфическим юридическим

содержанием. Так вот и физическое понятие «сила» в юридическом смысле

означает обязатель­ное соответствие акта, принятого нижестоящим

государственным органом, акту, принятому вышестоящим государственным органом,

или соответ­ствие акта, принятого субъектом федерации, акту, принятому на

феде­ральном уровне.

И в этой связи неверными являются положения некоторых Консти­туций субъектов

Российской Федерации, устанавливающие, например, приоритет республиканских

законов над федеральными, особенно в бюд­жетной и иных сферах.

Разумеется, «война законов», которая возникает в подобных случаях, отражает

борьбу федеральных и местных политических элит, общегосу­дарственных и

местных интересов. Но в правовом плане никакой войны законов не должно быть,

вопрос решается однозначно в пользу феде­ральных приоритетов, конечно же, с

учетом и обеспеченностью местных интересов. Разрушение иерархии законов может

вести к разрушению госу­дарства, его федеративных основ. Но это уже иная

тема, которая рас­сматривалась в предыдущей книге, в теории государства.

Высшую юридическую силу имеет конституция, которую именуют по этому критерию

Основным законом. Иная юридическая сила у обычных законов, федеральных

законов, иная - у постановлений Правительства и т. д. Но это не значит, что

как то нормативно-правовые акты полностью или частично являются менее

обязательными или менее «влиятель­ными». Нет, это означает лишь требование

соблюдать принцип «подзаконности», «соответствия» в построении системы

нормативно-правовых актов, в иерархии актов.

Разумеется, реализация и обеспечение этой иерархии, этого соот­ветствия

большая и трудная практическая задача, которая решается как самими

государственными органами, так и специальными механизмами проверки

«соответствия» (Конституционным судом, иными судебными органами, прокуратурой

и т. п.). Таким образом, юридическая сила акта - это его место в иерархии

нормативно-правовых актов, соответствие, соподчиненность актов, приня­тых

нижестоящим органом, вышестоящим актам.

Но следует учитывать, что понятие «юридическая сила» иногда используется в

ином смысле - как юридическое значение документа, как определение новых видов

документов. Говорится, например, о юридической силе документов на машинных

носителях (магнитных лентах, дисках) наряду с юридической силой обычных,

письменных документов. Это иное, весьма условное упо­требление понятия

«юридическая сила».

В этой связи устанавливаются и правила обработки, хранения до­кументов на

ЭВМ. И тогда отсутствие определенных реквизитов, формата, позволяющих

обрабатывать для целей учета, использования документ, делают его юридически

ничтожным, лишают «юридической силы», т. е. юридического значения.

Еще один немаловажный вопрос связанный с определением нормативно правового акта.

Почему нормативно-правовой, а не просто нормативный акт? Здесь существует

весьма тонкое различие, которое и выделяет теория

права.

Дело в том, что наряду с нормами права (социальными правилами поведения),

которые воплощает, содержит нормативно-правовой акт, су­ществуют и нормы, не

имеющие правового характера и зна­чения, однако они также воплощены,

закреплены в письменной и иной документальной форме. Например, в инструкциях,

в которых определяются правила обращения с электротехникой, с бытовыми

приборами (утюгом, электроплитой и т. д.). Эти акты также являются

нормативными, но не правовыми, они содержат технические, но не правовые

нормы. Существуют и смешанные акты, например, государственные стандарты. В

них, с одной стороны, содержатся определенные технические требования к

качеству продукции, с другой - устанавливается, что нарушение этих требований

строго запрещается, влечет ответственность по закону.

Иногда в юридической литературе, вместо словосочетания «нормативно-правовой

акт» употребляется все же понятие нормативный акт, хотя, оно имеет в точном

смысле иное содержание.

Следует также отметить, что нельзя нормативно-правовой акт обозначать просто

как правовой акт. И здесь существует тонкое различие, исключительно важное

для юридической практики. Это различие становится понятным из такого примера.

Правовым будет являться акт, содержащий как правовые нормы (правила

поведения), так, например, и указание о применении мер ответственности к

конкретному адресату этих правил, если он их нарушил. Например, приказ

руководителя учреждения о наложении дисциплинарного взыскания на нарушителя

установленных в этом учреждении правил внутреннего трудового распорядка (за

опоздание на работу, прогул, другие нарушения трудовой дисциплины) является

правовым актом, так как имеет правовое значение - Этот приказ является

правовым, но не содержащим нормы права, актом. Этот второй вид правового акта

обозначается как правоприменительный, а не как право содержащий. Он также

правовой, но не нормативно-правовой акт.

Поскольку сохраняется практическая потребность учитывать реальное различие

между право, содержащими и право применяющими, право, реализующими актами,

постольку для рассматриваемого источника права сохраняется необходимость его

обозначения как нормативно-правового акта.

Понятие нормативно-правовой акт как - источник права охватывает все великое

многообразие правовых норм, регулирующих много­образные и бесчисленные -

социальные связи в обществе. Теоретикам права пришлось немало потрудиться,

чтобы классифицировать норматив­но-правовые акты, найти четкие критерии этой

классификации, сделать ее удобной для научного и, главное, практического

употребления.

Итак Нормативно правовой акт - властное предписание государственных органов,

которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Он является основным

источником права в РФ и европейских государствах. Нормативно правовые акты

образуют стройную систему, основанную на их юридической силе.

Можно определить наиболее важные критерии, по которым непо­средственно или по

их сочетанию выделяются виды нормативно-правовых актов. Это следующие

критерии: содержание нормативно-правового акта, процедура его принятия,

орган, принимающий акт, круг лиц, на которых распространяется его действие,

пространство и время, которые охватываются действием акта, утрата

юридического значения, внутренняя структура, организационные этапы и ряд

других критериев.

По содержанию, органу и процедуре принятия выделяется, прежде всего, такой

вид нормативно-правового акта, как закон.

2 Понятие и виды законов РФ

Закон - это нормативно-правовой акт, который принимается с соблюдением

правил по установленной процедуре в соответствии с компетенцией законодательным

органом власти (парламентом, конгрессом, верховным советом, собрани­ем и т.

д.). Законы могут приниматься и на референдумах - в ходе спе­циальной процедуры

непосредственного, прямого волеизъявления насе­ления по тому или иному, как

правило, крупному вопросу общественной жизни. По содержанию закон, как правило,

регулирует наиболее важные общественные отношения.

Понятие закон раскрывается на протяжении нескольких тысячеле­тий в научной и

практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется как синоним

понятия права, любого источника права. По­этому еще в XIX веке предлагалось

различать закон в формальном и материальном смыслах. В материальном - опять

же, как синоним всех источников права, в формальном - как акт, принятый в

соответствии с установленной процедурой законодательным органом.

Смешение этих значений может приводить к негативным послед­ствиям. Такое

произошло, к сожалению, в Конституции Российской Феде­рации 1993 года. Во

всех современных конституциях закрепляется прин­цип независимости судей. Это

фиксируется в формуле «судьи независимы и подчиняются только закону».

В данном контексте понятие закон употребляется в широком смысле, как синоним

права, как защита от вмешательства других ветвей власти в су­дебную

деятельность, прежде всего, «от телефонного права». Кроме того, этой формулой

утверждается принцип законности в судебной деятельности.

Однако в п.1 статьи 120 Конституции РФ эту формулу слегка под­правили,

подчеркивая значение Конституции. Она гласит так: «судьи независимы и

подчиняются только Конституции Российской Федерации и феде­ральному закону».

Иными словами, понятие «закон» здесь употребляется в узком смысле, как акт,

принятый федеральным законодательным орга­ном. Но тогда возникает вопрос - а

почему судья не должен подчиняться закону, принятому субъектом федерации,

иным источникам права? Сме­шение двух значений понятия «закон» привело к

серьезной принципи­альной ошибке в важнейшем виде закона - в Конституции

Российской Федерации.

Закону посвящались, и посвящаются многие научные труды, из­вестны

классические и метафорические определения закона как в узком, так и широком

смысле, даже пословицы.

Вот, например, как определяют закон юристы Древнего Рима: Папиниан - закон

есть общее (для всех) предписание, решение опытных людей, обуздание

преступлений, совершаемых умышленно или по неве­дению, общее (для всех

граждан) обещание государства; Цельс - права не устанавливаются, исходя из

того, что может произойти в единичном случае; Гай - все народы, которые

управляются на основании законов и обычаев, пользуются частью своим

собственным правом, частью пра­вом, общим для всех людей. Наиболее красочное

определение закона в древности дал Хризипп: закон есть царь всех божеств и

человеческих дел; он должен быть началь­ником добрых и злых; вождем и

руководителем существ, живущих в госу­дарстве; мерилом справедливого и

несправедливого, - которое приказы­вает делать то, что должно быть, делаемо,

и запрещать делать то, что не должно быть делаемо.

Такая оценка закона в жизни общества породила и знаменитое утверждение: пусть

торжествует закон (юстиция), если даже погибнет мир. И также - «закон строг, но

он закон». Так исходя из этого я попытаюсь дать определение что же такое закон

. На мой взгляд Закон - это нормативный юридический акт высшего

государственного (представительного) органа или непо­средственно народа,

обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные (изначальные)

правовые нормы страны. Закон как любой нормативно правовой акт обладает

некими признаками:

Во-первых, закон - юридический акт, притом акт-до­кумент, в котором

фиксируются правотворческие дейст­вия по введению в правовую систему

юридических норм, по их отмене или изменению; закон - всегда письменный

документ, в котором закрепляются вводимые юридичес­кие нормы или их

изменения, закон - источник права;

во-вторых, закон - акт строго определенных, высших органов власти в

государстве, как правило, представительного высшего органа страны - в России

Федерального Собрания, высших представительных органов субъектов Федерации

или непосредственно народа (при принятии за­кона в порядке референдума), т.е.

субъектов, являющихся носителями государственного суверенитета;

в-третьих, закон - нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, т.е.

акт самого высокого юридического "ранга"; ему, в принципе, "все под силу",

все иные акты "ниже" закона, находятся "под" законом, должны соот­ветствовать

закону, ни в чем ему не противоречить;

в-четвертых, закон - нормативный акт, содержащий первичные, изначальные

юридические нормы, т.е. нормы, которых раньше в правовой системе не было,

притом нормы по основным, ключевым вопросам жизни страны, другим

принципиальным экономическим, политическим, социальным вопросам; с закона

юридическое регулирова­ние по данным вопросам "начинается".

Рассматривая закон как нормативный юридический акт - источник права,

необходимо отличать его от иных правовых актов:

во-первых, от индивидуальных актов, т.е. актов, содер­жащих

индивидуальные предписания по конкретным, "ра­зовым" вопросам, например,

назначение на должность, поручение передать имущество (такие индивидуальные

предписания иногда встречаются в законах, посвященных, скажем, приватизации,

управленческим вопросам);

во-вторых, от интерпритирующих актов, актов толко­вания, т.е. актов, в

которых дается только разъяснение действующих норм, но не устанавливаются новые

нормы (такие акты в большинстве случаев имеют другие наиме­нования, например,

"постановление", "разъяснение").

Законы в демократическом государстве должны зани­мать первое место среди всех

источников права, быть ос­новой всей правовой системы, основой законности,

креп­кого правопорядка.

«Законодательство - это вся совокупность законов, действующих в стране.»

Необходимо, однако, иметь в виду, что в некоторых формулировках нормативных

актов под термином "законодательство" понимаются не только законы, но и

другие нормативные документы, содержащие первичные право­вые нормы (например,

нормативные указы Президента РФ, нормативные постановления Правительства).

В настоящее время нормативные указы Президента, (а также постановления

Правительства), принятые по вопро­сам, относящимся к законодательной области,

имеют со­ответствующую, близкую к закону, юридическую силу до принятия и

вступления в силу закона по данному вопросу. В части первой ГК РФ прямо

записано: "В случае проти­воречия указа Президента Российской Федерации или

По­становления Правительства Российской Федерации насто­ящему Кодексу или

иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон" (п. 5

ст. 3).

Законодательство имеет свою четкую систему, классификацию законов

Законы подразделяются на:

а) конституцию, конститу­ционные (органические); б) обыкновенные.

К числу конституционных законов относятся прежде всего, законы, вносящие

изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания

которых предусмотрена непосредственно конституцией. В Конституции РФ 1993 г.

назва­но четырнадцать таких конституционных законов. Примером пос­ледних могут

быть законы о Правительстве Российской Федера­ции (ст. 114), о Конституционном

Суде Российской Федерации (ст. 128), об изменении конституционно-правового

статуса субъ­екта Российской Федерации (ст. 137 Конституции РФ).

Для кон­ституционных законов установлена более сложная по сравнению с обычными

законами процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании. На

принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст.108

Конституции РФ).

Обыкновенные законы - это акты текущего законода­тельства, посвященные

различным сторонам экономичес­кой, политической, социальной, духовной жизни

общест­ва. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами

должны соответствовать Конституции, конституционным законам. Этим и

обес­печивается единство всей законодательной системы и последовательное

проведение в ней тех основополагающие политических и правовых начал, которые

выражены в Конституции, конституционных законах. Главная задача особого органа

правосудия - Конституционного Суда - и состоит в том, чтобы обеспечивать

строгое соответствие Конституции Российской Федерации всех законов, иных

нормативных - юридических актов и тем самым осущест­вление во всех актах

конституционных начал. законов

Обыкновенные законы, в свою очередь, делятся на кодифи­кационные и текущие. К

кодификационным относятся Основы (Основные начала) законодательства Российской

Федерации и кодексы. Основы - это федеральный закон, который

устанавли­вает принципы и определяет общие положения регулирования определенных

отраслей права или сфер общественной жизни. Кодекс - это закон кодификационного

характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно

детально регулирующие определенную область общественных от­ношений. Кодекс чаще

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5