бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Сущность правосознания бесплатно рефераты

класса, социальной группы — важнейшая функция общественного сознания,

определяющая единство и взаимодействие всех его форм.

Учение об институализации общественных отноше­ний, о создании ценностно-

нормативной ориентации класса или общества, содержащей представления о

должном,—важные проблемы современной социологии, решение которых необходимо

для более широкого и все­стороннего подхода к анализу системы регулирования

общественных отношений, социально-психологических аспектов поведения

индивида, его взаимоотношений с обществом, классом, государством. Это учение

позво­ляет глубже понять характер социальных норм как си­стемы ценностей

данного общества. Обсуждая ценно­сти на человеческом уровне, оценивая

деятельность че­ловека, необходимо прибегать к термину «нормы». Лю­ди часто

не имеют даже смутного представления о том, что их деятельность пропускается

через нормативный фильтр.

Общественное сознание во всех его формах выраба­тывает суждения о ценностях,

которые являются пред­посылкой формирования нормы. Суждение о ценности,

полезности того или иного способа поведения, которое соответствует

осуществлению интересов общества, группы, становится независимым от данной

конкрет­ной деятельности, поступка, но приобретает значение масштаба,

критерия оценки будущих форм поведения. Будучи объективированной, оценка

выступает в виде требования к .будущим поступкам. Так происходит

транс­формация суждения о ценности в норму.

Такой процесс происходит уже сегодня, и он оказывает большое влияние на

усиление взаимодействия и взаимопроникно­вения всех форм общественного

сознания.

При рассмотрении взаимодействия правосознания, за­конности и права следует

неизменно учитывать тесный сплав всех форм общественного сознания. Нет ни

одной формы сознания, безразличной, нейтральной к праву, за­конности. Но

степень воздействия каждой из них на пра­во и законность различна. Вполне

понятно, что более активно взаимодействуют с правом так называемые идеологии

«первого порядка»—политические взгляды, правосознание, этические воззрения.

Философия, искус­ство, религия связаны с правом опосредствованно. Напри­мер,

для правильного отражения назревших потребно­стей общественного развития

право и законность должны строиться на основе знания философских законов и

категорий. Человек, обладающий научными философски­ми воззрениями, всегда

будет выполнять требования за­конности, понимая их социальную необходимость и

спра­ведливость. Даже такая удаленная от права область, как эстетика,

оказывает свое влияние на право.

В отличие от правосознания право (здесь è в дальнейшем мы будем

говорить о праве в узком смысле слова) существует не только как совокупность

установленных государством, зафиксированных в законе юридических отражающих

волю господствующего класса и закрепленных в разных формах права (гражданское,

трудовое, административное, конституционное, уголовное и т.д.), но и как

определенная система правовых отношении. В рамках этого различия между правом и

правосознанием существует взаимосвязь и взаимозависимость.

Она заключается в том, что право и его законы, нормы, принципы, и прежде

всего система соответствующих правовых отношений, выступают как основа

формирования правосознания, поскольку именно на базе действующей системы

права в основном вырабатываются представления людей о правах и

обязанностях, о законном и незаконном, справедливом и несправедливом, о

целесообразном и нецелесообразном существовании тех или иных правовых норм.

Однако такое взаимодействие время не снимает существующего качественного

различия между правом и правосознанием.

Во-первых, содержание правосознания и права характеризуется как совпадением

одновременно их частичным несовпадением. Последнее выражается в том, что в

правосознании могут содержаться взгляды, которые не отражены в праве, его

нормах, а потому не могут быть реализованы в соответствующих правовых

отношениях и поведении людей.

Вторая особенность правосознания заключается в том. что оно может быть

реализовано, лишь посредством применения соответствующих правовых норм. Это

значит, что только через посредство права правосознание может

воздействовать на экономические и другие отношения, оказывать не только

идеологическое влияние, но и опираться на принудительную силу государства.

Например, воздействовать на искусство методами государственной цензуры, на

религию — путем регламентации деятельности религиозных организаций и т.

п.

Специфичность связи каждой из форм общественного сознания с правом отнюдь не

означает отсутствия общих для них путей и способов взаимодействия,

позволяющих говорить о соотношении общественного сознания в един­стве

различных форм с правом, законностью. Эта пробле­ма имеет большое

практическое значение. Следует учи­тывать, что в обыденной жизни в «чистом»

виде не существует ни одной формы общественного сознания. Короче говоря,

право и законность взаимодействуют не с какой-то одной формой сознания, а со

всеми формами в их взаимопереплетении и взаимопроникновении. Поэто­му без

анализа состояния общественного сознания в це­лом, без анализа системы

ценностно-нормативной ориен­тации общества нельзя понять особенностей права,

тен­денций его развития.

Единство и взаимосвязь различных форм обществен­ного сознания ни в коей мере

не означают отсутствия специфики каждой из этих форм. Каждая из форм

об­щественного сознания имеет свои особенности, и выявле­ние этих

особенностей необходимо для того, чтобы опре­делить механизм соотношения

права с той или иной формой.

В научной литературе существует множество мнений о понятии правосознания, но

большинство правоведов сходятся на том, что оно представляет собой сферу

или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических

знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации,

социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение

(деятельность) людей в юридически значимых ситуациях.

Особенность правосознания, как специфической формы общественного сознания,

выражается в следующем:

1. В правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую

сторону жизни общества. Оно охватывает процесс создания правовых форм,

реализацию их требований в общественной жизни. Политические, нравственные и

другие идеи и представления тоже активно воздействуют на формирование и

реализацию норм права. Но прежде чем получить выражение в правовых нормах, в

практике их применения, они должны пройти через правосознание, то есть получить

правовую форму в виде правовых идей и представлений.

2. Особенность правосознания выражается также в способе отражения явлений

общественной жизни. Осознание правовых явлений жизни общества

осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий.

К их числу относятся, например, такие понятия, как правомерность,

неправомерность, правоотношение, юридическая ответственность, законность.

Нравственное же сознание оценивает окружающий мир с помощью собственных

понятий: добра, зла, справедливости, несправедливости, чести, достоинства.

Правосознание - особый элемент правовой действительности. Главная черта,

присущая правосознания и ставящая его в особое положение среди всех явлений

правовой действительности, заключается в том, что оно , так сказать, "чистая",

хотя и специфическая (по предмету, по некоторым иным особенностям), форма

общественного сознания[4]

.

Правосознание находится в одном ряду, в прямом взаимодействии с иными формами

общественного сознания - нравственным, политическим, философским и др.

[5] и обладает всеми качествами и характеристиками,

свойственными общественному сознанию вообще.

Сознание возникает в процессе любой деятельности и проявляется в ней. Поэтому

функции или назначение правового сознания могут быть поняты из результатов

деятельности его субъектов.

Курсовая: Сущность правосознания

Согласно теоретической концепции, разделяемой многими авторами, основные функции

правосознания - познавательная, оценочная и регулятивная.(см. схему 1.)

Все другие функции практически охватываются ими, в частности информативная,

прогностическая и пр. Схема 1 наглядно показывает как правосознание

осуществляет воздействие на личность и общественные отношения, необходимо

только отметить, что результатом регулятивной функции является поведенческая

реакция субъекта права в виде правомерного или противоправного поведения.

[6]

Таким образом, важно учитывать, что на поведение людей воздействуют

политические, правовые, нравствен­ные взгляды, взятые не в отдельности, а в

виде сплава, т. е. образований, которые возникают в результате взаи­модействия

различных идей и взглядов, представлений и чувств. Эти образования выступают

как состояние об­щественного сознания. А. Уледов правильно, на мой взгляд,

отмечает, что в процессе формирования состоя­ний общественного сознания

проявляются закономерно­сти связи между различными формами сознания

[7].

СТРУКТУРА ПРАВОСОЗНАНИЯ

ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ – СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

ПРАВОСОЗНАНИЯ.

Правосознание — сложное структурное обра­зование. Его структурная

характеристика может быть дана в раскры­тии составляющих элементов — правовой

идеологии и социально-правовой психики; его можно исследовать как

правосознание общественное, групповое, индивидуальное; можно показать

структуру правосознания через осуществляемые им функции.

В данной работе я раскрываю структуру правосознания в единстве правовой

идеологии и правовой психологии.

В основе взаимодействия и взаимосвя­зи идеологических и социально-

психо­логических элементов правового созна­ния лежит отражение этими

структур­ными элементами единого комплекса объективных процессов и явлений

общественного разви­тия. Тесная связь правовой идеологии и общественной.

психологии отчетливо проявляется в функциях правового сознания:

гносеологической, прогностической, правового моделирования и регулирующей. В

осуществлении всех этих функций неизменно присутствие обоих структурных

элементов правового сознания –идеологического и социально-психологического,

рационального и эмоционально­го. Но характер соотношения данных элементов

опреде­ляется и особенностями конкретной функции правового сознания, и сферой

общественных отношений, на познание, моделирование и регулирование которых

она нап­равлена, и особенностями структуры сознания социаль­ных групп или

личностей, которые находятся в сфере действия функций правового сознания.

Правовая идеология выступает всегда как систематизированное, проникнутое

единством. осознание в юридических категориях (законности, спра­ведливости,

равноправия, единства прав и обязанностей) объективных потребностей

общественного развития; с точки зрения интересов рабочего класса и

трудящегося крестьянства (в современных условиях—всего общества). Это

осознание построено на подлинно научной основе, однако процесс познания и

формирования правовых идей и принципов идеологии невозможен без социально-

психо­логических компонентов. Социально-правовая психология приводит в

движение правовую идеологию, придает дей­ственность правовым идеям. Правовая

идеология выражается и функционирует через психологические меха­низмы.

Следует отметить, что соотношение идеологических и психологических элементов

различно, в различных фор­мах общественного сознания. В политическом,

правовом, философском сознании преобладают идеологические эле­менты; в

этических, эстетических, религиозных формах сознания — социально-

психологические.

Но независимо от удельного веса каждого из этих элементов они неизменно

присущи любой форме социа­листического общественного сознания, в неразрывном

единстве отражают общественное бытие во всем его мно­гообразии.

Эту мысль правильно подчеркивает Р. Самсонов, отмечая, что соотношение

идеологических и психологи­ческих элементов в различных формах общественного

сознания не одинаково. Политика, право, общественные науки, философия—наиболее

рациональные явления, зна­чительно ближе примыкающие к идеологии, чем к

соци­альной психике, хотя последняя играет немаловажную роль в становлении и

развитии этих форм сознания[8]

. Не­сколько иную позицию занимает А. В. Дроздов, который считает, что

общественная психология не является «сквоз­ным» элементом, входящим во все

формы общественного сознания. По его мнению, не бывает и не может быть

философских чувств и настроений[9]

. С этим положением едва ли можно согласиться. Конечно, было бы упроще­нием

выделять в социальной психологии специальную группу философских взглядов и

настроений. Но несомнен­но то, что социальная психология всегда включена в

выработку, формирование философских концепций и сис­тем, которые затем

оказывают обратное воздействие на развитие определенных общественных

настроений, норм поведения. Известно, например, огромное влияние фило­софии

Конфуция, идеи которого в течение многих столе­тий оказывали значительное

воздействие на настроения всех слоев китайского общества. Можно напомнить и о

большом влиянии на умы и настроения индийской идеалистической философии –

брахманизма. В любую эпоху формирование философских учений и теорий неразрывно

связано с определенным состоянием общественной пси­хики тех или иных слоев,

социальных групп, общественных классов, с определенным воздействием на

общест­венные чувства и настроения. Поэтому едва ли правильно говорить, что

есть формы сознания без социально-пси­хологического содержания. Такое

содержание наличест­вует в любой форме сознания, иначе формы сознания, как

таковой, быть не может; речь могла бы идти в таком случае лишь о философской

идеологии (если стать на позицию А. В. Дроздова).

Вполне понятно, что политическое сознание, правовое, философское сознание более

«рационалистичны», но их формирование и движение невозможны без

социально-психологических элементов. «Только сфера психики,— пишет Б.

Поршнев,—непосредственно связана с действи­ем идей. Идеи только тогда

становятся силой, заставля­ют людей действовать, когда они преломляются в их

психике, в их чувствах, настроениях, воле, в их симпатиях и антипатиях,

влечении и отвращении»[10]

. Эту же мысль подчеркивает Б. Д. Парыгин, отмечающий, что рацио­нальность

теоретических систем науки, философии, права и политических учений вовсе не

исключает активного и нередко значительного влияния на них общественной

психологии[11].

В этой связи следует остановиться на встречающемся неправильном, на мой взгляд,

утверждении о том, что общественная психология является низшей ступенью

развития общественного сознания

[12]. Социальная психоло­гия—это не низшая ступень развития

общественного сознания, а иной способ отражения общественного бытия, отличный

от идеологии. Этот способ связан с непосредст­венным, в значительной степени

эмоциональным восприя­тием общественных отношений, в то время как идеоло­гия —

результат научного осмысливания, концептуальной обработки общественных

отношений. В целом же идео­логия и общественная психология создают единый

эмо­ционально-интеллектуальный сплав, который всесторон­не отражает

общественное бытие. Их взаимное влияние велико, поскольку познавательный

процесс отражения действительности осуществляется в единстве эмоциональ­ных и

рациональных факторов. Идеология активно воз­действует на формирование

общественной психологии, различные идеологии отражают в себе свойства психики

[13].

Как бы ни был высок уровень общественного сознания, оно всегда будет

выступать в единстве своих структурных элементов: идеологии и общественной

психологии, кото­рые наиболее глубоко и всесторонне отражают, различ­ные

стороны общественного бытия. Наряду с теоретическим, системным осознанием

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5