бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Сущность правосознания бесплатно рефераты

Курсовая: Сущность правосознания

Таганрогский институт управления и экономики.

Контрольная работа

по

Теории государства и права

на тему

Сущность правосознания

Написал:

Коновалов А.С.

ЮЗ-18

Проверил:

к.ф.н. моржовцев А.Ю.

Таганрог, 1999 г.

Содержание:

1. Введение.

2. Место правосознания в системе форм общественного сознания.

3. Структура правосознания. Правовая идеология и социально-правовая

психология – структурные элементы правосознания.

4. Виды (формы) правосознания.

5. Философия правосознания.

6. Заключение.

7. Список литературы.

ВСТУПЛЕНИЕ

Как бы не было велико значение материального фактора в исто­рии, какою бы

силою потребности тела не приковывали к себе интерес и внимание человеческой

души, - дух человека никогда не превращается в пассивную, недействующую

среду, покорную материальным влияниям и телесным зовам. Мало того, именно

слепое бессознательное повинове­ние этим влияниям и зовам умаляет его

достоинство, ибо достоинство его в том, чтобы быть творческою причиною,

творящею свою жизнь по высшим целям, а не пассивным медиумом стихийных

процессов в мате­рии.

Историческая эпоха, ныне переживаемая народами должна быть осмыслена, как

эпоха великого духовного разоблачения и пере­смотра.

Бедствие мировых войн и революций, постигшее мир и потряс­шее всю жизнь

народов до самого корня, есть, по существу своему, яв­ление стихийное и

поэтому оно только и может иметь стихийные при­чины и основания. Но всюду,

где вспыхивает стихия и где она, раз раз­горевшись, овладевает делами и

судьбами людей, всюду, где люди оказываются бессильными перед ее слепым и

сокрушающим порывом, -всюду вскрывается несовершенство, или незрелость,

или вырождение духовной культуры человека : ибо дело этой культуры состоит

именно в том, чтобы подчинять всякую стихию своему закону, своему разви­тию

и своей цели. Стихийное бедствие обнаруживает всегда поражение,

ограниченность и неудачу духа, ибо творческое преобразование стихии остается

его высшим заданием. И, как бы ни было велико это бедствие, как бы ни были

грандиозны и подавляющи вызванные ими страдания, дух человека должен

принять свою неудачу и в самой остроте страда­ния усмотреть призыв к

возрождению и перерождению. Но это то и значит осмыслить стрясшуюся

беду, как великое духовное разоблаче­ние.

Стихия, ныне вовлекшая человека в неизмеримое злосчастье ве­ликих войн и

потрясений, есть стихия неустроенной и ожесточив­шейся человеческой

души.

И если задача организовать мирное и справедливое сожительство людей на земле

есть задача права и правосознания, то современный кризис обнажает прежде всего

глубокий недуг современного право­сознания.

Курсовая состоит из четырёх глав: «место правосознания в сис­теме форм

общественного сознания», «структура правосознания», «виды (формы)

правосознания», «философия правосознания». В данной работе я исследую вопрос

о сущности правосознания. Дело в том, что в последнее время многие учёные

правоведы стали выделять правосознание в отдельную отрасль правовой науки.

Объясняя это непреходящим значением феномена правосознания в системе форм

общественного сознания и огромным влиянием его на правовую дейст­вительность.

В данной работе я сделал попытку исследовать право­сознание с точки зрения

правой теории.

МЕСТО ПРАВОСОЗНАНИЯ В СИСТЕМЕ ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Проблема сознания, его назначения и функционирования является одной из

важнейших в любой области общест­венной науки. Какой бы вопрос ни изучался

общественными науками, в конечном счете он обращен к сущности человека,

личности как субъекта общественно-исторического процесса. Вне сознания и

деятельности человека немыслимо общественное раз­витие, а следовательно,

проблема сознания—это изу­чение характера и направленности деятельности

чело­века, которая в наибольшей степени раскрывает его сущность. Какие бы

вопросы ни исследовала юриди­ческая наука, в конечном итоге цель этого

изучения в раскрытии сущности поведения, деятельности индиви­дов, социальных

групп, классов, общества в целом. Причем из всей совокупности общественных

отношении юридическая наука обращает внимание прежде всего на сферу

государственно-правовых отношений, изучая структуру сознания и поведения

людей именно в этой области. Проблема правосознания как субъективного

фактора, определяющего деятельность людей в государ­ственно-правовой сфере,

дает ключ к пониманию харак­тера этих общественных отношений и деятельности

лю­дей.

Сознание человека, отражая объективные потреб­ности общественного развития,

является предпосылкой и регулятором поведения человека. Роль сознания в

ре­гуляции поведения человека следует понимать широко: речь идет не только о

регуляции поведения отдельно взятого индивида; регулятивная роль сознания –

это его воздействие на всю социальную систему, в пределах которой

складываются определенные общественные отношения, направление деятельности

данной системы. Сознание как высшая форма отражения общественного бытия

придает целенаправленный характер человечес­кой деятельности, позволяет

предвидеть ее результаты, планировать поведение в целях достижения

поставленных задач. Поэтому изучение деятельности, отношений, поведения людей

— это в то же время изучение уровня и состояния сознания. Содержание

сознания, его на­правленность детерминированы материальными усло­виями жизни

общества. И отражение этих условий, поз­нание объективных закономерностей

общественного развития — важная функция сознания. Однако его роль не может

быть сведена лишь к отражательной, позна­вательной функции. Не менее важной

является органи­зующая, регулирующая функция сознания, без которой было бы

невозможно нормальное функционирование со­циальной системы как коллективного

субъекта челове­ческой деятельности, соответствующим образом

коорди­нированной. Организация социальной системы нераз­рывно связана с

функционированием сознания как специ­фической деятельности человеческого

мозга, с изучением природы и функций сознания индивидуального и соз­нания

общественного.

Для выявления роли правосознания в формировании социальной активности

человека оно должно изучаться на различных уровнях и срезах во всём

многообразии его проявления и особенностей: как сознание индивидуальное,

групповое, общественное; как синтез идеологических и социально-

психологических компонентов; как система включающая различные формы (виды)

отражения общественных отношений – политические, правовые, этические,

философские, религиозные.

Общественные отношения людей – это их социаль­ная деятельность,

осуществляемая в процессе производ­ства, преобразования природы, организации

повседнев­ных условий жизни, а также те устойчивые взаимосвязи, которые

создаются между людьми, между человеком и объективным миром. В производстве

люди вступают в отношение не только к природе. Они не могут производить, не

соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного

обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди всту­пают в определенные

связи и отношения, и только в рам­ках этих общественных связей и отношений

существует их отношение к природе, имеет место производство.

Организация, координация разнообразных форм деятельности людей невозможны без

сознания; в то же время сознание возникает и формируется в процессе

ре­гулирования социальной деятельности. Воздействуя на окружающий мир,

целенаправленно преобразуя его, сознание изменяется в ходе практической

деятельности, обогащается новыми идеями и категориями, новыми спо­собами

отражения и познания объективной действитель­ности. Сознание позволяет

человеку ставить перед собой определенные цели, выделять себя из внешнего

мира, определять свое отношение к предметам и явлениям внешнего мира. Это

отношение не является чем-то абст­рактным—оно объективируется в системе

потребностей, интересов, мотивов, целей человека, в его волевой актив­ности,

т. е. в сознании. Отражение в сознании объектив­ных процессов общественного

развития создает усло­вия для социального управления людьми, регуляции и

координации их деятельности.

Общественное бытие, социальные отношения чрез­вычайно многогранны. Определяя

содержание и сущ­ность общественного сознания, общественное бытие вместе с

тем предопределяет различные способы отра­жения разнообразных сторон

объективной действитель­ности, различные аспекты познания и оценки этих

сторон, что находит проявление в различных формах об­щественного сознания.

Все формы общественного сознания выступают в качестве элементов единой

системы отражения общест­венного бытия. Поэтому подлинная оценка роли и

назначения той или иной формы может быть дана лишь с учетом ее тесного

взаимодействия с другими формами. Ни одна из форм общественного сознания не

действует изолированно от другой; все они усиливают и дополняют друг друга и,

выступая в качестве единой системы, оказывают воз­действие на деятельность

людей, на развитие обществен­ных отношений в направлении, нужном об­ществу в

целом.

Единство различных форм общественного сознания определяется рядом факторов.

Прежде всего это единая основа их возникновения — условия жиз­ни общества,

которые объективно порождают определен­ные потребности. Эти потребности,

осознаваемые как интересы общества, становятся целью челове­ческой

деятельности. Назревшие потребности должны быть опосредствованы сознанием,

чтобы принять форму целеполагания. Осознание потребностей и интересов

общества приводит в движение социальный механизм, порождает деятельность

людей, направляя ее на достижение поставленных целей. Поэтому общественное

соз­нание с необходимостью включается в движение опре­деленной социальной

системы в направлении, определяемом назревшими потребностями общественного

развития.

В философской литературе широкое распростране­ние получило положение, согласно

которому идеологи­ческие формы различаются тем, что они

отражают и как отражают, т. е. по предмету (объекту) и способу

отра­жения[1]. Нам

представляется, что разграничить идеологи­ческие формы по предмету отражения

едва ли возможно, поскольку все идеологические формы отражают об­щественное

бытие, проявляющееся в общественных от­ношениях людей

[2]. Причем одни и те же стороны общест­венного бытия

отражаются подчас всеми идеологичес­кими формами: и политическими воззрениями,

и моральными, этическими, философскими взглядами, и правосознанием. Специфику

каждой идеологической формы обусловливает не объект отражения, а способ

отражения, который определяет функции, социальное назначение той или иной

идеологической формы.

Единство форм общественного сознания определяет­ся не только предметом

отражения, но и тем, что формы общественного сознания дают ценностно-

нормативную ориентацию обществу. Создавая ценностно-нормативную систему,

общественное сознание как бы выдвигает оп­ределенные идеалы, нормы

долженствования, выступа­ющие в качестве ориентиров при регулировании

поведе­ния людей.

Каждая форма общественного сознания оказывает активное влияние на поведение

людей, специфика же правосознания состоит в том, что нормативный, волевой

момент в нем выражен наиболее ярко. Регулирующая роль правосознания

обусловлена еще и тем, что закон отражает не все стороны социальных

отношений, а лишь основные и существенные. Человек же волен избирать из

нескольких возможных вариантов поведения тот. который больше всего

соответствует его интересам и потребностям, сообразно собственному

отношению к праву, но этот выбор не должен выходить за рамки закона. В

противном случае это ведет к несовместимости общественных интересов и

интересов личных.

Роль правосознания в процессе исполнения правовых норм состоит в том, что он

обеспечивает целесообразное их применение, помогает правильно в каждом

отдельном случае, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, решать

вопрос о нарушении права и социальной ответственности личности, об опасности

того или иного лица для общества.

Правосознание включает взгляды и идеи людей íà

íîðìû ïðàâà â

ãîñóäàðñòâå,

ïðàâîìåðíîñòü

è íåправомерность поведения граждан, представления людей о

своих собственных правах и обязанностях. Правосознание знание можно выделить

как особую форму сознания и благодаря специфике составляющих его элементов:

эмоциональных, логических и нормативно-оценочных.

Любое общество—это взаимодействие индивидов, их больших и малых групп, страт. В

процессе такого взаимодей­ствия сталкиваются различные интересы, установки,

различная направленность целей и воль. Ни одно обще­ство не могло бы

существовать, если бы оно не регули­ровало поведение индивидов, групп, страт в

соответ­ствии с определенными, объективно складывающимися потребностями.

Регулирование социального поведения индивидов, необходимое во всех сферах их

жизни и дея­тельности, невозможно без системы норм и институтов, установленных

в обществе. Такая институализация об­щественной жизни является способом

осуществления со­циального контроля за деятельностью членов общества. Создание

институализированной системы ценностей про­исходит в результате развития

человеческой культуры и является ее составной частью

[3].

Нормы и ценности образуют так называемую социо-нормативную культуру, которая

является средством ор­ганизации общественной жизни и выступает одним из

важных элементов человеческой культуры. Создание системы норм и ценностей

–необходимое условие су­ществования общества. Путь от поступка, суждения о

конкретном факте к формированию нормы очень дли­телен и сложен. Общественное

сознание из множества повторяющихся поступков и действий отбирает те,

ко­торые отражают социально значимые тенденции, пот­ребности социальной

группы, страты либо общества. В результате такого отбора создается модель

поведения, которая с необходимостью должна осуществляться в том или ином

обществе, группе, страте, формируется система норм и ценностей как указатель

должного по­ведения члена той или иной социальной общности.

Под влиянием ценностно-нормативной структуры об­щества, вырабатываемой

общественным сознанием, про­исходит становление личности, ее социализация.

Поэто­му общественное сознание, создающее систему ценно­стей и норм, призвано

путем институализации регули­ровать отношения индивида и общества. «За

явления­ми ценности,— правильно подчеркивает О. Г. Дробницкий, — часто

скрывается проблема личности и обще­ства, проблема включения

жизнедеятельности индивида в движение социального целого».

Общественное сознание вырабатывает социальные нормы различного характера:

политические, правовые, этические, нормы приличия, обычаи, обыкновения и т.

д. Эти нормы воплощают определенные понятия о ценностях данного общества,

класса, группы. Они вы­ступают в качестве ценностно-нормативной системы,

опосредствованной различными формами сознания, тес­но взаимодействующими и

составляющими единство. Выработка ценностно-нормативной ориентации обще­ства,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5