Курсовая: Сущность и эволюция функций государства
само выступает собственником средств производства, производителем
материальных благ и услуг. Методы его влияния на экономические отношения,
складывающиеся в этом секторе экономики, принципиально не отличаются от общих
методов государственного регулирования экономических процессов в странах.
Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования
государства от полного невмешательства в экономику (концепция "государства
ночного сторожа") до полного контроля всей хозяйственной деятельности и
регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства
социалистического типа).
В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились
хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со
стороны. Оно активно разрабатывает методы роста эффективности рынка и
свободного предпринимательства. Государство влияет на экономику через
налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.
1.2.1.2 Социальная функция.
Социальная функция государства призвана обеспечить социальную защищенность
личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости
от их непосредственного участия в производстве благ.
В правовом государстве распределение материальных благ осуществляется и
помимо свободного эквивалентного обмена между производителями и
потребителями.
Социальная политика правового государства предполагает:
1) Распределение социальных благ независимо от трудового
вклада в целях обеспечения достойного уровня жизни для всех.
2) Государства выделяет необходимые средства на здравоохранение, культурный
отдых, просвещение, строительство жилья, четкую работу транспорта и связи.
Тем самым обеспечивается надлежащая реализация социальных прав, которыми
должны в максимальном объеме пользоваться все граждане государства.
Становление социального правового государства проходит сложный и долгий путь.
Первоначально развитие и обогащение общества ведет к расслоению его на
классы. Формально провозглашение равенства воспроизводит неравенство
материальное, порождающее кризис и острые социальные конфликты в обществе. И
лишь постепенно правовое государство приобретает черты государства
социального, дополняет гарантии свободного развития личности материальными
гарантиями социальной защищенности.
В бывших тоталитарных государствах, где происходит становление правовых основ
общественной и государственной жизни, социальное регулирование по принципу
уравниловки постепенно вытесняются. Такой способ социального регулирования
насаждается и поддерживается принудительной силой тоталитарного государства.
Возможность верхушки общества иметь более высокий уровень потребления по
сравнению с основной массой населения создается искусственно за счет
присвоения результатов чужого труда, ограничение материального стимулирования
трудового вклада в производство социальных благ. В итоге это ведет к снижению
социальной активности, снижению уровня научно-технического прогресса, к
падению культуры и нравственности народа, приводит общество в состояние
застоя.
Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они
считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-
либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование,
достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту
от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.
Так, в статье 39 Конституции Российской Федерации в частности сказано:
"Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях
предусмотренных законом.
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и
укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной,
муниципальной систем, поощряется деятельность, способствующая укрепления
здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и
санитарно-эпидемиологическому благополучию (статья 41 пункт 2 ). Поощряются
добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального
обеспечения и благотворительность (статья 39 пункт3). Таким образом,
государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.
Только в условиях свободы и экономической самостоятельности производителей
материальных и духовных благ государство в состоянии проводить справедливую
социальную политику в отношении населения страны.
1.2.1.3 Культурно-воспитательная функция.
Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин
имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в
настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в
производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во
многих государствах образование является обязательным.
Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу
творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства
без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия.
Воспитание граждан в духе патриотизма, уважения к историческому прошлому
непременная составная часть воспитательного процесса. Большое значение имеет
правовое воспитание. Каждый гражданин Российской Федерации обязан знать
законы своего государства и строго соблюдать их.
1.2.1.4 Функция финансового контроля.
Функция финансового контроля выражается в выделении и учете государством
доходов производителей. По закону часть этих доходов в виде налогов
направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других
нужд. Государство осуществляет контроль за правильностью расходования
налогов.
Высший финансовый контроль за доходами и расходами, является прерогативой
парламента. На местах эти функции исполняют местные органы власти. Широкими
правами такого контроля обладают министерства финансов ( в Англии Ведомство
контролера и главного аудитора; в США Генеральное управление отчетности; во
Франции Счетная палата).
Специфические функции финансового контроля осуществляют государственные
таможни, которые контролируют провоз материальных ценностей через
государственную границу и взымают таможенные сборы и пошлины. Денежный сбор с
товаров и имущества, пропускаемых через границу под контролем таможенных
ведомств, идет в доход государства.
Эффективный финансовый контроль позволяет государству накапливать
определенные средства с целью их дальнейшего использования в интересах
общества.
1.2.1.5 Функция охраны правопорядка.
Функция охраны правопорядка это деятельность, направленная на обеспечение
точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми
участниками общественных отношений. В правовом государстве, где общественная
и государственная жизнь строится на основе справедливых законов, интересы
общества, государства, личности охраняются от любых незаконных посягательств.
Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства
граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на
охрану частной собственности.
Под общественным порядком понимается система общественных отношений,
регулируемых нормами правового и неправового характера (нормами морали,
нравственности, обычаями, традициями и т.п.) Общественный порядок в более
узком, специальном смысле представляет собой систему общественных отношений,
которые складываются главным образом в общественных местах и по своему
обеспечивают свободу и неприкосновенность личности, общественное спокойствие,
нормальные условия для труда и отдыха граждан, функционирования и
деятельности органов, предприятий, учреждений, организаций.
Общественный порядок охраняется государственными органами, общественными
организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении общественного порядка
принадлежит органам внутренних дел, милиции. За все виды правонарушений
посягающие на общественный порядок установлены различные виды наказаний. Меры
наказаний должны быть соразмерны вине нарушителя.
Охрана прав и свобод граждан гарантируется Конституцией Российской Федерации
и другими нормативно-правовыми актами. Так, в частности, в статье 17
Конституции Российской Федерации пункт 1 сказано, что "В Российской Федерации
признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно
общеуказаным принципам и нормам международного права и в соответствии с
настоящей Конституцией." Основные принципы прав и свобод человека и
гражданина изложены в статьях 17-64.
В Конституции Российской Федерации В статье 35 пункт 2 сказано, что каждый
вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и
распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Право
частной собственности охраняется законом.
Таким образом, любое посягательство на частную собственность граждан, их
имущество, а также и на государственное имущество влечет за собой
административные и уголовные наказания.
Поддержание стабильного порядка в стране задача всего государства, всей
системы его органов. Принудительная сторона государственной деятельности
постепенно утрачивает свою силу при гармоничных, объективно обусловленных
экономических, политических, социальных и нравственных отношениях граждан и
государства. Она преобразуется в правовой порядок цивилизованного общества.
1.2.1.6 Экологическая функция государства.
Природоохранительная функция государства жизненно важная деятельность любого
современного государства, мирового сообщества в целом. В современных
государствах разработано обширное природоохранительное законодательство,
которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области
использования природной среды. Во многих странах разработаны и действуют
национальные программы по охране окружающей среды, предусматривающие
применение активных мер воздействия к нарушителям ее целостности, вплоть до
полного устранения источников загрязнения или вредных отходов производства.
В США, например, действует Закон о национальной политике в области охраны
окружающей среды, разработаны долгосрочные программы по предупреждению
загрязнения атмосферы, водоемов и почвы производственными и бытовыми
отходами. Предусмотрены предупредительные меры по ограждению окружающей среды
от отрицательного влияния деятельности людей.
Во многих странах существуют специализированные министерства и ведомства по
контролю и регулированию деятельности в области окружающей среды,
функционирует целая система законодательных актов, которые предусматривают
жесткие меры юридической ответственности за нарушение их требований. Наряду с
высшими и местными органами государственной власти контроль за точным и
строгим соблюдением природоохранительного законодательства осуществляют и
органы прокурорского надзора.
В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования природных
богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое
значение. Они затрагивают интересы всех государств. Чем разумнее использовать
богатства, тем больше успехов добьются промышленность и сельское хозяйство.
Охрана природы выдвигается в число наиболее острых социальных проблем и
представляет собой одну из важнейших общегосударственных задач. Деятельность
по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все звенья
механизма государства и его органов.
Так, в статье 9 Конституции Российской Федерации говорится: "Земля и другие
природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа
жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей территории".
Многие нормы, регулирующие природоохранительную деятельность, содержатся в
основах земельного законодательства, основах законодательства о недрах, а
также в земельных и водных кодексах. В основе осуществления функции лежат
следующие принципы:
1. Природные богатства подлежат охране со стороны
государства независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или
нет.
2. Использование природных богатств должно быть
рациональным, соответствовать развитию государства.
3. Неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и строгая
ответственность за его нарушение.
Так, в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях предусмотрены
различные меры наказания за правонарушения в области охраны окружающей среды
(статьи 50-87).
Проведение этих принципов обеспечивает целенаправленность
природоохранительных функций на решение задач, стоящих перед государством в
области охраны и рационального использования природных ресурсов.
1.2.2 Внешние функции государства.
Внешние функции государства представляют собой основные направления его
деятельности на международной арене. Они призваны решать следующие внешние
задачи государства: установление и поддержание нормальных отношений с другими
государствами и обеспечение обороны страны от возможной внешней агрессии. В
соответствии с указанными задачами различаются две основные функции
государства: взаимовыгодное сотрудничество со всеми другими государствами
мирового сообщества и оборона страны от нападения извне.
1.2.2.1 Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами.
Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами это разнообразная
деятельность государства, направленная на установление и развитие
равноправных экономических, политических, культурных и других отношений,
гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими
интересами всех государств. Современный уровень развития общества требует
интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни всех государств,
объединения внешних усилий для более эффективного решения внутренних проблем
каждого государства в отдельности и мирового сообщества в целом. Такое
сотрудничество предполагает широкий и взаимовыгодный подход к интегрированным
вопросам, умение совместными усилиями находить наиболее рациональные решения,
отвечающие интересам всех участников сотрудничества.
Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На
этой основе создаются различные организации деятельность которых направлена
на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН,
НАТО, СЭВ и т.д.)
Как уже было сказано выше, каждое государство связано с другими государствами
различными отношениями. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать и
регулировать.
1.2.2.2 Межгосударственные экономические сотрудничества.
Государство, являясь членом мирового сообщества, вовлекается в систему
мирового хозяйства. Экономическое развитие, природные ресурсы определяют
место государства на мировом рынке. Ни одно государство не может существовать
без экономических связей с другими государствами. Внешняя торговля, кредиты и
займы, инвестиции, совместные проекты это наиболее распространенные
составляющие внешнеэкономической деятельности государства.
Важное место в экономическом сотрудничестве занимают международное разделение
труда, кооперирование и специализация производства, обмен новейшими
технологиями, координация товарооборота, развитие кредитно-финансовых связей.
Общую координацию межгосударственного экономического сотрудничества в мире
осуществляет Организация Объединенных наций и ее специализированные
учреждения. Сферой международного экономического и социального сотрудничества
занимаются такие специализированные учреждения ООН, как Международная
организация труда, Продовольственная и сельскохозяйственная организация,
Международный валютный фонд и др..
Экономическое сотрудничество эффективно осуществляется в рамках сообщества
тех государств, которые территориально связаны друг с другом. В качестве
примера можно привести Европейское сообщество, целью которого является
достижение всестороннего сотрудничества в экономической, политической и
военных отраслях. Например, большинство стран-участниц сообщества
договорились к 1 января 1999 года перейти к общей валюте и единой системы
обороны. В рамках сообщества функционирует ряд кредитных учреждений, в задачу
которых входит финансирование мероприятий общей экономической и социальной
Страницы: 1, 2, 3
|