бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Сущность и эволюция функций государства бесплатно рефераты

само выступает собственником средств производства, производителем

материальных благ и услуг. Методы его влияния на экономические отношения,

складывающиеся в этом секторе экономики, принципиально не отличаются от общих

методов государственного регулирования экономических процессов в странах.

Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования

государства от полного невмешательства в экономику (концепция "государства

ночного сторожа") до полного контроля всей хозяйственной деятельности и

регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства

социалистического типа).

В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились

хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со

стороны. Оно активно разрабатывает методы роста эффективности рынка и

свободного предпринимательства. Государство влияет на экономику через

налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.

1.2.1.2 Социальная функция.

Социальная функция государства призвана обеспечить социальную защищенность

личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости

от их непосредственного участия в производстве благ.

В правовом государстве распределение материальных благ осуществляется и

помимо свободного эквивалентного обмена между производителями и

потребителями.

Социальная политика правового государства предполагает:

1) Распределение социальных благ независимо от трудового

вклада в целях обеспечения достойного уровня жизни для всех.

2) Государства выделяет необходимые средства на здравоохранение, культурный

отдых, просвещение, строительство жилья, четкую работу транспорта и связи.

Тем самым обеспечивается надлежащая реализация социальных прав, которыми

должны в максимальном объеме пользоваться все граждане государства.

Становление социального правового государства проходит сложный и долгий путь.

Первоначально развитие и обогащение общества ведет к расслоению его на

классы. Формально провозглашение равенства воспроизводит неравенство

материальное, порождающее кризис и острые социальные конфликты в обществе. И

лишь постепенно правовое государство приобретает черты государства

социального, дополняет гарантии свободного развития личности материальными

гарантиями социальной защищенности.

В бывших тоталитарных государствах, где происходит становление правовых основ

общественной и государственной жизни, социальное регулирование по принципу

уравниловки постепенно вытесняются. Такой способ социального регулирования

насаждается и поддерживается принудительной силой тоталитарного государства.

Возможность верхушки общества иметь более высокий уровень потребления по

сравнению с основной массой населения создается искусственно за счет

присвоения результатов чужого труда, ограничение материального стимулирования

трудового вклада в производство социальных благ. В итоге это ведет к снижению

социальной активности, снижению уровня научно-технического прогресса, к

падению культуры и нравственности народа, приводит общество в состояние

застоя.

Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они

считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-

либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование,

достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту

от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.

Так, в статье 39 Конституции Российской Федерации в частности сказано:

"Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,

инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях

предусмотренных законом.

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и

укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной,

муниципальной систем, поощряется деятельность, способствующая укрепления

здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и

санитарно-эпидемиологическому благополучию (статья 41 пункт 2 ). Поощряются

добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального

обеспечения и благотворительность (статья 39 пункт3). Таким образом,

государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.

Только в условиях свободы и экономической самостоятельности производителей

материальных и духовных благ государство в состоянии проводить справедливую

социальную политику в отношении населения страны.

1.2.1.3 Культурно-воспитательная функция.

Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин

имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в

настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в

производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во

многих государствах образование является обязательным.

Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу

творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства

без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия.

Воспитание граждан в духе патриотизма, уважения к историческому прошлому

непременная составная часть воспитательного процесса. Большое значение имеет

правовое воспитание. Каждый гражданин Российской Федерации обязан знать

законы своего государства и строго соблюдать их.

1.2.1.4 Функция финансового контроля.

Функция финансового контроля выражается в выделении и учете государством

доходов производителей. По закону часть этих доходов в виде налогов

направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других

нужд. Государство осуществляет контроль за правильностью расходования

налогов.

Высший финансовый контроль за доходами и расходами, является прерогативой

парламента. На местах эти функции исполняют местные органы власти. Широкими

правами такого контроля обладают министерства финансов ( в Англии Ведомство

контролера и главного аудитора; в США Генеральное управление отчетности; во

Франции Счетная палата).

Специфические функции финансового контроля осуществляют государственные

таможни, которые контролируют провоз материальных ценностей через

государственную границу и взымают таможенные сборы и пошлины. Денежный сбор с

товаров и имущества, пропускаемых через границу под контролем таможенных

ведомств, идет в доход государства.

Эффективный финансовый контроль позволяет государству накапливать

определенные средства с целью их дальнейшего использования в интересах

общества.

1.2.1.5 Функция охраны правопорядка.

Функция охраны правопорядка это деятельность, направленная на обеспечение

точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми

участниками общественных отношений. В правовом государстве, где общественная

и государственная жизнь строится на основе справедливых законов, интересы

общества, государства, личности охраняются от любых незаконных посягательств.

Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства

граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на

охрану частной собственности.

Под общественным порядком понимается система общественных отношений,

регулируемых нормами правового и неправового характера (нормами морали,

нравственности, обычаями, традициями и т.п.) Общественный порядок в более

узком, специальном смысле представляет собой систему общественных отношений,

которые складываются главным образом в общественных местах и по своему

обеспечивают свободу и неприкосновенность личности, общественное спокойствие,

нормальные условия для труда и отдыха граждан, функционирования и

деятельности органов, предприятий, учреждений, организаций.

Общественный порядок охраняется государственными органами, общественными

организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении общественного порядка

принадлежит органам внутренних дел, милиции. За все виды правонарушений

посягающие на общественный порядок установлены различные виды наказаний. Меры

наказаний должны быть соразмерны вине нарушителя.

Охрана прав и свобод граждан гарантируется Конституцией Российской Федерации

и другими нормативно-правовыми актами. Так, в частности, в статье 17

Конституции Российской Федерации пункт 1 сказано, что "В Российской Федерации

признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно

общеуказаным принципам и нормам международного права и в соответствии с

настоящей Конституцией." Основные принципы прав и свобод человека и

гражданина изложены в статьях 17-64.

В Конституции Российской Федерации В статье 35 пункт 2 сказано, что каждый

вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и

распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Право

частной собственности охраняется законом.

Таким образом, любое посягательство на частную собственность граждан, их

имущество, а также и на государственное имущество влечет за собой

административные и уголовные наказания.

Поддержание стабильного порядка в стране задача всего государства, всей

системы его органов. Принудительная сторона государственной деятельности

постепенно утрачивает свою силу при гармоничных, объективно обусловленных

экономических, политических, социальных и нравственных отношениях граждан и

государства. Она преобразуется в правовой порядок цивилизованного общества.

1.2.1.6 Экологическая функция государства.

Природоохранительная функция государства жизненно важная деятельность любого

современного государства, мирового сообщества в целом. В современных

государствах разработано обширное природоохранительное законодательство,

которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области

использования природной среды. Во многих странах разработаны и действуют

национальные программы по охране окружающей среды, предусматривающие

применение активных мер воздействия к нарушителям ее целостности, вплоть до

полного устранения источников загрязнения или вредных отходов производства.

В США, например, действует Закон о национальной политике в области охраны

окружающей среды, разработаны долгосрочные программы по предупреждению

загрязнения атмосферы, водоемов и почвы производственными и бытовыми

отходами. Предусмотрены предупредительные меры по ограждению окружающей среды

от отрицательного влияния деятельности людей.

Во многих странах существуют специализированные министерства и ведомства по

контролю и регулированию деятельности в области окружающей среды,

функционирует целая система законодательных актов, которые предусматривают

жесткие меры юридической ответственности за нарушение их требований. Наряду с

высшими и местными органами государственной власти контроль за точным и

строгим соблюдением природоохранительного законодательства осуществляют и

органы прокурорского надзора.

В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования природных

богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое

значение. Они затрагивают интересы всех государств. Чем разумнее использовать

богатства, тем больше успехов добьются промышленность и сельское хозяйство.

Охрана природы выдвигается в число наиболее острых социальных проблем и

представляет собой одну из важнейших общегосударственных задач. Деятельность

по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все звенья

механизма государства и его органов.

Так, в статье 9 Конституции Российской Федерации говорится: "Земля и другие

природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа

жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей территории".

Многие нормы, регулирующие природоохранительную деятельность, содержатся в

основах земельного законодательства, основах законодательства о недрах, а

также в земельных и водных кодексах. В основе осуществления функции лежат

следующие принципы:

1. Природные богатства подлежат охране со стороны

государства независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или

нет.

2. Использование природных богатств должно быть

рациональным, соответствовать развитию государства.

3. Неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и строгая

ответственность за его нарушение.

Так, в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях предусмотрены

различные меры наказания за правонарушения в области охраны окружающей среды

(статьи 50-87).

Проведение этих принципов обеспечивает целенаправленность

природоохранительных функций на решение задач, стоящих перед государством в

области охраны и рационального использования природных ресурсов.

1.2.2 Внешние функции государства.

Внешние функции государства представляют собой основные направления его

деятельности на международной арене. Они призваны решать следующие внешние

задачи государства: установление и поддержание нормальных отношений с другими

государствами и обеспечение обороны страны от возможной внешней агрессии. В

соответствии с указанными задачами различаются две основные функции

государства: взаимовыгодное сотрудничество со всеми другими государствами

мирового сообщества и оборона страны от нападения извне.

1.2.2.1 Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами.

Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами это разнообразная

деятельность государства, направленная на установление и развитие

равноправных экономических, политических, культурных и других отношений,

гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими

интересами всех государств. Современный уровень развития общества требует

интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни всех государств,

объединения внешних усилий для более эффективного решения внутренних проблем

каждого государства в отдельности и мирового сообщества в целом. Такое

сотрудничество предполагает широкий и взаимовыгодный подход к интегрированным

вопросам, умение совместными усилиями находить наиболее рациональные решения,

отвечающие интересам всех участников сотрудничества.

Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На

этой основе создаются различные организации деятельность которых направлена

на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН,

НАТО, СЭВ и т.д.)

Как уже было сказано выше, каждое государство связано с другими государствами

различными отношениями. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать и

регулировать.

1.2.2.2 Межгосударственные экономические сотрудничества.

Государство, являясь членом мирового сообщества, вовлекается в систему

мирового хозяйства. Экономическое развитие, природные ресурсы определяют

место государства на мировом рынке. Ни одно государство не может существовать

без экономических связей с другими государствами. Внешняя торговля, кредиты и

займы, инвестиции, совместные проекты это наиболее распространенные

составляющие внешнеэкономической деятельности государства.

Важное место в экономическом сотрудничестве занимают международное разделение

труда, кооперирование и специализация производства, обмен новейшими

технологиями, координация товарооборота, развитие кредитно-финансовых связей.

Общую координацию межгосударственного экономического сотрудничества в мире

осуществляет Организация Объединенных наций и ее специализированные

учреждения. Сферой международного экономического и социального сотрудничества

занимаются такие специализированные учреждения ООН, как Международная

организация труда, Продовольственная и сельскохозяйственная организация,

Международный валютный фонд и др..

Экономическое сотрудничество эффективно осуществляется в рамках сообщества

тех государств, которые территориально связаны друг с другом. В качестве

примера можно привести Европейское сообщество, целью которого является

достижение всестороннего сотрудничества в экономической, политической и

военных отраслях. Например, большинство стран-участниц сообщества

договорились к 1 января 1999 года перейти к общей валюте и единой системы

обороны. В рамках сообщества функционирует ряд кредитных учреждений, в задачу

которых входит финансирование мероприятий общей экономической и социальной

Страницы: 1, 2, 3