бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Сущность и эволюция функций государства бесплатно рефераты

Курсовая: Сущность и эволюция функций государства

Оглавление:

Введение ...............................................................3

1.Сущность функций государства..........................................5

1.1Различные подходы к выделению классификации функций государства.............6

1.2Классификация функций государства

на внутренние и внешние........................................................9

1.2.1 Внутренние функции государства...........................................9

1.2.1.1Экономическая функция...................................................9

1.2.1.2Социальная функция.....................................................11

1.2.1.3Культурно-воспитательная функция................................13

1.2.1.4Функция финансового контроля.....................................13

1.2.1.5Функция охраны правопорядка.......................................14

1.2.1.6Экологическая функция государства..............................16

1.2.2 Внешние функции государства.............................................17

1.2.2.1 Взаимовыгодное сотрудничество

с другими государствами.......................................................18

1.2.2.2 Межгосударственные экономические сотрудничества....18

1.2.2.3 Политическое сотрудничество.........................................19

1.2.2.4 Культурное и научно-техническое сотрудничество..........20

1.2.2.5 Борьба с международной преступностью.........................21

1.2.2.6 Участие в охране окружающей среды.............................22

1.2.2.7 Защита от нападения из вне............................................22

1.3Средства и способы обеспечения выполнения государством своих функций ......28

2 Эволюция функций государства

.................................................30

Заключение.............................................................35

Список использованной

литературы..............................................36

Введение.

На любом этапе развития человечества вопрос о том, каким должно быть

государство, его функции, а также как и кем должна осуществляться

государственная власть оставался в той или иной степени актуальным и

насущным. Для нас и нашей страны решение этого вопроса как нельзя наиболее

своевременно, т.к. мы находимся на переходном этапе от тоталитарного режима к

демократическому государству.

В юриспруденции, которая вошла в историю политической и правовой мысли под

названием советская, был выработан взгляд на проблему государства, служивший в

течение ряда десятилетий идеологическим оправданием тоталитарного режима. Его

бедность такова, что в библиографическом указателе по теории государства и

права приводится всего 6 научно-литературных источников

[1], посвященных - по мысли составителя библиографа - освещению проблемы

государства. Случайности в этом нет, поскольку детальная разработка указанной

проблемы неизбежно привела бы исследователей к выводу о неправовом характере

тоталитарного государства. Такой вывод не только требовал мужества, но и прежде

всего не устраивал властные структуры тоталитарного государства.

Обстановка изменилась в связи с официальным признанием необходимости

формирования в нашей стране правового государства

[2]. Это вызвало оживление исследование проблем связанных с государством.

Лишь очень малая часть из них легла в основу этой работы.

Проблема возникновения государства и права наиболее обстоятельно исследована

в известной работе Ф.Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и

государства". По мнению автора, человечество прошло три стадии: дикость,

варварство и цивилизация, различающиеся главным образом степенью развития

производственных сил. По мнению автора, толчком для возникновения государства

послужило совершенствование орудий труда, что привело к расслоению общества и

появлению угнетателей и угнетенных, а также аппарата (государства) для охраны

сложившегося строя. Эта точка зрения на происхождение государства более

приемлема, но не достаточно раскрыто определение государства.

Конечно, у каждого из авторов, использованной в работе литературы существует

своё мнение по проблеме государства. Каждый из авторов приводит свою

типологию признаков и функций государства по различным основаниям, но ясно

одно (даже если этого явно не видно в тексте), что все авторы (кроме тех кто

писал книги, статьи до 1985-88 г.г.) единогласны в том, что в Российском

государстве признаки и функции государства признанные во всём мире либо

искажены, либо отсутствуют полностью.

Для того чтобы сложилось правильное и полное представление о государстве, его

сущности, функциях, структуре, необходимо рассматривать их в тесной

взаимосвязи на основе структурно-функционального анализа этих понятий.

В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, а

структура государства, т.е. его внутреннее строение, определяется в первую

очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно

осуществляет. Проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость

выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.

Государство есть сложная социальная организация, основным назначением

которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества.

Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны

общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются

функциями государства.

1 Сущность функций государства.

Вопрос о функциях государства на любом этапе развития является одним из

важнейших в общей теории государства. Это обусловлено, во-первых, тем, что в

функциях проявляется сущность государства, его социальное назначение. Поэтому

познание функций служит предпосылкой познания главного и определяющего в

государстве. Во-вторых, функции государства определяют его структуру. Иными

словами, структура государственной деятельности определяется системой тех

общественных отношений, но которые государство оказывает необходимое

воздействие, и её невозможно характеризовать в отрыве от системы регулируемых

государством общественных отношений. Изменение функций неизбежно ведёт к

изменению структуры. Поэтому функциональный метод познания является исходным.

Что же понимается под функциями государства?

В философской и юридической литературе можно насчитать до двух десятков таких

определений. За терминологическими расхождениями нередко кроются различия в

подходе к изучению этого сложного вопроса. Наиболее адекватным представляется

следующее определение: функция государства - это необходимое, однородное,

постоянное, целесообразное направление (сторона) его деятельности,

обусловленное объективными потребностями общественного развития с точки

зрения его внутренних и внешних задач.

Классификационные критерии, т. е. признаки (их сумма), позволяющие отнести те

или иные функции к конкретному классу, группе, имеют разный характер.

Выделяют, например, объекты и сферы государственной деятельности,

территориальный масштаб, способ государственного воздействия на общественные

отношения, взаимоотношения государств, содержание функций.

1.2 Различные подходы к выделению классификаций функций государства

Действительно, в научных и практических целях функции государства могут быть

классифицированы по разным критериям. По времени действия они делятся на

постоянные, осуществляемые государством на всех этапах его существования, и

временные, появление которых вызвано специфическими условиями общественного

развития, а прекращение - их исчезновением. По сферам политической

направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства

подразделяются на внутренние, представляющие его деятельность внутри страны,

определяющие его роль в жизни данного общества, и внешние - деятельность за

ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с

другими государствами. Внутренние и внешние функции любого государстве тесно

связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другими

государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного

государства. По сферам общественной жизни функции государства могут быть

разделены на экономические, социальные, политические и осуществляемые в

духовной сфере.

Высказывается также мнение, что функции государства следует делить на

основные и неосновные. Конечно, такое деление весьма условно, т.к. критерий

такого разграничения четко не определен. Каждая функция государства является

объективно необходимой для данного государства. Все виды деятельности

государства равно важны, но это не исключает, конечно, возможности

определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых следует

сосредоточить внимание в первую очередь. Эти направления становятся для

государства основными.

К числу критериев можно отнести принцип разделения властей и классифицировать

функции государства на основе этого принципа. Соответственно функции

подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие,

правоохранительные, в том числе судебные, и информационные. Особенность

данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации

государственной власти. Это чисто формальная классификация, привязанная к

совокупности ветвей государственной власти законодательной

(представительной), исполнительной, судебной, - но тем не менее весьма часто

используемая в научных и практических целях.

Следует обратить особое внимание на информационную функцию, которая

характеризует деятельность четвертой власти - средств массовой информации.

Она - эта функция - имеет свое содержание, способы и структуры, свое

обеспечение. Специфика этой функции заключается в способах ее воздействия на

общество: целенаправленная информированность населения, а подчас

манипулирование общественным сознанием, другие способы передачи информации

создают необходимые условия для существования и функционирования других

ветвей власти, всего государства.

Классификация функций, опирающаяся на разделение властей, не у всех ученых-

юристов вызывает признание. Дело в том, что это, как считают многие ученые,

собственно, не функции государства, а функции осуществления государственной

власти или ветвей власти: правотворчество, управление, судебная деятельность

и т. д. Происходит, по их мнению, смешение функций государства и

государственной власти.

Функции же государства - это деятельность государства, взятого в своей

целостности, с единой политической, структурной, территориальной

организацией.

Основные направления деятельности законодательной, исполнительной и судебной

власти в правовом государстве имеют общую природу. Их первостепенной целью

является обеспечение гармоничной жизнедеятельности общества.

В функциях государства выражается его сущность, та реальная роль, которую

государство играет в решении основных вопросов общественного развития и

прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны.

Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих

перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой

средство реализации этих задач. Содержание задач государства определяется

различными внутренними и внешними факторами. Так, рост преступности

заставляет государство своевременно предпринимать серьезные практические

действия по усилению борьбы с ней, выявлению и устранению причин и условий,

которые ее порождают. Кризисные явления в экономической жизни страны требуют

концентрации усилий государства, всех его органов на решении экономических

задач.

Поэтому в теории государства наиболее распространено и признаваемо членение

функций на внутренние и внешние, т. е. на определение деятельности

государства по отношению к обществу, особой организацией которого и является

государство (внутренняя функция), и по отношению к другим государственно-

организованным обществам, другим государством (внешняя функция).

Внутренние функции государства проявляют себя в экономическое, политической,

социальной, идеологической сферах жизни общества. Например, в экономической

области на разных этапах государственности функции могут выполнять роль

“ночного сторожа” (невмешательство в экономическую жизнь), выполнять

регулятивную социальную роль, осуществлять хозяйственно-организаторскую

функцию, обеспечивать учет меры труда и меры потребления, планово-программное

воздействие на экономику и т. п. Понятно, что та или иная функция более или

менее ярко проявляется на соответствующем этапе государственности, например,

учет меры труда и меры потребления (“не трудящийся да не ест”) в

раннеклассовых, социалистических государствах.

Внешние функции - защита общества от нападений извне, мирное сотрудничество с

другими государствами, обеспечение геополитических интересов и т. п. - также

характеризуют деятельность государства как целостную организацию общества, но

уже обращенную не внутрь, а вовне его жизнедеятельности.

Давайте рассмотрим эту классификацию более подробно.

1.2 Классификация функций государства на внутренние и внешние.

1.2.1 Внутренние функции государства.

Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности

государства. Каждое государство, независимо от формы правления или

государственного устройства, решает ряд основопологающих экономических,

социальных, охранительных и контрольных задач.

1.2.2.1 Экономическая функция.

Экономическая функция выражается в выработке и координации государством

стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном

режиме.

В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарных

отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном

экономическими, а не административными методами. Для такого государства

характерна свобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают

реальное равенство и независимость как производителей, так и потребителей

социальных благ.

Существует два основных экономических метода государственного регулирования:

1) Определенная и достаточно жесткая налоговая политика,

которая позволяет государству успешно решать его социальные задачи, а также

перераспределять часть национального дохода в целях более сбалансированного

развития производственных сил общества;

2) Создание наиболее благоприятных условий хозяйствования в приоритетных

отраслях экономики, развитие которых дает наибольшую выгоду обществу в целом.

Экономическая деятельность современного правового государства имеет следующие

направления :

1) государственное воздействие на экономическую жизнь общества в целом, что

выражается в формировании государством бюджета и контроле за его

расходованием; в соответствии программ экономического развития в масштабе

страны; в финансировании программ промышленных и научных исследовании; в

выдаче субсидий производителям материальных благ для стимулирования

производства. В государственном регулировании экономических процессов

участвуют высшие и местные органы власти, а также специализированные

учреждения.

Стимулирующее воздействие на экономику оказывают и местные органы власти. Они

обеспечивают приток капитала и развитие бизнеса на подопечной территории с

целью получения больших средств для местного бюджета. Поддерживая

предпринимательство, местные власти, развинчивают инфраструктуру, решают

проблему безработицы. Для осуществления этих задач используется механизм

налогов, выделяются под строительство местные участки, выпускаются облигации

для финансирования местных производителей.

Экономическая функция государства в основном заключается в регулятивных,

стимулирующих действиях. В современном гражданском обществе только

хозяйственные единицы и трудовые коллективы могут решать, какие органы

государственного и хозяйственного управления им нужны, в чем должны состоять

функции этих органов, сколько им платить и за какие услуги.

2) Экономическая деятельность государства выражается также в непосредственном

хозяйственном руководстве государственным сектором экономики. Государство

Страницы: 1, 2, 3