бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Становление и развитие правового государства бесплатно рефераты

законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из этих ветвей

представлена соответствующими органами, действующими самостоятельно.

Законодательная осуществляется Федеральным Собранием, другими аналогичными

государственными органами. Они избираются непосредственно народом и иным

путем формироваться не могут. Решения законодательной власти обязательны к

исполнению соответствующими субъектами права.

Большой объем работы в сфере управления государственными делами возложен на

исполнительные органы. Они должны действовать строго в пределах компетенции,

определяемой Конституцией и другими законами, в целях организации исполнения

актов законодательной власти и других нормативных правовых актов.

О последовательном проведении в жизнь принципа разделения властей можно

говорить лишь в том случае, если наряду с законодательной и исполнительной

достаточно активно себя проявляет и пользуется независимостью судебная

власть.

Конституция Российской Федерации признает самостоятельность и право органов

судебной власти действовать независимо от других. В систему ее федеральных

органов включаются: Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный

Суд, иные федеральные суды. Судебные органы и судьи действуют на основе

закона.

По мере продвижения России по пути демократических реформ и преобразований

принцип разделения властей в стране все более наполняется реальным

содержанием. Так, в становлении судебной власти большую роль предстоит

сыграть Закону о судебной системе Российской Федерации.

Пробивает себе дорогу в отечественной юридической науке и практике отвечающий

реалиям правовой государственности подход к характеристике права как системы,

воплощающей в себе общепринятые принципы и демократические ценности. Это -

взгляд, пришедший на смену господствовавшей в советской юридической науке

концепции права как нормативно-классового явления. Все более осознается

необходимость разграничения права и закона.

В России пройдены важные шаги по пути ее превращения в правовое государство.

Существующая, хотя и не совершенная, концепция ведет к разделению властей,

возможности обжаловать неправомерные действия, декларированные

фундаментальные права. Но все же основы конституционного строя России дают

возможность полагать, что упоминание о "пройденных шагах" не голословно. Так

следует рассмотреть главу I конституции, в которой излагаются основы

конституционного строя России (6 статей). Наиболее значимые, собственно

основополагающие положения из этих статей следующие:

Россия есть демократическое федеративное правовое государство с

республиканской формой правления (статья 1).

Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью (статья 2).

Единственным источником власти в Российской Федерации является ее

многонациональный народ (статья 3).

Государственная власть в России разделяется на законодательную,

исполнительную, и судебную, органы, которых самостоятельны (статья 10).

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют: президент РФ,

федеральное собрание (совет федерации и государственная дума), правительство

РФ, суды РФ (статья 11).

Конституция РФ имеет высшую силу, прямое действие и применяется на всей

территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской

федерации, не должны противоречить конституции РФ (статья 15).

Но для того, чтобы государство стало правовым, мало только законов. Для этого

требуется так же: действенное их применение, чтобы не возникало ситуации,

когда законы пишут не для всех, когда можно уйти от наказания. Нужны реформы

суда и особенно системы исполнения судебных решений, без чего все

превращается в пустой звук.

Сегодня судебная система в Российской Федерации - единая система всех судов,

осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, имеющие общие

задачи, организованных и действующих на единых демократических принципах.

Судебная система установленная конституцией Российской Федерацией (глава 7) и

федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не

допускается (статья 118 Конституции РФ).

В судебную систему входят:

· Конституционных суд Российской Федерации;

· Суды общей компетенции, осуществляющие судопроизводство по

уголовным, гражданским, административным и иным делам, относящимся к их

подсудности, во главе системы которых стоят Верховный суд Российской

Федерации;

· Арбитражные суды, осуществляющие разрешение экономических споров и

иных подсудных дел.

В целом судебная система строится в соответствии с национально-

государственным устройством и административно-территориальным делением

страны. Суд как государственный орган судебной власти осуществляет ее от

имени государства, а исполнение судебных актов обеспечивается силой

государства.

Следующим, не менее важным шагом к правовому государству будет становление

парламентаризма в России. Конечно, само явление парламентаризма, тем более у

нас в стране, весьма объемно и спорно.

В тоталитарных государствах народное представительство всегда фиктивно,

поскольку парламент через принимаемые им законы только оформляет решение

руководства правящей партии. Таким было это представительство и в советской

России. Таким образом, Россия не являлась государством парламентаризма и

только с началом перестройки и реформ началось возрождение - поначалу

громоздких - парламентских учреждений.

Но вернемся в наше время. Правовая основа Российской государственности к

началу 1992 года представляет собой "лоскутное одеяло", скрепленное из

законов СССР и законов Российской Федерации в составе Союза. Самое главное -

противоречивой оставались конституционная база государственной власти. Такая

противоречивость имела понятную причину. Шел процесс эволюционного, а не

радикального перехода России на общепринятые принципы построения государства,

общества и взаимоотношений между ними. Отсюда - переплетение принципиально

разных регуляторов общественных отношений.

В одном государственном организме сосуществовали и противостояли друг другу

два начала. Новое - президентская власть, федерализм, принцип разделения и

взаимного ограничения властей, ответственность власть перед обществом. И

старое - со строгой монопольной и иерархией системы Советов. Несмотря на это

были, однако, и важные достижения в законодательном оформлении новой

российской государственностью. В 1991 году было принято Декларация прав и

свобод человека и гражданина, которое явилось основополагающим документом для

дальнейшей законодательной работы по обеспечению прав человека. Началась

судебная реформа, значительными вехами которой стали учреждения

Конституционного Суда, арбитражных судов и суда присяжных.

Это были важные шаги по созданию правовой основы преобразований. Они снимали

многие запреты, утверждали новые принципы. Тем не менее, они не обеспечивали

четкого о комплексного регулирования. Предусматривались новые возможности и

права, но не предусматривались механизмы их реализации, гарантии и

ответственности.

Оказалось, что за короткий срок просто невозможно создать стройную правовую

систему, обеспеченную, с одной стороны, качественными и не противоречащими

друг другу нормативными актами, а с другой - эффективными правоохранительными

институтами.

Еще одна проблема, мешающая становлению парламентаризма, но остающаяся

актуальной и по сей день - уровень правосознания людей. Поколения

формировались в условиях господства партийно-государственного произвола,

отсутствие политической и личной свободы. Правовой нигилизм, не понимание

универсальной ценности права, к сожалению, свойственны и большинству граждан,

и многим представителям власти. Представление о способах защиты собственных

интересах, которые поколениями складывались в головах людей - это наиболее

устойчивое наследие. Глубоко въелось привычка апеллировать при решении своих

проблем, в первую очередь, не к закону, не к суду, а к партийной власти.

Кризис и развал партии-государства обрушил и прежнюю систему управления -

номенклатуру. Новая же система управления - через право - не вырастает в

одночасье, поскольку зависит от только от законодательства, но и от уровня

правового сознания. Выборы в декабре 1993 года и принятие Конституции

заложили правовую основу новой российской государственности. Началось ее

освоение. За два года принято большое число важнейших законов в сфере

экономики, регулирования институтов гражданского общества. Стало

формироваться новая политическая культура: был подписан Договор об

общественном согласии, обретен опыт разделения парламентской -

правительственного кризиса. Дважды избран парламент России, на

профессиональной основе занявшийся законотворчеством.

Тем не менее, представляется, что становление парламентаризма в России

находится в стадии развития. На наших глазах парламент не в состоянии

противопоставить свою волю попыткам переворотов. Эта проблема остается весьма

объемной, спорной и актуальной.

3.2. Практика становления правового государства в России.

В Конституции РФ нашли свое признание и нормативное закрепление все три

основных аспекта правовой государственности – гуманитарно-правовой (права и

свободы человека и гражданина), нормативно-правовой (конституционно-правовая

природа и требования ко всем источникам действующего права) и

институционально-правовой (система разделения и взаимодействия властей).

Действующая конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря

1993 года, конституировала РФ как демократическое правовое государство с

федеративной формой государственного устройства и республиканской формой

правления. Кроме того, Конституция определяет РФ как социальное государство

и как светское государство. Определенная глава Конституции посвящена правам

и свободам граждан РФ, которые сформулированы в соответствии с нормами

международного права.

Реальные демократические преобразования в праве начались со второй

половины 80-х годов в годы перестройки, особенно после поражения

августовского (1991г.) путча. Получил общее признание принцип "правового

государства", были отменены репрессивные, иные реакционные институты и

положения, стали развиваться демократическое законодательство, система

правосудия (созданы Конституционный суд Российской Федерации, Высший

арбитражный суд Российской Федерации). В октябре 1991г. Верховным Советом

Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая

направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как

самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от

властей законодательной и исполнительной. Принятая Верховным Советом

Российской Федерации в 1991г. Декларация прав и свобод человека и гражданина,

исходит из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека,

что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека -

главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового

государства предполагает создание системы политических, юридических и иных

гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений,

равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и

личности.

В течении долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная

система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных

оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся

марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство

предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют

различные общественные организации, политические партии, в котором никакая

идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной

идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе

идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности.

Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из

направлений этой работы является развитие гражданского общества,

выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором

реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов

политического плюрализма.

Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в

государственной и политической жизни нашего общества, является уровень

политической и правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от

того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее

время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата.

Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами, всеми должностными

лицами - неотъемлемая черта демократического государства.

На территории распавшегося СССР происходят сложные процессы в развитии

государства и права - становление в новых "независимых государствах"

государственных и правовых систем, соответствующих требованиям

современного гражданского общества. Это развитие все более осложняется из-за

того, что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис,

существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те

негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие

десятилетия своего господства.

Конституционная модель российской правовой государственности остается еще не

сформированной до конца. Поэтому первоочередной является задача доведения до

конца процесса формирования всех конституционных институтов.1 Наряду

с существенными достоинствами конституционная модель РФ имеет и ряд

недостатков, т.к. процесс формирования правового государства в РФ сталкивается

со значительными трудностями, идет весьма медленно и достаточно противоречиво.

В России пока не удалось реализовать в полной мере ни одного из основных

принципов правового государства.

Грубо нарушается в стране принцип верховенства закона. Достаточно

распространенной является практика принятия представительными и

исполнительными органами субъектов РФ нормативно-правовых актов,

противоречащих федеральным законам. Значительная часть норм, закрепленная

федеральным законодательством, не реализуется, действует лишь формально.

Часть населения лишена возможности иметь работу и получать достойное

вознаграждение за свой труд. Государство оказывается неспособным обеспечить в

должной мере права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, соц.

обеспечения. Принцип разделения властей в Конституции закреплен таким

образом, что законодательная власть не способна организовать действенный

парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по организации

и обеспечению реализации федеральных законов.

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового

государства, следует рассматривать развитие и совершенствование

законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В

последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы

для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового.

Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации,

Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о гражданстве, закон

о собственности, Конституция Российской Федерации, Договор об общественном

согласии.

Таким образом, основная задача состоит в том, чтобы наконец преодолеть

застарелый порок российской власти – тенденцию к ее монополизации и

бесконтрольности, развить и упрочнить систему разделения властей. Опыт

российской политической истории учит, что это очень трудно, но крайне

необходимо. Пока возможно, это должны сделать сторонники действующей

конституции, не откладывая дело до прихода к власти ее противников.

Заключение.

На данный момент нет альтернативы правовому государству, если мы принимаем

общечеловеческую систему ценностей западной цивилизации.

Таким образом государство занимает в политической системе центральное место,

обусловливаемое его природой и назначением как особого инструмента, с помощью

которого осуществляется политическая власть экономически господствующего

класса. Сохранение и упрочнение политической власти возможно лишь тогда,

когда государство интегрирует интересы всех слоев населения. Стремясь

обеспечить объединение общественных сил, их сотрудничество, гражданское

согласие, оно взаимодействует с другими субъектами политической системы как

ее основа, придавая обществу устойчивость и способность к развитию.

Путь к правовому государству долгий и трудный, полный заблуждений и иллюзий.

Многие государства сотни лет шли к демократии, порой расплачиваясь за это

слишком дорогой социальной ценой. Построение правового государства должно

опираться на тщательно продуманную стратегию и тактику. Необходимо постоянно

помнить о том, что функции правового государства не остаются неизменными, а

трансформируются и наполняются новым содержанием по мере развития самого

правового государства.[26] Также не

обойтись и без учета опыта других стран, однако этот опыт должен сочетаться с

собственными традициями и реалиями.

Суровая закономерность, а может быть и трагическая неизбежность в том, что

человеческая природа и социальная жизнь все еще далеки от совершенства.

Список использованной литературы:

1. Конституция РФ. – М.: Юрайт-М, 2002. – 48 стр.

2. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.:

Юрайт-М,2002. – 432 стр.

3. Василик М.А., Вершинин М.С. Политология: Элементарный курс: Учебное

пособие для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2001. – 270 стр.

4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических

вузов – 3-е издание. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 стр.

5. Клименко А.В., Румынина В.В. теория государства и права: Учебное

пособие для студентов. – М.: Мастерство: Высшая школа, 2000. – 224 стр.

6. Якушев А.В. Теория государства и права (конспект лекций). – М.:

«издательство ПРИОР», 2002. – 192 стр.

7. Лугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник. – М.:

Аспект Пресс, 1999.

8. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учебное пособие.Т.1, 2. М.: Изд-во

«Юридический колледж МГУ». 1995.

9. Общая и прикладная политология. Учебное пособие. Под общей редакцией

В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М., МГСУ: Изд-во «Союз», 1997. – 992 стр.

10. Правовое государство, личность, законность.// Кол. авт. В.С.Нерсесянц и

др.// НИИ правовой политики и проблем правоприменения Российской правовой

академии Министерства юстиции РФ, Москва, 1997.

11. Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. В.В.Лазарева. -3-е

изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000. – 520стр.

12. Введение в политологию./ Под ред. Самсонова. М – 1994.

13. Политология для юристов: Курс лекций/ Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько.

М.: Юристъ, 1999.

14. Теория государства и права: Учебное пособие. – М.: Изд-во «Ось – 89», 1998.

[1] Правовое государство, личность,

законность: Правовое государство: история идей и современность / проф. В.С.

Нерсесянц. – М., 1997. – стр.5

[2] Политология: Учебник для вузов / Под

ред. М.А. Василика. – М.: Юность, 1999. – стр.319

[3] Правовое государство, личность,

законность: Правовое государство: история идей и современность / проф. В.С.

Нерсесянц. – М., 1997. – стр. 7

[4] Политология: Учебник для вузов / Под

ред. М.А. Василика. – М.: Юность, 1999. – стр.321.

[5] Общая и прикладная политология: Учебное

пособие./ Под общей редакцией: Жукова В.И., Краснова Б.И. М., МГСУ: Изд-во

«Союз»,1997. -стр.423

[6] Черданцев А.Ф. Теория государства и

права: Учебник для вузов. - М.: Юрайт-М, 2002. - стр. 148

[7] Венгеров А.Б. Теория государства и

права: Учебник для юридических вузов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. –

стр.516.

[8] Якушев А.В., «Конспект лекций по теории

государства и права», М – 02, стр. 39.

[9] Василик М.А., Вершинин М.С.

Политология: Элементарный курс: Учеб. Пособие для студентов вузов. – М.:

Гардарики, 2001. – стр.116.

[10] Общая теория права и государства:

Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Юристъ,

2000. –стр.426.

[11] Конституция Российской Федерации. – М.: К65 Юрайт-М, 2002.

[12] Василик М.А., Вершинин М.С.

Политология: Элементарный курс: Учеб. Пособие для студентов вузов. – М.:

Гардарики, 2001. – стр.116.

[13] Клименко А.В., Румынина В.В. Теория

государства иправа: Учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования.

– М.: Мастерство: Высшая школа, 2000. – стр.78.

[14] Общая и прикладная политология:

Учебное пособие./ Под общей редакцией: Жукова В.И., Краснова Б.И. М., МГСУ:

Изд-во «Союз»,1997. -стр.423.

[15] Конституция Российской Федерации. – М.: К65 Юрайт-М, 2002.

[16] Клименко А.В., Румынина В.В. Теория

государства иправа: Учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования.

– М.: Мастерство: Высшая школа, 2000. – стр.78.

[17] Черданцев А.Ф. Теория государства и

права: Учебник для вузов. - М.: Юрайт-М, 2002. - стр. 157.

[18] Конституция Российской Федерации. – М.: К65 Юрайт-М, 2002

[19] Черданцев А.Ф. Теория государства и

права: Учебник для вузов. - М.: Юрайт-М, 2002. - стр. 153.

[20] Общая теория права и государства:

Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Юристъ,

2000. –стр.433.

[21] Венгеров А.Б. Теория государства и

права: Учебник для юридических вузов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. –

стр.514.

[22] Политология: Учебник для вузов / Под

ред. М.А. Василика. – М.: Юность, 1999. – стр.323.

[23] Черданцев А.Ф. Теория государства и

права: Учебник для вузов. - М.: Юрайт-М, 2002. - стр. 155

[24] Общая и прикладная политология:

Учебное пособие./ Под общей редакцией: Жукова В.И., Краснова Б.И. М., МГСУ:

Изд-во «Союз»,1997. –стр.424.

[25] Общая теория права и государства:

Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Юристъ,

2000. –стр.435.

[26] Василик М.А., Вершинин М.С.

Политология: Элементарный курс: Учеб. Пособие для студентов вузов. – М.:

Гардарики, 2001. – стр.116.

Страницы: 1, 2, 3, 4