бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Становление и развитие правового государства бесплатно рефераты

необходимости сознательного участия в управлении государственными и

общественными делами.3

3. Превращение его правоохранительных органов в рабочий механизм, активно

содействующий становлению правопорядка.

4. Децентрализация управления, разграничение функций центральных структур

власти и органов самоуправления, а также расширение компетенций последних.

5. Необходимо сформировать экономическую основу общества,которой являются

производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности,

свободе предпринимательства. Необходима экономическая независимость и

самостоятельность индивидуума, поскольку только экономически самостоятельный

гражданин может быть равноправным партнером государства в политико-правовой

сфере.

6. Режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет

народа, предотвращение попыток узурпации власти.

7. Гражданское общество, т. е. система отношений между людьми, обеспечивающая

удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и

свободы. Лишь «разгосударствленное» общество, способное самостоятельно, без

повседневного вмешательства государства решать встающие перед ним проблемы,

может быть социальной базой правового государства.

Государство, стремящееся к тождеству правопорядка, строит свои

взаимоотношения с другими субъектами политической системы на основе закона. В

механизме этих взаимоотношений государство как наиболее устойчивая,

сохраняющая преемственность и обладающая наибольшим объемом властных

полномочий структура является фундаментом политической системы.

8. Также необходимо создать нравственную основу правового государства,

которую образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости,

равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических

методах государственного управления, справедливости и правосудия, в

приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, зашите

прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

Глава 2. Соотношение государства и гражданского общества.

Феномен гражданского общества волнует человечество достаточно давно. Еще

Аристотель определял государство «как совокупность граждан, как гражданское

общество». Долгое время понятия «государство» и «общество» считались

тождественными и не отделялись друг от друга. Но преодолеть это заблуждение

удалось Гегелю.[20]

По Гегелю содержанием гражданского общества является, во-первых, определение

потребностей индивида и их удовлетворения посредством труда этого индивида, а

также удовлетворение потребностей других членов общества той же трудовой

деятельностью. Во-вторых, сохранение свободы в обществе, защита собственности

посредством правосудия. В-третьих, предотвращение остающихся в обществе

«случайностей», внимание к личности, к ее интересам как к интересам общества

с помощью полиции и корпораций.

О собственности он замечает, что она покоится на «договоре, формальности

которого строго определены». Член гражданского общества имеет право искать суда

и обязанность предстать перед судом и получить только через суд оспариваемое им

право. На счет полиции у него существует две точки зрения. Одна – «полиции

следует представить надзор над всем»,в том числе она должна заботиться об

уличном освещении, строительстве мостов, установлении твердых цен на товары

повседневного потребления, а также о здоровье людей. Вторая – «полиции ничего

не следует определять, т.к. каждый человек будет ориентироваться на потребности

другого», т.е. в этих областях должны действовать принципы саморегулирования,

самостоятельности, самоуправления.[21]

Таким образом, гражданское общество, по мнению Гегеля, это продукт

современности, античность не знала ничего подобного.

Гражданское общество - система экономических, духовных, культурных,

нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно

объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих

духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строится на принципе

самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правом

вмешательства государства. Государство - лишь форма гражданского общества. В

центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через

систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые

условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых

возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Прочная

социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.

[22]

Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в

себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя

верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое

государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на

началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в

правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и

исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых рамках

и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его

граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение

угрожает свободе других людей.

Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского

общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и

благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на

эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного

спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует

человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является

признание прав человека.[23]

В правовом государстве ни один государственный орган, должностное лицо,

коллектив или общественная организация, ни один человек не вправе посягать

на закон. За его нарушение они несут строгую юридическую ответственность.

Государство является одновременно и аппаратом насилия, принуждения граждан, и

механизмом обеспечения общего блага. Соответственно, современное государство

— механизм согласования различных потребностей и интересов граждан и их

организаций в целях обеспечения общего блага. Одной из основополагающих целей

правления является защита и поощрение прав человека и основных его свобод.

Современное правовое государство призвано обеспечивать не просто формальную

законность, но и справедливость. При этом к элементам справедливости

относятся:

· свободные периодические выборы;

· представительная по своему характеру форма правления, при которой

исполнительная власть подотчетна избранным законодательным органом или

избирателям;

· обязанность органов государственной власти соблюдать конституцию и

действовать совместимым с законом образом;

· четкое разделение между государством и политическими партиями;

· деятельность исполнительных и судебных органов осуществляется в

соответствии с системой, установленной законом;

· вооруженные силы и полиция находятся под контролем гражданских

властей и подотчетны им;

· права человека и основные свободы гарантируются законом и

соответствуют обязательству по международному праву и др.

Элементом механизма гос. власти является человек — субъект государственной

власти, которые различным образом объединяются, формируя институты.

[24]

Развитое гражданское общество и правовое государство ориентируются на

социальную справедливость. Господство права измеряется степенью развитости и

гарантированности свобод личности, юридическим характером ее взаимосвязей с

обществом и государством. Основным гарантом свобод личности является

государство, но так как государство понятие абстрактное, то оно находит свое

выражение в чиновничьем аппарате. Для сдерживания аппетитов чиновников и для

более эффективной защиты прав человека необходимо привлекать суды, которые

должны состоять из представителей самого народа. Тогда будет исключаться сама

возможность договориться между разными ветвями бюрократического аппарата.

Только суд, основанный на представительстве в нем народных выборных, может

защитить граждан от чиновничьего произвола и сохранить их права и свободы.

Личность, кроме этого, должна быть социально защищена, и первое место в

социальной защите личности должно принадлежать государству. Именно государство

должно обеспечивать личности пенсионное пособие по старости или по

инвалидности, право на труд и на отдых, на бесплатное медицинское обслуживание

и образование. При этом не отрицается, что все то же самое могут осуществлять и

коммерческие или иные структуры. То есть фирма может за свой счет предоставить

своим служащим посещать поликлинику или выплачивать пенсию по инвалидности.

[25]

Глава 3. Правовое государство в современной

России.

3.1. Идеи правового государства в

России

За последние годы проблемы правового государства выдвинулись на первый план

теоретических разработок в отечественной юридической науке. Как известно,

советская правовая доктрина долгое время отвергала идею правового

государства, считая ее выражением немарксистских взглядов. Ситуация коренным

образом изменилась в период перестройки. Многие юристы обратились тогда к

теоретическому осмыслению вопроса и построению модели правового государства

применительно к условиям России. В связи с этим заметно возрос интерес к

проблемам формирования и развития концепции правового государства в истории

политической мысли, их состояния в западной политологии.

Следует сказать, что с конца XIX в. популярность идей правового государства

значительно возросла. Тому способствовало несколько взаимосвязанных между

собой причин. Утверждение отношений, свойственных зрелому капитализму,

сопровождалось углублением общих противоречий и резкой поляризацией

социально-политических позиций, особенно по поводу того, какими путями и

способами эти противоречия могут быть разрешены. Первая половина XX в. прошла

под знаком явного преобладания конфронтационной идеологии. В 30-е годы

подавляющая часть Европы была окрашена в коричневые тона фашистских диктатур,

а в нашей стране установился не менее одиозный сталинский режим. Как реакция

на эти процессы в общественном сознании возрос интерес к проблемам прав

человека, демократии и гуманизма. Идеи правового государства наполняются

общедемократическим содержанием, направленным против авторитаризма и

тоталитаризма. В нашей стране и других странах бывшего социального лагеря

борьба с авторитаризмом затянулась на более длительные сроки. Первыми за

утверждение общепризнанных прав человека здесь выступили различные группы

правозащитников; к настоящему времени эти идеи нашли отражение в программных

документах многих политических партий и законодательных актах.

Рассматривая современное состояние идей правового государства, следует

избегать преувеличения их роли и степени распространения. В настоящее время

правовое государство выступает идеалом, своего рода лозунгом, конституционным

принципом и не получает своего полного воплощения в какой-либо стране.

Реальная политическая практика государств, провозгласивших себя правовыми,

нередко расходится с нормами конституции.

Существовали государства, в которых каждый шаг граждан, каждое их действие

попадало или могло попасть под надзор чиновников. Наше советское государство,

особенно в сталинский период, было именно таким. Там гражданин должен был,

если велено, требовать смерти ни в чем не повинных людей, вступать в

различные общества, отдавать часть зарплаты взаймы, и так далее. И уж ни в

коем случае открыто не осуждать действие власти, партии. Известно немало

примеров, когда подобную полицейскую роль государства с успехом заменяла

церковь, либо феодал. Словом, человек как личность до конца XVII - XVIII

веков, почти нигде, за отдельными исключениями, не обладал свободой,

защищенной законом, а произвол властей или других сил был огромен.

В XVIII-XIX веках постепенно формировалось то, что называется гражданским

обществом, в некоторых странах Европы и США. В настоящий момент суть этого

понятия можно описать так: Государство не регулирует всю жизнь общества с

помощью приказов чиновников, а только строго обусловленную законом сферу.

Соотношение между правовым обществом и государством во многом напоминает

связь последнего с экономикой. И это не случайно. Ведь среди прочих, право

беспрепятственно заниматься хозяйственной деятельностью, заключать любые не

запрещенные сделки. В гражданском обществе, власть несет ответственность

перед избирателями и налогоплательщиками, которые имеют возможность влиять на

нее через средства массовой информации, организации, путем различных акций. В

этом обществе огромную роль играют самодеятельные объединения граждан.

Например, организации потребителей не надеются только на государственных

чиновников. Следовательно, чем больше проблем могут разрешить сами граждане,

их коллективы, организации и тому подобное - тем меньше забот у государства.

И неслучайно в подобном обществе колоссальную роль играет суд. Это, конечно,

государственная организация. Именно через суд граждане и организации

разрешают многочисленные споры между собой и даже оспаривают действия

должностных лиц. В прежние времена в СССР люди заваливали миллионами жалоб ЦК

КПСС и другие властные органы, поскольку очень много вопросов решалось только

злой или доброй волей чиновников. В правовом государстве с гражданским

обществом это немыслимо. В России уже немало сделано для перехода от

государства, необъятного в своих полномочиях и обязанностях, тоталитарного к

гражданскому обществу (свобода выезда и въезда, слова и мнения). Но с другой

стороны, люди и организации все еще ждут, что их проблемы за них решит

власть.

Практика формирования правовой государственности всюду имеет свои

особенности. Можно, однако, выделить и общие черты, определяемые тем, что

граждане стран, в которых достигнуты успехи в строительстве правового

общества, стремились к свободе, подлинному праву, обеспечению своих прав и

свобод, приоритету права над государством.

Формирование правового государства в той или иной мере сопряжено с наличием

необходимых для этого условий. Среди них важное значение имеет достаточно

высокий уровень развития экономики, культуры, нравственности, духовного

потенциала общества.

Правовое государство - политическое оформление гражданского общества, сферы

общественной жизни, где действуют развитые демократические институты, имеют

место самоуправление, инициатива и активность граждан и их организаций. Эта

сфера ограждена законами от произвольной регламентации ее со стороны властных

органов. В таком государстве соблюдаются права и свободы человека и общества;

право приоритетно по отношению к государству; признается и соблюдается

независимость суда как защитника гражданина в его отношениях с государством.

Население характеризуется определенной способностью к саморегулированию,

готовностью подчиняться общим правилам и интересам Гражданское общество

представляет собой общество равноправных людей, свободно проявляющих свою

индивидуальность и творческую инициативу.

В правовом государстве реализуется принцип разделения властей. Советская

юридическая наука исходила из марксистского тезиса о механизме

государственной власти как "работающей корпорации" - и законодательствующей,

и исполняющей законы одновременно. Власть рассматривалась в плане разделения

труда по ее осуществлению, характеризовалась в структурно-функциональном

"ключе". Отрицалась сама целесообразность исследования законодательной,

исполнительной и судебной властей по отдельности.

Правовая государственность невозможна без разделения властей, ибо именно эта,

изобретенная цивилизованным человечеством, система сдержек и противовесов

позволяет обществу защищать себя от попыток узурпации власти, от

злоупотреблений.

В Конституции Российской Федерации (ст.10) закреплен принцип, согласно

которому государственная власть осуществляется на основе разделения на

Страницы: 1, 2, 3, 4