бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Становление и развитие правового государства бесплатно рефераты

Курсовая: Становление и развитие правового государства

Содержание:

Введение. - 3 -

Глава 1. Учение о правовом государстве. - 7 -

1.1. Возникновение и развитие учения о правовом государстве. - 7 -

1.2. Понятие, признаки и пути формирования правового государства. - 10 -

1.2.1. Понятие правового государства. - 10 -

1.2.2. Признаки правового государства. - 11 -

1.2.3. Пути формирования правового государства и его основы. - 20 -

Глава 2. Соотношение государства и гражданского общества. - 22 -

Глава 3. Правовое государство в современной России. - 26 -

3.1. Идеи правового государства в России. - 26 -

3.2. Практика становления правового государства в России. - 34 -

Заключение. - 38 -

Список использованной литературы: - 39 -

Введение.

Вопросы, связанные с правовым государством, всегда вызывают глубокий интерес.

Они актуальны в современных условиях, т.к. мы живем в стране, которая по

Конституции является правовым государством. С практической точки зрения

изучение явления правового государства может показать путь, формы, методы,

которые целесообразно использовать в сложившейся ситуации. Существуя в рамках

огромного исторического времени, правовое государство не было, конечно,

застывшим. Оно изменялось и развивалось, отражая процессы, происходившие в

этих социальных структурах. В течение длительного времени данная область

деятельности была ареной ожесточенной и бесплодной политической и

идеологической конфронтации.

Следует также отметить, что государство и право не только зависят друг от

друга, но в то же время и сохраняют определенную самостоятельность. Но это не

означает, что такая взаимосвязь и взаимозависимость относится лишь к

определенному типу государства и не имеет общего фундаментального характера.

Независимо от типа, формы или просто преходящих обстоятельств по отношению к

государству и обществу право всегда выступает, прежде всего, как регулятор.

Оно регулирует в обществе экономические, политические и иные отношения. В

этом заключается одна из его функций и назначений. Устанавливая конкретные

право и обязанности сторон (граждан, должностных лиц), право вносит

определенный порядок в общество и государство, создает юридические

предпосылки для его активности и эффективности.

Но плачевным является и тот факт, что на практике общество знакомо с ролью и

функциями права лишь понаслышке, по этому, возвращаясь к вышесказанному,

хотелось отметить, что право по отношению к любому обществу, к различным

сторонам его жизни, а так же к государствам, выполняет разнообразные роли.

Кроме того, цель данной работы – изучить все составляющие правового

государства, его становление и развитие в России.

Сложилось так, что вопросы, связанные с правовым государством, всегда

вызывают глубокий интерес. Они актуальны в современных условиях, на них

замыкаются непростые отношения, которые лежат в самом явлении государства - в

его расколе на большие основные части, противоречий, развиваемых каждой из

них, в огромных возможностях каждой из этих частей оказывать постоянное

воздействие не только друг на друга, но и на властные структуры. Ситуация

длительных и сложных преобразований несомненно вызывает интерес. По существу,

создание любой общетеоретической концепции изучения правового государства не

может обойтись без предварительного сравнительного изучения сопоставления и

анализа имеющегося опыта. С практической точки зрения изучение явления

правового государства может показать путь, формы, методы, которые

целесообразно использовать в сложившейся ситуации при создании правового

государства в России.

Существуя в рамках огромного исторического времени, правовое государство не

было, конечно, застывшим. Оно изменялось и развивалось, отражая процессы,

происходившие в этих социальных структурах. Этот подход, в частности,

предполагает глубокое переосмысление наших принципиальных позиций по

отношению к правовому государству, его влияния в сфере прав и свобод

человека. В течение длительного времени данная область деятельности была

ареной ожесточенной и бесплодной политической и идеологической конфронтации.

В ходе противоборства часто забывались сами цели - благородные и высокие цели

правового государства.

Тема работы, в частности, касается фундаментальных, основополагающих

представлений о государстве и праве, законности и конституции,

правотворчестве и правоприменении, правомерном поведении и о жизни общества в

политической системе. Тут были рассмотрены вопросы, касающиеся функций,

выполняемых правовым государством в жизни общества и его реальной ролью по

отношению к государству. В этом контексте необходимо определить, меняются ли

функции и роль правового государства применительно к разным типам общества

или остаются неизменными.

Следует также отметить что государство и право не только зависимы друг от

друга, но в то же время и сохраняют определенную самостоятельность. Означает

ли это, что такая взаимосвязь и взаимозависимость относится лишь к

определенному типу государства и не имеет общего фундаментального характера?

Нет, не означает. Независимо от типа, формы или просто преходящих

обстоятельства по отношению к государству и обществу право всегда выступает

прежде всего как регулятор. Отчасти оно регулирует в обществе экономические,

политические и иные отношения.

В этом заключается одна из его функций и назначений. Устанавливая конкретные

право и обязанности сторон (граждан, должностных лиц), право вносит

определенный порядок в общество и государство, создает юридические

предпосылки для его активности и эффективности. Это своеобразная форма

контроля, которые весьма разносторонни - от изучения лиц уполномоченных

государством до рассмотрении дел о нарушении прав.

Но плачевным является и тот факт, что на практике общество знакомо с ролью и

функциями права лишь понаслышке, по этому, возвращаясь к вышесказанному,

хотелось отметить, что право по отношению к любому обществу, к различным

сторонам его жизни, а так же к государствам, выполняет разнообразные роли.

Кроме того, цель данной работы - изучить лишь одну из составляющих, коим

является правовое государство - это его становление и развитие в России.

Современная Российская действительность, со всей присущей ей

консервативностью и довольно постоянной по своему характеру, указывает на

необходимость скорейшего радикального пересмотра ряда ранее сложившихся

подходов к рассмотрению правового государства и проблем, связанных с ним. Это

с одной стороны. А с другой - безотлагательного исследования новых явлений и

процессов, появляющихся в общественной жизни за последние годы.

Степень изученности данной проблемы весьма низка. Так автору пришлось

столкнуться с нехваткой материала. Данный вопрос очень скудно свешен как у

отечественных, так и у зарубежных ученых. Например, безотлагательного

рассмотрения требуют проблемы легитимности государственной власти и ее

преемственности и ряд других вопросов. В основном необходимая информация была

почерпнута из правовой периодики.

Глава 1. Учение о правовом государстве.

1.1. Возникновение и развитие учения о правовом государстве

Идея правового государства имеет длительную историю и занимает важное место в

политических учениях прошлого. Мысль о господстве закона в жизни народа,

общества, государства родилась как противовес самовластию и произволу

правящих индивидов.

Сам термин «правовое государство» сформировался и утвердился довольно поздно

в первой четверти 19 века – в немецкой юридической литературе (в работах К.Т.

Велькера, Р. фон Моля и др.). В дальнейшем этот термин получил широкое

распространение, в том числе и в дореволюционной России, где среди видных

сторонников правового государства были Б.Н. Чичерин, Б.А. Кистяковский, П.А.

Покровский и др.

Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на

основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой

цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных

и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон,

Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия

между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное

функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и

справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон

обязателен как для граждан, так и для самого государства.

[1]

Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная им, по

мнению древних мыслителей, считалась справедливой государственностью. “Там, где

отсутствует власть закона, — писал Аристотель, — нет места и какой-либо форме

государственного строя. Закон должен властвовать над всем.”

[2]. Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом

общении и “общем правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты

Древней Греции и Рима, античный опыт демократии, республиканизма и правопорядка

оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных

учений о правовом государстве.

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности

изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В

своей теории Макиавелли предпринял попытку набросать контуры идеального

государства, наилучшим образом отвечающего потребностям своего времени. Цель

государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и

обеспечения безопасности для каждого. Боден определял государство как

правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового

государства значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б.

Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон

и другие.

Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права. Целью

государства он считал охрану частной собственности посредством таких

правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное

пользование своим достоянием с согласия всех.

Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование демократического

государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действительные

права и свободы граждан. Он утверждал, что государство могущественно только

тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранность жизни,

но и удовлетворение его интересов, и предостерегал современных ему правителей

от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага

подданных.

Гоббс разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в

общественной жизни. К их числу относятся, например, обоснование формального

равенства перед законом, незыблемость договоров.

Локк также говорил о господстве закона, как обеспечивающего естественные,

неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и равенства.

Монтескье объяснял установление правовой государственности необходимостью

свободы в гражданском обществе. “Свобода есть право делать все, что дозволено

законами. Если бы гражданин мог делать то, что запрещается законами, то у

него не было бы свободы, так как тоже самое могли бы делать и прочие

граждане”. Таким образом, политическая свобода у Монтескье означает

установление законности и безопасности.

Значительный вклад в разработку основополага­ющих элементов правовой

государственности в этот период внесли Вольтер, Гельвеций, Руссо, Кант, Пейн

и другие видные мыслители.

Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правового

государства, центральное место в котором занимает человек. Верховенство

народа через верховенство Конституции, выражающей его волю, обуславливает

свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое

выступает как “объединение множества людей, подчиненных правовым законам”.

Философская концепция правового государства по Канту оказала значительное

влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику

государственно-правового строительства.

Мыслители Западной Европы при всей новизне их концепций правового государства

оттачивали элементы теории с позиций своего времени, опираясь на опыт прошлого,

на достижения предшествующей социальной, политической и правовой теории и

практики. Большинство авторов сходились во мнении, что правовым можно считать

лишь то государство, где законодатель также подзаконен, как и гражданин. Идеи

правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой

мысли. Они излагались в трудах Д.И.Писарева, А.И.Герцена, Н.Г.Чер­нышевского,

А.И.Радищева.[3]

1.2. Понятие, признаки и пути формирования правового

государства.

1.2.1. Понятие правового

государства.

Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому государству,

призванному быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод.

Это государство, основанное на праве и ограниченное им в своих действиях,

подчиненное воле народа как суверена власти.

[4]

Правовое государство — многомерное развивающе­еся явление. С течением времени

оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей

оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом.

[5]

Правовое государство — это правовая форма организации и деятельности

публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами

права.[6]

Правовое государство по Гегелю является живым организмом, обеспечивающим цели и

интересы конкретного индивида и сохранение, стабилизацию общества с рыночной

экономикой и либерально-демократическим политическим режимом.

[7]

Правовое государство – объективная необходимость и величайшая социальная

ценность, эффективный способ организации общества и управления им.

Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении

суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы,

подчинении государства обществу.

1.2.2. Признаки правового государства.

Основными признаками правового государства являются:

Разделение властей;

· Верховенство закона;

· Признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека;

· Социальная и юридическая защищенность личности;

· Сосредоточение всех прерогатив государственно-властного

регулирования в системе государственных институтов, созданных на основе

права;

· Недопущение монополизма в политике и экономике, создание

антимонопольных механизмов;

· Контроль общества за властью, наиболее действенным способом

которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом

органов государственной власти всех уровней;

· Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и

принципам международного права (либо прямое действие международных норм);

· Признание человека высшей ценностью, целью государства, а не

средством решения тех или иных государственных проблем;

· Верховенство и прямое действие конституции;

· Единство прав и обязанностей граждан.

· Наличие развитого гражданского общества;

· Внешний и внутренний суверенитет государства;

· Взаимная ответственность человека и государства;

Признаки правового государства отражают основные его черты, которые обязательно

Страницы: 1, 2, 3, 4