Курсовая: Становление и развитие правового государства
Курсовая: Становление и развитие правового государства
Содержание:
Введение. - 3 -
Глава 1. Учение о правовом государстве. - 7 -
1.1. Возникновение и развитие учения о правовом государстве. - 7 -
1.2. Понятие, признаки и пути формирования правового государства. - 10 -
1.2.1. Понятие правового государства. - 10 -
1.2.2. Признаки правового государства. - 11 -
1.2.3. Пути формирования правового государства и его основы. - 20 -
Глава 2. Соотношение государства и гражданского общества. - 22 -
Глава 3. Правовое государство в современной России. - 26 -
3.1. Идеи правового государства в России. - 26 -
3.2. Практика становления правового государства в России. - 34 -
Заключение. - 38 -
Список использованной литературы: - 39 -
Введение.
Вопросы, связанные с правовым государством, всегда вызывают глубокий интерес.
Они актуальны в современных условиях, т.к. мы живем в стране, которая по
Конституции является правовым государством. С практической точки зрения
изучение явления правового государства может показать путь, формы, методы,
которые целесообразно использовать в сложившейся ситуации. Существуя в рамках
огромного исторического времени, правовое государство не было, конечно,
застывшим. Оно изменялось и развивалось, отражая процессы, происходившие в
этих социальных структурах. В течение длительного времени данная область
деятельности была ареной ожесточенной и бесплодной политической и
идеологической конфронтации.
Следует также отметить, что государство и право не только зависят друг от
друга, но в то же время и сохраняют определенную самостоятельность. Но это не
означает, что такая взаимосвязь и взаимозависимость относится лишь к
определенному типу государства и не имеет общего фундаментального характера.
Независимо от типа, формы или просто преходящих обстоятельств по отношению к
государству и обществу право всегда выступает, прежде всего, как регулятор.
Оно регулирует в обществе экономические, политические и иные отношения. В
этом заключается одна из его функций и назначений. Устанавливая конкретные
право и обязанности сторон (граждан, должностных лиц), право вносит
определенный порядок в общество и государство, создает юридические
предпосылки для его активности и эффективности.
Но плачевным является и тот факт, что на практике общество знакомо с ролью и
функциями права лишь понаслышке, по этому, возвращаясь к вышесказанному,
хотелось отметить, что право по отношению к любому обществу, к различным
сторонам его жизни, а так же к государствам, выполняет разнообразные роли.
Кроме того, цель данной работы – изучить все составляющие правового
государства, его становление и развитие в России.
Сложилось так, что вопросы, связанные с правовым государством, всегда
вызывают глубокий интерес. Они актуальны в современных условиях, на них
замыкаются непростые отношения, которые лежат в самом явлении государства - в
его расколе на большие основные части, противоречий, развиваемых каждой из
них, в огромных возможностях каждой из этих частей оказывать постоянное
воздействие не только друг на друга, но и на властные структуры. Ситуация
длительных и сложных преобразований несомненно вызывает интерес. По существу,
создание любой общетеоретической концепции изучения правового государства не
может обойтись без предварительного сравнительного изучения сопоставления и
анализа имеющегося опыта. С практической точки зрения изучение явления
правового государства может показать путь, формы, методы, которые
целесообразно использовать в сложившейся ситуации при создании правового
государства в России.
Существуя в рамках огромного исторического времени, правовое государство не
было, конечно, застывшим. Оно изменялось и развивалось, отражая процессы,
происходившие в этих социальных структурах. Этот подход, в частности,
предполагает глубокое переосмысление наших принципиальных позиций по
отношению к правовому государству, его влияния в сфере прав и свобод
человека. В течение длительного времени данная область деятельности была
ареной ожесточенной и бесплодной политической и идеологической конфронтации.
В ходе противоборства часто забывались сами цели - благородные и высокие цели
правового государства.
Тема работы, в частности, касается фундаментальных, основополагающих
представлений о государстве и праве, законности и конституции,
правотворчестве и правоприменении, правомерном поведении и о жизни общества в
политической системе. Тут были рассмотрены вопросы, касающиеся функций,
выполняемых правовым государством в жизни общества и его реальной ролью по
отношению к государству. В этом контексте необходимо определить, меняются ли
функции и роль правового государства применительно к разным типам общества
или остаются неизменными.
Следует также отметить что государство и право не только зависимы друг от
друга, но в то же время и сохраняют определенную самостоятельность. Означает
ли это, что такая взаимосвязь и взаимозависимость относится лишь к
определенному типу государства и не имеет общего фундаментального характера?
Нет, не означает. Независимо от типа, формы или просто преходящих
обстоятельства по отношению к государству и обществу право всегда выступает
прежде всего как регулятор. Отчасти оно регулирует в обществе экономические,
политические и иные отношения.
В этом заключается одна из его функций и назначений. Устанавливая конкретные
право и обязанности сторон (граждан, должностных лиц), право вносит
определенный порядок в общество и государство, создает юридические
предпосылки для его активности и эффективности. Это своеобразная форма
контроля, которые весьма разносторонни - от изучения лиц уполномоченных
государством до рассмотрении дел о нарушении прав.
Но плачевным является и тот факт, что на практике общество знакомо с ролью и
функциями права лишь понаслышке, по этому, возвращаясь к вышесказанному,
хотелось отметить, что право по отношению к любому обществу, к различным
сторонам его жизни, а так же к государствам, выполняет разнообразные роли.
Кроме того, цель данной работы - изучить лишь одну из составляющих, коим
является правовое государство - это его становление и развитие в России.
Современная Российская действительность, со всей присущей ей
консервативностью и довольно постоянной по своему характеру, указывает на
необходимость скорейшего радикального пересмотра ряда ранее сложившихся
подходов к рассмотрению правового государства и проблем, связанных с ним. Это
с одной стороны. А с другой - безотлагательного исследования новых явлений и
процессов, появляющихся в общественной жизни за последние годы.
Степень изученности данной проблемы весьма низка. Так автору пришлось
столкнуться с нехваткой материала. Данный вопрос очень скудно свешен как у
отечественных, так и у зарубежных ученых. Например, безотлагательного
рассмотрения требуют проблемы легитимности государственной власти и ее
преемственности и ряд других вопросов. В основном необходимая информация была
почерпнута из правовой периодики.
Идея правового государства имеет длительную историю и занимает важное место в
политических учениях прошлого. Мысль о господстве закона в жизни народа,
общества, государства родилась как противовес самовластию и произволу
правящих индивидов.
Сам термин «правовое государство» сформировался и утвердился довольно поздно
в первой четверти 19 века – в немецкой юридической литературе (в работах К.Т.
Велькера, Р. фон Моля и др.). В дальнейшем этот термин получил широкое
распространение, в том числе и в дореволюционной России, где среди видных
сторонников правового государства были Б.Н. Чичерин, Б.А. Кистяковский, П.А.
Покровский и др.
Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на
основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой
цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных
и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон,
Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия
между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное
функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и
справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон
обязателен как для граждан, так и для самого государства.
[1]
Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная им, по
мнению древних мыслителей, считалась справедливой государственностью. “Там, где
отсутствует власть закона, — писал Аристотель, — нет места и какой-либо форме
государственного строя. Закон должен властвовать над всем.”
[2]. Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом
общении и “общем правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты
Древней Греции и Рима, античный опыт демократии, республиканизма и правопорядка
оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных
учений о правовом государстве.
В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности
изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В
своей теории Макиавелли предпринял попытку набросать контуры идеального
государства, наилучшим образом отвечающего потребностям своего времени. Цель
государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и
обеспечения безопасности для каждого. Боден определял государство как
правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит.
В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового
государства значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б.
Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон
и другие.
Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права. Целью
государства он считал охрану частной собственности посредством таких
правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное
пользование своим достоянием с согласия всех.
Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование демократического
государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действительные
права и свободы граждан. Он утверждал, что государство могущественно только
тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранность жизни,
но и удовлетворение его интересов, и предостерегал современных ему правителей
от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага
подданных.
Гоббс разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в
общественной жизни. К их числу относятся, например, обоснование формального
равенства перед законом, незыблемость договоров.
Локк также говорил о господстве закона, как обеспечивающего естественные,
неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и равенства.
Монтескье объяснял установление правовой государственности необходимостью
свободы в гражданском обществе. “Свобода есть право делать все, что дозволено
законами. Если бы гражданин мог делать то, что запрещается законами, то у
него не было бы свободы, так как тоже самое могли бы делать и прочие
граждане”. Таким образом, политическая свобода у Монтескье означает
установление законности и безопасности.
Значительный вклад в разработку основополагающих элементов правовой
государственности в этот период внесли Вольтер, Гельвеций, Руссо, Кант, Пейн
и другие видные мыслители.
Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правового
государства, центральное место в котором занимает человек. Верховенство
народа через верховенство Конституции, выражающей его волю, обуславливает
свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое
выступает как “объединение множества людей, подчиненных правовым законам”.
Философская концепция правового государства по Канту оказала значительное
влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику
государственно-правового строительства.
Мыслители Западной Европы при всей новизне их концепций правового государства
оттачивали элементы теории с позиций своего времени, опираясь на опыт прошлого,
на достижения предшествующей социальной, политической и правовой теории и
практики. Большинство авторов сходились во мнении, что правовым можно считать
лишь то государство, где законодатель также подзаконен, как и гражданин. Идеи
правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой
мысли. Они излагались в трудах Д.И.Писарева, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского,
А.И.Радищева.[3]
1.2.1. Понятие правового
государства.
Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому государству,
призванному быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод.
Это государство, основанное на праве и ограниченное им в своих действиях,
подчиненное воле народа как суверена власти.
[4]
Правовое государство — многомерное развивающееся явление. С течением времени
оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей
оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом.
[5]
Правовое государство — это правовая форма организации и деятельности
публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами
права.[6]
Правовое государство по Гегелю является живым организмом, обеспечивающим цели и
интересы конкретного индивида и сохранение, стабилизацию общества с рыночной
экономикой и либерально-демократическим политическим режимом.
[7]
Правовое государство – объективная необходимость и величайшая социальная
ценность, эффективный способ организации общества и управления им.
Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении
суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы,
подчинении государства обществу.
1.2.2. Признаки правового государства.
Основными признаками правового государства являются:
Разделение властей;
· Верховенство закона;
· Признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека;
· Социальная и юридическая защищенность личности;
· Сосредоточение всех прерогатив государственно-властного
регулирования в системе государственных институтов, созданных на основе
права;
· Недопущение монополизма в политике и экономике, создание
антимонопольных механизмов;
· Контроль общества за властью, наиболее действенным способом
которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом
органов государственной власти всех уровней;
· Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и
принципам международного права (либо прямое действие международных норм);
· Признание человека высшей ценностью, целью государства, а не
средством решения тех или иных государственных проблем;
· Верховенство и прямое действие конституции;
· Единство прав и обязанностей граждан.
· Наличие развитого гражданского общества;
· Внешний и внутренний суверенитет государства;
· Взаимная ответственность человека и государства;
Признаки правового государства отражают основные его черты, которые обязательно
Страницы: 1, 2, 3, 4
|