бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Современная правовая система США бесплатно рефераты

поручается постоянному комитету либо свои услуги предоставляют всевозможные

лоббистские организации, заинтересованные в том или ином решении вопроса.

После официального внесения проекта он распечатывает­ся на специальном

типографском бланке, в котором указы­ваются порядковый номер и краткое

наименование законо­проекта, а также члены палаты, которые представили и

под­держали проект (в палате представителей их должно быть не более 25

человек). Текст печатается на листах, каждая строчка которых имеет порядковый

номер. Сделано это для того, чтобы облегчить процесс обсуждения и внесения в

про­ект поправок. Тексты законопроектов хранятся в комнатах хранения

документации. Информация о них публикуется в официальном вестнике конгресса —

“Конгрешнл рекорд”.

Все законопроекты должны пройти три чтения. Проводят­ся они в различные дни,

если только иной порядок не опре­делен палатой единогласно. При первом

чтении, как прави­ло, зачитывается только название проекта и решается вопрос

об отсылке его в комитет. Постоянный комитет при необхо­димости направляет

проект в подкомитет, определяя даль­нейший порядок его рассмотрения. На этой

стадии судьба проекта — всецело в руках комитета, так как палаты редко

используют право вернуть законопроект обратно в палату.

Законопроект докладывается палате председателем ли­бо, по его поручению,

членом комитета от большинства. Палата включает законопроект в

соответствующий кален­дарь, но при необходимости может рассмотреть его

неза­медлительно.

Перед обсуждением в палате проект зачитывается полно­стью (второе чтение). Во

время обсуждения (дебатов) депу­татам предоставлено право предлагать к

законопроекту по­правки.

Правила палат содержат отдельные требования, ограни­чивающие внесение

поправок, как “торпедирующих” зако­нопроекты, так и неоправданно

задерживающих по време­ни их рассмотрение. Так, например, в регламенте сената

установлен запрет на внесение поправок, противоречащих законопроекту в целом.

Право внести поправки в обеих палатах может быть предоставлено только членам

тех ко­митетов, которые обладают предметной компетенцией по законопроекту.

Поправка, по требованию председателя или члена пала­ты, должна быть

представлена в письменном виде. В случае, если она включает несколько

вопросов, ее обсуждение может проводиться раздельно по включенным в нее

вопро­сам.

Поправки включаются в текст проекта в случае одобре­ния их большинством

голосов присутствующих членов пала­ты. До голосования депутат, предложивший

поправку, мо­жет ее отозвать.

Когда законопроект назначается к третьему чтению, вне­сение поправок в текст

его не допускается, если только иное палата не установит единогласно. До

голосования по законо­проекту в целом он может быть вновь отослан в

постоянный комитет, который, как и при первом его рассмотрении, не вправе

вносить в его текст поправки (он может только их предложить). После

отпечатания и третьего чтения законо­проект ставится на голосование.

Рассмотренный порядок прохождения через палату за­конопроектов соблюдается

далеко не всегда. В целях его ускорения палаты нередко, в нарушение общих

правил, ог­раничивают чтения прочтением только названий законо­проектов,

упрощают процедуры обсуждения, внесения по­правок и голосования. Подобное,

как правило, происходит в конце сессии конгресса, когда за один, два дня

конгресс принимает десятки законопроектов, ставя их на голосова­ния без какой

бы то ни было повестки по мере их поступ­ления из комитетов.

Законопроект, одобренный одной палатой, направляется на рассмотрением другую

палату, где проходит те же стадии рассмотрения и обсуждения. Если в его текст

не внесены по­правки, то после подписания председателями палат (первым

подписывает спикер) он передается президенту. Если по­правки в него внесены,

то палата, представившая законопро­ект, может либо согласиться с ними, либо,

отклонив их, об­ратиться к другой палате с предложением созвать

согласи­тельный комитет. Решение комитета докладывается вначале той палате,

которая внесла поправки в проект. Принятый в идентичной форме законопроект

после его подписания на­правляется президенту.

Президент может отклонить представленные ему на под­пись законопроекты,

отсылая их со своими возражениями в ту из палат, которая выдвинула

законопроект (право вето). Для преодоления вето каждая палата (вначале та, в

которую возвращен законопроект) должна принять его повторно большинством в

две трети голосов. Голосование в этом слу­чае проводится поименно с

занесением в журнал палаты данных о том, как голосовали законодатели. В

случае успеш­ного результата голосования законопроект вступает в силу без

подписи президента. Вступает он в силу также тогда, когда президент не даст

своего заключения в течение 10, не считая воскресных, дней, если только в это

время конгресс не прервет свою сессию. В последнем случае законопроект

отвергается фактически и не подлежит пересмотру в указан­ном выше порядке.

Законы вступают в силу с момента подписания президен­том либо преодоления его

вето, если только в самом тексте закона не установлен иной срок вступления в

силу.

Непосредственно после вступления в силу законы публи­куются в серии “Паблик

ло” и имеют соответствующее циф­ровое обозначение. В первой его части

отмечается порядко­вый номер конгресса (в настоящее время 102-й конгресс). Во

второй — порядковый номер самого статута или резолюции.

В конце года все акты конгресса сводятся воедино и пуб­ликуются в

хронологическом порядке их принятия в “Пол­ном собрании статутов Соединенных

Штатов”.

Помимо указанных двух официальных изданий законода­тельство конгресса

публикуется в “Своде законов Соединен­ных штатов”, в котором законодательные

нормы (а не сами законы) сводятся по предметам их регулирования.

Инкорпо­рация законодательных норм осуществляется по 50 титулам (разделам)

Свода, которые, в свою очередь, делятся на главы и параграфы.

Структурно Свод представлен следующим образом: 1. Общие положения. 2.

Конгресс. 3. Президент. 4. Флаг и печать, место нахождения правительства и

штаты. 5. Пра­вительственные органы и государственные служащие. 6.

Официально признанные и не признанные (незакон­ные) ценные бумаги. 7.

Сельское хозяйство. 8. Ино­странцы и гражданство. 9. Арбитраж. 10.

Вооруженные силы. II. Банкротство. 12. Банки и банковское дело. 13.

Перепись. 14. Береговая охрана. 15. Коммерческие от­ношения и торговля. 16.

Консервация объектов природы. 17. Авторское право. 18. Преступления и

уголовный про­цесс. 19. Таможенные пошлины. 20. Образование. 21. Про­дукты

питания и медикаменты. 22. Международные отно­шения и связи. 23. Шоссейные

дороги. 24. Больницы, приюты и места погребения. 25. Индейцы. 26. Налоговый

кодекс. 27. Спиртные напитки. 28. Судебная власть и гражданский процесс. 29.

Труд. 30. Земли, полезные ис­копаемые и добыча полезных ископаемых. 31.

Денежное обращение и финансы. 32. Национальная гвардия. 33. На­вигация и

судоходные воды. 34. Флот. 35. Патенты. 36. Патриотические общества и

правила, применяемые в них. 37. Жалованье и денежные выплаты в вооруженных

силах и ряде иных служб. 38. Пенсии и льготы ветера­нам. 39. Почтовая служба.

40. Государственные здания, имущество и общественные работы. 41.

Государственные контракты. 42. Здравоохранение и благосостояние. 43.

Го­сударственные земли. 44. Государственное печатание и до­кументы. 45.

Железные дороги. 46. Судоходство. 47. Теле­граф, телефон и радиотелеграф. 48.

Территории и основ­ные владения. 49. Транспорт. 50. Война и национальная

оборона.

Инкорпорации не подвергнуты Конституция США и ряд предшествовавших ей актов —

Декларация независимости 1776 г., Статьи Конфедерации 1781 г. и Акт о Северо-

запад­ных территориях 1787 г. Но они публикуются в Своде в раз­деле

“Органические законы США”.

В целом, а это признают и сами американцы, подобная структура Свода законов

не в полной мере соответствует со­временному развитию американского права. Но

наличие по­добной систематизации при всех ее несовершенствах вместе с тем

имеет достоинства. Прежде всего — это удобство и до­ступность обращения с

законодательным материалом. Важно также то, то она позволяет выявлять

противоречия и пробе­лы в законодательном регулировании и немедленно их

уст­ранять.

Переиздается Свод законов раз в шесть лет. Последнее из­дание было в 1989 г.

Ежегодно публикуются “Дополнения к Своду”, в которых в тех же предметных

рамках фиксируются изменения, внесенные текущим законодательством за год.

Вспомогательные органы конгресса

Конгресс США имеет разветвленную систему вспомога­тельных органов,

обеспечивающих реализацию контрольных функций конгресса, а также научно-

исследовательское и справочно-информационное обслуживание законодательной

деятельности.

Генеральное отчетное управление (ГОУ) образовано в 1921 г. Возглавляет

его генеральный контролер, назначае­мый президентом на 15-летний срок. В штате

ГОУ — более 5 тыс. человек, в основном специалистов в области финан­сов,

экономики и права. В задачи управления входит финан­совый контроль за

деятельностью исполнительных органов власти и осуществлением утвержденных

конгрессом про­грамм. О результатах своих расследований управление

не­посредственно докладывает конгрессу. Помимо контрольных функций ГОУ ведет

исследовательские работы по оценке эф­фективности предлагаемых президентом и

принимаемых конгрессом программ.

Управление технологических оценок (УТО) создано в 1972 г. Возглавляет его

совет, в который входят директор УТО, шесть сенаторов и шесть членов палаты

представите­лей. В штате управления около 200 человек, но ежегодно по договорам

к его работе привлекаются более 2 тыс. экспертов. В задачи УТО входит: оказание

помощи комитетам при раз­работке соответствующих законопроектов и финансируемых

из бюджета программ, проведение долговременных научно-исследовательских работ

по различным направлениям науки и техники.

Бюджетное управление конгресса (БУК) создано в 1974 г. В штате управления

около 250 человек. В задачи БУК входит разработка ежегодных докладов по бюджету

бюджетным ко­митетам палат. Оно разрабатывает также 5-летние прогнозы

экономического воздействия разрабатываемых конгрессом финансовых биллей и

резолюций. В начале каждого финансо­вого года представляет 5-летний прогноз

поступлений налогов в бюджет и текущих расходов правительства. По требованию

бюджетных и иных комитетов конгресса управление осущест­вляет исследования и по

другим вопросам бюджетной полити­ки. О роли управления можно судить по

следующему факту. При разработке бюджета на 1983 финансовый год президент счел

необходимым в основу бюджета положить расчеты, вы­полненные БУК, а не

представленные подчиненным ему ап­паратом.

Научно-исследовательская служба конгресса (НИСК) функционирует в рамках

Библиотеки конгресса с 1914 г. По поручению членов конгресса и постоянных

комитетов палат проводит следующие виды работ: аналитические справки,

консультации, заключения по законопроектам и переводы. Помимо этого, НИСК

оказывает содействие в проведении слушаний в конгрессе, проводит семинары для

членов конг­ресса и координирует программы научно-исследовательских работ.

Формируется она на непартийной основе (без учета партийной принадлежности, как,

впрочем, и все иные вспо­могательные органы конгресса). В 1989 г. в НИСК было

за­нято 896 человек, из них 860 — на полной ставке. Струк­турно служба состоит

из четырех подразделений: аналитиче­ских исследований в области политики;

документации и законодательных материалов; справочно-информационной службы;

административных служб. В 1987 финансовом году НИСК представил информацию на

443 400 запросов членов и комитетов конгресса.

В ряду вспомогательных органов конгресса следует ука­зать также

Законодательный совет и Совет по законода­тельному пересмотру. В штате

первого — 52, второго — 18 человек. В функции этих органов входит сбор, анализ

и обобщение информации по правовым вопросам, разработка перспективных планов

законодательных работ, консульта­ции, разработка законопроектов и т.д.

В число вспомогательных органов конгресса входят так­же Библиотека конгресса

и Библиотека права конгресса. Библиотека конгресса создана в 1800 г. В

настоящее вре­мя она обладает крупнейшими библиотечными фондами мира.

Крупнейшей в мире является и Библиотека права конг­ресса. В ее фондах — 1 млн

900 тыс. единиц хранения. Биб­лиотека права обслуживает конгресс, Верховный

суд США, органы исполнительной власти. В 1987 финансовом году ее сотрудники

подготовили 825 исследований, переводов и биб­лиографических справочников

общим объемом 12825 стра­ниц. Представлена информация на 672165 запросов

членов и комитетов конгресса. В научно-исследовательской работе Библиотека

права конгресса ориентируется в основном на изучение зарубежного и

международного права. В штате — 102 человека.

В общей сложности численность служащих, занятых не­посредственно в конгрессе

либо в его вспомогательных орга­нах, превышает 30 тыс. человек. Размеры

выделяемых ассиг­нований на деятельность конгресса в настоящее время

до­стигли 2 млрд долл. в год.

Президент США

Высшим в стране должностным лицом, совмещающим полномочия главы государтва и

главы правительства, является президент США. Он избирается на 4 года с

возможностью переизбрания еще на один четырехлетний срок. Президентом США

может быть гражданин США по рождению, не моложе 35 лет, проживший на

территории США не менее 14 лет.

С 1800г. официальной резиденцией президента является Белый Дом, находящийся в

столице США Вашингтоне.

Полномочия президента США очень широки. Как глава государства он является

верховным главнокомандующим вооруженными силами США и верховным

представителем США на международной арене. Президент с одобрения и согласия

сената назначает федеральных судей, включая членов Верховного суда, послов и

высших должностных лиц аппарата исполнительной власти. Конституция

редоставляет президенту право созыва черезвычайных сессий конгресса и

переноса очередных сессий. При возникновении внутренних и внешних кризисных

ситуаций президент может располагать черезвычайными полномочиями.

Велика роль президента в законодательном процессе. Формулируя законодательную

программу администрации в серии посланий конгрессу, президент является

фактическим лидером законодательной политики.

Вице-президент

Вместе с президентом на четырехлетний срок избирается вице-президент. По

конституции полномочия вице-президента ограничиваются председательством в

сенате.

Принятая в 1933г. XX поправка к конституции США укрепила статус вице-

президента, рассматривая его в качестве преемника главы исполнительной власти

в случае смерти или недееспособности последнего.

Исполнительное управление президента

Не предусмотренным конституцией надведомственным органом при Белом доме

является Исполнительное управление президента (ИУП). Основанное в 1939г., ИУП

способствовало укреплению президентской власти, создав мощный аппарат,

координирующий и контролирующий важнейшие аспекты деятельности государства.

Кабинет министров

Как совещательный орган при президенте, созданный помимо конституции,

функционирует кабинет министров.

В состав кабинета входят главы 12 федеральных министерств, именуемые в США

секретарями, и генеральный атторней (глава министерства юстиции).

В практике последних президентов США использовалась форма дробления кабинета

на целевые межведомственные советы, что дало возможность обсуждать тот или

иной круг вопросов без привлечения всех членов кабинета.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

Характерной особенностью судоустройства в США является отсутствие единой,

общенациональной судебной системы; существуют организационно обособленные,

параллельные судебные системы в каждом из штатов и федеральная судебная

система.

Согласно статье 3 конституции, судебная власть Соединенных Штатов

предоставляется Верховному суду США и нижестоящим федеральным судам,

учреждаемым конгрессом.

Судоустройство на федеральном уровне

Федеральную судебную систему образуют 4 группы судов - окружные, специальные,

апелляционные и специальные апелляционные - во главе с Верховным судом.

Окружные суды США - федеральные суды общей юрисдикции; они по первой

инстанции рассматриваютвсе дела, основанные на федеральном законодательстве.

Специальные суды первой инстанции - претензионный суд США (рассматривает

денежно-имущественные претензии граждан к правительству США), суд США по

делам внешней торговли (рассматривает споры, возникшие на основе федеральных

законов об импортных торговых операциях и таможенных правил), налоговый суд

США (разрешает конфликты, возникающие в связи с решениями федеральных

налоговых ведомств).

К специальным апелляционным судам относятся аппеляционный суд США по

федеральному округу (рассматривает жалобы на решения претензионного суда,

суда по делам внешней торговли и на решения некоторых федеральных

административных ведомств) и временный черезвычайный апелляционный суд;

решения этих двух судов обжалуются в Верховный суд.

Апелляционные суды представляют собой промежуточную апелляционную инстанцию

между федеральными судами первой инстанции и Верховным судом.

Возглавляет федеральную судебную систему Верховный суд США - высший орган в

федеральной судебной иерархии, конечная апелляционная инстанция.

В США существует автономная система военных судов. Им подсудны чисто воинские

преступления, а также все иные уголовные правонарушения, совершенные

военнослужащими во время прохождения ими действительной военной службы и

исключительно при исполнении служебных обязанностей.

Судоустройство в штатах

Каждый штат в пределах своих границ может учреждать судебные органы, какие

сочтет нужным, однако сущесвуют типичные черты судоустройства, общие для всех

штатов. Так, в штатах имеются 3 группы судов: ограниченной и специальной

юрисдикции, общей юрисдикции, апелляционной юрисдикции. Первые две группы -

местные суды первой инстанции, рассматривающие дела по существу. Третья

группа объединяет промежуточные апелляционные суды и верховные суды штатов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституции зарубежных государств. Учебное пособие.2-е изд., исправ. и

доп.-М:Издательство БЕК. – 586 с.

2. Верховенство права. М.: Прогресс-Универс, 1992.

3. Жуков О.А. Верховный суд США: право и политика. М.: 1985.

4. Иностранное конституционное право. М.: Юристь, 1996.

5. Мишин А.А. Государственное право США. М.: Наука, 1976.

6. Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США. Политико-право­вой

комментарий. М.: ЮЛ, 1985.

7. Конституционное (государственное) право зарубежных стран.

Учебник.Отв.ред. Б.А.Страшун, БЕК,1995.

8. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран.-М.: Юрист,1997.

Страницы: 1, 2, 3