Курсовая: Современная правовая система США
поручается постоянному комитету либо свои услуги предоставляют всевозможные
лоббистские организации, заинтересованные в том или ином решении вопроса.
После официального внесения проекта он распечатывается на специальном
типографском бланке, в котором указываются порядковый номер и краткое
наименование законопроекта, а также члены палаты, которые представили и
поддержали проект (в палате представителей их должно быть не более 25
человек). Текст печатается на листах, каждая строчка которых имеет порядковый
номер. Сделано это для того, чтобы облегчить процесс обсуждения и внесения в
проект поправок. Тексты законопроектов хранятся в комнатах хранения
документации. Информация о них публикуется в официальном вестнике конгресса —
“Конгрешнл рекорд”.
Все законопроекты должны пройти три чтения. Проводятся они в различные дни,
если только иной порядок не определен палатой единогласно. При первом
чтении, как правило, зачитывается только название проекта и решается вопрос
об отсылке его в комитет. Постоянный комитет при необходимости направляет
проект в подкомитет, определяя дальнейший порядок его рассмотрения. На этой
стадии судьба проекта — всецело в руках комитета, так как палаты редко
используют право вернуть законопроект обратно в палату.
Законопроект докладывается палате председателем либо, по его поручению,
членом комитета от большинства. Палата включает законопроект в
соответствующий календарь, но при необходимости может рассмотреть его
незамедлительно.
Перед обсуждением в палате проект зачитывается полностью (второе чтение). Во
время обсуждения (дебатов) депутатам предоставлено право предлагать к
законопроекту поправки.
Правила палат содержат отдельные требования, ограничивающие внесение
поправок, как “торпедирующих” законопроекты, так и неоправданно
задерживающих по времени их рассмотрение. Так, например, в регламенте сената
установлен запрет на внесение поправок, противоречащих законопроекту в целом.
Право внести поправки в обеих палатах может быть предоставлено только членам
тех комитетов, которые обладают предметной компетенцией по законопроекту.
Поправка, по требованию председателя или члена палаты, должна быть
представлена в письменном виде. В случае, если она включает несколько
вопросов, ее обсуждение может проводиться раздельно по включенным в нее
вопросам.
Поправки включаются в текст проекта в случае одобрения их большинством
голосов присутствующих членов палаты. До голосования депутат, предложивший
поправку, может ее отозвать.
Когда законопроект назначается к третьему чтению, внесение поправок в текст
его не допускается, если только иное палата не установит единогласно. До
голосования по законопроекту в целом он может быть вновь отослан в
постоянный комитет, который, как и при первом его рассмотрении, не вправе
вносить в его текст поправки (он может только их предложить). После
отпечатания и третьего чтения законопроект ставится на голосование.
Рассмотренный порядок прохождения через палату законопроектов соблюдается
далеко не всегда. В целях его ускорения палаты нередко, в нарушение общих
правил, ограничивают чтения прочтением только названий законопроектов,
упрощают процедуры обсуждения, внесения поправок и голосования. Подобное,
как правило, происходит в конце сессии конгресса, когда за один, два дня
конгресс принимает десятки законопроектов, ставя их на голосования без какой
бы то ни было повестки по мере их поступления из комитетов.
Законопроект, одобренный одной палатой, направляется на рассмотрением другую
палату, где проходит те же стадии рассмотрения и обсуждения. Если в его текст
не внесены поправки, то после подписания председателями палат (первым
подписывает спикер) он передается президенту. Если поправки в него внесены,
то палата, представившая законопроект, может либо согласиться с ними, либо,
отклонив их, обратиться к другой палате с предложением созвать
согласительный комитет. Решение комитета докладывается вначале той палате,
которая внесла поправки в проект. Принятый в идентичной форме законопроект
после его подписания направляется президенту.
Президент может отклонить представленные ему на подпись законопроекты,
отсылая их со своими возражениями в ту из палат, которая выдвинула
законопроект (право вето). Для преодоления вето каждая палата (вначале та, в
которую возвращен законопроект) должна принять его повторно большинством в
две трети голосов. Голосование в этом случае проводится поименно с
занесением в журнал палаты данных о том, как голосовали законодатели. В
случае успешного результата голосования законопроект вступает в силу без
подписи президента. Вступает он в силу также тогда, когда президент не даст
своего заключения в течение 10, не считая воскресных, дней, если только в это
время конгресс не прервет свою сессию. В последнем случае законопроект
отвергается фактически и не подлежит пересмотру в указанном выше порядке.
Законы вступают в силу с момента подписания президентом либо преодоления его
вето, если только в самом тексте закона не установлен иной срок вступления в
силу.
Непосредственно после вступления в силу законы публикуются в серии “Паблик
ло” и имеют соответствующее цифровое обозначение. В первой его части
отмечается порядковый номер конгресса (в настоящее время 102-й конгресс). Во
второй — порядковый номер самого статута или резолюции.
В конце года все акты конгресса сводятся воедино и публикуются в
хронологическом порядке их принятия в “Полном собрании статутов Соединенных
Штатов”.
Помимо указанных двух официальных изданий законодательство конгресса
публикуется в “Своде законов Соединенных штатов”, в котором законодательные
нормы (а не сами законы) сводятся по предметам их регулирования.
Инкорпорация законодательных норм осуществляется по 50 титулам (разделам)
Свода, которые, в свою очередь, делятся на главы и параграфы.
Структурно Свод представлен следующим образом: 1. Общие положения. 2.
Конгресс. 3. Президент. 4. Флаг и печать, место нахождения правительства и
штаты. 5. Правительственные органы и государственные служащие. 6.
Официально признанные и не признанные (незаконные) ценные бумаги. 7.
Сельское хозяйство. 8. Иностранцы и гражданство. 9. Арбитраж. 10.
Вооруженные силы. II. Банкротство. 12. Банки и банковское дело. 13.
Перепись. 14. Береговая охрана. 15. Коммерческие отношения и торговля. 16.
Консервация объектов природы. 17. Авторское право. 18. Преступления и
уголовный процесс. 19. Таможенные пошлины. 20. Образование. 21. Продукты
питания и медикаменты. 22. Международные отношения и связи. 23. Шоссейные
дороги. 24. Больницы, приюты и места погребения. 25. Индейцы. 26. Налоговый
кодекс. 27. Спиртные напитки. 28. Судебная власть и гражданский процесс. 29.
Труд. 30. Земли, полезные ископаемые и добыча полезных ископаемых. 31.
Денежное обращение и финансы. 32. Национальная гвардия. 33. Навигация и
судоходные воды. 34. Флот. 35. Патенты. 36. Патриотические общества и
правила, применяемые в них. 37. Жалованье и денежные выплаты в вооруженных
силах и ряде иных служб. 38. Пенсии и льготы ветеранам. 39. Почтовая служба.
40. Государственные здания, имущество и общественные работы. 41.
Государственные контракты. 42. Здравоохранение и благосостояние. 43.
Государственные земли. 44. Государственное печатание и документы. 45.
Железные дороги. 46. Судоходство. 47. Телеграф, телефон и радиотелеграф. 48.
Территории и основные владения. 49. Транспорт. 50. Война и национальная
оборона.
Инкорпорации не подвергнуты Конституция США и ряд предшествовавших ей актов —
Декларация независимости 1776 г., Статьи Конфедерации 1781 г. и Акт о Северо-
западных территориях 1787 г. Но они публикуются в Своде в разделе
“Органические законы США”.
В целом, а это признают и сами американцы, подобная структура Свода законов
не в полной мере соответствует современному развитию американского права. Но
наличие подобной систематизации при всех ее несовершенствах вместе с тем
имеет достоинства. Прежде всего — это удобство и доступность обращения с
законодательным материалом. Важно также то, то она позволяет выявлять
противоречия и пробелы в законодательном регулировании и немедленно их
устранять.
Переиздается Свод законов раз в шесть лет. Последнее издание было в 1989 г.
Ежегодно публикуются “Дополнения к Своду”, в которых в тех же предметных
рамках фиксируются изменения, внесенные текущим законодательством за год.
Вспомогательные органы конгресса
Конгресс США имеет разветвленную систему вспомогательных органов,
обеспечивающих реализацию контрольных функций конгресса, а также научно-
исследовательское и справочно-информационное обслуживание законодательной
деятельности.
Генеральное отчетное управление (ГОУ) образовано в 1921 г. Возглавляет
его генеральный контролер, назначаемый президентом на 15-летний срок. В штате
ГОУ — более 5 тыс. человек, в основном специалистов в области финансов,
экономики и права. В задачи управления входит финансовый контроль за
деятельностью исполнительных органов власти и осуществлением утвержденных
конгрессом программ. О результатах своих расследований управление
непосредственно докладывает конгрессу. Помимо контрольных функций ГОУ ведет
исследовательские работы по оценке эффективности предлагаемых президентом и
принимаемых конгрессом программ.
Управление технологических оценок (УТО) создано в 1972 г. Возглавляет его
совет, в который входят директор УТО, шесть сенаторов и шесть членов палаты
представителей. В штате управления около 200 человек, но ежегодно по договорам
к его работе привлекаются более 2 тыс. экспертов. В задачи УТО входит: оказание
помощи комитетам при разработке соответствующих законопроектов и финансируемых
из бюджета программ, проведение долговременных научно-исследовательских работ
по различным направлениям науки и техники.
Бюджетное управление конгресса (БУК) создано в 1974 г. В штате управления
около 250 человек. В задачи БУК входит разработка ежегодных докладов по бюджету
бюджетным комитетам палат. Оно разрабатывает также 5-летние прогнозы
экономического воздействия разрабатываемых конгрессом финансовых биллей и
резолюций. В начале каждого финансового года представляет 5-летний прогноз
поступлений налогов в бюджет и текущих расходов правительства. По требованию
бюджетных и иных комитетов конгресса управление осуществляет исследования и по
другим вопросам бюджетной политики. О роли управления можно судить по
следующему факту. При разработке бюджета на 1983 финансовый год президент счел
необходимым в основу бюджета положить расчеты, выполненные БУК, а не
представленные подчиненным ему аппаратом.
Научно-исследовательская служба конгресса (НИСК) функционирует в рамках
Библиотеки конгресса с 1914 г. По поручению членов конгресса и постоянных
комитетов палат проводит следующие виды работ: аналитические справки,
консультации, заключения по законопроектам и переводы. Помимо этого, НИСК
оказывает содействие в проведении слушаний в конгрессе, проводит семинары для
членов конгресса и координирует программы научно-исследовательских работ.
Формируется она на непартийной основе (без учета партийной принадлежности, как,
впрочем, и все иные вспомогательные органы конгресса). В 1989 г. в НИСК было
занято 896 человек, из них 860 — на полной ставке. Структурно служба состоит
из четырех подразделений: аналитических исследований в области политики;
документации и законодательных материалов; справочно-информационной службы;
административных служб. В 1987 финансовом году НИСК представил информацию на
443 400 запросов членов и комитетов конгресса.
В ряду вспомогательных органов конгресса следует указать также
Законодательный совет и Совет по законодательному пересмотру. В штате
первого — 52, второго — 18 человек. В функции этих органов входит сбор, анализ
и обобщение информации по правовым вопросам, разработка перспективных планов
законодательных работ, консультации, разработка законопроектов и т.д.
В число вспомогательных органов конгресса входят также Библиотека конгресса
и Библиотека права конгресса. Библиотека конгресса создана в 1800 г. В
настоящее время она обладает крупнейшими библиотечными фондами мира.
Крупнейшей в мире является и Библиотека права конгресса. В ее фондах — 1 млн
900 тыс. единиц хранения. Библиотека права обслуживает конгресс, Верховный
суд США, органы исполнительной власти. В 1987 финансовом году ее сотрудники
подготовили 825 исследований, переводов и библиографических справочников
общим объемом 12825 страниц. Представлена информация на 672165 запросов
членов и комитетов конгресса. В научно-исследовательской работе Библиотека
права конгресса ориентируется в основном на изучение зарубежного и
международного права. В штате — 102 человека.
В общей сложности численность служащих, занятых непосредственно в конгрессе
либо в его вспомогательных органах, превышает 30 тыс. человек. Размеры
выделяемых ассигнований на деятельность конгресса в настоящее время
достигли 2 млрд долл. в год.
Президент США
Высшим в стране должностным лицом, совмещающим полномочия главы государтва и
главы правительства, является президент США. Он избирается на 4 года с
возможностью переизбрания еще на один четырехлетний срок. Президентом США
может быть гражданин США по рождению, не моложе 35 лет, проживший на
территории США не менее 14 лет.
С 1800г. официальной резиденцией президента является Белый Дом, находящийся в
столице США Вашингтоне.
Полномочия президента США очень широки. Как глава государства он является
верховным главнокомандующим вооруженными силами США и верховным
представителем США на международной арене. Президент с одобрения и согласия
сената назначает федеральных судей, включая членов Верховного суда, послов и
высших должностных лиц аппарата исполнительной власти. Конституция
редоставляет президенту право созыва черезвычайных сессий конгресса и
переноса очередных сессий. При возникновении внутренних и внешних кризисных
ситуаций президент может располагать черезвычайными полномочиями.
Велика роль президента в законодательном процессе. Формулируя законодательную
программу администрации в серии посланий конгрессу, президент является
фактическим лидером законодательной политики.
Вице-президент
Вместе с президентом на четырехлетний срок избирается вице-президент. По
конституции полномочия вице-президента ограничиваются председательством в
сенате.
Принятая в 1933г. XX поправка к конституции США укрепила статус вице-
президента, рассматривая его в качестве преемника главы исполнительной власти
в случае смерти или недееспособности последнего.
Исполнительное управление президента
Не предусмотренным конституцией надведомственным органом при Белом доме
является Исполнительное управление президента (ИУП). Основанное в 1939г., ИУП
способствовало укреплению президентской власти, создав мощный аппарат,
координирующий и контролирующий важнейшие аспекты деятельности государства.
Кабинет министров
Как совещательный орган при президенте, созданный помимо конституции,
функционирует кабинет министров.
В состав кабинета входят главы 12 федеральных министерств, именуемые в США
секретарями, и генеральный атторней (глава министерства юстиции).
В практике последних президентов США использовалась форма дробления кабинета
на целевые межведомственные советы, что дало возможность обсуждать тот или
иной круг вопросов без привлечения всех членов кабинета.
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
Характерной особенностью судоустройства в США является отсутствие единой,
общенациональной судебной системы; существуют организационно обособленные,
параллельные судебные системы в каждом из штатов и федеральная судебная
система.
Согласно статье 3 конституции, судебная власть Соединенных Штатов
предоставляется Верховному суду США и нижестоящим федеральным судам,
учреждаемым конгрессом.
Судоустройство на федеральном уровне
Федеральную судебную систему образуют 4 группы судов - окружные, специальные,
апелляционные и специальные апелляционные - во главе с Верховным судом.
Окружные суды США - федеральные суды общей юрисдикции; они по первой
инстанции рассматриваютвсе дела, основанные на федеральном законодательстве.
Специальные суды первой инстанции - претензионный суд США (рассматривает
денежно-имущественные претензии граждан к правительству США), суд США по
делам внешней торговли (рассматривает споры, возникшие на основе федеральных
законов об импортных торговых операциях и таможенных правил), налоговый суд
США (разрешает конфликты, возникающие в связи с решениями федеральных
налоговых ведомств).
К специальным апелляционным судам относятся аппеляционный суд США по
федеральному округу (рассматривает жалобы на решения претензионного суда,
суда по делам внешней торговли и на решения некоторых федеральных
административных ведомств) и временный черезвычайный апелляционный суд;
решения этих двух судов обжалуются в Верховный суд.
Апелляционные суды представляют собой промежуточную апелляционную инстанцию
между федеральными судами первой инстанции и Верховным судом.
Возглавляет федеральную судебную систему Верховный суд США - высший орган в
федеральной судебной иерархии, конечная апелляционная инстанция.
В США существует автономная система военных судов. Им подсудны чисто воинские
преступления, а также все иные уголовные правонарушения, совершенные
военнослужащими во время прохождения ими действительной военной службы и
исключительно при исполнении служебных обязанностей.
Судоустройство в штатах
Каждый штат в пределах своих границ может учреждать судебные органы, какие
сочтет нужным, однако сущесвуют типичные черты судоустройства, общие для всех
штатов. Так, в штатах имеются 3 группы судов: ограниченной и специальной
юрисдикции, общей юрисдикции, апелляционной юрисдикции. Первые две группы -
местные суды первой инстанции, рассматривающие дела по существу. Третья
группа объединяет промежуточные апелляционные суды и верховные суды штатов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституции зарубежных государств. Учебное пособие.2-е изд., исправ. и
доп.-М:Издательство БЕК. – 586 с.
2. Верховенство права. М.: Прогресс-Универс, 1992.
3. Жуков О.А. Верховный суд США: право и политика. М.: 1985.
4. Иностранное конституционное право. М.: Юристь, 1996.
5. Мишин А.А. Государственное право США. М.: Наука, 1976.
6. Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США. Политико-правовой
комментарий. М.: ЮЛ, 1985.
7. Конституционное (государственное) право зарубежных стран.
Учебник.Отв.ред. Б.А.Страшун, БЕК,1995.
8. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран.-М.: Юрист,1997.
Страницы: 1, 2, 3
|