бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Современная правовая система США бесплатно рефераты

три группы. Это деление основывается не на юридической природе этих прав, а

на характере их консти­туционного признания и юридической системе их защиты.

Пер­вая группа — основные права и свободы (секция 1 главы 2 части 1 — статьи

с 15 по 29). Она включает право на жизнь, на свободу, на равенство перед

законом и многие другие, а также запрещение какой-либо дискриминации (ст.

14). Вторая груп­па — права и обязанности граждан (секция 2 той же главы —

статьи с 30 по 38). Здесь можно отметить право собственности и свободу

предпринимательской деятельности. Третья группа — права и свободы главным

образом культурного и социального характера, содержащиеся в третьей главе

первой части консти­туции "Об основных принципах социальной и экономической

политики". Первая группа прав и свобод действует непосред­ственно в отношении

граждан и последние могут эти права защищать на основе срочной и быстрой

процедуры, в случае необходимости, путем подачи жалобы в Конституционный суд

(п. 2 ст. 53). Вторая группа прав и свобод, как впрочем, и первая, должна

регулироваться законами, эти права должны соблюдать­ся всеми государственными

властями. Это группа, как и первая, может подпадать под контроль

Конституционного суда. Испол­нение и защита прав и свобод третьей группы

возлагается на текущее законодательство, судебную практику и деятельность

государственных властей. Последние могут ссыпаться только на решения судебной

власти, вынесенные в соответствии с законо­дательством, которое они

развивают.

Конгресс в правовой системе США

Также несомненно большую роль в современной правовой системе играет конгресс

США — высший представительный и законодательный орган. Состоит из двух палат

— па­латы представителей и сената.

Общая характеристика принципа разделения властей

В основу формирования правовой системы поло­жен принцип разделения властей.

Согласно этому принципу, законодательная власть принадлежит конгрессу,

исполни­тельная — президенту, судебная — Верховному и нижесто­ящим

федеральным судам.

По конституции, все три ветви власти формируются раз­личным образом. Конгресс

избирается непосредственно насе­лением, президент — коллегией выборщиков,

Верховный суд — совместно президентом и сенатом. Различны сроки их

полномочий. Представители избираются на два, сенаторы — на шесть, президент —

на четыре года; федеральные судьи пребывают в должности пожизненно. По логике

Конститу­ции, подобный порядок формирования должен был закре­пить независимое

положение каждой из трех ветвей власти и утвердить за ними в определенных и

жестко очерченных рамках соответствующую функциональную компетенцию. Однако

развитие пошло по другому пути. В самой Консти­туции были заложены нормы,

трансформирующие традици­онную схему разделения властей. В дальнейшем они

были наполнены новым содержанием, изменившим ту модель, ко­торая

представлялась “отцам-основателям”. Это касается как сфер деятельности, так и

форм взаимоотношений трех вет­вей власти.

Собственно, в настоящее время не может идти речь о ка­ком-либо абсолютном

разделении властей либо о четком раз­делении их компетенции. Конгресс утратил

исключительное право законодательствовать. За президентом и многими

ве­домствами закреплено право на принятие нормотворческих актов. Оно

выводится либо из “присущих” президенту пол­номочий, либо делегируется самим

конгрессом.

По сути законотворческой является и деятельность судеб­ной власти. В правовую

систему конституционные и законодательные нормы преимущественно входят в виде

прецеден­тов — судебных решений, в которых дано толкование кон­ституционных и

законодательных норм и которым суды дол­жны следовать при разрешении сходных

дел.

Не остается неприкосновенной и сфера функциональной деятельности

исполнительной власти. Так, например, суды имеют право издавать приказы,

обязывающие администра­тивные органы выполнить либо воздержаться от

выполнения тех или иных действий. В свою очередь, конгресс, принимая

резолюции или частные билли (см. ниже), осуществляет в некоторой степени

функции управления и распоряжения в отношении как подчиненных, так и не

подчиненных ему ор­ганов и лиц.

Подобное переплетение функций служит цели более пол­ного приспособления

механизма правительственной власти к задачам и требованиям, которые

поставлены развитием об­щества.

Функционирование системы разделения властей дополня­ется и во многом

определяется действием системы “сдержек и противовесов”, особых

конституционных методов и форм, позволяющих нейтрализовать либо сдержать

действия ка­кой-либо из ветвей власти. В руках конгресса наиболее

эф­фективным средством воздействия была “власть кошелька”. Президенту, в свою

очередь, было предоставлено право вето, которое конгресс мог преодолеть лишь

квалифицированным большинством голосов. Наконец, Верховный суд США был

наделен правом конституционного надзора. Материальной основой его служило

нормативное, в виде прецедентов, тол­кование Конституции США, а средством

практической реа­лизации — право отказа в применении тех законодательных норм

(и федерации, и штатов), которые противоречили Кон­ституции США, так, как она

представлялась суду.

Организационные формы работы конгресса

Сессионная форма работы конгресса, Первая сессия конгресса

начинается 3 января следующего после выборов года. В дальнейшем ход сессии

определяется самим конгрессом, но с той существенной оговоркой, что во время ее

проведения ни одна из палат не может без согласия другой отложить свои

заседания более чем на трехдневный срок либо проводить их в ином месте, чем то,

где заседают обе палаты (Конст., ст. 1, разд. 5). При чрезвычайном поло­жении

право созыва обеих палат или одной из них принад­лежит президенту США (Конст.,

ст. II, разд. 3).

Прерывается сессия принятием решения о переносе засе­даний на определенный

срок либо на неопределенное время. Последнее решение фактически означает

окончание сессии, является объявлением парламентских каникул.

Заседания палат проводятся открыто, но допускается проведение закрытых

заседаний. Так, например, в сенате за­седания проводятся “за закрытыми дверями”

по решению большинства палаты, если предложение об этом внесено се­натором и

поддержано по крайней мере еще одним членом палаты. Заседания палат считаются

правомочными при наличии кворума, который составляет большинство членов па­латы

(Конст., ст. 1, разд. 5). При отсутствии кворума палаты могут принудительно

обеспечить явку отсутствующих чле­нов, отдав соответствующие распоряжения

приставам палат.

В залах палат оборудованы специальные галереи — от­дельно для публики и для

представителей прессы. Прямая трансляция из залов палат осуществляется по

каналам ка­бельного телевидения Си-Спэн и Си-Спэн-2. Общий объем вещания

около 2 тыс. часов в год.

Сессия палат складывается из законодательных дней со строго установленным

порядком их проведения. Согласно Постоянным правилам сената, каждодневный

порядок ра­боты палаты состоит из следующих стадий. Заседание от­крывает

молитва капеллана сената. Вслед за этим предсе­дательствующий занимает свое

место и при условии нали­чия кворума приступает к чтению и исправлению

неточностей в записях журнала за прошедший законода­тельный день. По завершении

указанной процедуры сенат приступает к следующей стадии — “утренним вопросам”,

которые включают рассмотрение посланий президента, до­кладов и сообщений глав

департаментов (министерств) и иных сообщений сенату, а также тех

законопроектов, резо­люций и иных материалов, которые остались

нерассмот­ренными “на столе председателя” с предыдущего дня. За­вершает стадию

“утренних вопросов” внесение следующих документов: петиций и прошений, докладов

постоянных комитетов, законопроектов, совместных резолюций и иных резолюций

сената. Право представить их сенату в указан­ной выше очередности принадлежит

только сенаторам. Вслед за этим, после полудня, сенат переходит к послед­ней

стадии — рассмотрению повестки дня по “Календарю законопроектов и резолюций”

или по “Календарю вопро­сов, представленных в сенат на утверждение

исполнитель­ной властью”. Распорядок дня палаты представителей име­ет в целом

малозначительные отличия. Так, например, па­латой установлены особые дни

заседаний для обсуждения частных биллей и законопроектов по вопросам о

Федераль­ном округе Колумбия. Палата представителей имеет четы­ре календаря.

“Союзный календарь” включает публичные билли, прямо или косвенно связанные с

ассигнованиями. Они обладают привилегией быть поставленными на обсуж­дение

практически в любое время заседаний палаты. “Календарь палаты” содержит

публичные билли, не связанные с ассигнованиями. В “Частный календарь” заносятся

част­ные билли. “Календарь согласия” включает малозначитель­ные и не вызывающие

каких-либо возражений законопро­екты. Обсуждение их проходит по упрощенной

процедуре.

Формально законопроекты, резолюции и иные документы подлежат рассмотрению в

той очередности, в которой они были внесены в календарь. Однако на практике

она коррек­тируется правилами “Порядка предпочтительности”. Уста­новленные на

основе обычаев, прецедентов и некоторых по­ложений регламентов, они позволяют

руководству палат проводить необходимые и снимать с повестки неугодные

за­конопроекты.

Громоздкий порядок ведения дел предопределил особые формы его упрощения.

Например, в сенате используется ме­ханизм продления заседания на последующие

календарные дни. Тем самым законодательный день растягивается на не­сколько

дней, что позволяет сенату, в нарушение правил, продолжить рассмотрение

незаконченных дел. В этих же це­лях в палате представителей, как, впрочем, и

в сенате, при­меняется, с согласия двух третей депутатов, процедура

при­остановки действия правил. Она позволяет избежать потери времени на

обсуждение малозначительных вопросов и упро­стить порядок рассмотрения дел.

Многие процедурные пра­вила просто обходятся по “единодушному согласию”

сенато­ров и членов палаты представителей.

Дебаты регламентируются правилами палат следующим образом. В сенате

сенатор, желающий выступить, должен встать и обратиться к председательствующему

за разреше­нием. Председатель предоставляет слово тому из сенаторов, кто первым

обратился к нему. В ходе дебатов без разреше­ния сената никто не вправе

выступать в течение календар­ного дня более двух раз. Правила сената фактически

не ог­раничивают продолжительность дебатов. Не требуют они и того, чтобы

выступления касались только обсуждаемого воп­роса. Выступающий может говорить

на любую тему, читать любой текст — из Библии, газет, журналов. Сенатор не

мо­жет быть лишен слова, если им не нарушен регламент. Пре­рвать ход дебатов

может решение о прекращении дебатов. Но процедура принятия его достаточно

сложна. Петиция о прекращении дебатов должна быть подписана не менее чем 16

сенаторами. На голосование она ставится через один календарный день. Для

принятия решения необходимо согла­сие по крайней мере трех пятых присутствующих

сенаторов (при полном составе — 60 из 100 сенаторов). Если предло­жение не

принято, время дебатов остается неограниченным. Вопрос, продолжая оставаться в

календаре, отодвигается об­суждением других дел. Если же решение о прекращении

де­батов вступило в силу, каждое выступление по обсуждаемо­му вопросу

ограничивается одним часом. Время дебатов рас­пределяется поровну между

партиями большинства и меньшинства в палате. По истечении 100 часов обсуждения

вопрос ставится на голосование.

В отличие от сената в палате представителей выступаю­щие в дебатах не могут

отклоняться от обсуждаемого вопро­са. Продолжительность их выступлений не

должна превы­шать одного часа по основному вопросу, при обсуждении по­правок

— 5 минут. Время дебатов распределяется поровну между партиями большинства и

меньшинства в палате. Де­баты прерываются, если палатой принято решение о

перехо­де к голосованию.

Прохождение законопроектов и резолюций завершается принятием решений по

существу. Решения принимаются простым большинством голосов, но в отдельных

случаях, предусмотренных Конституцией или правилами палат, не­обходимо

квалифицированное большинство в две трети или три пятых голосов депутатов. В

конгрессе применяются пять способов голосования. При голосовании

голосом ре­зультаты определяются председательствующим по силе вы­криков членов

палаты. При голосовании разделением чле­ны палаты поднимаются с мест и

пересчитываются, соот­ветственно, секретарем сената или клерком палаты

представителей. При голосовании счетчиками депутаты проходят между счетчиками,

назначенными из членов па­латы, и пересчитываются. Особые требования

установлены в отношении голосования посредством поименной пере­клички.

Проводится оно в случаях, предусмотренных Кон­ституцией или регламентом, а

также по требованию 1/5 присутствующих членов палаты. Голоса, поданные за

(“да”) или против (“нет”), заносятся в журнал палаты. Не­редко поименное

голосование проводится посредством элек­тронной системы подсчета голосов.

Тайное голосование (бюллетенями) проводится только в случае избрания

пре­зидента в порядке экстраординарной процедуры, при выборах лидеров

партийными фракциями и при выборах пред­седателей постоянных комитетов палат.

Комитетская форма работы конгресса. Порядок деятельности постоянных

комитетов палат ре­гламентируется правилами сената и палаты представителей, а

также правилами самих комитетов.

Постоянные комитеты палат проводят заседания не реже одного раза в месяц.

Внеочередные заседания могут быть со­званы либо председателем комитета, либо

— в случае его возражений — в порядке особой процедуры. Так, например, в

сенате требование о проведении заседания может быть вы­двинуто по крайней

мере тремя членами комитета. Если в течение трех дней председатель не примет

решения о прове­дении заседания в оставшиеся семь дней со дня подачи

за­явления, сенаторы составляют извещение с указанием цели, дня и часа его

проведения. В том случае, если под ним будут собраны подписи большинства

членов комитета, заседание проводится в указанное в извещении время.

Заседания комитета правомочны при наличии кворума, который, по общему

правилу, составляют одна треть членов комитета.

Вопросы, поступившие в комитет, проходят три этапа. На первом комитет

рассматривает их предварительно, ус­танавливая степень важности и в связи с

этим порядок их рассмотрения. Затем, нередко после доклада подкомитета,

следует рассмотрение дела по существу, в ходе которого проводятся слушания.

Вызванные по повестке свидетели и лица, предлагающие свои экспертные оценки,

дают пока­зания. Комитет просматривает документацию, аудио- и ви­деозаписи,

имеющие отношение к обсуждаемому вопросу. В обеих палатах есть передвижные

видеосистемы, телемо­ниторы, которые могут быть установлены по первому

тре­бованию.

Как правило, слушания проводятся открыто. Нередко транслируются по

телевидению. В случаях, особо предусмот­ренных регламентами палат, слушания

проводятся “за за­крытыми дверями”. Так, например, в сенате закрытые

засе­дания комитетов проводятся при необходимости сохранения в тайне

информации, относящейся к государственной без­опасности; сведений, которые

могут нанести ущерб чести и достоинству лиц; данных, составляющих

коммерческую тай­ну и т.д. Последняя стадия — обсуждение, принятие решения по

существу и утверждение доклада комитета по обсуж­даемому вопросу.

В текст доклада комитета включаются мнения меньшин­ства, а также особые

мнения членов комитета. Помимо ре­комендации о принятии или отклонении

проекта доклад дол­жен содержать оценку возможных бюджетных расходов, об­щего

числа попадающих под его действие предприятий и лиц, экономического его

влияния и воздействия на непри­косновенность личной жизни (“прайвеси”).

Законодательный процесс

Процесс внесения законопроектов довольно прост. В па­лате представителей

текст законопроекта опускается в спе­циальный ящичек — “хоппер”, который

стоит на столе у клерка палаты. В сенате, с разрешения председателя пала­ты,

эта процедура во время “утреннего заседания” сопро­вождается краткой речью

сенатора. Не предлагая проекта закона по существу, сенаторы и конгрессмены

могут огра­ничиться внесением в палату петиции о рассмотрении

со­ответствующего законодательства. В этом случае разработ­ка законопроекта

Страницы: 1, 2, 3