бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Разделение властей в правовом государстве бесплатно рефераты

компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на

местном ре­ферендуме решение и итоги голосования подлежат офици­альному

опубликованию (обнародованию).

Собрания (сходы) граждан муниципального образова­ния могут созы­ваться

для решения вопросов местного значения. Порядок их созыва и про­ведения,

принятия и изменения решений, пределы компе­тенции устанавливаются уставом

муниципального образова­ния в соответствии с законами субъектов РФ.

Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на

правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых

актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного

само­управления, подлежат обязательному рассмотрению на от­крытом заседании с

участием представителей населения, а результаты рассмотрения — официальному

опубликованию (обнародованию).

5. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ: СИСТЕМА И ФУНКЦИИ

Система органов исполнительной власти осуществляет

исполнительно-распорядительную дея­тельность.

Исполнительная деятельность органов государственно­го управления

проявляется в том, что они выступают как непосред­ственные исполнители

требований, содержащихся в актах органов государственной власти и вышестоящих

органов государственного управления.

Распорядительная деятельность этих органов выра­жается в том, что

они принимают меры и обеспечивают путем из­дания своих собственных актов

(распоряжений) выполнение подчи­ненными им органами и организациями данных

требований. Всю свою деятельность органы государственного управления должны

осуществлять на основе законов и во исполнение законов.

В пределах своей компетенции органы государственного управ­ления наделяются

необходимой для их нормального функциониро­вания оперативной

самостоятельностью. На них возлагаются весьма ответственные задачи по

правовому регулированию и руководству различными сферами жизнедеятельности

общества и государства.

В подавляющем большинстве стран глава государства выступает носителем

высшей исполнительной власти.

Президент Российской Федерации, будучи главой государства,

является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в

международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией

осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверинетета, независимости и

целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и

прерогативами.

Президент РФ обладает довольно широкими полномочиями в сфере государственного

управления. Он назначает Председателя Правительства и по его представлению

заместителей председателя и федеральных министров, принимает решение об

отставки правительства. Для ограничения Президентского влияния на

Правительство введены ряд сдержек.

Но государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви

власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и свойственными

ей методами. Президент должен обеспечить координацию и согласованность

деятельности всех органов власти. Президент действует не как указующая

инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной

степени участие в каждой из них.

Ведущую роль в системе органов государственного управле­ния выполняют

правительства. Они являются высшими исполни­тельными и распорядительными

органами государств и возглавля­ют всю систему органов государственного

управления. В соответст­вии с конституционными и иными актами на правительство

возла­гаются задачи «по общему руководству экономикой и социально-культурным

хозяйством страны, разработке и осуществлению го­сударственных бюджетов, по

защите интересов государства, охра­не собственности и общественного порядка, по

обеспечению и за­щите прав и свобод граждан, обеспечению государственной

безо­пасности, осуществлению общего руководства строительством воо­руженных сил

и др»[34].

Единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, в соответствии с

Конституцией Российской Федерации, образуют федеральные органы исполнительной

власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по

предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской

Федерации

Система федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации

установлена Указом Президента Российской Федерации «О системе федеральных

органов исполнительной власти» от 14.08.96 N 1176.

В соответствии с этим Указом в систему федеральных органов исполнительной

власти Российской Федерации входят министерства Российской Федерации

(федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти:

государственные комитеты Российской Федерации, федеральные комиссии России,

федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а

также Управление делами Президента Российской Федерации

[35].

Структура центральных органов федеральной исполнительной власти в

последнее время систематически подвергалась реорганизации и перестройке.

Последние изменения были произведены Указом Президента РФ «О структуре

федеральных органов исполнительной власти» от 17.05.2000

[36].

В результате многие ранее действовавшие органы государственной власти были

упразднены, объединены, переименованы, либо была передана часть функций от

одного органа другому. Это было осуществлено, «в целях формирования

эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти, в

соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным

конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации"».

В настоящее время в соответствии с Указом Президента РФ от 17.05.2000 в

структуру федеральных органов исполнительной власти РФ входят:

P Правительство Российской Федерации;

P 20 федеральных министерств;

P 4 государственных комитета Российской Федерации;

P 2 федеральные комиссии России;

P 9 федеральных служб;

P 8 российских агентств;

P 2 федеральных надзора России;

P иные федеральные органы исполнительной власти - Главное управление

специальных программ Президента Российской Федерации, Государственная

техническая комиссия при Президенте Российской Федерации, Управление делами

Президента Российской Федерации.

Система исполнительных органов государственной власти субъектов Российской

Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами

конституционного строя Российской Федерации и Федеральным законом от 06.10.99

N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и

исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной

власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта

Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного

органа государственной власти субъекта Российской Федерации

[37].

В соответствии с Конституцией РФ (гл.15.1 и 16) в систему органов

исполнительной власти республики в составе Российской Федерации входят:

1. Глава исполнительной власти (Президент) республики в составе Российской

Федерации;

2. Совет Министров республики в составе Российской Федерации;

3. Местные органы управления республики, система которых определяется

Конституцией республики с учетом конкретных национальных особенностей,

исторических и местных традиций.

Глава исполнительной власти республики в составе Российской Федерации

является высшим должностным лицом республики и главной исполнительной власти

в республике в составе Российской Федерации. Он входит в единую систему

исполнительной власти Российской Федерации и выступает гарантом прав и свобод

личности, соблюдения Конституции и законов Российской Федерации, Конституций

и законов республики в составе Российской Федерации, защищает суверенитет,

экономические и политические интересы Российской Федерации и республики в

составе Российской Федерации (ст. 132.2 Конституции РФ).

Согласно Конституции РФ (ст.136.3) исполнительным органом края, области,

автономной области, автономного округа, города федерального значения является

соответственно краевая, областная администрации, администрация автономной

области, автономного округа, городов федерального значения, которая

подотчетна соответствующему Совету народных депутатов и вышестоящим

исполнительным органам.

Деятельностью краевой, областной администрации, администрации автономной

области, автономного округа, города федерального значения руководит на основе

принципа единоначалия глава администрации (ст. 136.5 часть 1 Конституции РФ).

Полномочия, порядок формирования, организации и деятельности краевой,

областной администрации, администрации автономной области, автономного округа

и города федерального значения устанавливаются законом Российской Федерации.

Акты краевой, областной администрации, администраций автономной области,

автономного округа, города федерального значения, противоречащие

законодательству, могут быть отменены соответствующим Советом народных

депутатов, вышестоящим исполнительным органом или судом в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

6. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ЕЕ ФУНКЦИИ

Важное место в структуре государственного аппарата зани­мает система

судебных органов, основной социальной функцией которых является

осуществление правосудия.

Подобно тому, как представительные органы и органы управ­ления являются

носителями соответственно законодательной и ис­полнительной властей, система

судебных органов выступает в ка­честве носителя судебной власти. Это

положение закрепляется в конституциях и законах ряда современных государств.

В современных демократических государствах правосудие функционирует

независимо от законодательной и исполни­тельной властей и имеет строго

очерченную в конституции и особых законах компетенцию. Отправление правосудия

как специфической государственной функции состоит в наиболее общем виде в

том, чтобы обеспечивать надлежащее примене­ние законов путем восстановления

как нарушенного права, так и нарушенного равновесия в гражданских

правоотношениях.

Законодательная и исполнительная власти находятся у ис­токов судебной власти:

они ее формируют. Однако затем су­дебная власть одновременно и отделяется и

возвышается, ста­новясь властью особого рода. Исходя из этого, следует всегда

иметь в виду, что судебная власть не аккумули­рует властные функции: это лишило

бы ее главного свойст­ва — служить справедливому разрешению споров и

конфлик­тов, в том числе и тех, которые порождаются самими властны­ми

структурами в силу неправомерного использования власти или законно признаваемых

за ними полномочий[38].

В целом же миссия правосудия в обществе заключается в том, чтобы быть стражем

порядка и оплотом справедливости.

Статья 118 Конституции РФ гласит: "Судебная система Рос­сийской Федерации

устанавливается Конституцией Россий­ской Федерации и федеральным

конституционным законом". Именно эти законодательные акты служат правовой

основой формирования системы правосудия как самостоятельной вет­ви власти,

которая могла бы стать мощным механизмом при­менения законодательства и его

неукоснительного исполнения всеми гражданами и должностными лицами.

Часть 2 ст. 4 Закона "О судебной системе Российской Фе­дерации"

[39] гласит: "В Российской федерации действуют федеральные суды,

консти­туционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской

Федерации, составляющие судебную систему Российской Федера­ции".

К федеральным судам отнесены:

Þ Конституционный Суд Российской Федерации;

Þ Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды

республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения,

суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и

специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей

юрисдикции;

Þ Высший Арбитражный Суд Российской Федерации,

федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов

Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации — конституцион­ные

(уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи, являющиеся

судьями общей юрисдикции субъе­ктов Российской Федерации.

Суды, входящие в единую судебную систему Российской Федерации, осуществляют

свои полномочия посредством кон­ституционного, гражданского,

административного и уголовно­го судопроизводства.

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским,

уголовным, административным и иным делам (ст. 126).

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по

разрешению экономических споров (ст. 127).

Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми

государственными органами в РФ о соответствии Конституции издаваемых

нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный

Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и

органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125).

В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда

распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для

России и ее граждан.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современной правовой науке принцип разделения влас­тей принято относить к

основам демократического конститу­ционного строя. Это значит, что он имеет

основополагающее значение при решении конкретных вопросов построения

го­сударственного механизма.

Назначение принципа разделения властей — исключить возможность концентрации

всей полноты власти в руках одного лица или органа путем установления такой

государственности, при которой различные ветви государственной власти могли

бы взаимно сдерживать друг друга.

Сферы реализации трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и

судебной - до­лжны быть четко разграничены, они не должны быть помехой друг

другу.

Разделение властей должно основываться, прежде всего, на их сотрудничестве,

которое, однако, сдерживало бы каждую из них, ставило бы в определенные рамки

и балансировало.

Независимость и самостоятельность каждой из трех вет­вей власти, и особенно

законодательной и исполнительной, не должны быть препятствием к их

взаимодействию. Больше того, эффективная власть невозможна без их

сотрудничества.

В современной России принцип разделения властей признан, конституционно

закреплён и применяется в построении и функционировании государственных

институтов.

Многие политики и правоведы называют исполнительную власть доминирующей в

системе государственных органов[40].

Сильная исполнительная власть России, безусловно, нужна. Но не нужно

увлекаться. У нашей страны достаточно горький опыт в этом вопросе. Усиление

исполнительной власти при отсутствии адекватного контроля и механизма сдержек

таит в себе угрозу резкого разрастания и усиления бюрократического

административного аппарата. Численный рост чиновничества, элементарное попрание

администрацией основных прав и свобод - подобные пороки порождаются

бесконтрольностью исполнительной власти и подчинённого ей аппарата управления.

К сожалению, все еще традиционно слабым местом оста­ется в России судебная

власть. Прокламированные Консти­туцией принципы судоустройства и

судопроизводства реали­зуются с трудом. И в данном случае ощущается

противодействие и давление со стороны других ветвей власти, нередко все еще

посягающих на независимость суда. Явно недостаточны материальные, а отчасти и

правовые гарантии, необходимые для того, чтобы обеспечить суду достойное

место в осуществлении власти. Этот компонент разделения властей неэффективен.

Самостоятельность и особенно роль суда в Российской Федерации все еще далеки

от тех, которые присущи суду в развитых демократических странах.

Проводимая в настоящее время в России активная политика на построение

правового государства позитивно сказывается на состоянии нашего «больного»

государства. Хочется надеяться, что следование правовым принципам, присущим

демократическому государству позволит нашей стране выбраться из той пропасти,

в которой она находится последние десятилетия. Поэтому необходимо

поддерживать уже созданный механизм разделения властей, механизм сдержек и

противовесов, позволяющий сбалансировать различные ветви власти. Это — одна

из важных гарантий продолжения демократического развития России.

Список использованных материалов.

1. Конституция Российской Федерации - М, 1993 г.

2. Федеральный Конституционный закон "О судебной системе

Российской Федерации" от 31.12.1996, N 1-ФКЗ, НГР: Р9606130 //Справочная

система «Эталон».

3. Декларация «О государственном суверенитете Российской

Со­ветской Федеративной Социалистической Республики» от 12.06.1990 г., N 22-

I, НГР: Р9000102 //Справочная система «Эталон».

4. Федеральный закон « Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.95, N 154-ФЗ, НГР:

Р9503508Р0003584 //Справочная система «Эталон».

5. Федеральный Закон «Об общих принципах организации

законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной

власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.99, N 184-ФЗ, НГР:

Р9503508Р0003584 //Справочная система «Эталон».

6. Указ Президента РФ «О системе федеральных органов

исполнительной власти» от 14.08.96, N 1176, НГР: Р9603947Р9703038

//Справочная система «Эталон».

7. Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов

исполнительной власти» от 17.05.2000, N 867, НГР: Р0002272Р0100368

//Справочная система «Эталон».

8. Алексеев С.С. Государство и право. М., Юридиче­ская литература,

1993

9. Гуценко К. Ф, Ковалев М. А. Правоохранительные орга­ны. М.:

Зерцало, 1997

10. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка

11. Ершов В.В.. Суд в системе органов государственной власти. //

Государство и право № 8, 1992

12. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. – М.

Зерцало, 1998.

13. Конституционное (государственное) право Российской Федерации:

Альбом схем / Сост. С.В.Нарутто. - Хабаровск: ХГАЭП, 1998.

14. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции.

– М.: Политиздат, 1987 г.

15. Локк Дж. Избранные философские произведения. М., 1960. т. II.

16. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.

17. Общая теория государства и права. Том 1. Теория государства. /Отв.

ред. проф. М. Н. Марченко. М.: Издательство "Зерцало", 1998.

18. Ожегов С.И.. Толковый словарь русского языка

19. Руссо Ж.-Ж. . Трактаты. М., 1969.

20. Судебная система России. — М.: Дело, 2000.

21. Теория государства и права. / Под ред. М.Н. Марченко. – М.:

ЗЕРЦАЛО, 1998.

22. Халипов В.Ф. Кратология, как система наук о власти. М.:

Республика, 1999,

23. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права /Под ред.

З.М.Черниловского. – М., 1994.

24. Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. – М.:

Юр.лит., 1995.

Приложение 1

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Курсовая: Разделение властей в правовом государстве

Источник: Конституционное (государственное) право Российской Федерации:

Альбом схем / Сост. С.В.Нарутто. -Хабаровск: ХГАЭП, 1998. - с. 20

Приложение 2

Классификация государственных органов (государственный аппарат)

Курсовая: Разделение властей в правовом государстве

Источник: С.В. Клименко, А.Л. Чичерин Основы государства и права: Пособие

для поступающих в юр. Вузы. – М. Зерцало, - с. 32

[1] Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы

государства и права. – М. Зерцало, 1998, с. 35

[2] Халипов В.Ф. Кратология, как система

наук о власти. М.: Республика, 1999, с. 7.

[3] В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка

[4] С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка

[5] Гуценко К. Ф, Ковалев М. А.

Правоохранительные орга­ны. М.: Зерцало, 1997, с. 42

[6] В.В. Ершов. Суд в системе органов

государственной власти. // Государство и право № 8, 1992

[7] Энтин Л.М. Разделение властей: опыт

современных государств. – М.: Юр.лит., 1995, с. 10.

[8] Локк Дж. Избранные философские произведения. М., 1960. т. II. с. 72.

[9] Локк Дж. Избранные философские произведения. М., 1960. Т. II. С. 79.

[10] Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. с. 290.

[11] Там же, с. 292.

[12] Там же, с. 292

[13] Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. с. 292.

[14] Руссо Ж.-Ж. . Трактаты. М., 1969. с. 160.

[15] Хрестоматия по всеобщей истории

государства и права /Под ред. З.М.Черниловского. – М., 1994. с. 369, 378.

[16] Энтин Л.М. Разделение властей: опыт

современных государств. – М.: Юр.лит., 1995, с. 21

[17] Энтин Л.М. Разделение властей: опыт

современных государств. – М.: Юр.лит., 1995, с. 24.

[18] Конституция (Основной Закон) Союза

Советских Социалисти­ческих республик от 7 октября 1977 г. //Кукушкин Ю.С.,

Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. – М.: Политиздат, 1987 г.

[19] Декларация «О государственном

суверенитете Российской Со­ветской Федеративной Социалистической Республики» от

12.06.1990 г., N 22-I, НГР: Р9000102 //Справочная система ПК «Эталон».

[20] Энтин Л.М. Разделение властей: опыт

современных государств. – М.: Юр.лит., 1995, с. 162

[21] Конституция Российской Федерации - М, 1993 г.

[22] Алексеев С.С. Государство и право. М., Юридиче­ская литература, 1993, С. 34

[23] Там же, с. 35

[24] Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы

государства и права. – М. Зерцало, 1998, с. 31

[25] Общая теория государства и права.

Том 1. Теория государства. /Отв. ред. проф. М. Н. Марченко. М.: Издательство

"Зерцало", 1998, с. 163.

[26] Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы

государства и права. – М. Зерцало, 1998, с. 32

[27] Федеральный Закон «Об общих

принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных

органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.99, N

184-ФЗ, НГР: Р9503508Р0003584 //Справочная система «Эталон».

[28] п. 1 ст. 6 ФЗ «Об общих принципах

организации законодательных (представительных) и исполнительных органов

государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.99, N 184-ФЗ,

НГР: Р9503508Р0003584 //Справочная система «Эталон».

[29] ст. 1 ФЗ «Об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.95, N

154-ФЗ, НГР: Р9503508Р0003584 //Справочная система «Эталон».

[30] п. 3-4, ст. 15 ФЗ N 154-ФЗ от 28.08.95.

[31] Там же, ст. 22.

[32] Там же, ст. 24.

[33] Там же, ст. 25.

[34] Теория государства и права. / Под

ред. М.Н. Марченко. – М.: ЗЕРЦАЛО, 1998, с. 120.

[35] ст. 1. Указа Президента РФ «О

системе федеральных органов исполнительной власти» от 14.08.96, N 1176, НГР:

Р9603947Р9703038 //Справочная система «Эталон».

[36] Указ Президента РФ «О структуре

федеральных органов исполнительной власти» от 17.05.2000, N 867, НГР:

Р0002272Р0100368 //Справочная система «Эталон».

[37] п. 1 ст. 17 ФЗ «Об общих принципах

организации законодательных (представительных) и исполнительных органов

государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.99, N 184-ФЗ,

НГР: Р9503508Р0003584 //Справочная система «Эталон».

[38] Судебная система России. — М.: Дело, 2000. с. 16.

[39] Федеральный Конституционный закон "О

судебной системе Российской Федерации" от 31.12.1996, N 1-ФКЗ, НГР: Р9606130

//Справочная система «Эталон».

[40] Например, Энтин Л.М. Разделение

властей: опыт современных государств. – М.: Юр.лит., 1995, с. 174.

Страницы: 1, 2, 3