бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Разделение властей в правовом государстве бесплатно рефераты

связи и согласованности[16].

Концепция разделения властей на российской почве прижи­лась не сразу.

Ведь она в какой-то мере ориентирована на подрыв устоев монархического

устройства. «Жесткие рамки абсолютной монархии не способствовали теоретическому

восприя­тию и практическому воплощению русскими учеными идеи разделения властей

(прежде всего наиболее радикальных ее положений о равновесии и сдерживании),

вынуждали исследователей занимать компромиссную позицию, выражавшуюся в

отрицании возможности "делимости" государственной власти, ограничиваться лишь

распределением функций государственной власти

[17]. Лишь в конце XIX — начале XX веков о ней заговорили в полный голос, в

том числе в универ­ситетских аудиториях, как об идее, реализация которой должна

привести к преобразованию России в правовое государство.

После октября 1917 года положение круто изменилось. Учение о диктатуре

пролетариата не могло ужиться с концепцией разделения властей. С утверждением

коммунис­тического режима в России принцип разделения властей был отброшен как

ненужный и даже вредный. Основ­ная причина — курс на всевластие Советов, а

впоследствии и на господство командно-административной системы, которая не

до­пускала и не могла допустить какого-то разделения государствен­ной власти.

Критики утверждали, что в СССР достигнуто классо­вое единство власти,

морально-политическое единство обще­ства, а сама власть принадлежит трудящимся

(позднее — народу в целом), что исключает ее разделение.

И только с крушением коммунистического режима и по мере поворота в

сторону, в результате в конце 80-х годов стало появляться более серьезное

отношение к проблеме разделения властей. Тогда и выяснилось, что преобразование

нашего государства в правовое и построение демократического общества невозможно

без верховенства закона и реализации принципа разделе­ния властей.

Вплоть до введения в действие Конституции Российской Федерации в России

сохраняла свое действие Конституция, составленная по образцу брежневской

Конституции СССР 1977 года: "Организация и деятельность Советского государства,

— гласила ст. 3 Конституции РСФСР, — строятся в соответст­вии с принципом

демократического централизма..."[18].

Демократический централизм в конечном итоге уступил свое место разделению

властей. Съезд народных депутатов РСФСР одобрил 12 июня 1990 года Декларацию «О

государственном суверенитете Российской Со­ветской Федеративной

Социалистической Республики», в п. 13 которой четко сказано: «Разделение

законодательной, исполни­тельной и судебной властей является важнейшим

принципом функционирования РСФСР как правового государства»

[19].

Принцип разделения властей присутствует во всех "офи­циальных" проектах

основного закона, как разработанных Конституционной комиссией, так и

представленных Прези­дентом. В проекте Конституции, одобренном Конституционным

совещанием 12 июля 1993 г., проблемы разделения властей, единства власти и

порядка ее осуществления разведены по трем статьям, включенным в первый раздел,

посвященный основам конституционного строя. В них подтверждается обес­печение

единства власти в связи с суверенитетом Российской Федерации (ст. 4),

разделение законодательной, исполнитель­ной и судебной властей и предметов

ведения Федерации и ее субъектов (ст. 10) и осуществление государственной

власти Российской Федерации Президентом, Федеральным Собра­нием, Правительством

и судами Российской Федерации (ст. 11.)[20]

Окончательный проект Конституции Российской Феде­рации, представленный на

референдум, в части, касающейся разделения властей, особых новелл не содержит.

Особо выделена статья 10, гласящая: "Государственная власть в Российской

Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную,

исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной

власти самостоятельны"[21]. Принцип

изложен достаточно лаконично, четко и ясно.

Его продолжением и развитием служит ст. 11, состоящая из трех частей. Часть

первая подтверждает, какие именно органы осуществляют государственную власть:

Пре­зидент, парламент, Правительство и суды. Часть вторая относит к ведению

субъектов Федерации образование их органов государственной власти. Наконец,

третья часть уста­навливает, что разграничение предметов ведения и

полномо­чий между органами государственной власти Российской Фе­дерации и

органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется

на основе Конститу­ции, федеративных и иных договоров о разграничении

пред­метов ведения и полномочий.

Рассмотрим более подробно систему и функции органов законодательной,

исполнительной и судебной властей Российской Федерации. Но прежде необходимо

дать определение государственного органа и государственного аппарата.

3. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА.

СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО АППА­РАТА

Государственный аппа­рат является важнейшим составным элементом государст­ва.

«Если политический режим выражает содержание госу­дарственной власти, средства и

способы властвования (демократические, авторитарные, тоталитарные), то само

"тело", "вещество", из которого состоит государство, — это аппарат власти,

государственные органы, учреждения и организации»

[22]

Государственный аппарат играет важную роль в осуществлении государственной

власти. С его помощью осуществляется управление государственными делами,

выполняются основные функции, достигаются стоящие перед госу­дарством на

различных этапах его развития цели и задачи.

Аппарат государства представляет собой единый орга­низм.

В то же время для него характерна расчлененность на органы, блоки, подсистемы и

даже на самостоятельные влас­ти: законодательную, исполнительную, судебную. «В

этой расчлененности есть своя иерархия: различные государствен­ные органы, их

блоки, подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме,

находятся в сложных взаимоотношениях» [23]

.

«Аппарат государства — это система государственных органов, учреждений,

организаций, осуществляющих практическую работу по реализации охранительной и

регулятивной функции государства»[24].

Аппарат любого государства — это не механическое соедине­ние его отдельных

органов, а их четко организованная, строго упо­рядоченная целостная система.

Под структурой государственного аппарата понимается его

внутреннее строение, порядок расположения составляющих звень­ев аппарата, их

соотношение. Структура всегда указывает, из чего складывается госаппарат,

какова субординация его составных час­тей, каковы принципы его организации и

функционирования.

Сложившийся государственный аппарат вы­ступает как единая целостная (общая)

система, которая состоит из ряда частных систем. В качестве последних

выступают одно­родные по своим функциям, внутреннему строению,

непосредст­венным целям, видам выполняемой деятельности различные

госу­дарственные органы (Приложение 2).

Наиболее важными частными системами современного госу­дарственного аппарата

являются следующие:

· система органов го­сударственной власти,

· система органов государственного управле­ния,

· система судебных органов

Каждая из названных систем является носителем со­ответствующей

государственной власти — законодательной, испол­нительной и судебной.

В научных кругах иногда говорят и пишут о четвертой ветви власти — средствах

массовой информации. Однако это — образное выражение. Средства массовой

информации не являются носите­лями какой-либо официальной власти. Как отмечает

Марченко М.Н. «таковыми их называют в силу того, что они оказывают очень

сильное, нередко решающее влияние на массы. Они играют исключительно важную

роль в фор­мировании общественного мнения, в создании положительного или,

наоборот, отрицательного образа правящей элиты или отдельных лиц

[25].

Как уже отмечалось, механизм государства состоит из различных частей и

блоков, где основным элементом являет­ся орган государства.

Государственный орган — это «составная часть механиз­ма государства,

которая имеет собственную структуру, определенные законом полномочия по

управлению конкретной сферой общественной жизни, и тесно взаимодействует с

дру­гими элементами государственного механизма»

[26].

Каждый государственный орган представляет собой относи­тельно

самостоятельное, структурно обособленное звено аппарата, создаваемое

государством в целях осуществления строго опреде­ленного вида деятельности.

Каждое такое звено наделено соответ­ствующей компетенцией и опирается в

процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и

принудитель­ную силу государства.

Государственные органы могут быть подразделены на различные виды и по различным

основаниям. Наиболее су­щественное значение имеет деление государственных

органов по порядку их создания и характеру выполняемых ими задач. В

зависимости от этого основания государственные органы подразделяются на

представительные, исполнительные и су­дебные (правоохранительные) органы.

4. ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ И НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ.

Основным значением органов законодательной власти (пред­ставительных органов)

является законодательная деятельность. В демократических государствах

эти органы занимают центральное место в структуре госаппарата. Представительные

органы государственной власти подразделяются на высшие и местные

.

К высшим органам государственной власти относятся парламенты. Одной из

их важ­нейших функций является принятие законов.

Парламент Российской Федерации — Федеральное собрание — состоит из двух

палат. Это Государственная Дума, депутаты которой избираются населением страны

путем всеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов), и Совет Федерации,

который выбирается путем косвенных выборов и включает представителей субъектов

Федерации (по два от каждого субъекта).

Поскольку органом общенародного представительства является Государственная

Дума, то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью

Правительства и ей принадлежит право выражения вотума недоверия.

В ст. 102 и 103 Конституции перечислены основные направления деятельности

Федерального Собрания. В этих статьях проявляется принцип сдержек и

противовесов Президету и Правительству. Так, например, без согласия

Федерального Собрания не могут быть назначены на свои должности судьи высшего

звена, Председатель Правительства и т.д.

Федеральное Собрание рассматривает все вопросы, связанные с основной

экономической деятельностью правительства: федеральный бюджет; федеральный

сбор налогов и т.д.

Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение

чрезмерного усиления исполнительной власти и власти Президента.

Система законодательных (представительных) государственной власти субъектов

Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с

основами конституционного строя Российской Федерации и Федеральным законом «Об

общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных

органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

[27].

В преамбуле этого Федерального закона говорится: «образование, формирование и

деятельность законодательных (представительных) органов государственной

власти субъектов Российской Федерации регулируются Конституцией Российской

Федерации, федеральными законами, а также конституцией республики, уставом

края, области, города федерального значения, автономной области, автономного

округа, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской

Федерации».

Названный Федеральный закон устанавливает в статье 5 основные полномочия

законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта

РФ:

а) принимает конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если

иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает

устав субъекта Российской Федерации и поправки к нему;

б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта

Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и

субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской

Федерации;

в) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской

Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации

законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной

власти субъектов Российской Федерации», другими федеральными законами,

конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

«Право законодательной инициативы в законодательном

(представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации

принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации

(руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта

Российской Федерации), представительным органам местного самоуправления.

Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной

инициативы может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а

также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской

Федерации»[28].

Представительный орган местного самоуправления – выборный орган местного

самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать

от его имени решения, действующие на территории муниципального образования

[29].

Полномочия представительных органов местного само­управления определяются

уставами муниципальных образо­ваний. В исключительном ведении представительных

орга­нов местного самоуправления находятся: принятие общеобя­зательных правил

по предметам ведения муниципального об­разования, утверждение местного бюджета

и отчета о его исполнении, принятие планов и программ развития, уста­новление

местных налогов и сборов, установление порядка управления и распоряжения

муниципальной собственностью, а также контроль за деятельностью органов

местного само­управления и должностных лиц местного самоуправления, если он

предусмотрен уставом муниципального образования

[30].

К формам прямого волеизъявления граждан (непосредственной демократии)

относятся местный референдум[31],

собрания (сходы) граждан[32], народная

правотворческая инициатива[33].

Местный референдум по своей юридической силе выше юридической силы актов

органов местного самоуправления.

Местный референдум может проводиться по вопросам местного значения, при

изменении границ террито­рии и при определении структуры органов местного

само­управления.

Решение о проведении местного референдума принимается представительным

ор­ганом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию

населения в соответствии с уставом му­ниципального образования.

В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на

террито­рии муниципального образования, обладающие избиратель­ным правом.

Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной

основе. Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за

волеизъявлением граждан не допускается.

Решение, принятое на местном референдуме, не нужда­ется в утверждении какими-

либо органами государственной власти, государственными должностными лицами

или орга­нами местного самоуправления. Если для его реализации требуется

издание нормативного правового акта, орган мест­ного самоуправления, в чью

Страницы: 1, 2, 3