бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Правовой статус уполномоченного по правам человека в Российской Федерации бесплатно рефераты

дополнительными правами Уполномоченный не был наделен. Однако, сами

Уполномоченные по правам человека были - сначала Косарева В.Н., а затем

Истомина Е.П. Распоряжением N 209-р от 14 марта 1997 года образована

Комиссия по правам человека в Санкт-Петербурге, которая в соответствии с

утвержденным Положением является совещательным и консультативным органом при

губернаторе Санкт-Петербурга (председатель Комиссии Чулаки М.М.).

Глава 3. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ

3.1. Функции Уполномоченного по правам человека:

В соответствии с действующим законодательством и практикой, деятельность

Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан,

не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов,

обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Она лишь

способствует совершенствованию их работы в данной области, указывает на

имеющиеся недостатки и проблемы, в том числе связанные с действием или

бездействием тех или иных органов и должностных лиц, содействует реализации

прав граждан перед лицом бюрократических структур.

[12]

Основными функциями Уполномоченного по правам человека в РФ являются:

-рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и

гражданина, принятие мер по их восстановлению;

-анализ законодательства РФ в области прав человека и гражданина, подготовка

рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с

общепризнанными принципами и нормами международного права;

-развитие международного сотрудничества в области прав человека;

-правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их

защиты;

-подготовка ежегодного доклада о деятельности и направление его Президенту

РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство РФ,

Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и

Генеральному прокурору РФ;

-выступления с докладами на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого

или массового нарушения прав и свобод граждан;

-направление в Государственную Думу специальных докладов по отдельным

вопросам соблюдения прав и свобод граждан в РФ;

-обращение в Государственную Думу с предложениями о создании парламентских

комиссий по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о

проведении парламентских слушаний, участие в работе указанных комиссий и

проводимых слушаниях;

-обращение в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд РФ для защиты прав

и свобод граждан;

-принятие по собственной инициативе соответствующих мер в пределах своей

компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и

свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или

связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно

использовать правовые средства защиты;

-анализ правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и

выработка предложений по ее совершенствованию;

-информирование органов государственной власти и общественности о положении

дел с соблюдением прав и свобод граждан в РФ;

-направление государственным органам, органам местного самоуправления и

должностным лицам замечаний и предложений общего характера, относящихся к

обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию

административных процедур.

Помимо прямо предусмотренных Федеральным конституционным законом основных

направлений деятельности Уполномоченного, возникают и другие задачи, тесно

связанные с осуществлением его полномочий в рамках установленной законом

компетенции.

Уполномоченный информирует государственные органы и общественность о своей

деятельности, о положении дел в сфере соблюдения прав и свобод человека и

гражданина в стране, взаимодействует с федеральными и региональными органами

государственной власти, с уполномоченными и комиссиями по правам человека в

субъектах РФ, неправительственными правозащитными организациями, средствами

массовой информации. Взаимодействие Уполномоченного с органами государственной

власти осуществляется на основе специальных соглашений о сотрудничестве,

участия в совместных комиссиях, объединенных рабочих групп и так далее.

[13]

Важное место в деятельности Уполномоченного занимает работа по правовому

просвещению в сфере прав человека, форм и методов их защиты. Гражданам

разъясняются те формы защиты, которые они могут использовать, в частности, в

какие административные, судебные и другие органы они вправе обратиться,

оказываются юридические консультации.

Подготовка ежегодных докладов о деятельности, а также специальных докладов

доведение их до сведения должностных лиц и широкой общественности дает

возможность Уполномоченному изложить свое видение ситуации с обеспечением прав

человека как в целом по стране, так и в отдельных сферах жизни общества,

является мощным рычагом воздействия на общественное мнение. Как показывает

практика, а также опыт работы омбудсманов других стран, ежегодные и специальные

доклады Уполномоченного представляют собой важное средство реализации его

полномочий, позволяют заострить внимание властей на проблемах, которые требуют

незамедлительного решения.[14]

В 1998-2000гг. Президенту, в Совет Федерации и Государственную Думу, в

Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и

Генеральному прокурору, руководителям заинтересованных министерств и

ведомств, в средства массовой информации помимо ежегодных докладов о

деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ были направлены также

четыре специальных доклада Уполномоченного, посвященных тем сферам нашей

действительности, где систематически нарушаются права человека:

- О нарушениях прав граждан, страдающих психическими расстройствами;

- О нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при

отсутствии между ними отношений подчиненности;

- О конституционном праве на свободу передвижения, свободный выбор места

пребывания и жительства в РФ;

- О нарушениях прав граждан сотрудниками МВД РФ и уголовно-исполнительной

системы Министерства юстиции РФ.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации выступает в качестве

непосредственного представителя государства в общении с населением, в том

числе с представителями его самых малообеспеченных слоев. Занимаясь

разрешением проблемных ситуаций, Уполномоченный тем самым способствует

укреплению авторитета государственной власти.

3.2. Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам

человека:

Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного

определяется главой 2 ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в РФ".

Уполномоченный назначается на 5 лет и не может быть назначен более чем на 2

срока подряд.

На должность Уполномоченного назначается гражданин РФ не моложе 35 лет,

имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их

защиты. Предложения о кандидатурах могут вноситься в Думу Президентом,

Советом Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими

объединениями в течение месяца до окончания полномочий предыдущего

Уполномоченного. Каждая кандидатура включается в список для тайного

голосования двумя третями голосов. Уполномоченный назначается не позднее 30

дней со дня истечения полномочий его предшественника. Уполномоченный вступает

в должность с момента принесения присяги следующего содержания: "Клянусь

защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои

обязанности, руководствуясь Конституцией РФ, законодательством РФ,

справедливостью и голосом совести". Она приносится на заседании

Государственной Думы после назначения уполномоченного на должность.

Уполномоченный прекращает полномочия с момента принесения присяги новым

уполномоченным.

Уполномоченный не может являться депутатом Думы или регионального

законодательного органа, членом Совета Федерации, находиться на

государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой

деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой

деятельности. Он не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом

партии или иного объединения, преследующего политические цели. Если он не

прекращает такую деятельность в течение 14 дней со дня вступления в

должность, его полномочия прекращаются и Дума назначает нового

Уполномоченного.

Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его

полномочий. Он не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к

уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном

порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев

задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за

исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для

обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного

распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и

служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а

также на принадлежащие ему документы.

В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо,

произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу,

которая должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой

процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия

Государственной Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно

освобожден.

Уполномоченный досрочно освобождается от должности Государственной Думой:

- в случае нарушения им статьи закона о деятельности несовместимой с его

статусом;

- в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда в его

отношении;

- ввиду его длительной (не менее четырех месяцев подряд) неспособности

исполнять обязанности по состоянию здоровья или иным причинам;

- в случае подачи им заявления о сложении полномочий.

При этом новый уполномоченный должен быть назначен в течение двух месяцев со

дня досрочного освобождения от должности его предшественника.

3.3. Полномочия, порядок и правовые последствия деятельности Уполномоченного

по правам человека:

Как уже упоминалось, основное направление работы Уполномоченного по правам

человека – это рассмотрение жалоб. Такие жалобы могут подаваться гражданами

РФ и находящимися на территории РФ иностранными гражданами и лицами без

гражданства.

Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие)

государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц,

государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или

действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не

согласен с решениями, принятыми по его жалобе. При этом законом установлено,

что Уполномоченного не рассматривает жалобы на решения палат Федерального

Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной

власти субъектов РФ, - эти решения исключены из пределов его компетенции. (п.

1,2 ст. 16 Закона).

Интересующие нас в данном случае субъекты, решения или действия (бездействие)

которых могут быть обжалованы через Уполномоченного по правам человека, – это

государственные служащие и должностные лица.

[15] Круг лиц, являющихся государственными служащими, установлен Федеральным

законом РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации". Согласно

п. 1 ст. 3, государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в

порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной

должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за

счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта

РФ. При этом государственными должностями государственной службы считаются

государственные должности категорий "Б" и "В", т.е. соответственно:

•должности, учреждаемые в установленном законодательством РФ порядке для

непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности

категории "А"; •должности, учреждаемые государственными органами для

исполнения и обеспечения их полномочий.

Под государственными должностями категории "А" закон понимает должности,

устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами (государственные

должности РФ), конституциями, уставами субъектов РФ (государственные

должности субъектов РФ) для непосредственного исполнения полномочий

государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства,

председатели палат ФС РФ, руководители органов законодательной и

исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и другие). (п.

1 ст. 1 Закона). Перечисленные здесь должности категории "А" к госслужбе не

относятся.

Таким образом, к государственным служащим, чьи действия (бездействие) или

решения могут быть обжалованы посредством обращения к Уполномоченному по

правам человека, относятся только лица, замещающие государственные должности

категории "Б" и "В". Это, однако, не означает, что действия (решения)

Президента или министра не могут быть обжалованы в этом порядке. Они не

являются государственными служащими, но являются должностными лицами. Это

понятие не прописано в законе о государственной службе, но содержится в

Уголовном кодексе. Согласно примечанию к статье 285, должностными лицами

признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию

осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-

распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных

органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных

учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских

формированиях РФ. Более короткое и ясное определение, выработанное

юридической наукой: должностные лица – это лица, имеющие по закону право

совершать юридически-властные действия.

Таким образом, не все государственные служащие являются должностными лицами,

но и не все должностные лица – государственные служащие. Поэтому ФКЗ "Об

Уполномоченном по правам человека в РФ" упоминает обе данные категории,

которые частично перекрывают друг друга.

В законе также прописана процедура подачи и рассмотрения жалобы, которая не

является слишком сложной.

Согласно ст. 20 ФКЗ, получив жалобу, Уполномоченный имеет право:

1.принять жалобу к рассмотрению; 2.разъяснить заявителю средства, которые тот

вправе использовать для защиты своих прав и свобод; 3.передать жалобу

государственному органу, органу МСУ или должностному лицу, к компетенции

которых относится разрешение жалобы по существу (а такое направление жалобы

через Уполномоченного зачастую оказывается гораздо более действенным, чем в

случае направления ее гражданином непосредственно); 4.отказать в принятии

жалобы к рассмотрению.

Последнее обжалованию не подлежит, но должно быть мотивировано. Если жалоба

принимается к рассмотрению Уполномоченным, он должен информировать об этом

соответствующего субъекта, решения или действия (бездействие) которого

обжалуются.

При этом жалоба – не единственный способ инициирования рассмотрения дела.

Так, статья 21 устанавливает, что при наличии информации о массовых или

грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое

общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не

способных самостоятельно использовать правовые средства защиты,

Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры

в пределах своей компетенции.

Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к

компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в

проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению. При этом немаловажно

уточнение, что такая проверка не может быть поручена тому органу или

должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

Важные положения содержит статья 23 Закона. Она устанавливает права и

полномочия, которыми обладает российский омбудсман при рассмотрении жалобы.

Им корреспондируют соответствующие обязанности органов, должностных лиц и

государственных служащих в их взаимодействии с Уполномоченным. Так, при

Страницы: 1, 2, 3, 4