бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Правовой статус уполномоченного по правам человека в Российской Федерации бесплатно рефераты

омбудсманы были людьми короны, призванными контролировать от имени верховной

власти деятельность чиновников и судей. По мере перехода к конституционной

монархии омбудсман становится парламентским органом, что и получило закрепление

в Конституции Швеции 1809 г.

Второй страной, где был введена должность омбудсмана, стала Финляндия

(Конституция 1919 года), а с середины ХХ века этот институт стал

распространяться и среди других стран мира – как в Европе, так и в других

регионах.

Сегодня несколько десятков государств мира имеют такой институт, хотя он

обладает различной компетенцией, возможностями, правовым статусом. При всех

национальных отличиях основные функции омбудсмана состоят в том, что он

принимает жалобы граждан на нарушения их прав и свобод действиями (или

бездействием) правительственных чиновников и ведомств, рассматривает их и

выносит свои заключения. И хотя эти заключения носят рекомендательный характер

(то есть чиновники не обязаны им следовать), в подавляющем большинстве случаев

рекомендации омбудсмана принимаются к исполнению.

[6]

Сама должность омбудсмана носит в разных странах различные наименования. В

скандинавских странах, на родине этого института, используется название

Омбудсман юстиции, в англоязычных странах – парламентский уполномоченный

(Парламентский уполномоченный по делам администрации – Великобритания,

Северная Ирландия, Шри Ланка), Парламентский уполномоченный для расследований

(Новая Зеландия), просто парламентский уполномоченный (омбудсман) –

англоязычные провинции Канады. В трех странах применяется термин

"уполномоченный" без прилагательного "парламентский": уполномоченный по

жалобам (Израиль), уполномоченный по правам граждан (Польша), уполномоченный

по правам человека (Россия). Используются также термины посредник, медиатор

(Франция), проведор (поручитель) юстиции (Португалия), помощник граждан (штат

Айова, США), адвокат народа (Румыния). В названии этого института применяется

также термин "защитник", подчеркивающий его направленность именно на защиту

прав граждан: защитник граждан (провинция Квебек, Канада), народный защитник

(омбудсман) (Испания), публичный защитник (штат Небраска, США), гражданский

защитник (итальянские провинции), народный правозащитник (Хорватия). Иногда

функцию института омбудсмана выполняет коллективный орган: коллегия народной

правозащиты (Австрия), комиссия по расследованиям злоупотреблений

администрации (Непал), парламентская комиссия по правам человека (Латвия).

В целом омбудсман понимается как достойное доверия независимое лицо,

уполномоченное парламентом на охрану прав отдельных граждан и осуществляющее

опосредованный парламентский контроль в форме обширного надзора за всеми

государственными должностями, но без права изменения принятых ими решений.

[7]

Согласно определению международной ассоциации юристов, народный защитник –

"омбудсман" – это "служба, предусмотренная Конституцией или актом

законодательной власти, возглавляемая независимым публичным должностным лицом

высокого ранга, которая ответственна перед законодательной властью, получает

жалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или

действует по собственному усмотрению и уполномочена проводить расследования,

рекомендовать корректирующие действия, представлять доклады".

[8] Другое международное определение института омбудсмана, содержащееся в

литературе на эту тему: "государственная служба, предусмотренная конституцией и

возглавляемая независимым публичным должностным лицом высшего ранга, которое

ответственно только перед законом".[9]

Кроме того, стоит отметить, что в разных странах институт омбудсмана

создается как на национальном уровне, так и на уровне регионов, а иногда и на

уровне муниципалитетов, а также могут вводиться должности

"специализированных" омбудсманов, т.е. работающих по конкретным направлениям

защиты прав человека (по делам армии, по правам потребителей, по проблемам

гендерной дискриминации и т.п.).

В мировой практике известны три модели института омбудсмана, которые

различаются его местом в государственно-правовой системе, порядком его

назначения, подчиненностью (подотчетностью) той или иной ветви власти или

отсутствием таковой, объемом полномочий и т.д. Эти три модели – следующие:

1.Исполнительный омбудсман. Он является органом исполнительной власти,

назначается правительством или президентом, ему подконтролен и подотчетен.

Это довольно редко встречающийся вариант, который существует во Франции

(Медиатор) и назначается Советом Министров. Также похожий институт действует

в некоторых штатах США. Собственно, это спорный вопрос: можно ли французского

медиатора отнести к омбудсману.

В России историческим предшественником института омбудсмана также были еще

сохраняющиеся в ряде регионов комиссии по правам человека "при Президенте" и

"при губернаторе".

2.Независимый омбудсман. Он представляет собой особую и самостоятельную ветвь

власти, уровень которой соответствует уровню законодательной, исполнительной

и судебной власти. При этом он может быть назначен президентом или

парламентом, но после назначения не подчиняется назначившему его органу.

Такая модель омбудсмана существует в Португалии (Проведор юстиции), Намибии и

Нидерландах.

3.Парламентский омбудсман. Он находится в системе законодательной ветви

власти, назначается (избирается) парламентом и подотчетен (или подконтролен)

ему. Он выступает в качестве органа парламента, но обладает широкими

полномочиями, придающими ему определенную самостоятельность и независимость

от самого парламента. Основным направлением деятельности классического

парламентского омбудсмана является контроль над деятельностью администрации и

ее должностных лиц (в отличие от двух других моделей, в которых его контроль

распространяется как на исполнительную, так и на законодательную власть).

В большинстве стран, где существует институт омбудсмана, он принадлежит именно

парламентской модели. Это естественно, поскольку исторически омбудсман – дитя

парламента.[10] Он возник именно как

орган парламентского контроля над администрацией, как результат борьбы

парламента (т.е. представителей народа) за права и свободы человека и

гражданина, провозглашенные конституцией, но попираемые исполнительной властью.

Парламентская модель более органична не только с точки зрения истории, но и в

современном контексте, поскольку основные нарушения прав граждан имеют место

при их взаимоотношениях с исполнительными органами государственной власти.

Именно чиновники повинны в большей части нарушений гражданских прав и свобод.

Институт омбудсмана в правовых системах цивилизованных стран мира по

справедливости считается важным механизмом защиты прав человека и укрепления

законности в деятельности государственных органов. Широкие надзорные функции за

деятельностью аппарата и должностных лиц всех уровней, которыми наделен

омбудсман с целью защиты прав и законных интересов граждан, определяют его

высокий авторитет и широкое признание общественностью. Это связано со многими

демократическими чертами, характеризующими его статус и обеспечивающими

эффективность его деятельности: независимым положением в системе

государственных органов; несменяемостью в течение всего срока полномочий

парламента, которым он назначается; правом законодательной инициативы;

открытостью и доступностью для всех граждан, нуждающихся в защите своих прав и

свобод; отсутствием формализованных процедур разбирательства жалоб и обращений;

бесплатностью оказания гражданам помощи и т.д. Все эти принципы и процедуры, на

которых основывается деятельность омбудсмана, имеют особое значение для

выполнения им функции защиты прав и свобод человека от злоупотреблений и

произвола со стороны государственного аппарата и должностных лиц. По мнению

австрийского омбудсмана, профессора, доктора права В. Пикля, создание и

деятельность института омбудсмана открыли новую главу в отношениях между

государством и гражданином, между лицами, наделенными властью, и управляемыми.

Итак, институт омбудсмана, получивший во второй половине XX века широкое

распространение, доказал свою эффективность и обрел прочные позиции в системе

правозащитных механизмов многих стран мира. Сегодня, в результате крушения

тоталитарных режимов, институт омбудсмана создается и во многих странах бывшего

СССР и Восточной Европы, в том числе и в России.

[11]

Об актуальности и необходимости его появления уже говорилось ранее. Теперь

следует остановиться на том, какое оформление он получил в государственно-

правовой системе России.

2.2. Законодательное регулирование института омбудсмана в РФ:

В России впервые должность Уполномоченного по правам человека была Упомянута

в Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 года,

принятой Верховным Советом. Причем в ней говорилось именно о Парламентском

уполномоченном, который назначается парламентом, подотчетен ему и обладает

такой же неприкосновенностью, что и депутат. Согласно Декларации,

Парламентский уполномоченный осуществляет парламентский контроль за

соблюдением прав и свобод человека и гражданина в РФ. Был разработан проект

закона "О парламентском уполномоченном по правам человека и гражданина

Российской Федерации", в который были заложены черты, близкие к классической

модели парламентского омбудсмана.

Однако в Конституции РФ 1993 года эта идея не получила развития, чему

причиной являлась политическая ситуация в стране, конфликт между

исполнительной и законодательной властью. В принятом варианте Конституции

определение "парламентский" исчезло, и единственная норма, касающаяся

Уполномоченного по правам человека (ст. 103), относит к ведению Госдумы

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам

человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.

До принятия данного закона институт Уполномоченного действовал на основании

президентского указа "О мерах по обеспечению конституционных функций

Уполномоченного по правам человека" от 04.08.94 N 1587. Этим документом было

установлено, что до принятия соответствующего федерального конституционного

закона реализация конституционных функций Уполномоченного по правам человека

обеспечивается путем осуществления им полномочий, предоставленных

председателю Комиссии по правам человека при Президенте РФ. В качестве

гарантий деятельности Уполномоченного были установлены определенные

обязанности органов государственной власти и местного самоуправления, а также

их должностных лиц. Они должны были в 2-недельный срок: представлять по

запросам Уполномоченного информацию, необходимую для осуществления его

полномочий; давать ответы на его обращения в связи с нарушениями прав

конкретных физических лиц; направлять ему все принимаемые ими акты,

содержащие нормы, относящиеся к сфере прав и свобод человека и гражданина.

Первым омбудсманом в России был Сергей Ковалев.

Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в

Российской Федерации" был принят 26 декабря 1997 года. Он определил порядок

назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного, его

компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.

Как сказано в п. 1 статьи 1 Закона, должность Уполномоченного по правам

человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией РФ

в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их

соблюдения и уважения государственными органами, органами местного

самоуправления и должностными лицами.

Средствами, указанными в данном законе, Уполномоченный способствует

восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о

правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с

общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию

международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению

по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Хотя Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации назначается на

должность и освобождается от должности Государственной Думой, в то же время

установлено, что при осуществлении своих полномочий он независим и

неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам (п.1 ст.

2).

Таким образом, российский вариант ближе к модели независимого омбудсмана,

хотя в отличие от стран, где действует такая модель, он не поставлен по

своему правовому статусу в ряд высших органов государственной власти и не

наделен мощными властными полномочиями. В то же время его задачи определены

чрезвычайно широко. Поэтому, по мнению специалистов, российский омбудсман

представляет собой довольно уникальное явление и по характеру возложенных на

него функций больше всего похож на румынского Адвоката народа, с той же

декларативно широкой постановкой задачи и столь же малыми полномочиями по их

реализации. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской

Федерации характеризуется юридической неопределенностью и неконкретностью.

Рассмотрим функции управомоченного, порядок назначения его на должность, те

полномочия, которыми он обладает, правовые механизмы и средства воздействия,

которые он может использовать для воздействия на подконтрольных субъектов, в

том числе на государственных служащих (включая должностных лиц), нарушивших

права граждан.

2.3. Омбудсман в Санкт-Петербурге

При подготовке Санкт-Петербургского закона «Об уполномоченном по правам

человека В Санкт-Петербурге» в Законодательном собрании рассматривались два

законопроекта: проект официально представленный депутатами Е.Истоминым

и Л. Романковым и законопроект под общей редакцией Б.Вишневского

, написанный при поддержке российских и шведских экспертов, представлявший собой

попытку создать правовую базу для независимого и более "сильного" омбудсмана.

Проект Б.Вишневского предлагался в качестве "модельного" закона,

применение которого возможно после внесения изменений в ряд федеральных

законов. Впрочем, практика работы регионального омбудсмана, в любом случае,

потребует изменений федерального законодательства (Федеральный конституционный

закон "Об уполномоченном о правах человекав РФ", кодексы об административных

правонарушениях, гражданский процессуальный и т.п.)

17 декабря 1997 г. первый проект стал официальным законом Санкт- Петербурга.

Положение с правами граждан в Санкт-Петербурге

В 1950-1980 гг. общественность города предпринимала попытки (удачные и

неудачные) реализовать свои права на свободу слова и печати, проведение

собраний и митингов, создание независимых ассоциаций. Шла борьба за право

свободно исповедовать религию, за право на эмиграцию. Иногда эти права

осуществлялись явочным порядком, открыто, иногда нелегально, в обход

антидемократических норм советского государства. Следует отметить, что борьба

за цели и ценности, заявленные в Декларации Прав Человека, часто велась,

особенно в 1950 - нач.60-х гг., без опоры на текст Декларации, без

использования его в качестве инструмента. Этот текст был малодоступен,

большинство советских граждан даже не знало о его существовании.

В Санкт-Петербурге предпринимались попытки введения института Уполномоченного по

правам человека. Так, впервые, распоряжением мэра Санкт-Петербурга N 1229-р от

2 декабря 1994 года была учреждена должность Уполномоченного по правам

человека в Санкт-Петербурге, утверждено Положение об Уполномоченном

и предполагалось преобразовать Комитет по обращениям и жалобам в Агентство по

правам человека. В соответствии с Положением Уполномоченный по правам человека

назначался мэром Санкт-Петербурга по согласованию с полномочным представителем

Президента Российской Федерации в Санкт-Петербурге и должен был утверждаться

Городским Собранием. Данное распоряжение мэра реализовано не было и утратило

силу на основании распоряжения мэра 322-р от 16 апреля 199б года, которым было

утверждено новое Положение об Уполномоченном, которым предусматривается

что Уполномоченный назначается мзром Санкт-Петербурга единолично. Никакими

Страницы: 1, 2, 3, 4