бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Правовой статус уполномоченного по правам человека в Российской Федерации бесплатно рефераты

Курсовая: Правовой статус уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Санкт-Петербургский Государственный морской технический университет.

Кафедра государственного и международного права

Курсовая работа

по курсу: “Конституционное право Российской федерации”

на тему: “Правовой статус уполномоченного по правам человека в Российской

Федерации”

Выполнил: студенка 2 курса группы 72юр1 Быстрова Ю.А.

Проверил: старший преподаватель Савченко М.С.

Санкт-Петербург

2003

Оглавление:

Введение...................................3

Глава 1. Механизм защиты прав человека и гражданина в РФ............6

Глава 2. Омбудсман как институт конституционного права...............8

2.1. Институт омбудсмана: цели и задачи деятельности...............9

2.2. Законодательное регулирование института омбудсмана в РФ........13

2.3. Омбудсман в Санкт-Петербурге......................15

Глава 3. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ.........17

3.1. Функции Уполномоченного по правам человека...............17

3.2. Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам

человека.....................................20

3.3. Полномочия, порядок и правовые последствия деятельности Уполномоченного

по правам человека...........................22

Заключение......................................31

Список использованной литературы..........................32

Введение

Конституция Российской Федерации в статье 2 декларирует, что человек, его

права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита

прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Глава 2

Конституции целиком посвящена правам и свободам человека и гражданина. Так,

статья 17 данной главы говорит о том, что в Российской Федерации признаются и

гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным

принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей

Конституцией. Далее, согласно статье 18, права и свободы человека и

гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность

законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и

обеспечиваются правосудием. Часть 1 статьи 45 гласит, что государственная

защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

гарантируется.

Таково официальное отношение современного российского государства к правам

человека и их месту в государственно-правовой системе страны. Это отношение,

несомненно, изменилось за прошедшие десять лет. Однако трансформация

российской государственности еще далека от тех целей, которые были поставлены

в начале реформ, и ни для кого не секрет, что конституционные декларация

являются пока скорее целевыми установками, чем реальностью. Закрепленные в

Конституции и других законах нормы и принципы во многом оказываются на

практике пустой декларацией, и гражданам, чьи права нарушены государством,

его органами и должностными лицами, крайне сложно добиться справедливости и

выполнения своих законных требований. Права человека еще не стали серьезным

фактором государственного развития.

Это связано, очевидно, с двумя основными причинами. Во-первых, это инерция

самого государства, государственного аппарата, сформированного в основном еще

в те "старые, добрые" времена, когда нарушения прав человека были не

случайностью, проявляющейся в результате неэффективности работы

администрации, низкого качества кадров и т.п. (что всегда неизбежно, даже в

самых демократических странах), а целенаправленной государственной политикой.

Второй момент заключается в пассивности самих граждан. Они, также как и армия

российских бюрократов, воспитаны в советской системе ценностей и в советской

политической практике. Они воспринимают себя (и точно так же их воспринимает

государство) не как граждан, имеющих неотъемлемые права и свободы и имеющих

право предъявлять претензии к государству, которое они же и нанимают на

работу, а как подданных.

И тот, и другой факторы очень сильно укоренены и в сознании, и в реальной

государственной практике. В связи сэтим требуется обоюдное стремление:

изменение отношения государства к человеку и изменение отношения общества к

государству. Результатом этого двустороннего процесса должно стать

превращение государства из машины подавления, самодовольного и

самодостаточного монстра (каковым оно всегда было в России) в правовое

государство, основанное на уважении прав человека и верховенстве права,

ответственности государства перед обществом, с одной стороны, и простой

статистической совокупности подданных, "народонаселения", - в гражданское

общество, с другой.

Одним из важнейших направлений реализации данной цели является развитие

различных независимых структур, действующих как в рамках гражданского

общества, так и в качестве институтов государства и имеющих своей целью

контроль за деятельностью государственных органов, их должностных лиц и

государственных служащих, соблюдением ими прав и свобод граждан. Такие

институты существуют и сегодня: общественные правозащитные организации

пытаются контролировать государственный аппарат от имени гражданского

общества, а на государственном уровне действуют прокуратура, суды, милиция и

другие органы, на которые возложена защита прав и свобод граждан.

Однако очевидно, что вся эта система в настоящий момент не работает: у

правозащитных организаций слишком мало правовых возможностей, а

правоохранительные органы являются скорее "правохоронительными".

В силу сказанного очевидна необходимость поиска новых институциональных форм,

которые помогли бы сделать механизм защиты прав человека в России более

эффективным, максимально затруднить возможность их бесконтрольного попрания

со стороны государства и его служащих.

Решению этой сложной задачи могло бы способствовать создание и развитие

одного из важнейших институтов конституционного права - Уполномоченного по

правам человека (омбудсмана), который сформировался в рамках европейской

правовой традиции и существует сегодня во многих странах мира. Его особая

роль состоит в том, что он находится как бы между обществом и властью,

являясь своеобразным "мостом" между ними, каналом обратной связи. С одной

стороны, это орган государства, имеющий достаточную степень

самостоятельности, но в то же время это и агент гражданского общества,

призванный реагировать на нарушения прав человека со стороны государственных

структур и чиновников и применять предоставленные ему меры воздействия. В

принципе любой государственной машине свойственно стремление подмять под себя

общество. Весь вопрос лишь в эффективности сдерживающих механизмов, стоящих

на страже права и гражданской свободы, не дающих государству пустить свои

корни в общественную среду слишком глубоко.

Рассмотрение такого механизма, коим мог бы стать сегодня болезненно и трудно,

но все-таки возникающий в России институт омбудсмана, является целью

настоящей работы. Данный институт рассматривается с точки зрения его понятия,

социального назначения, а также места в механизме защиты прав человека и

гражданина, которому посвящена отдельная глава.

Отправной точкой для написания работы послужил Федеральный конституционный

закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", на

основании которого и осуществляется законодательное регулирование данного

института. Ввиду новизны института омбудсмана для российского

конституционного права основными источниками для написания работы послужили

монографии отдельных авторов, сборники статей и материалы по семинарам

некоторых общественных правозащитных организаций. Важными источниками

послужили также доклады о деятельности Уполномоченного по правам человека в

РФ за последние три года, а также комментарий к вышеупомянотому закону.

Характеризуя структуру содержания работы, следует отметить, что наибольшее

внимание уделяется анализу правового статуса Уполномоченного. Вопросы

конституционной теории также отражены в работе .

Глава 1. Механизм защиты прав человека и гражданина в РФ

Общечеловеческие стандарты прав и свобод личности все более приобретают силу

норм международного права, выходят за пределы внутренней компетенции

государств. Одновременно с процессом кодификации прав человека на

международном и национальном уровнях, происходит совершенствование институтов

их осуществления и защиты.

Сегодня рано говорить о состоявшейся трансформации России в государство,

основанное на верховенстве закона и обеспечивающее гражданам всеобъемлющие

гарантии соблюдения их прав и свобод. Современное социально-экономическое

положение страны является препятствием на пути полномасштабного формирования

демократических институтов. Вместе с тем защита и обеспечение прав человека

представляет собой один из ключевых факторов эффективного решения сложных задач

переходного периода, создания гарантий демократического развития.

[1]

Актуальной задачей является обеспечение единых стандартов прав человека на

всей территории РФ с учетом социально-политических и экономических

особенностей ее регионов, многообразия исторических, национальных,

религиозных и культурных традиций.

Этому призвано способствовать совершенствование законодательства, в связи с

чем целесообразно провести ревизию действующих федеральных нормативных

правовых актов и нормативных правовых актов субъектов РФ, с точки зрения их

соответствия Конституции РФ и общепризнанным принципам и нормам

международного права.

Существенным условием обеспечения прав и свобод человека и гражданина является

создание четко скоординированной системы правовых механизмов и процедур их

реализации. Ныне существующая система защиты прав граждан, включающая в себя

судебную защиту, оказание юридической помощи, деятельность несудебных

государственных учреждений и неправительственных правозащитных организаций,

нуждается в развитии и совершенствовании. [2]

Основным правовым механизмом защиты прав граждан является судебная система,

вопросам реформирования которой уделяется особое внимание и высказывается ряд

предложений, направленных на повышение престижа суда и эффективности

правосудия в РФ.

В настоящее время судебная реформа осуществляется крайне медленно. Отмечается

незнание людьми функций суда как защитника их прав и свобод. В суды граждане

обращаются редко, боясь волокиты и бюрократизма, почти не надеясь добиться

там истины.

Не удалось перейти к рассмотрению дел в составе трех профессиональных судей

по преступлениям, за которые уголовным законом предусмотрено максимальное

наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненное лишение

свободы или смертная казнь. Предоставление альтернативы рассмотрения дел

судом из трех профессиональных судей либо с участием присяжных заседателей

способствовало бы расширению доступа граждан к справедливому правосудию.

Задерживается введение института мировых судей, с которым связаны надежды на

сокращение сроков рассмотрения дел, снижение нагрузки на судей,

рассматривающих сложные дела.

В связи с этим вышестоящие суды взяли на особый контроль рассмотрение дел,

где подсудимые длительное время находятся под стражей. Причины длительного

нахождения дел в производстве судов проанализированы. В конце 1999 года по

вопросу соблюдения сроков рассмотрения уголовных и гражданских дел проведен

Пленум Верховного Суда Российской Федерации.

Наблюдается значительное увеличении количества жалоб, связанных с

неисполнением судебных решений и неудовлетворительной работой судебных

приставов, особенно в части возмещения гражданам причиненного ущерба, розыска

и реализации имущества должника, на которое может быть обращено взыскание. Не

соблюдаются предусмотренные законом сроки совершения исполнительных действий.

Подразделения службы судебных приставов до настоящего времени полностью не

сформированы. К концу 1999 года численность судебных приставов должна была

составить 11148 человек. Практика показывает, что ежегодное увеличение числа

исполнительных документов составляет 20-25 процентов. Сегодня судебный пристав

может тратить на исполнительное производство в среднем не более 40 минут, в то

время как в соответствии с действующими нормативами на реальное завершение

одного исполнительного производства требуется 31 час рабочего времени, а

значит, только приставов-исполнителей в ближайшее время потребуется не менее

214 тыс. человек. [3]

Без принятия срочных мер, направленных на то, чтобы довести численность

службы судебных приставов до допустимого минимума, социальная напряженность,

обусловленная неисполнением решений судов, может еще более возрасти.

Имеют место случаи, когда судебные приставы в нарушение закона уклоняются от

принятия мер по исполнению судебных решений, проявляют некомпетентность. В

подавляющем большинстве не исполняются решения судов о возврате гражданам

денежных вкладов, размещенных в коммерческих банках и других кредитных

организациях.

В настоящее время назрела необходимость в проведении комплекса мер,

направленных на повышение престижа судов, эффективности правосудия, а также

совершенствование работы по оказанию юридической помощи населению,

деятельности института адвокатуры.

Институты несудебной защиты прав и свобод человека и гражданина призваны

дополнить существующий судебный механизм и способствовать комплексному

решению данной проблемы. В соответствии с рекомендациями Организации

Объединенных Наций в последние годы развитию несудебной защиты прав человека

уделяется повышенное внимание как на международном, так и национальном

уровне.

В Российской Федерации система несудебных государственных учреждений,

призванных защищать права человека, состоит из следующих звеньев: институт

Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и институт

Уполномоченного по правам человека в субъектах Федерации; Прокуратура

Российской Федерации; Министерство юстиции Российской Федерации и иные

министерства и ведомства Российской Федерации; Комиссия по правам человека

при Президенте Российской Федерации и комиссии по правам человека в субъектах

Федерации; неправительственные правозащитные организации.

Одна из наиболее сложных задач современной политической реформы в России

заключается в необходимости изменения взаимоотношений власти и человека. В этих

условиях важно развитие новых демократических институтов контроля за

деятельностью должностных лиц, основанных именно на защите прав человека. Таким

институтом, показавшим свою высокую эффективность во многих странах, стал

институт омбудсмана, в России – Уполномоченного по правам человека.

[4]

Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, не

отменяя и не ограничивая компетенции государственных органов, дополняет

существующие средства защиты прав и свобод граждан.

Глава 2.Омбудсман как институт конституционного права

2.1. Институт омбудсмана: цели и задачи деятельности:

Институт омбудсмана имеет скандинавское происхождение. Впервые он был создан в

Швеции в начале XIX века, когда в Конституции 1809 года была введена должность

омбудсмана юстиции.[5] Однако сам термин

"омбудсман" появился в Швеции еще в XIII веке. Он имеет немецкое происхождение,

и его корни восходят к раннему периоду истории германских племен. Омбудсманом

называлось лицо, которое избиралось для сбора от имени пострадавшей стороны

денежной пени (виры) с преступников, совершивших убийство. Шведы и другие

скандинавские народы переводили слово "омбудсман" как "поверенный",

"управляющий делами", "доверенное лицо". Предполагают также, что корни

компетенции этой фигуры просматриваются в римских должностях цензоров,

трибунов, провинциальных прокураторов. Поначалу, в эпоху абсолютной монархии,

Страницы: 1, 2, 3, 4