бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Периодизация истории зарубежного государства и права бесплатно рефераты

универсальное государство.

2. Внутренний пролетариат, не доверяющий более правящему меньшинству. Его

ответной реакцией является создание вселенской церкви.

3. Внешний пролетариат. Он проявляет себя в варварских набегах на ослабевшую

цивилизацию.

В духовной сфере распад общества приводит к расколу в душе. Раскол в душах

людей проявляется в самых разнообразных формах. Он затрагивает поведение,

чувства, жизнь в целом. В период распада общества каждый вызов встречает в

душах людей прямо противоположный отклик - от абсолютной пассивности до

крайних форм активности... По мере нарастания социального распада

альтернативные решения становятся все более косными, полярными и более

значимыми по своим последствиям.

Разложение общества сопровождается полным распадом правящей верхушки и

появлением нового творческого меньшинства, вышедшего из пролетариата. Именно

это меньшинство способно образовать новую цивилизацию. Единственный

положительный выход - “преображение”, то есть создание пролетариатом новой

религии, опирающейся на принципиально иную систему ценностей, нежели

разлагающаяся цивилизация. Созданная пролетариатом вселенская церковь

является той “куколкой”, из которой и возникнет в будущем новая цивилизация.

Общая сущность цивилизационного анализа истории общества

Из всего сказанного выше становиться ясным общий смысл цивилизационного

подхода – построить типологию общественных систем, исходящую из определенных,

качественно различающихся между собой технико-технологических базисов.

Длительное игнорирование цивилизационного подхода серьезно обедняло нашу

историческую науку и социальную философию, мешало понять многие процессы и

явления. Восстановление в правах и обогащение цивилизационного подхода

позволит сделать наше видение истории более многомерным.

Важным моментом развития цивилизации является наращивание интеграционных

тенденций в обществе – тенденций, которые нельзя вывести прямо и только из

законов функционирования и развития той или иной формации. В частности, вне

цивилизационного подхода невозможно понять сущность и специфику современного

за­падного общества, равно как нельзя дать истинную оценку дезинтеграционным

процессам, развернувшимся в масштабе бывшего СССР и Восточной Европы. Это тем

более важно, что данные про­цессы многими выдаются и принимаются за движение

к цивилиза­ции.

Из сущности и структуры общественно-экономических формаций не могут быть

прямо выведены и конкретные исторические фор­мы организации общественного

хозяйства (натуральное, натурально-товарное, товарное, товарно-планомерное),

поскольку формы эти непосредственно определяются, как мы видели, технико-

техно­логическим базисом, лежащим в основе цивилизации. Сопряжение форм

организации общественного хозяйства с волнами (ступенями) цивилизации

позволяет понять, что натурализация экономических отношений в любых

исторических условиях не есть движение впе­ред, по линии развития цивилизации

- перед нами попятное истори­ческое движение.

Цивилизационный подход позволяет понять генезис, характерные черты и

тенденции развития различных социально-этнических об­щностей, которые опять-

таки не связаны напрямую с формационным членением общества.

При цивилизационном подходе обогащаются и наши представле­ния о социально-

психологическом облике данного конкретного об­щества, его менталитете, причем

активная роль общественного со­знания предстает более рельефно, ибо многие

черты этого облика являются отражением технико-технологического базиса,

лежащего в основе той или иной ступени цивилизации.

Цивилизационный подход вполне согласуется с современными представлениями о

культуре как внебиологическом, чисто соци­альном способе деятельности

человека и общества. Более того, цивилизационный подход позволяет

рассматривать культуру во всем ее объеме, не исключая ни одного структурного

элемента. С другой стороны, сам переход к цивилизации может быть понят только

с учетом того, что он явился узловым пунктом формирова­ния культуры. Таким

образом, цивилизационный подход позволяет глубоко вникнуть в еще один очень

важный срез исторического процесса — цивилизационный.

Следует отметить и возрастающее значение этнических, культурных и

цивилизационных различий в со­временном мире и то, что идеи глобальности

охватывают еще очень узкую часть населения планеты. Западная, исламская,

индийская, китайская и другие цивилизации продолжают сохранять свою

жизнен­ную силу, ибо они служат основой для самовыражения масс населения, для

выработки соответствующего нормативно-ценностного пространства их бытия.

Понятие “цивилизация” в такой интерпретации может быть использовано лишь для

описания современного мира, в котором взаимодействие цивилизаций является

устойчи­вой и доминирующей тенденцией, где уже нет “чистых” цивилизационных

образований и сохранение их идентичности выглядит достаточно проблематично.

Сторонники концепции, абсолютизирующей интеграци­онные тенденции, делают вывод о

том, что глобальное вза­имодействие культур ведет к становлению единой

планетарной цивилизации с новой шкалой общечеловеческих ценностей и даже

коллективным общепланетарным Разумом, Памятью и Духовным миром.

3. Возможный синтез подходов.

Формация и цивилизация разные среды в развитии общества как целостной

системы. Как нельзя познать механизм развития любого общества, исследуя

только базисные факторы и опустив надстроечные, так невозможно и понять

секреты управления общественным развитием, ориентируясь либо только на

формационный, либо только на цивилизационный аспект в его динамике. Формация

— социоэкономическая категория, цивилизация — социокультурная.

Понятие формации имеет значение как системообразующего начала всего

социально-экономического и политического строя данного общества. Формации

различаются по доминирующим формам собственности. Переход от одной формации к

другой обусловлен сменой форм собственности на основные средства

производства, происходящей под влиянием прогресса производительных сил,

открывающего новые материальные возможности для человеческой деятельности,

для формирования общественных отношений.

В понятии цивилизация объединяются социальные и культурные аспекты жизни

общества, цивилизация представляет собой этап истории, начинающийся вместе с

выходом истории из естественного, т.е. первобытного, состояния и

развивающемся далее на основе им самим создаваемых предпосылок, что она

характеризует преемственность в развитии общества. Вместе с тем настойчиво

утверждалась мысль, что фактически в истории существуют различные

цивилизации, так сказать “формационные”: капиталистическая цивилизация,

коммунистическая цивилизация и т.п. В итоге цивилизационный подход терял свою

относительную самостоятельность и подчинялся формационному, а понятие

цивилизации становилось подсобным, нужным лишь для выполнения некоторых

аспектов общественно-экономической формации. Если теория формаций

ориентирована на выявление закономерностей, присущих обществу на различных

этапах истории, а так же его структуры на каждом из этих этапов, то

цивилизационный подход решает совершенно иные познавательные задачи. Главная

из них — это анализ социальных механизмов деятельности людей, обеспечивающих

саму возможность существования общества на данном, т.е. цивилизованном

уровне, уберегающих его от распада и одичания. Эти механизмы постоянно

развиваются, совершенствуются или устраняются. Если тот или иной механизм

устраняется, то начинается деградация связанных с ним социальных структур.

Каждая последующая формация является и шагом вперед в развитии цивилизации, а

не посягательством на ее основы. Гибель тех или иных цивилизаций в прошлом не

останавливала исторического движения, потому что это были локальные

катастрофы.

Прогресс цивилизации при всей его противоречивости все-таки связан с

развитием и совершенствованием ее социальных механизмов. Эти механизмы

обеспечивают для жизни современного общества развитие производительных сил,

техники, науки, поддерживают соответствующую динамику общественных отношений.

Вторая задача, которая решается цивилизованным подходом к истории, —

выявление ее человеческого измерения, механизмов формирования личности

цивилизованного человека, анализ культуры, как меры развития человека, его

способности к деятельности.

Понятие “цивилизации” шире понятия формации, однако эту ее объемность нельзя

рассматривать упрощенно: нельзя скажем, утверждать, что цивилизация — это

формация плюс сфера культуры данного общества. Различия между этими

категориями обусловлены еще неадекватностью структурных связей между

явлениями и процессами.

Итак, такие понятия как цивилизация, формация и культура нельзя уравнять, но

в то же время они тесно связаны между собой.

Рассматривая цивилизационный подход, следует также ответить на вопрос - чем

объяснить хроническое отставание марксизма в разработке и использовании

цивилизационного подхода?

Очевидно, тут действовал целый комплекс причин.

1. Марксизм формировался в весьма значительной степени как

европоцентристское учение, о чем предупреждали и сами его основоположники.

Изучение истории в ее цивилизационном срезе предполагает применение

компаративного метода в качестве важнейшего, то есть сравнительный анализ

различных, зачастую непо­хожих друг на друга локальных цивилизаций. Поскольку

же в данном случае в центре внимания оказался один регион, представляющий

собой единство по происхождению и по современно­му (имеется в виду XIX век)

состоянию, цивилизационный аспект анализа вынужденно оказался в тени.

2. Соглашаясь с Льюисом Морганом в отношении начального временного

ограничителя цивилизации (“эпохи, следующие за ди­костью и варварством”), Ф

Энгельс в то же время ввел и конеч­ный ограничитель цивилизация — это то, что

до коммунизма, это — серия антагонистических формаций. В плане

исследователь­ском это означало, что Маркса и Энгельса интересовала

непосредственно лишь та стадия цивилизации, из которой должен был возникнуть

коммунизм. Вырванный же из цивилизационного контекста капитализм представал и

перед исследователем и перед читателем исключительно в своем формационном

обличье.

3. Для марксизма, как отмечал в свое время Г. Маркузе, ха­рактерно

гипертрофированное внимание к силам, дезинтегрирующим общество, при

одновременной существенной недооценке сил интеграции, но ведь цивилизация по

своему изначальному смыс­лу — движение к интеграции, к обузданию

разрушительных сил, а раз это так, то и хроническое отставание марксизма в

разработке цивилизационной концепции становится вполне объяснимым.

4. Легко обнаруживается взаимосвязь с длительным “невнима­нием” марксизма

к проблеме активной роли неэкономических факторов. Отвечая по этому поводу

оппонентам, Энгельс указы­вал, что материалистическое понимание истории

формировалось в борьбе против идеализма, в силу чего ни у Маркса, ни у него в

течение десятилетий не хватало ни времени, ни поводов, ни сил, чтобы уделять

неэкономическим явлениям (государству, духовной надстройке, географическим

условиям и т. д.) такое же внимание, как экономике. Но ведь лежащий в

фундаменте цивилизации технико-технологический базис — это тоже

неэкономическое явление.

Можно заметить, что в ходе современных дискуссий явно наметилась тенденция

решать вопрос о перспективах применения и са­мой судьбе формационного и

цивилизационного подходов по принципу “или—или”. Во всех подобных концепциях

историческая наука, по сути дела, исключается из сферы действия

общенауковедческих закономерностей и, в частности, не подчиняется принци­пу

соответствия, согласно которому старая теория не отрицается полностью,

поскольку она обязательно чему-то соответствует в те­ории новой, представляет

ее частный, предельный случай.

Возникшая в исторической науке и обществоведении в целом проблема может быть

и должна быть решена по принципу “и—и” Необходимо целеустремленное

исследование и нахождение тако­го сопряжения формационной и цивилизационной

парадигм, кото­рое может быть плодотворно приложено к решению задачи

крупномасштабного членения исторического процесса, что позволит сделать само

видение истории более многомерным.

Каждая из рассматриваемых парадигм необходима и важна, но недостаточна сама

по себе. Так, цивилизационный подход сам по себе не может объяснить причины и

механизм перехода от одной ступени цивилизации к другой. Подобная

недостаточность обнару­живается и при попытках объяснить, почему

интеграционные тен­денции в прошлой истории тысячелетиями, начиная с

рабовладель­ческого общества, прокладывали себе путь в дезинтеграционных

формах.

И “формационщики” и “цивилизационщики” обладают обширны­ми возможностями для

преодоления односторонности и обогаще­ния своих концепций. В частности,

“формационщикам” наряду с задачей освобождения своей концепции от того, что

не выдержа­ло проверку временем, предстоит наверстать длившееся

десяти­летиями отставание марксизма в разработке проблем, связанных с

цивилизацией.

Взаимосвязь между формационным (с его экономическим базисом) и

цивилизационным (с его технико-технологическим базисом) реальна и осязаема.

Здесь уместно вспомнить К. Ясперса: “Попытка структурировать историю, делить

ее на ряд периодов всегда ведет к грубым упрощениям, однако эти упрощения

могут служить стрелками, указывающими на существенные моменты”.

В одних случаях, как мы видим, на одном и том же технико- технологическом

базисе (земледельческой волны цивилизации), вырастают, последовательно сменяя

друг друга, либо параллель­но — у разных народов по-разному — две

принципиально отлич­ные друг от друга общественно-экономические формации, в

других же одна общественно-экономическая формация (капитализм), “не

вписывается” в казалось бы положенную ей волну (индустриальную) и

“вторгается” в следующую, пока свободную от обозначения, клеточку. Не

поименована эта клеточка потому, что нигде в мире еще не обозначился четко и

определенно формационный строй, следующий за капитализмом.

Анализ исторического процесса показывает, что при всей тесней­шей взаимосвязи

технико-технологического базиса (и технических революций) связь эта весьма и

весьма опосредована, реализуется через сложный передаточный механизм.

Сопряжение формационного и цивилизационного носит диалектически-

противоречивый характер, который обнаруживается уже при анализе перехода к

цивилизации как социального переворота.

Здесь сразу же возникает вопрос: тождествен ли упомянутый переворот той

социальной революции, которая вобрала в себя основное содержание перехода от

первобытного общества к первой классовой формации? О полном тождестве

(совпадении) говорить вряд ли приходится хотя бы потому, что начало перехода

к цивилизации — и в этом была определенная логика — предшествовало началу

перехода к классовому обществу.

Но тогда возникает вопрос второй: если два этих социальных переворота не

тождественны, то в какой степени они все же накладываются друг на друга в

социальном пространстве и как соотно­сятся во времени? Очевидно, первый

переворот предшествует второму только в какой-то степени, ибо, возникнув в

целях интегративных, цивилизация в тех конкретно-исторических условиях

мог­ла выполнять эту свою основную функцию только в дезинтегративной

(антагонистической) форме. Отсюда противоречивость соци­альных институтов, их

функций и деятельности в условиях классо­во-антагонистического общества.

Для того, чтобы глубже понять взаимосвязь двух анализируемых переворотов и

движущую силу их слияния, целесообразно хотя бы пунктирно обозначить сущность

каждого из них.

Толчком к кардинальному социальному перевороту, именуемому переходом к

цивилизации, послужила упоминавшаяся уже тех­ническая революция, давшая жизнь

культурному и оседлому зем­леделию, то есть исторически первому типу

производящего хозяйства. Такова была исходная позиция цивилизации

земледельческой. Сущность перехода к цивилизации заключалась в вытеснении

кровно-родственных связей и отношений (производственных, территориальных и т.

д.) сугубо и собственно социальными, надбиологическими, и именно переход к

производящему хозяйству обусло­вил и возможность и необходимость такого

вытеснения.

Что касается прибавочного продукта, то он сам тоже явился следствием перехода

к производящему хозяйству, следствием его возрастающей экономической

эффективности. Связи между процессом перехода к цивилизации и появлением

прибавочного продукта можно определить как функциональные, производные от

одного и того же причинного фактора. Другое дело, что, появившись на свет,

прибавочный продукт поставил вопрос о той конкретно-исторической — а потому

единственно возможной — фор­ме, в которой будет продолжено развитие

цивилизации. Такой конкретно-исторической формой в тех условиях могла быть

только антагонистическая, причем об антагонизме здесь приходится говорить в

двух смыслах. Во-первых, всем своим дальнейшим разви­тием цивилизация

закрепляла возникший в недрах общества антагонизм, во-вторых же, сложилось

определенное антагонистическое противоречие между интегрирующей сущностью

цивилизации - и дезинтегрирующей формой ее функционирования в рамках целой

серии общественно-экономических формаций.

Возникавшие классы для закрепления своего господства использовали уже

сложившиеся в процессе начавшегося перехода к ци­вилизации социальные

институты. Это стало возможным потому что:

· сами социальные институты в потенции содержали в себе возможность

отчуждения;

· возможность эта в тех исторических условиях не могла быть “приглушена”.

Для того, чтобы “приглу­шить” ее в зародыше, требуется зрелая политическая

культура общества и, прежде всего масс. На пороге же цивилизации

пол­итическая культура (как и сфера политики в целом) только еще возникала.

Классы, прибравшие к рукам социальные институты, тем самым получили

возможность наложить существенный отпечаток на мно­гие другие цивилизационные

процессы и подчинить их своим корыстным классовым интересам. (Поскольку же

классы суть явле­ния формационного порядка, их воздействие на цивилизационные

процессы выражает существенную сторону сопряжения формационного и

цивилизационного). Так получилось с процессом отделе­ния духовного

производства от материального (привилегия занятий умственным трудом была

закреплена за эксплуататорами), с процессом урбанизации (различия между

городом и деревней превратились в противоположность, характеризующуюся

эксплуатацией деревни со стороны господствующих классов города), с процессом

кристаллизации личностного элемента в истории (прозябание широчайших народных

масс веками служило фоном для дея­тельности выдающихся личностей из

эксплуататорских слоев).

Таким образом, оба исторических процесса — переход к цивилизации и переход к

первой классовой формации самым существенным образом наложились друг на друга

и в совокупности со­ставили такой переворот, который по своей кардинальности

можно сравнить только с происходящими ныне процессами социализации в

развитых, цивилизованных странах.

В этом и заключается синтез формационного и цивилизационного подхода к

периодизации истории.

Список использованной литературы.

1. Дьяконов И.М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. М., 1994.

2. [1] Освальд Шпенглер. Закат Европы,Новосибирск, 1993, ВО “Наука” Сибирская

издательская фирма.

3. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М, 1991.

4. История государства и права зарубежных стран. Часть 1, Учебник для вузов.

Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А., М, 1998,

Издательская группа НОРМА-ИНФРА.

[1] Дьяконов И.М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. М., 1994.

[2] там же.

[3] Освальд Шпенглер. Закат

Европы,Новосибирск, 1993, ВО “Наука” Сибирская издательская фирма.

[4] там же

[5] там же

[6] там же

[7] там же

[8]Тойнби А.Дж. Постижение истории. М, 1991.

[9] там же

[10] там же

[11] там же

[12] там же

[13] там же

[14] там же.

Страницы: 1, 2, 3