бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Основные правовые системы современности бесплатно рефераты

представляющий собой приказ Тайного совета (монарха и тайных советников), а

фактически — правительства.

Кроме того, выделяется автономное законодательство — акты местных органов

власти, действующие на соответствующей территории, некоторых учреждений,

организаций (англиканской церкви, профсоюзов, железнодорожных, строительных,

транспортных, газовых компаний, Юридического общества и т. п.). Они принимают

решения, которые обязательны для их членов, пользователей их услуг.

Юридическая сила таких актов уступает силе актов Парламента и делегированного

законодательства. По иерархии они приближаются к актам правоприменительных

органов.

Статут имеет приоритет перед прецедентом в том смысле, что может отменить

его. Однако это не означает, что прецедент производен от закона, вторичен по

характеру. Своеобразие англосаксонского права состоит в том, что закон в нем

реализуется не самостоятельно, а через прецеденты, посредством их. Прежде чем

стать действующим актом, он должен «обрасти» конкретизирующими его

обязательными судебными решениями. Английская судебная практика знает немало

случаев, когда принятые статуты оставались мертворожденными, игнорировались

судами либо их смысл и значение интерпретировались иначе. Отсюда английский

статут нельзя рассматривать как источник, разрушающий или нивелирующий

систему прецедентов, как инородную форму права, скорее, наоборот, он сам стал

придатком этой системы, дополняющим и совершенствующим ее.

Структура англосаксонского права.

В английском праве нет классического деления на публичное и частное. Вместо

этого исторически сложилось его подразделение на общее право и право

справедливости, которое до сих пор определяет всю правовую архитектонику.

Такое различие в структурном делении двух основных правовых семей (романо-

германской и англосаксонской) имеет не исторически случайный, а глубоко

закономерный характер, обусловленный тем, что одна возникает рациональным

путем, другая — эволюционным, путем исторического генезиса, постепенного

оформления сложившихся отношений. Отсюда различия в структуре романо-

германского и англосаксонского права заключаются в разных основаниях их

построения, а, следовательно, в разной логике их развития.

Прецедентные нормы представляют собой казусы, которым присущи свои структура

и особое содержание. И связь этих первоначальных элементов (микро клеток)

англосаксонского права в силу некоторых обстоятельств имеет часто не

логический, рациональный, а традиционно-исторический характер. Так,

естественно-эволюционным путем в сферу действия права справедливости попали

споры о недвижимости, отношения доверительной собственности, дела о торговых

товариществах, о банкротстве, наследовании. К предмету общего права отошли

уголовно-правовые дела, договорное право, институты гражданско-правовой

ответственности и некоторые другие. Однако жесткого водораздела здесь нет, и

в настоящее время отдельные понятия, институты перекочевывают из одной сферы

в другую либо являются общими для обеих, что связано, прежде всего, с

применением прецедентов общего права и прецедентов права справедливости

одними и теми же судьями, которые заинтересованы в их сближении и унификации

их понятий.

2. Романо-германская правовая система.

Происхождение романо-гермаиской правовой системы.

Романо-германское право возникло в XII—XIII вв. в результате рецепции

римского права странами континентальной Европы. Основанием для рецепции в

экономической сфере стали развитие торговли, ремесел, рост городов.

Феодальные нормы, базирующиеся на идеях вассалитета и патримониальной

юрисдикции, укоренившейся в деревне, не соответствовали принципам

самоуправления свободных, «вольных» городов. Им потребовалась другая система

нормативно-правового регулирования, строящаяся на идеях формального равенства

и независимости участников рыночных отношений. Такой системой, наиболее

отвечающей названным идеям, оказалось римское право. Первоначально социальной

основой и сферой его применения в средневековой Европе было преимущественно

городское население, однако через несколько веков, с изменением сельского

уклада, земельных отношений в деревне зародившаяся в городах правовая система

стала общенациональной, континентально-европейской.

Кроме экономических причин существовали и социально-культурные предпосылки

заимствования Европой римского права. Развитие здесь образования, искусства,

культуры подготовило почву для восприятия римских юридических концепций,

взглядов, понятий, конструкций. Важную роль в этом процессе сыграли

университеты, где происходили изучение оригинальных римских текстов (школа

глоссаторов), а затем их адаптация к условиям средневековья (школа

постглоссаторов). Не случайно некоторые исследователи романо-германского

права рассматривают его как «право разума», «право университетов».

Университетские профессора активно занимались совершенствованием юридической

доктрины, категориального аппарата, а позже - разработкой моделей, проектов

важнейших законов, кодексов. В университетах получали образование судьи,

прокуроры, адвокаты, содействовавшие в дальнейшем практическому применению

римской юридической доктрины.

Важной предпосылкой рецепции римского права явилось также благословение

христианской церкви. В течение многих веков церковь негативно относилась к

римскому праву, и потребовался авторитет Фомы Аквинского, чтобы преодолеть

такое предубеждение. Организационное решение об отстранении церковной

инквизиции от гражданских судебных процессов было принято еще ранее Четвертым

собором в Латране (1215 г.)

С XIII в. романо-германское право активно развивается, преодолевая

государственные границы, и становится достоянием всей Европы, исключая

островную Англию. В XVI—XVIII вв. процесс правового развития Европы

приобретает новые формы. Становление наций и национальной государственности

привнесло в него элементы правового национализма. Общие принципы и начала

римского права оказались интегрированы в национальные нормативные системы.

Данный процесс завершился разработкой национального законодательства,

национальных кодексов, учитывающих особенности социальных укладов различных

стран.

В настоящее время демократические традиции романо-германского права

дополнились идеями создания «европейского дома», евросоюза, что ведет к

правовой интеграции стран, преодолению национально-государственных границ, а

вместе с ними и правового национализма.

Основаниями интеграции выступают общие принципы, начала, «дух» римского

частного права. Сегодня можно говорить о новом этапе его развития: этапе

сближения и унификации законодательных комплексов континентально-европейских

стран и построения общеевропейской правовой системы.

Особенности норм романо-германского права.

Романо-германская норма права — общее правило поведения, сформулированное

законодателем либо уполномоченными им органами. Главной особенностью этой

нормы по сравнению с англосаксонской прецедентной выступает обобщенный,

абстрактный характер. Законодатель обычно формулирует ее как социальную

модель поведения, как общий масштаб, границу дозволенного («от» и «до»), не

прибегая к перечислению частных случаев, вариантов поведения. Даже если

поводом для создания нормы права служит отдельный юридический казус, он

находит разрешение в обобщенной (абстрактной) форме.

Использование норм — моделей поведения позволяет законодателю оперативно

воздействовать на социальные отношения, изменять, преобразовывать их, что

является безусловным достоинством данного вида правовой регламентации.

Романо-германские нормы имеют системно-иерархический характер, образуют

взаимосвязанные комплексы соподчиненных с точки зрения юридической силы и

социальной значимости положений, среди которых выделяются «главные» и

второстепенные, менее значимые правила. Данное обстоятельство существенно

облегчает юристам романо-германской системы поиск и применение действующих

законов.

Вместе с тем обобщенный характер придает нормам и негативные черты: чем более

общей является норма, тем труднее ее применять на практике. Возникает

серьезная проблема ее конкретизации и толкования. Для этого используется

множество приемов, способов толкования, позволяющих уточнить волю

законодателя. В результате судебными, арбитражными, другими органами

вырабатывается множество вторичных норм, положений, разъясняющих,

конкретизирующих положения законов.

Источники романо-германского права.

Важнейшим источником романо-германского права выступает закон.

Законы принимаются парламентами стран системы, обладают высшей юридической

силой и распространяются на всю территорию государства, на всех его граждан.

Они, с точки зрения современной доктрины, должны выражать волю большинства

общества, основные права человека, социальную справедливость. Закон имеет

приоритет по отношению ко всем остальным источникам права. Он может запретить

или легализовать обычай, отдельные положения судебной практики,

внутригосударственные договоры. При закреплении обычая или доктрины в тексте

закона они становятся его частью, содержанием. В настоящее время законы

регулируют все основные стороны жизни общества, закрепляют правовое положение

субъектов, их имущества, отношения между ними.

Важное место среди текущих законов занимают кодифицированные акты (кодексы).

Романо-германское право в отличие от права англосаксонского стремится не к

внешнему объединению, систематизации нормативного материала (инкорпорации), а

к объединению содержательному, внутреннему, основанному на существенной

переработке нормативного материала, «разделении труда» между отдельными

нормами, их кооперации (кодификации). Кодексы обычно носят отраслевой

характер (гражданско-правовые, уголовные, торговые, семейные и т.д.) и

выступают своего рода «центрами притяжения» для других норм данных отраслей.

Кроме законов в странах романо-германской системы принимается множество

подзаконных актов: декреты, регламенты, инструкции, циркуляры, другие

документы, издаваемые исполнительной властью. Часть из них имеет

делегированную природу, и их значение, роль в правовом регулировании

определяются полномочиями издавших их органов. Другие решения принимаются по

инициативе самих исполнительно-распорядительных органов. Они с точки зрения

своей юридической силы уступают актам первой категории, однако, их число

весьма велико и поэтому, особенно в тех странах, где нет жесткой системы

контроля за их принятием, они оказывают существенное воздействие не только на

организационные отношения, складывающиеся внутри исполнительной власти, но и

на деятельность граждан, учреждений, предприятий.

Структура романо-германского права.

В странах романо-германской правовой системы используется известное со времен

Римской империи ставшее классическим деление права на публичное и частное.

Основанием, критерием выделения публичного права выступает общий,

государственный интерес (осуществление общественных целей и задач), частного

права — особенный, частный интерес (реализация целей отдельных лиц, граждан,

организаций). Публичное право регулирует отношения субординационные,

базирующиеся на власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц.

В нем доминируют императивные (категоричные) нормы, которые не могут быть

изменены, дополнены участниками правоотношений. К сфере публичного права

традиционно относят конституционное, уголовное, административное, финансовое,

международное публичное право, процессуальные отрасли, основные Институты

трудового права и т. д. Частное право опосредствует отношения

«горизонтального» типа, отношения между равноправными независимыми

субъектами. Здесь преобладают диспозитивные нормы, действующие лишь в той

части, в которой они не изменены, не отменены их участниками. В сферу

частного права входят: гражданское, семейное, торговое, международное частное

право, отдельные институты трудового права и некоторые другие.

Другой структурной особенностью романо-германского права является

последовательное отраслевое деление норм, их привязка к конкретным отраслям

права и правовым институтам. В соответствии с юридической доктриной все

принимаемые нормативные положения получают соответствующую отраслевую

«прописку» с учетом предмета их регулирования и особенностей приемов и

средств (метода) воздействия на субъектов права. Такая логическая

последовательность подразделения различных элементов нормативно-правового

материала обусловлена рациональной природой, «университетскими корнями»

данной правовой семьи.

3. Мусульманская правовая система.

Происхождение мусульманской правовой системы. Мусульманское право возникло

как часть шариата (система предписаний верующим в Аллаха), представляющего

собой важнейший компонент исламской религии. История мусульманского права,

нередко обозначаемого термином «фикх», начинается с пророка Мухаммеда

(Мухаммада), жившего в 570 (по некоторым источникам 571 г.)— 632 гг. Мухаммед

от имени Аллаха адресовал некоторые основные правила поведения, нормы

верующим мусульманам. Эти нормы формулировались им главным образом в

публичных проповедях. Другая часть юридически значимых норм сложилась в

результате жизнедеятельности, поведения Мухаммеда. Позднее и те и другие

нормы нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и права.

Однако их было мало для системного регулирования всей совокупности правовых

отношений мусульманской общины, а потому после смерти Мухаммеда его

нормотворческую деятельность продолжили ближайшие сподвижники «праведные»

халифы Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Опираясь на Коран и сунну, они

формулировали новые правила поведения, соответствующие, на их взгляд, воле

Аллаха и Мухаммеда. В случае же «молчания» Корана и сунны нормы

устанавливались совместным усмотрением либо единолично каждым халифом.

В VIII—Х вв. существенное влияние на развитие мусульманского права оказали

исламские правоведы и мусульманские судьи — кади. Их роль в формировании

мусульманской правовой системы была столь значительной, что некоторые

исследователи стали определять мусульманское право как право юристов. В этот

период зарождаются главные ветви), лки) ислама, восполняются правовые

пробелы, на основе толкования Корана формулируется множество новых

предписаний.

XIX в. знаменует принципиально новую ступень развития мусульманского права.

Становление законодательства в качестве самостоятельного источника

нормативного регулирования привело к постепенному вытеснению юридической

доктрины, снижению ее роли, хотя в содержательном плане она продолжала

оказывать определенное воздействие на правовую систему.

Со второй половины XIX столетия происходит активное заимствование

европейского права, в частности романо-германского, которое в настоящее время

в отдельных арабских странах (например, в Турции) практически вытеснило

мусульманские правовые нормы. В других странах (Алжир, Египет, Сирия и др.)

мусульманское право сохранилось в отдельных сферах социальных отношений, в

частности в сфере «личного статуса» мусульман. В тех странах, где доминируют

исламско-фундаменталистские позиции (Иран, Пакистан, ЙАР, Ливия, Судан),

границы мусульманского права более широки, включают различные институты, под

отрасли гражданского, уголовного, государственного права, других отраслей.

Здесь наблюдается своеобразный ренессанс исламско-правовой культуры, возврат

к традиционным исламским ценностям, что закономерно влечет за собой

расширение предмета регулирования мусульманского права.

Особенности норм мусульманского права.

Система мусульманского права отличается от других правовых систем

своеобразием, неповторимостью источников, структуры, терминов, конструкций,

понятием нормы. Если континентальные европейские юристы под нормой права

подразумевают, предписание конкретного исторического законодателя, то

исламские правоведы под ней понимают правило, адресованное мусульманской

общине Аллахом. Данное правило основано не на логических выводах, а на

иррациональных, религиозных догмах, на вере. Поэтому его нельзя изменить,

отменить, «поправить», оно бесспорно и абсолютно, должно, безусловно,

Страницы: 1, 2, 3