бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Основные правовые системы современности бесплатно рефераты

Курсовая: Основные правовые системы современности

Университет Российской Академии Образования

Курсовая работа

Тема:

"Основные правовые системы современности"

Студентки I курса

юридического факультета

Белкиной Елены Михайловны

Рег. номер 0100098/12

Научный руководитель: Шумский И.Н.

Москва 2002 г.

1. Вступление.

2. Основные правовые системы современности.

1. Англосаксонская правовая система.

2. Романо-германская правовая система.

3. Мусульманская правовая система.

4. Социалистическая правовая система.

5. Система обычного права.

3. Влияние правового обычая.

4. Правовая доктрина как источник права.

5. Роль судебной практики как источника права.

6. Заключение.

7. Список использованной литературы.

1. Вступление.

Национальных правовых систем, как и государств, в современном мире много. Но

все они могут быть определены в определенные правовые семьи. Сравнительное

исследование национальных правовых систем. Правовые семьи

Глубокое и всестороннее познание российской или иной национальной правовой

системы предполагает ее изучение не только самой по себе, но и в сравнении с

другими существующими или ранее существовавшими правовыми системами.

Обиходное утверждение о том, что "все познается в сравнении" в полной мере

распространяется и на право.

Эта истина, ставшая доступной самому широкому кругу юристов-теоретиков и

практиков лишь во второй половине XIX - начале XX века, когда сравнительное

правоведение получило весьма бурное развитие, в значительной мере

признавалась и раньше.

Изучение иностранных правовых систем с использованием сравнительного метода,

утверждает французский правовед Рене Давид, осуществлялось всегда. Это

означает, что юристы разных стран всегда рассматривали свои собственные

правовые системы не только с точки зрения их внутренних черт и особенностей,

но и сквозь призму других правовых систем.

С этим утверждением можно спорить или не спорить, соглашаться или не

соглашаться, но историческим фактом является то, например, что тексты Законов

Солона в Древней Греции и Законов 12 таблиц в Древнем Риме были написаны с

широким использованием метода сравнительного права. Бесспорным фактом

является также и то, что сравнение правовых обычаев во Франции позволило в

прошлом выделить принципы общего обычного права, а в Германии - немецкого

частного права. В Англии в плане сравнительного анализа сопоставлялись и

противопоставлялись общее право и каноническое право.

Разумеется, процесс становления и развития сравнительного права, как и любого

иного сложного и многогранного явления, проходил далеко не всегда и не во

всех странах гладко. Сказывалось явное или кажущееся превосходство одних

правовых систем над другими, прямое навязывание юридического мышления и

правовых стереотипов одних стран (в частности, "великих" колониальных держав)

другим странам, наконец, недооценка роли и значения правовых систем,

сложившихся у одних наций и народов, другими нациями и народами. Все это и

многое другое, касающееся социальной, экономической, политической и иных

сторон внутренней жизни и взаимоотношений между государствами, не могло

способствовать сближению их социально-политических и экономических систем,

установлению и укреплению связей между ними, а, следовательно, и выработке

потребностей в сравнительном исследовании их права. Сравнительная

характеристика правовой карты нашей планеты, анализ особенностей основных

правовых семей, существующих на земном шаре, дают базу для установления общих

закономерностей и тенденций развития права.

2. Основные правовые системы современности.

Исторически в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции,

законодательство, юрисдикционные органы, сформировались особенности правового

менталитета, правовой культуры. Правовое своеобразие стран позволяет говорить

об их самобытности, о том, что каждая из них образует свою правовую систему —

совокупность всех правовых явлений (норм. учреждений, отношений,

правосознания), существующих в ее рамках (правовая система в узком смысле).

Однако наряду с особенностями, отличиями, в этих правовых системах можно

заметить и общие черты, элементы сходства, которые позволяют их группировать

в «правовые семьи» (правовые системы в широком смысле), объединяющие

несколько родственных в правовом отношении стран.

Существует несколько критериев объединения, классификации правовых систем

различных государств.

1. Общность генезиса (возникновения и последующего

развития). Иначе говоря, системы связаны между собой исторически, имеют общие

государственно-правовые корни (произрастают из одного древнего государства,

основаны на одних и тех же правовых началах, принципах, нормах).

2. Общность источников, форм закрепления и выражения

норм права. Речь идет о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его

нормы (в законах, договорах, судебных решениях, обычаях), об их роли,

значении, соотношении.

3. Структурное единство, сходство. Правовые системы стран, входящих в одну

правовую семью, должны обладать сходством структурного построения нормативно-

правового материала. Как правило, это находит выражение на микро уровне — на

уровне строения нормы права, ее элементов, а также на макро уровне — на

уровне строения крупных блоков нормативного материала (отраслей, суботраслей,

других подразделений).

4. Общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах

это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности

правосудия и т.д., в других — теологические, религиозные начала (например,

мусульманские страны), в третьих — социалистические, национал

социалистические идеи и т. п.

5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники

изложения и систематизации норм права. Родственные в правовом отношении

страны обычно используют тождественные или сходные по своему значению

термины, что объясняется единством их происхождения. По этой же причине

законодатели стран, входящих в одну правовую систему, при разработке правовых

текстов применяют одинаковые юридические конструкции, способы построения

нормативного материала, его упорядочения, систематизации.

1. Англосаксонская правовая система.

Происхождение англосаксонской правовой системы.

Становление и развитие англосаксонского права связано с множеством

исторических, географических, национальных, политических, экономических и

других факторов. С исторической точки зрения, эпохальным для Англии и

англосаксонского права является период нормандского завоевания. До этого

времени в стране действовали разрозненные местные акты, приказы королей,

регулирующие отдельные вопросы общественной жизни. Римляне, правившие в

Британии почти пять столетий, не смогли оказать определяющего воздействия на

ее дальнейшее правовое развитие. Римское право не прижилось и вскоре было

вытеснено местными нормами.

Общее для всей Англии право возникает после ее захвата Вильгельмом 1

Завоевателем (1066 г.). В этот период формируется централизованная судебная

система, появляются (в период правления Генриха II) королевские разъездные

судьи, которые решают дела с выездом на места от имени Короны. Первоначально

группа дел, относимых к ведению этих судей, была ограничена, но постепенно

она расширялась. Вырабатываемые судьями решения брались за основу другими

судебными инстанциями при рассмотрении аналогичных дел. Так стала

складываться единая система прецедентов, общая для всей Англии, получившая

название «common Law» (общее право) В решении судебных споров принимали

участие присяжные — свободные граждане из числа местных жителей, которые чаще

всего не знали прецедентов и актов королей, но знали свои обычаи и традиции.

Воздействие обычных норм существенно сказывалось на содержании выносимых

судебных решений. В этом смысле общее право Англии — обычное, традиционное

право.

В. XI 1—XIV вв. система общего права достигла расцвета, но постепенно, с

возрастанием числа прецедентов в ней стала обнаруживаться тенденция к

консерватизму и формализации, что к XV в. подготовило почву для качественно

нового этапа ее развития, связанного с появлением «права справедливости» и

его противостоянием общему праву. Нарождающиеся рыночные отношения не

находили должного выражения в старых правовых формах, и постепенно стал

складываться особый порядок апелляции к монарху рассмотреть дело «по

совести», «по справедливости», а не по прецедентам. Такая апелляция обычно

осуществлялась через лорд-канцлера, который решал вопрос о передаче жалобы

королю. Вскоре сама функция разбирательства дела по существу переходит к

лорд-канцлеру, и он становится самостоятельным судьей.

В Англии, таким образом, сложились две самостоятельные системы права: общего

прецедентного и «права справедливости». Последнее постепенно претерпело

существенные изменения. Оно стало реализоваться на основе ранее рассмотренных

казусов, а, следовательно, лорд-канцлер лишился возможности по собственному

усмотрению, по своему чувству справедливости решать спор при наличии готовых

решений по аналогичным делам. Право справедливости тоже стало правом

прецедентным, различия между двумя системами оказались непринципиальными,

хотя до 1875 г. сохранялся суд канцлера, руководствовавшийся только правом

справедливости. После 1875 г. нормы общего права и права справедливости стали

применяться одними и теми же судьями, и прецеденты права справедливости

составили органическую часть одного прецедентного права Англии.

Современный период развития англосаксонского права — период кардинальной

правовой реформы, суть которой состоит в активизации законодательной

деятельности, унификации искового производства, слиянии судов общего права и

права справедливости. В данный период существенно повысилась роль

законодательного регулирования, возросло значение закона среди других

источников права. Законодательное «наступление» привело к модификации

структуры и содержания права, а также самого юридического мышления, правовой

доктрины и образования. Если раньше английские юристы обучались главным

образом на практике, то в настоящее время приоритет получило университетское

образование. При выработке законопроектов учитывается опыт зарубежных стран,

в том числе относящихся к романо-германской семье нрава, идут заимствование и

унификация других правовых ценностей. Таким образом, наблюдается постепенное

сближение названных правовых систем.

Прецедентное право Англии существенно повлияло на правовое развитие многих

стран мира. В сферу его воздействия попали США, Канада, Австралия, Индия,

Новая Зеландия, другие страны. Однако в самой Великобритании господство

общего права не повсеместно. Оно применяется лишь в Англии и Уэльсе. В

Шотландии и Северной Ирландии, а также ряде островных территорий оно не

получило распространения.

Вместе с тем в последнее время несколько стран (в том числе Канада и

Австралия) заявили о своей правовой автономии. В Соединенных же Штатах

Америки правовой «суверенитет» начал складываться гораздо раньше — еще в

XVIII в., со времен борьбы за независимость. Но сам по себе процесс правовой

суверенизации Государств, входящих в систему англосаксонского права, еще не

означает их «ухода» из сложившейся правовой семьи, так как влияние

английского права не ограничивается прецедентами, оно обусловливает общий тип

юридического мышления, характер и особенности правовой деятельности,

используемые категории, понятия, конструкции и другие юридические элементы.

Особенности норм англосаксонского права.

В англосаксонском праве существует два вида норм: законодательные и

прецедентные. Законодательные представляют собой (как и в романо-германской

системе) правила поведения общего характера. Прецедентные — определенная

часть судебного решения по конкретному делу. Английские юристы относят к

прецедентной норме («ratio decidendi»), во-первых, юридическое заключение по

делу и, во-вторых, аргументацию, мотивировку решения. Эти два элемента

составляют сущность решения. Остальная его часть есть «попутно сказанное»

(«obiter dictum»). Она имеет лишь убеждающий характер и не является

обязательной для других судов. На практике весьма трудно отличить obiter

dictum от ratio decidendi. Для этого выработано множество методов, приемов их

различения, но все они недостаточно эффективны.

Подчеркнем, что ratio decidendi лишь с большой степенью условности можно

назвать нормой права. Англичане вообще предпочитают не формулировать в своих

судебных решениях правила общего характера, у них существует презумпция

неприменения широких правовых принципов. В отличие от континентальных юристов

их тип правового сознания скорее индуктивный, чем дедуктивный. В основе

суждений, заключений по делу лежит анализ частного случая, казуса. Судья

«примеривает» конкретный случай не к уже готовой норме, а к ранее

происшедшему казусу, имеющему правовое значение случаю, и устанавливает их

сходство, подобие, после чего выносит заключение об относимости прецедента к

рассматриваемому им делу или их несовпадении. Такой механизм лишь с большой

натяжкой можно назвать нормоприменительным. Описание прецедентного

урегулирования через модель «норма — ее реализация» является данью романо-

германской правовой традиции, которая в нормативности видит обязательный

элемент права.

Источники англосаксонского права.

Наиболее важным источником англосаксонского права (с точки зрения процесса

его формирования) является, как уже отмечалось, судебный прецедент. Именно он

долгое время был главной формой выражения и закрепления английского права,

которое поэтому было и остается прецедентным. Прецеденты создаются в Англии

только высшими судебными инстанциями: Палатой лордов, Судебным комитетом

Тайного Совета (по делам государств — членов Содружества), Апелляционным

судом и Высоким судом. Нижестоящие суды прецеденты не создают. Английское

правило прецедента гласят: решать так, как было решено ранее (правило «stare

decisis»). Оно имеет императивный характер, т. е. каждая судебная инстанция,

обязана следовать прецедентам, выработанным вышестоящим судом, а также

созданным ею самой.

Исключение из жесткого правила прецедента все же существует. В 1966 г. Палата

лордов сделала заявление по вопросам практики, в котором допускала

возможность отступить от ранее созданных ею прецедентов в случае

установленной необходимости. Полномочие Палаты лордов отвергать свои прежние

решения было закреплено Парламентом в Законе 1966 г. об отправлении

правосудия.

Другим источником англосаксонского права является закон (статут). Он появился

гораздо позднее прецедента, но постепенно приобрел весьма важное значение в

правовом регулировании общественных отношений.

Английские законодательные акты классифицируются по разным основаниям. По

сфере действия они делятся на публичные, распространяющиеся на неопределенный

круг субъектов и действующие на всей территории Великобритании, и частные,

распространяющиеся на отдельных лиц и территории.

Нередко Парламент делегирует свои полномочия по принятию нормативных актов

другим субъектам (королеве, правительству, министерствам). Совокупность этих

актов составляет «делегированное законодательство». Юридическая сила такого

рода актов определяется передачей части законотворческих функций Парламента

соответствующему органу. Поэтому их решения считаются частью закона и

обязательны к исполнению всеми гражданами. Высшей формой осуществления

делегированного правотворчества является «приказ в Совете», формально

Страницы: 1, 2, 3