бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Органы исполнительной власти в РФ бесплатно рефераты

пределах ее ведения, а также полномочий по предмет

В-третьих, федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении

Правительства, за исключением случаев обеспечения конституционных полномочий

Президента Российской Федерации либо подведомственности Президенту в

соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Осуществление полномочий федеральной государственной власти обеспечивается в

соответствии с Конституцией Президентом и Правительством на всей территории

страны. Издаваемые Правительством постановления и распоряжения обязательны к

исполнению в Российской Федерации.

Состав Правительства зависит от структуры федеральных органов исполнительной

власти, т.е. системы этих органов, предопределяемой целями и задачами

деятельности исполнительной власти в соответствующий период.

Правительство Российской Федерации возглавляет Председатель Правительства. В

состав Правительства входят также заместители Председателя Правительства,

федеральные министры. Кандидатуры на эти должности предлагаются Президенту

Российской Федерации Председателем Правительства.

Президентом может быть введена должность федерального министра, не

являющегося руководителем федерального министерства, а также установлено, что

руководитель федерального органа исполнительной власти является одновременно

заместителем Председателя Правительства.

В качестве постоянного органа Правительства действует его Президиум.

Президиум состоит из Председателя Правительства, его заместителей,

федеральных министров финансов, экономики, иностранных дел, обороны,

внутренних дел, федерального министра - Руководителя Аппарата Правительства.

2.2 Формирование и полномочия Правительства РФ

Конституция обеспечивает Правительству Российской Федерации большую

самостоятельность в осуществлении своих полномочий при формировании системы

центральных органов федеральной исполнительной власти и состава Правительства

Российской Федерации. Инициатива при решении этого вопроса должна исходить от

главы Правительства.

Председатель Правительства не позднее недельного срока после его назначения

представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов

исполнительной власти, что имеет прямое отношение к последующему формированию

состава Правительства.

Под структурой федеральных органов исполнительной власти в ст. 112

Конституции РФ понимается перечень центральных органов федеральной

исполнительной власти (центральных органов управления), подведомственных

Правительству Российской Федерации.

В ч. 2 ст. 112 Конституции РФ устанавливается также порядок формирования

персонального состава Правительства Российской Федерации. Председатель

Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации

с согласия Государственной Думы.[10]

Включение в Конституцию специальной статьи о порядке назначения и согласования с

Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства связано с более

сложной процедурой решения этих вопросов, а также с весьма серьезными

последствиями для Государственной Думы неоднократного отклонения кандидатур на

этот пост. Далее Президент Российской Федерации назначает на должность и

освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных

министров. Этот порядок назначения на должность предопределяет и порядок

образования состава Правительства Российской Федерации. Указанные полномочия

Президент осуществляет на основании предложений Председателя Правительства,

который подбирает кандидатов в члены Правительства, отстаивает перед

Президентом свою точку зрения на их деловые качества. Таким образом,

юридическая сторона этой проблемы заключается в обязательных действиях с обеих

сторон. Глава Правительства вносит предложения Президенту по составу

Правительства, т.е. формирует Правительство, а Президент назначает на должность

и освобождает от должности по предложению Председателя Правительства.

При обсуждении кандидатур Президент не может не считаться с мнением главы

Правительства о лицах, которых предполагается ввести в состав Правительства,

однако последнее слово остается за Президентом, так как он решает вопрос о

назначении на должность. Строго формально для любого назначения требуется

обязательное предложение главы Правительства.

Назначение на должность заместителей Председателя и других членов

Правительства - акт большой политической ответственности, поскольку на них

возлагаются важнейшие функции исполнительной власти.

Председатель Правительства РФ освобождается от должности Президентом РФ в

случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий

или по заявлению Председателя Правительства об отставке. Освобождение

Председателя Правительства от должности одновременно влечет за собой отставку

Правительства.

Конституция РФ определяет круг полномочий Правительства Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и

обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об

исполнении федерального бюджета;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой,

кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной

политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального

обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной

безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране

собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской

Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации

(Статья 114 Конституции РФ).

Перечень полномочий Правительства, предусмотренный ст. 114 Конституции РФ, не

является исчерпывающим. Конституцией, федеральными законами, указами

Президента Правительство наделено и другими полномочиями. В качестве примера

могут быть названы право законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ),

полномочия, определенные Таможенным кодексом Российской Федерации, Законами

"О таможенном тарифе", "О государственном регулировании внешнеторговой

деятельности". В последнем Законе содержится прямая отсылка к п. "ж" ч. 1 ст.

114 Конституции РФ, на основании которого Правительство осуществляет иные

помимо перечисленных в Законе полномочия, возложенные на него Конституцией,

федеральными законами, указами Президента, в области государственного

управления внешнеторговой деятельностью. В целом полномочия Правительства

раскрывают значение исполнительной власти в осуществлении функций Российского

государства, в укреплении демократии, защите конституционных ценностей.

2.3 Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти

Современная система и структура федеральных органов исполнительной власти

определена рядом указов Президента: от 14 августа 1996 г. «О системе

федеральных органов исполнительной власти», «О структуре федеральных органов

исполнительной власти» от 6 сентября 1996 г. «Вопросы федеральных органов

исполнительной власти», от 17 марта 1997 г. «О совершенствовании структуры

федеральных органов исполнительной власти» и др.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят кроме

Правительства РФ отраслевые и межотраслевые федеральные органы

исполнительной власти. Их структурный состав достаточно разнообразен и в

разное время включал министерства, государственные комитеты, комитеты,

федеральные службы, агентства, надзоры, межведомственные комиссии и другие

органы государственного управления, осуществляющие полномочия исполнительной

власти. В настоящее время систему федеральных органов исполнительной власти

составляют: министерства РФ, государственные комитеты РФ, федеральные

комиссии РФ, федеральные службы России, Российские агентства, федеральные

надзоры России.

Министерство Российской Федерации – как и другие федеральные органы

исполнительной власти – это самостоятельный орган системы. Он имеет

центральный аппарат, реализующий функции данного органа в пределах

определенной компетенции по предметной области государственного управления,

которая входит в его ведение.

Министерство Российской Федерации, по определению Указа от 6 сентября 1996

г., - это «федеральный орган исполнительной власти, проводящий

государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере

деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными

законами, указами Президента РФ, деятельность в этой сфере иных федеральных

органов исполнительной власти.» Хотя традиционно министерство является

органом отраслевого управления, по сути многие министерства являются

межотраслевыми и распространяют свои полномочия на все другие орган, объекты

управления по определенной сфере функционального характера.

Правительство назначает и освобождает от должности заместителей федеральных

министров, кроме того, оно вправе отменять и приостанавливать действие актов

министерств.

Государственные комитеты Российской Федерации теоретически предназначены для

выполнения межведомственных или надведомственных полномочий. Их решения,

принимаемые коллегиально, распространяются либо на всю систему исполнительной

власти, либо на сферу, непосредственно связанную с профилем государственного

комитета.

Согласно определению к этому виду органов относятся федеральные органы

исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую

координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное

регулирование в определенной сфере деятельности. Госкомитет возглавляет

председатель государственного комитета Российской Федерации.

Федеральные комиссии – это коллегиальные органы, учреждаемые Президентом РФ.

Особенностью функциональной направленности этих органов является то, что не

существует определенного критерия для их образования. Предусмотрены три

комиссии: Федеральная энергетическая комиссия РФ; по рынку ценных бумаг; по

недвижимому имуществу и оценке недвижимости.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят и такие органы,

как федеральные службы, надзоры и агентства. Это органы исполнительной

власти, которые осуществляют специальные (исполнительные, контрольные,

разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения.

К федеральным органам исполнительной власти относятся также межведомственные,

правительственные комиссии и советы.

Это наиболее подвижная и изменяемая часть структуры исполнительной власти.

Комиссии создаются и ликвидируются, их статус часто меняется или обновляется.

Эти органы призваны восполнять недостаток координационных функций основных

структур исполнительной власти. В основном они имеют координационное

назначение, некоторые выполняют аналитические и консультативные функции.

Существуют и комиссии Правительства РФ наделенные полномочиями госоргана и

принимающие обязательные для других органов решения.

Здесь важно отметить, что такое множество комиссий свидетельствует о том, что

происходит девальвация полномочий министерств и государственных комитетов. По

сути, образование комиссии говорит об изъятии функций от ведомства и

переложении их на временно действующий орган. Кроме того, сколь бы

представительной ни была комиссия, ее решения не могут быть приравнены к акту

органа исполнительной власти Российской Федерации, хотя есть случаи, когда

комиссия квалифицируется именно как «орган правительства».

Говоря о структуре федеральных органов исполнительной власти нельзя не

упомянуть о том, что для осуществления своих полномочий Правительство может

создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных

лиц. Оно устанавливает порядок создания и деятельности территориальных

органов исполнительной власти, размер ассигнований на содержание их аппаратов

в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

В соответствии с постановлением Правительства от 27 мая 1993 г. «О порядке

создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств

Российской Федерации» территориальные органы являются составной частью

системы исполнительной власти и действуют под руководством соответствующих

федеральных органов исполнительной власти.

3.1 Органы исполнительной власти субъектов федерации

Что касается органов исполнительной власти субъектов Федерации, то они, в

соответствии со ст. 11 Конституции РФ, образуются самими субъектами

Федерации. Правовое положение этих органов исполнительной власти определяется

субъектами Федерации. До принятия соответствующих актов органы исполнительной

власти субъектов Федерации руководствуются соответствующими федеральными

актами, в частности, имеющими свои уставы и законодательство.

Правовое положение этих органов исполнительной власти определяется самими

субъектами Федерации. До принятия соответствующих актов органы исполнительной

власти субъектов Федерации руководствуются соответствующими федеральными

актами, в частности. Законом от 5 марта 1992 г. «О краевом, областном Совете

народных депутатов и краевой, областной администрации». Постановлением

Правительства от 27 мая 1993 г. рекомендована примерная структура органов

краевой, областной администрации.

В системе органов исполнительной власти субъектов Федерации нет единообразия:

имеются президенты, главы субъектов Федерации или главы их администраций

[11].

В соответствии с указом Президента от 3 октября 1994 г. «О мерах по

укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» главы

исполнительной власти субъектов Федерации, независимо от того, назначены они

или избраны, обладают полномочиями, утвержденными Конституцией и федеральными

законами, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и

распоряжениями Правительства, соглашениями с федеральными органами

исполнительной власти, уставами и законами субъектов Федерации, и в равной

степени несут ответственность за реализацию этих полномочий. Широкий объем

полномочий главы администрации включает в себя многие вопросы формирования

состава администрации, бюджета субъекта Федерации, представительства в

федеральных органах и др.

В основе практической деятельности органов исполнительной власти субъектов

Федерации лежит Положение об основных началах организации и деятельности

органов государственной власти краев, областей, городов федерального

значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации на

период поэтапной конституционной реформы, утвержденное Указом Президента от

22 октября 1993 г.

Города федерального значения, соответственно, имеют свои уставы. Например, в

уставе г. Москвы говорится о том, что Москва является территориальным

субъектом РФ и столицей РФ (Ст.1 п.1). Статус Москвы как субъекта РФ

определяется Конституцией РФ и настоящим Уставом (Ст1.п2). Высшим должностным

лицом Москвы, возглавляющим высший исполнительный орган государственной

власти Москвы, является Мэр Москвы (Ст.4 п.1). Высшим исполнительным органом

государственной власти Москвы является Правительство Москвы (Ст.4 п.2).

Высшим и единственным законодательным (представительным) органом

государственной власти Москвы является Московская Дума (Ст.4 п.3). Органами

исполнительной власти Москвы являются Мэр Москвы и Правительство Москвы,

состоящее из Советников Мэра Москвы. Мэр Москвы избирается жителями Москвы на

три месяца на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при

тайном голосовании. Голосование по выборам Мэра Москвы длится пять суток.

Кандидат на должность Мэра Москвы считается избранным, если за него

проголосовало простое большинство всех принявших участие в голосовании (в

случае выдвижения одного кандидата) или если за него проголосовало большее

число граждан, чем за другие кандидатуры (в случае выдвижения нескольких

кандидатур). Москвы может быть избран любой москвич, гражданин RR.

Правительство формируется Мэром из числа москвичей. Срок полномочий

Правительства равен сроку осуществления своих полномочий Мэром Москвы (Гл.3

ст.7).

Наряду с системой органов исполнительной власти в Российской Федерации

существуют различные представительства, дополняющие эту систему.

Был создан институт полномочных представителей Президента России в субъектах

федерации. Представитель главы государства является должностным лицом,

представляющим интересы Президента РФ и осуществляющим свою деятельность в

регионе по его поручению. Полпред главы государства является государственным

служащим и входит в состав Администрации Президента. Перечень его основных

задач включает в себя содействие Президенту страны в реализации его

конституционных полномочий в регионе, информирование его о политическом,

социальном, экономическом положении, взаимодействие с федеральными и местными

органами власти, политическими партиями и общественными организациями. Кроме

того, эти должностные лица призваны активно защищать общегосударственные

интересы на всей территории страны, обеспечивать единое правовое

пространство, проведение единой политики в сферах, отнесенных к ведению

Российской Федерации.

Заключение

Итак, мы видим, что в настоящее время в Российской Федерации существует и

функционирует довольно-таки сложная система исполнительной власти. Нельзя

забывать о том, что, прежде всего она является подсистемой государственной

власти, ее ветвью в структуре разделения власти как единого целого

организационно-правового механизма государственной организации общества и

ведения его дел. Эта подсистема имеет определенное структурное строение,

включающее уровни (строение по иерархической вертикали); звенья

(одноуровневые образования однородных органов); виды и формы органов

исполнительной власти. Орган исполнительной власти является первичной и

основной структурной единицей рассматриваемой системы. Он имеет сложное

структурное внутреннее строение и включает структурные подразделения

аппаратного назначения, не имеющие властных полномочий, а иногда и

самостоятельные органы (конструкции органа в органе), состав служащих

государственной службы как специального института государственной власти.

Особенное внимание следует уделить рациональному выполнению исполнительно-

распорядительных функций, исключению при этом дублирования и

несогласованности, обеспечению постоянного контроля за исполнением

правительственных решений, повышению персональной ответственности

государственных служащих любого ранга за выполнение принятых решений.

На основе всего сказанного можно сделать выводы о том, что:

1. Исполнительная власть, согласно Конституции РФ, является

самостоятельной ветвью государственной власти, основное назначение которой –

организация исполнения актов законодательной власти и других нормативных

актов.

2. Механизм исполнительной власти включает всю систему органов

государственной власти, призванную обеспечивать ее фактическую и юридическую

реализацию на всей территории РФ, которая образуется:

- федеральными органами государственной власти (согласно Указу Президента РФ

«О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14.08.96 г. это

Министерства РФ, государственные комитеты РФ, федеральные службы России,

российские агентства, федеральные надзоры России);

- органами исполнительной власти субъектов Федерации;

- органами исполнительной власти, формируемыми субъектами

Федерации самостоятельно.

Высшим органом исполнительной власти является Правительство РФ.

3. Государственное управление, под которым понимается специфический вид

государственной деятельности (исполнительно-распорядительная деятельность),

отличный от ее других проявлений (законодательной, судебной), не

противопоставляется исполнительной власти, понимаемой как деятельность

субъектов этой власти. Их взаимосвязь заключается в том, что государственное

управление представляет собой вид деятельности, в рамках которого практически

реализуется исполнительная власть. Следовательно, правомерен вывод о том, что

понятие государственное управление более широкое, чем понятие исполнительная

власть, и последняя является его производной.

От исполнительной власти, учитывая мобильность ее действий, субординацию и

подчиненность ее органов по вертикали, в решающей мере зависят темпы

социально-экономических преобразований и наше движение вперед.

Список используемой литературы.

1.Конституция РФ 12 декабря 1993г. Издательство «Экзамен» Москва 2003 г.

2. Закон от 14 августа 1996 г. «О системе федеральных органов исполнительной

власти».

3. Закон от 6 сентября 1996 г. «О структуре федеральных органов

исполнительной власти».

4. «Вопросы федеральных органов исполнительной власти», от 17 марта 1997 г.

5. Указ Президента «О системе федеральных органов исполнительной власти» от

14.08.1996 г.

6. Устав г. Москвы.

7. Авакьян С.А. Президент РФ. Издательство Вестник, Москва 1997г.

8. Бачило И.Л.Исполнительная власть в Российской Федерации, проблемы

развития. Издательство «Юристъ», Москва 1998г.

9. Бельский К.С. О функциях исполнительной власти. Государство и право,

Москва 1997, № 3.

10. Габричидзе Б.Н, Елисеев Б.П, Чернявский А.Г. Конституционное право

современной России. Москва 2001г.

11. Дёмин А.В. Теория государства и права (курс лекций). Издательство «Инфра-

М». Москва 2002г.

12. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. Москва 1997 г.

13. Князев С. Д. Административное право. Владивосток 1997г.

14. В.М. Корельский, В.Д. Перевалова Теория государства и права. Издательство

«М-Норма», Москва 1997 г.

15. Крутских В.Е. Юридический энциклопедический словарь (3-е издание).

Издательство «Инфра-М», Москва 2001г.

16. Ноздрачев А.Ф., Тихомиров Ю. А. Исполнительная власть в РФ. Научно-

практическое пособие. Москва. 1996г.

17. Ноздрачев А. Ф. Основные характеристики исполнительной власти по

Конституции РФ. 1993. Государство и право. 1996г.

18. Окуньков Л.А. Комментарий к Конституции РФ 1993г. Издательство «БЕК»,

Москва 1996г.

19. Переломов А.С. “Конфуций и доктрина разделения властей”. Государство и

право № 3, Москва 1997г.

20. Плехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право

Российской Федерации. Москва. 1997г.

21. Туманов Г.А. .Административное право: Учебное пособие, издательство

«Юристъ» Москва 1997г.

22.Сборник законодательства по конституционному (государственному) праву

Российской Федерации. Ростов-на-Дону, издательство «Феникс». 1997г.

23. Хропанюк В.Н. Теория государства и права (2-е издание), Москва 2001г.

24. Чиркин В.Е. Президентская власть. Государство и право № 5, Москва 1997г.

[1] Овсянко Д.М. Административное

право:учебное пособие под ред. Г.А Туманова, изд.Юрист Москва 1997 г.

[2] Плехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов

Ю. М. Административное право Российской Федерации. Москва. 1997г.

[3] Конституция Российской Федерации. «Юридическая литература».Москва 1993г.

[4] Князев С. Д. Административное право. Владивосток. 1997 г.

[5] Ноздрачев А. Ф., Тихомиров Ю. А.

Исполнительная власть в РФ. Научно-практическое пособие. Москва 1996г..

[6] Брэбан Г. Французское административное право. Москва 1988г.

[7] Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. Москва 1997г.

[8] Указ Президента РФ от 14.08.1996 г. «О

системе федеральных органов исполнительной власти».

[9] А. Ф. Основные характеристики

исполнительной власти по Конституции РФ. 1993. Государство и право. 1996. №3.

[10] Комментарий к Конституции РФ. Издательство БЕК, Москва 1994 г.

[11] Овсянко Д.М. Административное

право:Учебное пособие под ред. Туманова Г.А.изд. Юрист, Москва 1997 г.

Страницы: 1, 2, 3