Курсовая: Органы исполнительной власти в РФ
[2]:
1. Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную
ветвь единой государственной власти Российской Федерации, тесно
взаимодействующую с законодательной и судебной ее ветвями. Разделение властей
нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной независимости каждой
ветви. Все они взаимосвязаны, что, однако, не должно приводить к подмене
одной ветви власти другой, как это было в начале 90-х годов, к вторжению
законодательной власти в сферу исполнительной власти и наоборот.
2. Исполнительная власть самостоятельна только к функционально-
компетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов
в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная часть
государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится
на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную
власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой
государственной власти или же ее механизма. Действующим законодательством
фиксируются функции и компетенция не самой исполнительной власти, как
государственно-правового института, а субъектов, реализующих ее на том или
ином уровне государственной организации (например, статус федеральных и
региональных органов исполнительной власти).
3. Отличительным признаком исполнительной власти является то, что власть
реализуется в общегосударственном масштабе и в качестве специфической
государственной функции правоприменительного (правоисполнительного)
характера.
4. Исполнительная власть олицетворяется в деятельности специальных
субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. Таково одно из непременных
требований разделения властей. Соответственно исполнительная власть
представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти
. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти
субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской
Федерации (ст. 77 Конституции Российской Федерации). Таковы четко определенные
конституционные границы, необходимые для понимания субъектной характеристики
исполнительной власти.
5. Исполнительная власть в соответствии с Конституцией Российской Федерации
организуется и осуществляется на началах федерализма. Это
означает, что конституционным или законодательным путем проводится
разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными исполнительными
органами и аналогичными органами субъектов федерации. Важная роль при этом
принадлежит Федеративному договору и иным договорам о разграничении предметов
ведения и полномочий[3].
6. Исполнительная власть не может отождествляться с административной
властью. Подобное отождествление неправомерно, так как административная
власть, как правило, связывается с реализацией полномочий внесудебного,
т.е. административного принуждения[4].
Однако, административное принуждение является лишь одним из средств достижения
целей, стоящих перед исполнительной деятельностью.
7. Исполнительная власть характерна тем, что в непосредственном
распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты
государственной власти: финансы; важнейшие средства коммуникации; армия и
иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней
безопасности, исправительно-трудовые учреждения и т.п.
Концепция исполнительной власти, принятая Конституцией РФ 1993 г. принципиально
отличается от положений, содержащихся в ранее действовавшей Конституции РСФСР
1978 г. Суть введенных изменений заключается в том, что Президент в настоящее
время, будучи главой государства, не является главой исполнительной власти и
высшим должностным лицом[5]. По идее, как
это сделано, например, во Франции, в этом случае Правительство и все
другие органы исполнительной власти должны обладать большой степенью
самостоятельности в осуществлении государственно-управленческой деятельности,
независимости от Президента[6]. Однако
особенность Российской Федерации заключается в том, что, формально закрепляя
самостоятельность исполнительной ветви власти, Конституция предоставляет
такие полномочия Президенту, которые позволяют определять содержание и сущность
деятельности исполнительной власти. Более того, некоторые федеральные органы
исполнительной власти непосредственно подчинены Президенту. Поэтому о
самостоятельности исполнительной власти можно говорить лишь с большой долей
условности.
Органы исполнительной власти по территориальному масштабу подразделяются на[7]:
Ø федеральные
Ø субъектов Федерации
Ø территориальные
Ø межтерриториальные
Система федеральных органов исполнительной власти определяется Указом Президента
РФ от 14.08.1996 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти» и
Указом Президента РФ от 14.08.1996 г. «О структуре федеральных органов
исполнительной власти» и состоит из Правительства РФ, федеральных министерств,
государственных комитетов РФ, федеральных служб России, российских агентств,
федеральных надзоров России[8].
Можно выделить систему (аппарат) исполнительной власти, которую составляет
совокупность государственных органов, обозначаемых в качестве ее субъектов, а
также организационный механизм ее реализации.
Постоянно действующим организационным фактором механизма исполнительной власти
являются находящиеся на различном иерархическом уровне исполнительные органы
общей компетенции (например, Правительство Российской Федерации,
администрация области и т.п.). Остальные звенья такой системы непостоянны,
видоизменяемы (например, министерства, государственные комитеты и пр.). Они
могут в ряде случаев вообще не существовать (например, возникновение на базе
бывших министерств государственных концернов, не являющихся государственными
органами), хотя из механизма государственного управления они не «изымаются». В
таком же аспекте можно квалифицировать роль, например, различного рода
структурных подразделений исполнительных органов, их территориальных звеньев,
а также должностных лиц. Все это — «рабочий механизм» исполнительной власти,
служащий целям лучшей ее организации и функционирования. Аппарат исполнительной
власти помимо органов общей компетенции включает в свой состав также
отраслевые, межотраслевые, надзорные, территориальные и иные звенья
государственно-управленческого механизма. Но одновременно все эти звенья в
совокупности составляют систему субъектов государственного управления
[9].
2.1 Правительство Российской Федерации
Новая Конституция, сохраняя известную преемственность в законодательной
регламентации деятельности Правительства, весьма существенно изменила его
статус и место в системе федеральных органов власти.
Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации
наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации,
что закреплено ст. 11 Конституции. Согласно ст. 110 федеральное Правительство
осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Из содержания этих
положений ясно, что Правительство - высший орган исполнительной власти, хотя
слово "высший" применительно к федеральным органам в новой Конституции не
употребляется, но для организации власти это имеет практическое значение.
Дело в том, что в ряде статей Конституции и текущем законодательстве
применяется обобщающий термин "федеральные органы исполнительной власти", без
расшифровки, какие конкретно органы включаются в эту систему и кому они
подчиняются.
Правительство возглавляет и обеспечивает согласованную деятельность системы
федеральных органов исполнительной власти. Конституция повышает статус
Правительства, закрепляет его самостоятельность. В отличие от прежней
Конституции, которая возлагала непосредственное руководство исполнительной
властью на Президента, а также предусматривала подотчетность Правительства
федеральным представительным и законодательным органам (Съезду народных
депутатов и Верховному Совету) и Президенту, действующая Конституция исходит
из самостоятельности всех ветвей власти и подобной субординации и
подчиненности не предусматривает.
В современном облике Правительства более последовательно выражены прерогативы
федеральной исполнительной власти с учетом принципа разделения властей,
ответственность Правительства за проведение социально - экономических
преобразований в стране, осуществление единой государственной политики в
отраслях и сферах народного хозяйства, отнесенных к ведению Российской
Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и совместному ведению Федерации и
субъектов, входящих в ее состав (ст. 72 Конституции РФ). Важно отметить, что
Основной Закон России создает реальные предпосылки к тому, чтобы
Правительство стало действительно способным реализовать намеченные им
программы по стабилизации экономики и нести всю полноту ответственности за
свои решения и действия.
От других федеральных органов Правительство отличается, прежде всего,
предметом и сферой деятельности. Оно не занимается принятием законов, как
Федеральное Собрание, а обеспечивает управление экономикой всей страны.
Достаточно сказать, что, согласно ст. 114 Конституции, Правительство
разрабатывает федеральный бюджет и отчитывается о его исполнении,
осуществляет управление федеральной собственностью, обеспечивает проведение
единой финансовой, кредитной и денежной политики, государственную поддержку
культуры, науки, образования и здравоохранения.
Одной из основных функций Правительства являются организация исполнения
федеральных законов, систематический контроль за их исполнением органами
исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению
допущенных нарушений. Данная задача пронизывает деятельность Правительства,
предопределяет содержание и характер его полномочий, подзаконность его
решений, т.е. принятие их на основе и во исполнение Конституции, федеральных
законов и указов Президента.
Свои полномочия Правительство реализует, принимая постановления и
распоряжения по стратегическим и текущим вопросам управления, а также
используя право законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ) путем
разработки и внесения в Государственную Думу проектов законов, формирующих
необходимую правовую базу. Активное участие Правительства в законотворческом
процессе, обязательность его заключений по всем проектам, предусматривающим
расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, дают возможность
Правительству осуществлять возложенные на него функции и намеченную
экономическую программу.
На федеральном уровне Правительство объединяет и координирует работу
министерств, комитетов и других подведомственных ему органов. В этом
отношении Правительство и федеральная система (структура) управленческих
органов тесно связаны. Большинство центральных органов управления, входящих в
систему исполнительной власти, находятся в непосредственном ведении
Правительства и ему подчиняются.
От исполнительной власти, учитывая мобильность ее действий, субординацию и
подчиненность ее органов по вертикали, в решающей мере зависят темпы
социально - экономических преобразований и наше движение вперед.
Исключив верховенство одной власти над другой, Конституция кардинально
изменила взаимоотношения органов законодательной и исполнительной власти, а
также сам механизм контроля и подотчетности Правительства. Закрепив
самостоятельность каждой из ветвей власти, Конституция вывела Правительство
из своеобразного двойного подчинения. В то же время конституционный выбор,
сделанный в ходе референдума 12 декабря 1993 г. в пользу сильных прерогатив
Президента в государственном руководстве, не оставляет исполнительную власть
бесконтрольной в ее самостоятельности.
Многие полномочия Президента непосредственно касаются деятельности
Правительства и органов исполнительной власти субъектов Федерации. Хотя
Президент не глава исполнительной власти, он сохраняет мощные рычаги
воздействия на Правительство путем персональных назначений членов
Правительства и принятия необходимых решений, в том числе в сфере
исполнительной власти.
В организации федеральной исполнительной власти пока отсутствует четкое
"разделение труда" между Президентом и Правительством. Правовое положение
Президента Российской Федерации закреплено в ст. 4 Конституции РФ.
Согласно Конституции Президент является главой государства и в этом качестве
обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов всех
ветвей государственной власти, принимает меры по охране суверенитета страны,
ее независимости и государственной целостности, выступает гарантом прав и
свобод человека и гражданина.
Формально Президент не является главой исполнительной власти, однако он
обладает определенной степенью влияния на деятельность исполнительно-
распорядительных органов, выражающееся как в прямой (непосредственное
подчинение некоторых федеральных органов), так и в косвенной (через
Правительство, путем назначения на должности или освобождение от должностей,
через издание нормативных или распорядительных актов) форме.
Основная задача, возложенная Конституцией РФ на Президента заключается в
обеспечении взаимодействия властей. В связи с этим правовое положение
Президента охватывает несколько сфер. Прежде всего, он является главой
государства, т.е. первым среди государственных должностных лиц, и обладает
рядом особых полномочий: представляет Российскую Федерацию внутри страны и в
международных отношениях, обладает правом обращаться с посланиями к
федеральному законодательному органу, назначает и отзывает дипломатических
представителей РФ в иностранных государствах, обладает правом помилования и
т.д.
В то же время проведение мер по обеспечению обороны страны, государственной
безопасности, реализации внешней политики Конституция возлагает на
Правительство (ст. 114 Конституции РФ). Ряд министерств и ведомств,
выполняющих упомянутые функции, находятся одновременно в ведении Президента и
Правительства. Институт двойного подчинения отдельных органов управления, как
показала практика, не всегда эффективен. Подобные ведомства обычно
ориентируются в своей деятельности на более сильного "хозяина", а другой
выполняет, как правило, минимальные функции по руководству таким
подведомственным органом.
Конституционные статус и полномочия Правительства, естественно, не охватывают
всех сторон его деятельности, нуждающихся в законодательном регулировании.
Поэтому Конституция предусматривает принятие федерального конституционного
закона о Правительстве. В этом законе будут более подробно определены
правовые основы и организация его деятельности, порядок формирования и состав
Правительства, отношения с Президентом, палатами Федерального Собрания,
органами исполнительной власти субъектов Федерации. Нуждаются в законодательном
закреплении формы и способы взаимного делегирования полномочий органами
исполнительной власти (ст. 78 Конституции РФ). В федеративном государстве этот
путь открывает широкие перспективы для достижения оптимального сочетания
децентрализации управления с сохранением за Центром стратегических
общегосударственных приоритетов и контроля за проведением реформы.
Конституционное положение об осуществлении Правительством Российской
Федерации исполнительной власти Российской Федерации имеет ключевое значение
для определения статуса Правительства, его прерогатив, структуры, порядка
взаимоотношений с федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Федерации, иными государственными органами.
Суть упомянутой конституционной формулы состоит, во-первых, в том, что
Правительство осуществляет - наряду с Президентом, парламентом и судами
Федерации - государственную власть на основе принципа разделения ее на
законодательную, исполнительную и судебную.
Во-вторых, Правительство возглавляет единую систему исполнительной власти в
Российской Федерации. Речь идет о системе, образуемой федеральными органами
исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации в
Страницы: 1, 2, 3
|