бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Органы исполнительной власти в РФ бесплатно рефераты

[2]:

1. Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную

ветвь единой государственной власти Российской Федерации, тесно

взаимодействующую с законодательной и судебной ее ветвями. Разделение властей

нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной независимости каждой

ветви. Все они взаимосвязаны, что, однако, не должно приводить к подмене

одной ветви власти другой, как это было в начале 90-х годов, к вторжению

законодательной власти в сферу исполнительной власти и наоборот.

2. Исполнительная власть самостоятельна только к функционально-

компетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов

в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная часть

государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится

на долю законодательной и судебной властей. Следователь­но, исполнительную

власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой

государственной власти или же ее механизма. Действующим законо­дательством

фиксируются функции и компетенция не самой исполнительной власти, как

государственно-правового института, а субъектов, реализующих ее на том или

ином уровне государственной организации (например, статус федеральных и

региональных органов исполнительной власти).

3. Отличительным признаком исполнительной власти является то, что власть

реализуется в общегосударственном масштабе и в качестве специфической

государственной функции правоприменительного (правоисполнительного)

характера.

4. Исполнительная власть олицетворяется в деятельности специальных

субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. Таково одно из непременных

требований разделения властей. Соответственно исполнительная власть

представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти

. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти

субъектов федерации образуют единую систему исполнитель­ной власти в Российской

Федерации (ст. 77 Конституции Российской Федерации). Таковы четко определенные

конституционные границы, необходимые для понимания субъектной характеристики

исполнительной власти.

5. Исполнительная власть в соответствии с Конституцией Российской Федерации

организуется и осуществляется на началах федерализма. Это

означает, что конституционным или законодательным путем проводится

разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными исполнительными

органами и аналогичными органами субъектов федерации. Важная роль при этом

принадлежит Федеративному договору и иным договорам о разграничении предметов

ведения и полномочий[3].

6. Исполнительная власть не может отождествляться с административной

властью. Подобное отождествление неправомер­но, так как административная

власть, как правило, связывается с реализацией полномочий внесудебного,

т.е. административного принуждения[4].

Однако, административное принуждение является лишь одним из средств достижения

целей, стоящих перед исполнительной деятельностью.

7. Исполнительная власть характерна тем, что в непосредственном

распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты

государственной власти: финансы; важнейшие сред­ства коммуникации; армия и

иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней

безопасности, исправительно-трудовые учреждения и т.п.

Концепция исполнительной власти, принятая Конституцией РФ 1993 г. принципиально

отличается от положений, содержащихся в ранее действовавшей Конституции РСФСР

1978 г. Суть введенных изменений заключается в том, что Президент в настоящее

время, будучи главой государства, не является главой исполнительной власти и

высшим должностным лицом[5]. По идее, как

это сделано, например, во Франции, в этом случае Правительство и все

другие органы исполнительной власти должны обладать большой степенью

самостоятельности в осуществлении государственно-управленческой деятельности,

независимости от Президента[6]. Однако

особенность Российской Федерации заключается в том, что, формально закрепляя

самостоятельность исполнительной ветви власти, Конституция предоставляет

такие полномочия Президенту, которые позволяют определять содержание и сущность

деятельности исполнительной власти. Более того, некоторые федеральные органы

исполнительной власти непосредственно подчинены Президенту. Поэтому о

самостоятельности исполнительной власти можно говорить лишь с большой долей

условности.

Органы исполнительной власти по территориальному масштабу подразделяются на[7]:

Ø федеральные

Ø субъектов Федерации

Ø территориальные

Ø межтерриториальные

Система федеральных органов исполнительной власти определяется Указом Президента

РФ от 14.08.1996 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти» и

Указом Президента РФ от 14.08.1996 г. «О структуре федеральных органов

исполнительной власти» и состоит из Правительства РФ, федеральных министерств,

государственных комитетов РФ, федеральных служб России, российских агентств,

федеральных надзоров России[8].

Можно выделить систему (аппарат) исполнительной власти, которую составляет

совокупность государственных органов, обозначаемых в качестве ее субъектов, а

также организационный ме­ханизм ее реализации.

Постоянно действующим организационным фактором механизма исполнительной власти

являются находящиеся на различном иерархическом уровне исполнительные органы

общей компетенции (например, Правительство Российской Федерации,

администрация области и т.п.). Остальные звенья такой системы непостоянны,

видоизменяемы (например, министерства, государственные комитеты и пр.). Они

могут в ряде случаев вообще не существовать (например, возникновение на базе

бывших министерств государственных концер­нов, не являющихся государственными

органами), хотя из механизма государственного управления они не «изымаются». В

таком же аспекте можно квалифицировать роль, например, различного рода

структур­ных подразделений исполнительных органов, их территориальных звеньев,

а также должностных лиц. Все это — «рабочий механизм» исполнительной власти,

служащий целям лучшей ее организации и функционирования. Аппарат исполнительной

власти помимо органов общей компетенции включает в свой состав также

отраслевые, межотраслевые, надзорные, территориаль­ные и иные звенья

государственно-управленческого механизма. Но одновременно все эти звенья в

совокупности составляют систему субъ­ектов государственного управления

[9].

2.1 Правительство Российской Федерации

Новая Конституция, сохраняя известную преемственность в законодательной

регламентации деятельности Правительства, весьма существенно изменила его

статус и место в системе федеральных органов власти.

Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации

наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации,

что закреплено ст. 11 Конституции. Согласно ст. 110 федеральное Правительство

осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Из содержания этих

положений ясно, что Правительство - высший орган исполнительной власти, хотя

слово "высший" применительно к федеральным органам в новой Конституции не

употребляется, но для организации власти это имеет практическое значение.

Дело в том, что в ряде статей Конституции и текущем законодательстве

применяется обобщающий термин "федеральные органы исполнительной власти", без

расшифровки, какие конкретно органы включаются в эту систему и кому они

подчиняются.

Правительство возглавляет и обеспечивает согласованную деятельность системы

федеральных органов исполнительной власти. Конституция повышает статус

Правительства, закрепляет его самостоятельность. В отличие от прежней

Конституции, которая возлагала непосредственное руководство исполнительной

властью на Президента, а также предусматривала подотчетность Правительства

федеральным представительным и законодательным органам (Съезду народных

депутатов и Верховному Совету) и Президенту, действующая Конституция исходит

из самостоятельности всех ветвей власти и подобной субординации и

подчиненности не предусматривает.

В современном облике Правительства более последовательно выражены прерогативы

федеральной исполнительной власти с учетом принципа разделения властей,

ответственность Правительства за проведение социально - экономических

преобразований в стране, осуществление единой государственной политики в

отраслях и сферах народного хозяйства, отнесенных к ведению Российской

Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и совместному ведению Федерации и

субъектов, входящих в ее состав (ст. 72 Конституции РФ). Важно отметить, что

Основной Закон России создает реальные предпосылки к тому, чтобы

Правительство стало действительно способным реализовать намеченные им

программы по стабилизации экономики и нести всю полноту ответственности за

свои решения и действия.

От других федеральных органов Правительство отличается, прежде всего,

предметом и сферой деятельности. Оно не занимается принятием законов, как

Федеральное Собрание, а обеспечивает управление экономикой всей страны.

Достаточно сказать, что, согласно ст. 114 Конституции, Правительство

разрабатывает федеральный бюджет и отчитывается о его исполнении,

осуществляет управление федеральной собственностью, обеспечивает проведение

единой финансовой, кредитной и денежной политики, государственную поддержку

культуры, науки, образования и здравоохранения.

Одной из основных функций Правительства являются организация исполнения

федеральных законов, систематический контроль за их исполнением органами

исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению

допущенных нарушений. Данная задача пронизывает деятельность Правительства,

предопределяет содержание и характер его полномочий, подзаконность его

решений, т.е. принятие их на основе и во исполнение Конституции, федеральных

законов и указов Президента.

Свои полномочия Правительство реализует, принимая постановления и

распоряжения по стратегическим и текущим вопросам управления, а также

используя право законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ) путем

разработки и внесения в Государственную Думу проектов законов, формирующих

необходимую правовую базу. Активное участие Правительства в законотворческом

процессе, обязательность его заключений по всем проектам, предусматривающим

расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, дают возможность

Правительству осуществлять возложенные на него функции и намеченную

экономическую программу.

На федеральном уровне Правительство объединяет и координирует работу

министерств, комитетов и других подведомственных ему органов. В этом

отношении Правительство и федеральная система (структура) управленческих

органов тесно связаны. Большинство центральных органов управления, входящих в

систему исполнительной власти, находятся в непосредственном ведении

Правительства и ему подчиняются.

От исполнительной власти, учитывая мобильность ее действий, субординацию и

подчиненность ее органов по вертикали, в решающей мере зависят темпы

социально - экономических преобразований и наше движение вперед.

Исключив верховенство одной власти над другой, Конституция кардинально

изменила взаимоотношения органов законодательной и исполнительной власти, а

также сам механизм контроля и подотчетности Правительства. Закрепив

самостоятельность каждой из ветвей власти, Конституция вывела Правительство

из своеобразного двойного подчинения. В то же время конституционный выбор,

сделанный в ходе референдума 12 декабря 1993 г. в пользу сильных прерогатив

Президента в государственном руководстве, не оставляет исполнительную власть

бесконтрольной в ее самостоятельности.

Многие полномочия Президента непосредственно касаются деятельности

Правительства и органов исполнительной власти субъектов Федерации. Хотя

Президент не глава исполнительной власти, он сохраняет мощные рычаги

воздействия на Правительство путем персональных назначений членов

Правительства и принятия необходимых решений, в том числе в сфере

исполнительной власти.

В организации федеральной исполнительной власти пока отсутствует четкое

"разделение труда" между Президентом и Правительством. Правовое положение

Президента Российской Федерации закреплено в ст. 4 Конституции РФ.

Согласно Конституции Президент является главой государства и в этом качестве

обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов всех

ветвей государственной власти, принимает меры по охране суверенитета страны,

ее независимости и государственной целостности, выступает гарантом прав и

свобод человека и гражданина.

Формально Президент не является главой исполнительной власти, однако он

обладает определенной степенью влияния на деятельность исполнительно-

распорядительных органов, выражающееся как в прямой (непосредственное

подчинение некоторых федеральных органов), так и в косвенной (через

Правительство, путем назначения на должности или освобождение от должностей,

через издание нормативных или распорядительных актов) форме.

Основная задача, возложенная Конституцией РФ на Президента заключается в

обеспечении взаимодействия властей. В связи с этим правовое положение

Президента охватывает несколько сфер. Прежде всего, он является главой

государства, т.е. первым среди государственных должностных лиц, и обладает

рядом особых полномочий: представляет Российскую Федерацию внутри страны и в

международных отношениях, обладает правом обращаться с посланиями к

федеральному законодательному органу, назначает и отзывает дипломатических

представителей РФ в иностранных государствах, обладает правом помилования и

т.д.

В то же время проведение мер по обеспечению обороны страны, государственной

безопасности, реализации внешней политики Конституция возлагает на

Правительство (ст. 114 Конституции РФ). Ряд министерств и ведомств,

выполняющих упомянутые функции, находятся одновременно в ведении Президента и

Правительства. Институт двойного подчинения отдельных органов управления, как

показала практика, не всегда эффективен. Подобные ведомства обычно

ориентируются в своей деятельности на более сильного "хозяина", а другой

выполняет, как правило, минимальные функции по руководству таким

подведомственным органом.

Конституционные статус и полномочия Правительства, естественно, не охватывают

всех сторон его деятельности, нуждающихся в законодательном регулировании.

Поэтому Конституция предусматривает принятие федерального конституционного

закона о Правительстве. В этом законе будут более подробно определены

правовые основы и организация его деятельности, порядок формирования и состав

Правительства, отношения с Президентом, палатами Федерального Собрания,

органами исполнительной власти субъектов Федерации. Нуждаются в законодательном

закреплении формы и способы взаимного делегирования полномочий органами

исполнительной власти (ст. 78 Конституции РФ). В федеративном государстве этот

путь открывает широкие перспективы для достижения оптимального сочетания

децентрализации управления с сохранением за Центром стратегических

общегосударственных приоритетов и контроля за проведением реформы.

Конституционное положение об осуществлении Правительством Российской

Федерации исполнительной власти Российской Федерации имеет ключевое значение

для определения статуса Правительства, его прерогатив, структуры, порядка

взаимоотношений с федеральными органами исполнительной власти, органами

исполнительной власти субъектов Федерации, иными государственными органами.

Суть упомянутой конституционной формулы состоит, во-первых, в том, что

Правительство осуществляет - наряду с Президентом, парламентом и судами

Федерации - государственную власть на основе принципа разделения ее на

законодательную, исполнительную и судебную.

Во-вторых, Правительство возглавляет единую систему исполнительной власти в

Российской Федерации. Речь идет о системе, образуемой федеральными органами

исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации в

Страницы: 1, 2, 3