бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Органы исполнительной власти в РФ бесплатно рефераты

Курсовая: Органы исполнительной власти в РФ

Академия Экономической Безопасности

МВД России

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права

Курсовая работа

По дисциплине теория государства и права на тему:

«Органы исполнительной власти в Российской Федерации».

Работу выполнил слушатель

16 группы Ромашов Д.В.

Научный руководитель:

старший преподаватель

Бубнёнкова О.В.

Москва 2004

Содержание

Введение ...........................3-4

1. Общая характеристика исполнительной власти.

1.1 Принцип разделения властей..................5-8

1.2 Понятие и классификация органов исполнительной власти......9-11

1.3 Механизм исполнительной власти.................12-15

2. Организация и деятельность органов исполнительной власти на федеральном

уровне в Российской Федерации.

2.1 Правительство Российской Федерации............16-21

2.2 Формирование и полномочия Правительства

Российской Федерации....................22-24

2.3 Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной

власти............................25-27

3. Организация и деятельность органов исполнительной власти субъектов федерации.

3.1 Органы исполнительной власти субъектов федерации........28-30

Заключение..........................31-32

Список используемой литературы.

Введение

Темой моей курсовой работы является «Органы исполнительной власти в

Российской Федерации». Структура курсовой работы включает в себя общую

характеристику исполнительной власти, в неё входят принцип разделения

властей, понятие и классификация органов исполнительной власти и механизм

исполнительной власти. Большое внимание уделено организации и деятельности

органов исполнительной власти на федеральном уровне в Российской Федерации. В

этом разделе я рассмотрел деятельность и полномочия Правительства Российской

Федерации, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной

власти. Наконец, я рассмотрел положение органов исполнительной власти

субъектов федерации.

Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов

правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние

государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и

перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.

Однозначного понимания системы исполнительной власти в практике и в

законодательстве Российской Федерации пока не сложилось, однако важные

изменения во взглядах на эту ветвь власти произошли после принятия

Конституции РФ 1993 года. Именно в этом, по моему мнению, и заключается

актуальность работы.

Основы конституционного строя закрепляют принцип разделения властей на

законодательную, исполнительную и судебную, так же устанавливается круг

органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации.

В связи с тем, что Конституция 1993 г. отказалась от употребления термина

государственное управление, который широко используется в законодательстве

многих стран и долгие годы употреблялся и у нас в конституционном и

административном законодательстве, и вместо него введен новый термин –

исполнительная власть, актуальным является вопрос о соотношении

государственного управления и исполнительной власти.

Названные задачи определяют содержание курсовой работы, в которой

использовались различные источники, начиная от законов, которые издавал

президент, и заканчивая обычной учебной литературой. Хочется особенно

отметить такой источник как Устав г. Москвы. Он определяет положение города в

системе органов субъектов федерации. Также устав регламентирует деятельность

органов исполнительной власти в г. Москве.

Основной задачей является раскрыть сущность понятий государственного

управления и исполнительной власти, организационно-правовой механизм

функционирования исполнительной власти как самостоятельной ветви единой

государственной власти и рассмотреть взаимосвязь и соотношение

государственного управления и исполнительной власти.

1.1 Принцип разделения властей

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе

разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы

законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Конституция РФ 1993 г. закрепила фундаментальный принцип организации власти в

Российской Федерации - принцип разделения властей.

Этот принцип был выработан мировой практикой развития демократических

государств. Суть его в том, что демократический политический режим может быть

установлен в государстве при условии разделения функций государственной

власти между самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют

три основные функции государственной власти - законодательная, исполнительная

и судебная, каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно

соответствующим органом государственной власти. Напротив, соединение

законодательных, исполнительных и судебных функций в деятельности одного

органа государственной власти приводит к чрезмерной концентрации власти у

этого органа, что создает возможность установления в стране диктаторского

политического режима.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций

государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами.

В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема

взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она

представляет единственно возможную схему организации государственной власти в

демократическом государстве.

На федеральном уровне организации государственной власти в Российской

Федерации система сдержек и противовесов, согласно Конституции, выглядит

следующим образом.

Законодательный орган - Федеральное Собрание - принимает законы,

определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти,

влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (самый

серьезный инструмент влияния - возможность постановки вопроса о доверии

Правительству), в той либо иной форме участвует в формировании Правительства,

судебных органов Российской Федерации.

Например, в США органом законодательной власти является Конгресс. Он

формируется из выборных представителей каждого из 50 штатов. Это — единственный

правительственный орган, который может издавать законы, устанавливать и

собирать федеральные налоги, объявлять войну, ратифицировать международные

договоры. Члены Палаты представителей избираются сроком на два года.

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть:

организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный

процесс (право законодательной инициативы, обязательность заключения

Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных

федеральных средств). Возможность выражения недоверия Правительству

сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой

государства.

В США же верховной исполнительной властью наделен президент, вместе с

вице-президентом избираемый на четыре года. Единственная официальная

обязанность вице-президента, за исключением случаев, когда он принимает на себя

президентские обязанности в силу смерти или неспособности президента таковые

исполнять, - председательствовать на заседаниях Сената. При этом он имеет право

голоса лишь в тех случаях, когда голоса сенаторов разделились поровну. В рамках

исполнительной власти президент имеет широкие полномочия издавать акты и

распоряжения, определяющие деятельность министерств и управлений федерального

правительства. Президент назначает глав и верховных руководителей этих

министерств и управлений.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд, Верховный суд, суды

общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд, другие арбитражные суды РФ.

Высшей судебной властью наделен Верховный суд США - единственный суд,

статус которого особо оговорен в Конституции. Кроме того, Конгрессом

предусмотрено, что свои функции отправляют 13 федеральных апелляционных судов,

в подчинении которых находится 95 федеральных окружных судов. Верховный суд

заседает в Вашингтоне, округ Колумбия; что касается прочих федеральных судов -

они заседают в различных городах страны. Верховный суд состоит из главного

судьи и восьми младших судей. За редкими исключениями дела на рассмотрение

Верховного суда поступают из федеральных судов низшей инстанции или судов

штатов.

Являясь главой государства, Президент Российской Федерации не относится

ни к одной из трех ветвей власти. Выполняя задачи, возложенные на него

Конституцией, Президент Российской Федерации обеспечивает необходимое

согласование деятельности различных ветвей власти - законодательной,

исполнительной и судебной, позволяющее бесперебойно действовать всему

государственному механизму.

Полномочия президента США велики, но ограничены. Президент является

главнокомандующим Вооруженными силами. Президент обладает полномочиями

назначать федеральных судей на свободные вакансии, включая вакансии членов

Верховного суда. Как глава своей политической партии, обладая доступом к

средствам массовой информации, президент может легко влиять на общественное

мнение.

Власть в Российской Федерации едина, так как ее единственным источником,

согласно ст. 3 Конституции, является многонациональный народ Российской

Федерации. Никакой государственный орган в отдельности не может претендовать

на суверенное осуществление государственной власти. Сама по себе

государственная власть не делится между государственными органами.

Осуществление государственной власти связано с разделением функций между

органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Эти органы

самостоятельны лишь в осуществлении закрепленных за ними Конституцией и

законами функций государственной власти.

Осуществление государственной власти в Российской Федерации возлагается на

перечисленные выше федеральные органы государственной власти. Перечень

федеральных органов государственной власти, даваемый в ч. 1 ст. 11, является

исчерпывающим, т.е. не допускающим расширения без изменения гл. 1

Конституции. Перечисление федеральных органов государственной власти в гл. 1

Конституции, для изменения которой, согласно ст. 135 Конституции, применяется

усложненная процедура.

1.2 Понятие и классификация органов исполнительной власти

Орган государства является самостоятельной структурной единицей в системе

государственной власти. Он наделен гоударственно-властными полномочиями,

которые необходимы для реализации функций определенной ветви государственной

власти.

Орган исполнительной власти – это самостоятельная структурная единица в

системе исполнительной власти, которая реализует функции государственного

управления в рамках предоставленных полномочий в определенной сфере

государственного ведения. Являясь частью государственного аппарата, он

обладает определенной компетенцией, имеет структуру, территориальный масштаб

деятельности, образуется в установленном законом или иными нормативными

правовыми актами порядке. Орган исполнительной власти наделен правом

выступать по поручению государства, и призван осуществлять в порядки

исполнительной и распорядительной деятельности повседневное руководство

хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим

строительством.

В соответствии с действующим законодательством термины «орган исполнительной

власти» и «орган государственного управления» используются как равнозначные.

Органы исполнительной власти обладают административной правоспособностью и

дееспособностью, которая возникает одновременно с их образованием и

определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением. Компетенция

органов исполнительной власти, их задачи, функции, права и обязанности, формы и

методы деятельности находят свое выражение и закрепление в соответствующих

законах, положениях и других нормативных актах

[1].

Существует различные основания для классификации органов исполнительной

власти. С учетом территориального масштаба деятельности органы исполнительной

власти подразделяются на два уровня: федеральный и субъектов федерации. Этот

признак обусловлен федеральным устройством и административно-территориальным

делением Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов

Федерации осуществляют свою деятельность в пределах своей территории, т.е.

части территории Российской Федерации.

Существуют также межтерриториальные органы, деятельность которых может

охватывать несколько субъектов (например, военные округа, пограничные округа

и т.п.).

По организационно-правовым формам на федеральном уровне различают:

Правительство РФ; министерство РФ; государственный комитет РФ; федеральная

комиссия России; федеральная служба России; российское агентство; федеральный

надзор России; управление делами Президента.

По объему и характеру компетенции органы исполнительной власти подразделяются

на:

а) органы общей компетенции, осуществляющие руководство на подведомственной

территории всеми или подавляющим большинством отраслей управления и сфер

деятельности (президентуры, правительства, администрации субъектов

Федерации);

б) органы отраслевой компетенции, на которые возложено руководство отдельными

отраслями управления или сферами деятельности (министерство, структурное

подразделение администрации);

в) органы межотраслевой компетенции, которые ведают специальными вопросами

управления, имеющими межотраслевое значение (государственный комитет,

федеральная комиссия, федеральный надзор).

Существуют также и органы смешанной компетенции, т.е. сочетающие признаки

органов отраслевой и межотраслевой компетенции.

Следующим основанием для классификации органов исполнительной власти является

порядок разрешения подведомственных вопросов. По этому признаку выделяют:

а) коллегиальные органы управления, решающие основные вопросы на

коллегиальной основе, то есть большинством голосов лиц, входящих в их состав

(Правительство, государственный комитет, федеральная комиссия);

б) единоначальные органы, в которых основные вопросы решаются их

руководителями (министерство, администрация субъекта федерации).

Коллегиальность позволяет наиболее квалифицированно решать сложные вопросы с

учетом мнения многих специалистов. Единоначалие обеспечивает оперативность

руководства и повышение персональной ответственности руководителей за

результаты работы органа исполнительной власти.

Классификация органов исполнительной власти проводится и по другим признакам:

по порядку образования (избираемые, назначаемые); по источникам

финансирования (видам бюджета) и др.

Органы исполнительной власти образуют систему, под которой понимается

вертикальная связь между соподчиненными органами на основе разделения

компетенции между ними. Структура этой системы обусловлена федеративным

устройством государства. Она включает в себя Президента, Правительство,

федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти,

органы исполнительной власти субъектов федерации.

Соответствующие нормативные акты определяют правовое положение органов

исполнительной власти как субъектов административных правоотношений.

1.3 Механизм исполнительной власти

В связи с тем, что вместо термина «государственного управления» стал

употребляться термин «исполнительная власть», в механизме государственной

власти был осуществлен переход от «разделения труда» к «разделению властей».

Для исполнительной власти характерны следующие признаки

Страницы: 1, 2, 3