бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Конституционный суд бесплатно рефераты

«Несовершенство избирательного законодательства до сих пор остается одной из

главных причин возникновения конфликтных ситуаций, связанных с нарушением

конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы

государственной власти или местного самоуправления. Именно такие споры были

предметом рассмотрения в ходе наиболее громких и запомнившихся судебных

процессов в Конституционном и Верховном судах Российской Федерации».

1

Целый ряд избирательных споров возник вследствие неисполнения или

ненадлежащего исполнения органами, организациями и должностными лицами своих

обязанностей в рамках избирательных правоотношений, в частности, из-за ошибок

в деятельности окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий,

вызванных как низким уровнем их юридической подготовки, так и отсутствием

практических навыков оптимального разрешения конфликтных ситуаций. Однако

нельзя не отметить, что отдельные кандидаты и их сторонники стремятся

использовать любой повод для создания конфликтной ситуации, чтобы повысить к

себе внимание рядовых избирателей, прямым или косвенным способом втянуть

избирательные комиссии в споры, чтобы в случае неизбрания использовать этот

«аргумент» для оспаривания результатов выборов.

Конечно, следует учитывать то, что указанные причины возникновения

избирательных споров взаимообусловлены, переплетены, усугубляют и обостряют

друг друга. В то же время в избирательном процессе осуществление прав и

полномочий граждан и организаций неразрывно связано с конкретными

обязанностями, недобросовестность при исполнении которых со стороны кого-либо

из участников избирательных правоотношений неизбежно нарушает избирательные

права других участников.

При проведении выборов депутатов Государственной Думы оспариваемой причиной

отказа в регистрации была не только нехватка действительных подписей в

поддержку кандидата, но и не соответствие формы подписных листов той, которая

установлена законом. Оспаривались решения окружных избирательных комиссий об

отказе в регистрации кандидата по причине отсутствия у претендента

российского гражданства, указания в подписных листах литературного либо

сценического псевдонима вместо истинных фамилии, имени и отчества. Заявители

оспаривали процедурные вопросы голосования военнослужащих и членов их семей,

результаты голосования российских граждан за рубежом, итоги досрочного

голосования, в том числе проведенного в отдаленных и труднодоступных

населенных пунктах, входящих в округ.

Споры, связанные с отказом в регистрации кандидатами в депутаты

законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов

Российской Федерации, возникали главным образом вследствие выбраковки части

подписных листов с подписями избирателей в поддержку того или иного

кандидата. В результате число собранных подписей оказывалось, чем требуемое

по закону для регистрации. Однако некоторые избирательные комиссии при

принятии решений по спорным вопросам руководствовались только законами

субъекта Российской Федерации и не учитывали, что если отдельные их нормы

противоречат федеральному законодательству, то действует Федеральный закон.

Ограничивали избирательные права граждан и установленные в отдельных

республиках в составе Российской Федерации требования к будущим кандидатам

собрать не менее 5 процентов голосов избирателей в свою поддержку,

представить заверенный список инициативной группы численностью не менее 100

человек, протокол общего собрания избирателей и т.д. В отдельных регионах

допускались существенные отклонения в численности избирателей при оформлении

избирательных округов.

При проведении выборов в органы государственной власти «сложных» субъектов

Российской Федерации немало споров вызвал вопрос об участии в голосовании

входящих в них автономных образований. Вхождение автономного образования в

состав края, области означает, что его население признается составной частью

населения края, области. Например, на территории Тюменской области

расположены три субъекта Российской Федерации: названная область и входящие в

нее Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Граждане,

проживающие в них, имеют право участвовать в выборах в органы государственной

власти Тюменской области. Поэтому органы государственной власти автономных

округов обязаны принять все предусмотренные законом меры для реализации

гражданами этого конституционного права.

При проведении выборов законодательных (представительных) органов

государственной власти субъектов Российской Федерации немало споров вызвал

вопрос о возможности совмещения статуса выборного главы администрации

местного самоуправления со статусом депутата законодательного органа.

Разрешались эти споры с учетом того, что находиться на государственной или

муниципальной службе и одновременно входить в состав законодательного

(представительного) органа местного самоуправления недопустимо с учетом

принципа разделения властей.

Много избирательных споров возникало на стадии выдвижения и регистрации

кандидатов на выборные должности глав исполнительной власти субъектов

Российской Федерации и должностных лиц местного самоуправления. Реализация

законодательства о реформе местного самоуправления вызвала ряд избирательных

споров по вопросам назначения и проведения местных референдумов по

определению статуса муниципальных образований, принятию их уставов. Здесь

переплелись многие причины возникновения конфликтных ситуаций: и

несовершенство законодательства в аспекте процедуры сбора подписей, и

противоречия между федеральным и региональном законодательством, и неверное

толкование норм избирательных законов, и острая конкуренция между

кандидатами, а также теми, кто еще хотел бы зарегистрироваться.

Хотя в законодательстве отсутствуют специальные правовые нормы,

регламентирующие процедурные правила рассмотрения избирательных споров

избирательными комиссиями, последними уже найдены достаточно удачные формы

разрешения конфликтных ситуаций: создание рабочих групп, рассмотрение жалобы

в присутствии заявителя и других заинтересованных лиц, привлечение

специалистов и экспертов, выезд в необходимых случаях на место возникновения

конфликта, взаимодействие с правоохранительными органами и т.д. Следует

подчеркнуть, что гласность и открытость стали характерной чертой рассмотрения

избирательных споров. Это повышает ответственность избирательных комиссий,

обязывает их принимать компетентные, основанные на законе решения.

3.2. СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует судебную защиту прав и

свобод человека и гражданина. Поэтому решения и действия (бездействие)

органов государственной власти или местного самоуправления, общественных

объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Каждый гражданин вправе обратиться в суд, если считает, что неправомерными

действиями (решениями) государственных органов, учреждений, предприятий и их

объединений, органов местного самоуправления, общественных организаций,

должностных лиц или государственных служащих нарушены его права и свободы

либо созданы препятствия их осуществлению, или на него незаконно была

возложена какая-либо обязанность, либо он незаконно был привлечен к

ответственности.

Заявление может быть подано гражданином, права которого нарушены, а также его

представителем. Пределы и механизм судебного рассмотрения избирательных

споров регулируются избирательными законами и нормами гражданского

процессуального права. Дело рассматривается судом по правилам гражданского

судопроизводства. Сторона, действия (решения) которой обжалуются, несет

процессуальную обязанность документально доказать законность оспариваемых

действий (решений). Гражданин освобождается от обязанности доказывать

незаконность оспариваемого, но обязан доказать факт нарушения своих прав и

свобод.

Развивая эти нормы, законодатель в статье 63 Федерального закона «Об основных

гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан

Российской Федерации» закрепил положения о том, что решения и действия

(бездействие) органов государственной власти, должностных лиц и общественных

объединений, органов местного самоуправления, а также решения и действия

(бездействие) избирательных комиссий, комиссий референдума и их должностных

лиц, нарушающие избирательные права граждан и их право на участие в

референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Практика судебной, равно как и административной, защиты прав граждан получила

распространение с 1994 года, когда российское избирательное законодательство

лишь начало формироваться в его современном демократическом виде. Поэтому до

сих пор не только рядовые участники избирательного процесса, но и судьи еще

не вполне овладели всем его содержанием, хотя за период с 1995 по 1997 год

судебными инстанциями Российской Федерации рассмотрено более 500 дел по

избирательным спорам. И, тем не менее, пока не сложилась основательная и

непротиворечивая судебная практика, ибо какой-либо опыт судебного

рассмотрения таких споров в России практически отсутствовал. Сами суды

оказались не вполне готовыми правильно применять новое избирательное

законодательство, а избирательные комиссии – профессионально готовить и

защищать в судебных инстанциях свои решения и действия с учетом изменившихся

принципов судопроизводства.

Судебное рассмотрение избирательных споров регулируется гражданским

процессуальным правом, однако, действующий порядок не обеспечивает учета

специфики избирательных правоотношений. Из-за отсутствия урегулированной

законом процедуры и неединообразного толкования норм закона судебными

органами допускаются ошибки: по аналогичным спорам принимаются прямо

противоположные решения.

Противоречивые решения судов по однотипным делам указывают еще и на

необходимость специализации судей при рассмотрении дел, связанных с защитой

избирательных прав граждан. Поэтому практика рассмотрения Верховным Судом

Российской Федерации избирательных споров должна учитываться нижестоящими

судами при разрешении ими споров по аналогичным вопросам, а накопленный ими

опыт должен активно использоваться для совершенствования федерального и

регионального избирательного законодательства.

Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии

Российской Федерации и ее должностных лиц обжалуются в Верховный Суд РФ.

Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов, окружных

избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти

и должностных лиц этих избирательных комиссий обжалуются в суд субъекта РФ.

Решения и действия (бездействие) иных избирательных комиссий, а также

комиссий референдума обжалуются в районные суды. С жалобами на решения и

действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право на

участие в референдуме, могут обращаться избиратели, кандидаты на выборные

должности, их доверенные лица, избирательные объединения, инициативные группы

по проведению референдума, наблюдатели, а также избирательные комиссии и

комиссии референдума.

В предусмотренных законодательством случаях суд вправе отменить решение

соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах

голосования или о результатах выборов (референдума), а также иное решение.

Решения суда обязательны для исполнения соответствующими комиссиями.

Дела, рассмотренные Верховным Судом РФ по первой инстанции, в основном

касались случаев, когда Центральная избирательная комиссия РФ отказывала

инициативным группам избирателей и избирательным блокам в регистрации, в

заверении копий федеральных списков кандидатов, в принятии подписных листов и

других документов, необходимых для регистрации федерального списка кандидатов

в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в регистрации

федеральных списков, а также ошибок в списках, признания неправильным

исключения из федеральных списков и так далее. Обжаловались и отдельные

постановления ЦИК России об утверждении разъяснений и инструкций о применении

федерального законодательства по вопросам организации и проведения выборов.

Практика рассмотрения избирательных споров Верховным Судом РФ показала, что

действующее гражданско-процессуальное законодательство существенно

ограничивает возможности ЦИК России по обжалованию решений Верховного Суда.

Любое решение по гражданскому делу, рассмотренному Верховным Судом по первой

инстанции, не подлежит обжалованию в кассационном порядке. В то же время

процедура обжалования в надзорном порядке очень громоздка, длительна и не

обеспечивает своевременной защиты законных прав и интересов всех участников

избирательного процесса в Российской Федерации.

Основную массу дел в нижестоящих судах составляли дела по жалобам на отказ

окружных избирательных комиссий принять подписные листы и зарегистрировать

кандидатом в депутаты или на выборную должность. Последнее решение комиссии

нередко мотивировали невозможностью засчитать подписи избирателей в подписных

листах, не заверенных подписями сборщиков.

Нижестоящими судами рассматривались также избирательные споры, касающиеся

следующих вопросов:

отказ в регистрации инициативных групп;

о необоснованной регистрации кандидатом в депутаты или на выборную должность;

о признании состоявшихся выборов недействительными;

о неправомерных ограничениях региональными законами условий приобретения

гражданами активного и пассивного избирательного права посредством введения

цензов оседлости, знания национального языка, наличия гражданства

соответствующей республики в составе Российской Федерации и так далее.

В случае если после подведения соответствующей избирательной комиссией итогов

голосования либо определения результатов выборов суд установит, что

допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить истинное

волеизъявление избирателей, он может отменить решение соответствующей

комиссии об итогах голосования или результатах выборов. Суд надлежащего

уровня вправе отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования,

о результатах выборов на избирательном участке, ряде участков, территории, в

избирательном округе, субъекте РФ или Российской Федерации в целом.

Основанием для этого могут быть нарушения правил составления списков

избирателей, формирования избирательных комиссий, порядка голосования и

подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением),

определения результатов выборов, других нарушений выборного законодательства,

если они препятствуют достоверному определению результатов волеизъявления

избирателей.

Суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии референдума

субъекта Российской Федерации, местного референдума о его результатах в

случае нарушения правил составления списков участников референдума, порядка

формирования комиссий последнего, правил ведения агитации и финансирования

подготовки и проведения референдума, использования членами инициативных

групп, их доверенными лицами, руководителями общественных объединений

должностного положения в интересах получения желаемого ответа на вопрос

референдума. Решение подлежит отмене и при установлении фактов подкупа

участников референдума названными лицами и организациями в тех же целях, при

нарушениях порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование

наблюдению за их проведением), выявлении других нарушений законодательства о

референдуме, если они не позволяют определить истинное волеизъявление его

участников.

Суд может отменить решение любой избирательной комиссии (комиссии

референдума) об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, а

также другие решения этих комиссий, противоречащие федеральным

конституционным законам или законам субъектов РФ, либо принятые с превышением

установленных полномочий. После отмены решения комиссии судом последняя

принимает новое решение по существу вопроса. Если решения участковых

избирательных комиссий, комиссий референдума об итогах голосования отменены

более чем на одной четверти избирательных участков, это влечет за собой

признание выборов, референдума на соответствующей территории

недействительными.

Суд может рассмотреть избирательный спор и принять решение не позднее чем в

двухмесячный срок со дня подачи заявления. Однако решения по жалобам,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5