бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Конституционный суд бесплатно рефераты

персональные составы палат; принимается Регламент Конституционного Суда и

др.

В заседаниях палат разрешаются все дела о соответствии Конституции РФ

законов, договоров и нормативных актов, кроме конституций республик и уставов

субъектов РФ; разрешаются споры о компетенции; а также проверяется

конституционность закона, примененного или подлежащего применению в

конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан

и по запросам судов.

Конституционный Суд РФ избирает из своего состава сроком на три года

Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря Конституционного

Суда РФ. Эти должностные лица по истечении срока их полномочий могут быть

избраны на новый срок. По инициативе не менее пяти судей Конституционного

Суда, считающих, что Председатель, заместитель Председателя или судья-

секретарь Конституционного Суда РФ недобросовестно исполняют свои обязанности

либо злоупотребляют своими правами, может быть поставлен вопрос об их

досрочном освобождении от соответствующей должности. Вопрос о досрочном

освобождении от должности указанных лиц решается большинством не менее двух

третей от общего числа судей тайным голосованием.

Председатель Конституционного Суда РФ руководит подготовкой пленарных

заседаний Конституционного Суда РФ и председательствует на них; вносит на

обсуждение Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и

заседаниях палат. Он представляет Конституционный Суд РФ в отношениях с

государственными органами и организациями, общественными объединениями и

только по уполномочию Суда выступает с заявлениями от его имени.

В Регламенте Конституционного Суда РФ на основе Конституции РФ и Федерального

конституционного закона устанавливаются: порядок определения персонального

состава палат, порядок распределения дел между ними, порядок определения

очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат;

некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях, особенности

делопроизводства в Суде; требования к работникам аппарата Суда, иные вопросы

внутренней деятельности Конституционного Суда РФ.

2.5. ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА.

К числу принципов конституционного судопроизводства Закон относит

независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, язык

судопроизводства, непрерывность судебного заседания, состязательность и

равноправие сторон. Судьи Конституционного Суда РФ независимы и

руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией РФ и

Федеральным конституционным законом. В своей деятельности они выступают в

личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или

общественных органов, политических партий и движений, государственных,

общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц,

государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.

Решения и другие акты Конституционного Суда РФ выражают соответствующую

Конституции РФ правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий.

Судьи Конституционного Суда РФ принимают решения в условиях, исключающих

постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе

запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым

к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным Судом РФ.

Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Суда не допускается и влечет

за собой предусмотренную законом ответственность.

Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся

Конституционным Судом РФ коллегиально. Решение принимается только теми

судьями, которые участвовали в рассмотрении дел в судебном заседании.

Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда РФ проводится открыто.

Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных

Законом. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях,

провозглашаются публично. Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда

происходит устно. Производство ведется на русском языке. Заседание

Конституционного Суда РФ по каждому делу происходит непрерывно, за

исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки

участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения

обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания. До принятия решения

по делу, рассматриваемому в пленарном заседании и в палатах, или до отложения

его слушания Суд не может рассматривать в пленарном заседании другие дела.

Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей

позиции на основе состязательности.

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде является обращение в Суд в

форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям Федерального

конституционного закона. Основанием к рассмотрению дела являются

обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции

РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной

власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся

противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о

компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений

Конституции РФ, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ

в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

В определенных Законом случаях Конституционный Суд РФ вправе отказать в

принятии обращения к рассмотрению. В отношении дел, принятых к рассмотрению,

Закон устанавливает определенные процедурные правила.

3. РОЛЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СПОРАХ.

3.1. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СПОРЫ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.

По мере формирования в Российской Федерации демократических институтов

представительной и исполнительной государственной власти избирательные

комиссии и судебные органы страны накопили за последние годы уникальный опыт

разрешения спорных, конфликтных ситуаций при проведении выборов депутатов

Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Президента

Российской Федерации, глав исполнительной власти и представительных органов

субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.

Становление демократической избирательной системы в стране сопровождается

последовательным совершенствованием избирательного законодательства, особенно

в аспекте защиты избирательных прав граждан, и постоянным расширением

практики разрешения избирательных споров.

Избирательные споры – неизбежные, хотя и нежелательные спутники любой

избирательной компании, поскольку в ходе подготовки и проведения выборов не

могут не сталкиваться интересы активных участников избирательного процесса –

политических партий и общественных движений, граждан, представителей властных

структур и тех, кто стремится прийти им на смену. Здесь без противоречий,

зачастую весьма острых, естественно, не обходится. В то же время значительное

число обращений избирателей и их объединений в связи с подготовкой и

проведением выборов свидетельствует не только о недостатках в работе

избирательных комиссий различного уровня, но и о росте общественной,

политической активности граждан России, повышении интереса к проводимым

выборам и их результатам.

Фактически избирательные споры – это разногласия, возникающие в связи с

нарушениями избирательных прав граждан при проведении избирательных компаний

по выборам органов государственной власти и местного самоуправления, а также

при проведении референдумов, которые разрешаются в административном или

судебном порядке. Под избирательными правами граждан следует понимать

гарантированное статьей 32 Конституции РФ право граждан России участвовать в

управлении делами государства как непосредственно, так и через своих

представителей. Так, российские граждане имеют право участвовать в

референдуме, избирать и быть избранными в исполнительные и законодательные

органы государственной власти Российской Федерации (ее субъектов) и в органы

местного самоуправления, а именно: участвовать в выдвижении кандидатов (их

списков), наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий,

включая установление итогов голосования, определение результатов выборов, а

также в других избирательных действиях.

Под избирательной компанией понимается период со дня официального

опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, органа

государственной власти (местного самоуправления) о назначении выборов до дня

официального обнародования их результатов. В этот период назначается дата

проведения выборов, определяются границы избирательных округов и участков,

которые доводятся до сведения избирателей путем опубликования, осуществляются

подготовительные мероприятия: регистрация инициативных групп, выдвигающих

кандидатов, и фактов самовыдвижения, сбор подписей, регистрация кандидатов,

заручившихся необходимой поддержкой, составление и выверка списков

избирателей, предвыборная агитация и т.д. Кроме того, проводится голосование,

в том числе досрочное, подводятся и официально публикуются итоги прошедших

выборов.

Анализ действующего законодательства и практики его применения позволяет

заключить, что избирательные споры – это споры по поводу применения

избирательного законодательства, возникающие в ходе референдума либо при

назначении, подготовке, проведении и установлении результатов выборов в

органы государственной власти и местного самоуправления, которые разрешаются

избирательными комиссиями различных уровней либо в судебных инстанциях.

Избирательные споры можно классифицировать по нескольким основаниям. Главные

из них – уровень проводимых выборов, предмет спора, оспаривающая сторона,

порядок разрешения и причина возникновения спора. При классификации по

первому из названных оснований можно выделить федеральный, региональный и

муниципальный уровни проведения выборов, на каждом из которых избирательные

споры имеют специфические особенности. Кроме того, следует отметить, что на

каждом из названных уровней могут проводиться очередные (внеочередные),

повторные и дополнительные выборы, придающие возникающим избирательным спорам

особую специфику.

Группировка избирательных споров в зависимости от уровня проводимых выборов

будет выглядеть примерно следующим образом:

Федеральный уровень проводимых выборов: избирательные споры, связанные с

выборами Президента Российской Федерации; избирательные споры, связанные с

выборами депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской

Федерации.

Региональный уровень проводимых выборов: избирательные споры, связанные с

выборами главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

Избирательные споры, связанные с выборами депутатов законодательного органа

субъекта Российской Федерации.

Муниципальный уровень проводимых выборов: избирательные споры, связанные

с выборами должностных лиц органов местного самоуправления; избирательные

споры, связанные с выборами представительных органов местного самоуправления.

Локальный уровень проводимых выборов: избирательные споры, связанные с

выборами исполнительных органов территориального общественного самоуправления;

избирательные споры, связанные с выборами представительных органов

территориального общественного самоуправления.

Большое разнообразие возникающих во время выборов конфликтных ситуаций делает

затруднительным перечисление всех их оснований. Приведу наиболее характерные

предметы возникавших избирательных споров: назначение выборов; ненадлежащее

формирование избирательных округов и участков; неправомерно включение

(невключение) в списки избирателей; неправомерное формирование избирательных

комиссий; отказ общественному объединению в праве на участие в выборах в

качестве избирательного; о выдвижении кандидатов в депутаты и на выборные

должности; нарушение порядка сбора подписей; отказ в регистрации кандидата;

неправомерное использование возможностей СМИ; неправомерное использование

служебного положения; безальтернативные выборы; нарушение правил ведения

предвыборной агитации; нарушение порядка финансирования выборов; отмена

решения о регистрации кандидата; нарушение правил подсчета голосов; нарушение

порядка и процедур голосования (в том числе досрочного); перенос дня

голосования; неправильное установление итогов выборов; признание выборов

недействительными или несостоявшимися; повторное голосование, повторные

выборы; отзыв выборного должностного лица, отзыв депутата; нарушения,

связанные с проведением референдума.

Оспаривающей стороной могут быть нормоучредительные участники избирательного

процесса, его инициаторы или организаторы, избиратели, кандидаты на выборные

должности, их представители, наблюдатели, в том числе международные и т.д.

Чаще других стороной в избирательном споре становятся граждане, которые по

той или иной причине не зарегистрированы в качестве кандидатов, а также

кандидаты, проигравшие на выборах. В зависимости от уровня проводящихся

выборов и предмета спора, заинтересованная сторона обычно сама выбирает

порядок его разрешения, т.е. административный или судебный. Остановимся

подробней на судебном порядке разрешения избирательных споров:

- разрешение споров Конституционным Судом Российской Федерации;

Конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации.

- разрешение споров Верховным Судом Российской Федерации; Судом субъекта

Российской Федерации; городским (районным) судом.

- разрешение споров Судебной палатой по информационным спорам при Президенте

Российской Федерации.

Причины возникновения избирательных споров весьма разнообразны, однако

основная из них – нарушение избирательных прав граждан. В то же время ввиду

отсутствия в Конституции РФ «избирательных» норм имеются пробелы в

федеральных и региональных законах о выборах и референдумах.

Неурегулированность в законодательстве отдельных избирательных действий

зачастую заставляет избирательные комиссии принимать решения, нарушающие

избирательные права граждан и обжалуемые в административном либо в судебном

порядке. К таким пробелам в действующем избирательном законодательстве

относятся Неурегулированность правового статуса сборщика подписей избирателей

в поддержку кандидата, неопределенность института выборочной проверки

подписных листов, неполный перечень полномочий члена избирательной комиссии с

правом совещательного голоса и наблюдателя, недостаточно надежные рычаги для

пресечения использования кандидатами служебного положения в целях избрания,

нецелевого расходования средств из избирательных фондов и т.д.

К наиболее характерным, типичным причинам возникновения избирательных споров

относятся: несовершенство избирательного законодательства; несоответствие

регионального избирательного законодательства федеральному; неоптимальное

применение избирательного законодательства избирательными комиссиями разных

уровней; нарушение избирательного законодательства избирателями,

инициативными группами, избирательными объединениями и блоками; неправильное

толкование норм избирательного законодательства членами избирательных

комиссий с правом решающего голоса; нарушение требований избирательного

законодательства органами исполнительной и законодательной власти; нарушение

требований избирательного законодательства средствами массовой информации и

их работниками; нарушение требований избирательного законодательства

кандидатами на выборные должности, их представителями, доверенными лицами,

наблюдателями и членами избирательных комиссий с правом совещательного

голоса; неоднозначное толкование норм избирательного законодательства

судебными органами («пестрая» судебная практика разрешения избирательных

споров).

Указанные причины избирательных споров проявляются на всех стадиях

избирательного процесса с учетом особенностей правоотношений, складывающихся

на каждой стадии.

Основной причиной возникновения избирательных споров является, с одной

стороны, недостаточно высокий уровень правовой культуры избирателей – прямых

участников избирательного процесса, отсутствие у них глубоких познаний и

навыков применения современного избирательного законодательства, а с другой –

несовершенство последнего как на федеральном, так и на региональном уровнях,

наличие в нем пробелов, противоречий, коллизий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5