бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Формы государства бесплатно рефераты

государственности.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при

которой власть монарха значительно ограничена представительным органом.

Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом.

Монарх же не вправе изменить конституцию.

Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления

буржуазного общества. Формально она не утрачивает значения в ряде стран

Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия,

Швеция, Япония и др.).

Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической. Последняя

как форма государственного правления практически изживает себя.

Парламентарная монархия характеризуется следующими основными признаками:

— правительство формируется из представителей определенной партии (или

партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;

— лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мандатов становится

главой государства;

— в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха

фактически отсутствует, она является символической;

— законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются

монархом;

— правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом,

а перед парламентом (6).

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный

характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством,

формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях

формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно

перед ним. Монарх там выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент

представляет интересы буржуазии и других слоев населения.

Республика — это такая форма правления, при которой высшая государственная

власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на

определенный срок. Общими признаками республиканской формы правления

являются:

— существование единоличного и коллегиального главы государства;

— выборность на определенный срок главы государства и других верховных

органов государственной власти;

— осуществление государственной власти не по собственному праву, а по

поручению народа;

— юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных

законом;

— обязательность решений верховной государственной власти для всех других

государственных органов;

— преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная

ответственность личности и государства (3).

Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в

Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась,

приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.

История государственно-организованного общества, его народов знает несколько

основных разновидностей республиканского правления: античные - Афинская

демократическая республика (V—1Vвв. до и. э.), Спартанская аристократическая

республика (V - IV вв. до н. э.).(Спарта, в отличие от Афин, возглавлявших

демократическую часть населения полисов, объединяла вокруг себя в основном их

аристократи­ческую часть), Римская аристократическая республика (V—II вв. до

н. э.); феодальные - города-республики. Наиболее существенной чертой многих

городов-республик было признание свободы граждан и свободы рыночных отношений

Парламентарная республика — разновидность современной формы государственного

правления, при которой верховная роль в ор­ганизации государственной жизни

принадлежит парламенту.

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа

депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые рас­полагают большинством

голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед

парламентом за свою деятельность. Оно остается у власти до тех пор, пока

располагает поддержкой парламентского большинства.

Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом

либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом

главы государства является главным видом парламентского контроля над

исполнительной властью. Глава государства в парламентарной республике

обладает до­вольно обширными полномочиями. Он обнародует законы, издает

де­креты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правитель­ства,

является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.

Глава правительства назначается, как правило, президентом. Он формирует

возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную

испол­нительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом.

Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое

правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством,

когда оно пользуется доверием парламента(6).

Главной функцией парламента является законодательная дея­тельность и контроль

за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми

полномочиями, решает основные вопросы внеш­ней политики.

Парламентарная форма республиканского правления представля­ет собой такую

структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает

демократизм общественной жизни, сво­боду личности, создает справедливые

условия человеческого общежи­тия, основанного на началах правовой законности

(5).

Президентская республика — одна из разновидностей современной формы

государственного правления, которая, наряду с парламентаризмом, соединяет в

руках президента полномочия главы государства и главы правительства. Наиболее

характерные черты президентской республики:

— внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

— ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

— более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки.

Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во

Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается

кандидат, получивший абсолютное большинство голосов. Такой же порядок

избрания президента установлен в Российской Федерации и в Украине с 1991

года.

Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие,

является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и

главы правительства в одном лице (США), либо непосредственно назначает главу

правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров

(Франция, Индия). Президент наделяет­ся и другими важными полномочиями.

В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная

исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей

нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно

действующий механизм противовесов и сдержек, существующий в современных

президентских республиках, способствует возможности гармоничного

функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны

исполнительной власти.

В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между

парламентарной и президентской формами правления не существует. Их сближают

общие задачи и цели обеспечения наиболее нормальной организации общественной

жизни, гарантированного свободного развития личности, надежной охраны её

прав и разнообразных интересов (6).

Социалистическая республика — особая форма государственного правления,

которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и, по

утверждению основоположников марксизма-ленинизма, должна была бы стать

подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся

во главе с рабочим классом и его партией.

Советская юридическая наука выделяла следующие основные особенности

социалистической республики:

Ø Ведущая роль принадлежит представительным органам, которые

составляют основу государственной власти.

Ø Социалистическая республика должна сочетать политическое,

хозяйственное и культурное руководство общественной жизнью в едином

государственном механизме, что позволяло бы государственной власти суверенно

распоряжаться обобществленными средствами производства, регулировать и

контролировать распределение материальных и духовных благ.

Ø Высшие и местные органы объединяются в единую представительную

систему, основанную на принципе демократического централизма.

Ø В условиях социалистического государственного правления

законодательная и исполнительная власть объединяются в лице работающих

представительных учреждений.

Ø Социалистическая республиканская форма правления предполагает

подотчётносгь и подконтрольность исполнительно-распорядительных органов

власти органам законодательной власти.

Ø Социалистическая республика создаёт необходимые условия и

предпосылки для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в

общественной и государственной жизни.

Выделяют три формы социалистической формы государственного правления:

Парижскую коммуну, Советскую республику и народно-демократическую республику,

которые изначально выступают как государственные формы диктатуры пролетариата

(6).

Марксизм полностью отрицал выводы Каутского, Бернштейна, Плеханова и других

теоретиков о возможности и необходимости использования пролетариатом

некоторых буржуазных политических форм правления.

Парижская коммуна считается исторически первой формой дик­татуры

пролетариата. Маркс и Энгельс исходили из того, что социалистическая

республика должна быть еди­ной, централизованной, так как государственный

унитаризм способ­ствует осуществлению политических и экономических задач

диктатуры пролетариата.

Кратковременный исторический опыт Парижской коммуны клас­сики марксизма

считали примером существенно новой формы государ­ственного правления,

прообразом будущего социалистического госу­дарства.

Социалистический переворот в России, возникновение государств народной

демократии после второй мировой войны дали возможность исследователям

марксистско-ленинского учения о государстве констатировать, что политические

преобразования Парижской коммуны: слом старой государственной машины,

уничтожение парламентаризма, разделения властей — закономерны для

пролетарской революции и диктатуры пролетариата, и утверждать, что идеи

Маркса и Энгельса являются истинными, так как подтверждаются практикой.

Республика Советов — разновидность социалистической формы государственного

правления, возникшая в новых исторических условиях в России. Теоретические

основы советской республики разработал В.И.Ленин. Изучив опыт русских

революций 1905 и 1917 годов, он приходит к выводу, что республика Советов

является наиболее целесо­образной государственной формой диктатуры рабочего

класса в России (6)

В республике Советов Ленин видит однотипную с Парижской коммуной форму

организации власти и выделяет следующие ее признаки:

ü Слом старого буржуазного государственного аппарата и обра­зование

таких органов власти, которые бы обеспечивали защиту завое­ваний революции

вооруженной силой рабочих и крестьян.

ü Обеспечение реального участия трудящихся масс в управлении

государством, превращение Советов в политическую основу государ­ственного

строя, совмещение в них функций законодательного и исполнительного органа.

ü Руководящая роль в организации государственной и обще­ственной жизни

страны принадлежит партии рабочего класса, которая определяет и направляет

внутреннюю и внешнюю политику госу­дарства.

Ленинская концепция советской республики осуществлялась на строго классовой

основе. Советы формировались после революции по принципу открыто классового

представительства как Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Избирательное право послеок­тябрьского периода полностью исключало участие в

выборах предста­вителей других социальных слоев страны, в том числе

интеллигенции. В тот период не существовало и равного избирательного права.

Преиму­щество при выборах на съезды Советов предоставлялось городскому

населению: 1 депутат от 25 тысяч городских избирателей и 1 депутат от 125

тысяч сельского населения.

Конституционное закрепление классового состава Советов про­существовало до

1936 года, находя отражение как в структуре Советов всех степеней, так и в

практике их деятельности. Конституция 1936 года вводит всеобщее равное

избирательное право, осуществляемое при тай­ном голосовании.

Конституция 1977 года, провозгласив СССР обществом “развитого социализма”, а

советское государство “общенародным госу­дарством”, юридически наделила

Советы более широкими полномочия­ми в различных сферах общественной жизни.

Но, как и на более ранних этапах своего суще­ствования, Советы продолжали

быть декоративным придатком всемо­гущественного партийного аппарата.

Народно-демократическая республика как форма государственно­го правления

возникает после второй мировой войны. По структуре и характеру власти она

мало чем отличается от советской формы правле­ния. За исключением

незначительных особенностей, народно-демократическая (народная) республика

представляет собой такое же тоталитарное государство, где все нити

государственной и обществен­ной жизни находятся в руках партийного

руководства.

В странах народной демократии декларативно провозглашались верховенство

представительных органов, народный суверенитет, тесная связь народа с

государственным аппаратом. В действительности же государственная власть в

этих странах была узурпирована партийной верхушкой, которая при советской

поддержке проводила в жизнь общие для всех социалистических государств

принципы антидемократическою управления обществом.

Советская и народно-демократическая формы правления полнос­тью отрицали

прогрессивные стороны парламентаризма и принцип разде­ления властей Важнейшим

фактором, который обусловливал специфику данной конкретной формы государства

любого типа, считалось соот­ношение классовых сил, борьба классов. Поэтому

формирование госу­дарственного правления по строго классовым признакам всегда

сопровождалось сломом бывшей государственности и установлением диктатуры

пролетариата которая затем превращалась в безраздель­ное господство партийной

верхушки (6).

Происходящие в 80-90-х годах изменения в большинстве стран социалистического

лагеря внесли существенные коррективы в содержание и структуру их

государственной власти. В этих странах начинает утверждаться принцип

реального парламентаризма, разделения властей, создаются механизмы

“уравновешивания” властей. В системе органов государственной власти достойное

положение занимают независимые органы правосудия. Переход к цивилизованным

формам правления ведет к естественному отмиранию тоталитарных властных

структур и постепенному формированию правового государства.

2.2.Форма государственного устройства

Форма государственного устройства характеризует государство с точки зрения

его территориального раздела и соответствующей организации государственных

органов. Государственное устройство может быть в простой или сложной формах.

Примерами простой формы государственного устройства являются унитарные

(единые) государства.

Унитарное государство - это единое централизованное государство, территория

которого разделяется на административно-территориальные единицы, которые не

имеют признаков суверенитета. Самыми важными юридическими признаками

унитарного государства считают такие:

1) в состав унитарного государства не входят государственные образования,

которые наделенные признаками суверенитета;

2) оно имеет единую систему государственных органов;

3) в унитарном государстве действуют единая конституция и единая система

законодательства;

4) в нем существует единое гражданство;

5) в международных отношениях унитарное государство выступает как единый

представитель.

В современном мире большинство государств – унитарные (5).

Примером сложной формы государственного строя есть федерация и конфедерация.

Федерация - это сложное государство (союзное государство), в состав которого

входят несколько государственных образований (субъектов федерации),

обладающих суверенитетом. Литература приводит две разновидности федерации:

а) федерация, основанная на договоре, субъекты которого - суверенные

Страницы: 1, 2, 3