бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Формы государства бесплатно рефераты

Курсовая: Формы государства

ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет последипломного и дистанционного обучения

КУРСОВАЯ РАБОТА

По предмету: “ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА”

Выполнил: студент группы

ЗЮП-2002-03 (4)

Терещенко Р.В.

Днепропетровск

2003

ПЛАН

Введение...........................3

Глава 1. Понятие формы государства и её структура ........4

Глава 2. Структура формы государства................6

2.1. Форма правления.....................6

2.2. Форма государственного устройства...........14

2.3. Понятие и типология политических режимов.........16

Глава 3. Форма государства в Украине..............23

Заключение .........................26

Список литературы.......................

ВВЕДЕНИЕ

В данной работе рассматривается понятие “форма государства”. Первые попытки

классификации различных государств относятся ещё к античной эпохе, в

дальнейшем эта тема была развита мыслителями эпохи Возрождения, Нового

времени, современного периода(5). Продолжаются исследования и в настоящее

время. Это связано с тем, что содержание рассматриваемого понятия постоянно

меняется во времени, т.е. с развитием всего человеческого общества. Скажем,

понятие “республика” в античное время, средневековье и в наше время

подразумевает хотя и схожие в общих чертах, но в то же время различные формы

государственного правления. Процесс изменений форм продолжается и в настоящее

время.

Особенно актуальна рассматриваемая тема в отношении государств, недавно

обретших независимость. Это связано с тем, что относительно многих из них

данная тема изучена очень слабо, т.к. раз нет государства, то нет и его

теории. Это касается и Украины, которая большую часть своей истории

существовала как составная часть различных соседних государств. Интенсивно

теория государства в Украине стала развиваться лишь после 1991 года. Процесс

государственного строительства продолжается и поныне, причем пути его

осуществления могут меняться во времени. Так, в 1990-х гг. на Украине

установилась форма правления, присущая президентско-парламентским

республикам. В своей же речи по случаю 11-й годовщины Независимости Президент

страны решительно высказался за переход к парламентско-президентской форме

правления (2). Относительно формы государственного устройства. Украина с

самого начала являлась унитарным государством (25 областей), что в

дальнейшем было закреплено в Конституции (Ст.2 ) (1), однако в настоящий

момент в её составе существует автономное образование – Автономная Республика

Крым, что также нашло своё отражение в Конституции (раздел 10)(1). Кроме

того, Президент Украины в речи по случаю 11-й годовщины Независимости

отметил, что “Назрела необходимость в административно-территориальной

реформе. Разработку ее концепции и широкое общественное обсуждение уже

просто невозможно откладывать” (2). Также на Украине в настоящее время

происходит переход от авторитарной модели политического режима к

демократической. Поэтому ввиду бурного развития этих процессов, постоянных

изменений в рассматриваемой сфере можно говорить об актуальности данной темы.

Целью данной работы является изучение различных форм государства в

историческом контексте и в разных странах.. Задачами данной работы является

изучение понятия и структуры формы государства, изучение составляющих этого

понятия (в т.ч. в историческом контексте и для разных стран), изучение формы

государства в Украине.

Различными авторами рассматриваемая тема освещается по-разному. Так,

В.Н.Хропанюк больший акцент делает на рассмотрении такого элемента формы

государства, как форма государственного правления, подробно рассматривая

данную категорию в историческом контексте, начиная с Шумера и античных

культур(6). В тоже время категория государственного режима рассмотрена не так

глубоко. В книге “Теория государства и права” под редакцией проф.

В.В.Копейчикова больше внимания уделяется раскрытию самого понятия формы

государства и его структуры. Политические режимы наиболее полно рассмотрены в

“Политологии” под редакцией О.В.Бабкиной и В.П.Горбатенко, так же, как и в

книге с аналогичным названием Р.Т.Мухаева. Конституция Украины, Обращение

Президента Украины Л.Д.Кучмы к украинскому народу по случаю 11-й годовщины

Независимости позволили глубже раскрыть рассматриваемую проблему, особенно

касательно Украины.

Цели и задачи определили структуру курсовой работы из введения, трех глав

основной части и заключения.

Глава 1. Понятие формы государства и её структуры

Категория "форма государства" является одной из самых важных и емких понятий

государствоведения. Она констатирует совокупность определенного круга общих

признаков и взаимосвязей, что характеризуют государство как общественный

феномен. Наиболее значащие признаки государств, что в своей совокупности

раскрывают самые важные характеристики форм государства, объединяются в такие

группы:

1. Признаки, которые характеризуют порядок организации и взаимодействия

вышестоящих органов государственных властей и управление. Совокупность этих

признаков называется формой государственного правления.

2. Признаки, которые характеризуют территориальный строй государства и

соответствующую организацию государственных органов, прежде всего соотношение

государства как целого с ее составными частями. Эта совокупность признаков

раскрывает форму государственного устройства.

3. Признаки, которые раскрывают формы и методы осуществления государственной

власти.

Совокупность этой группы признаков характеризует государственно-правовой

режим (5).

Первые попытки классифицировать формы государства относятся к античной эпохе.

наиболее известной классификацией была та, которую дал Аристотель. Он делил

формы государства соответственно по двум признакам: а) количество тех, кто

правит (один, несколько, много); б) в чьих интересах (кого, скольких)

осуществляется правление. Последний признак был критерием распределения форм

государства на правильные (правление осуществляется в интересах всех) и

неправильные (правление осуществляется в интересах только тех, кто правит).

Правильными формами в него были: монархия, аристократия и полития;

неправильными - тирания, олигархия, демократия.

В новое время вопрос о форме государства связан прежде всего с именем

Ш.Монтескье, что под формой государства понимал те факторы, которые

определяют методы осуществления государственных властей. На этой основе он

определял такие конкретные формы государства: 1) республика как форма

государства, в которой организацию и осуществление государственных властей

определяют такие качества, как добросовестность и равенство; 2) монархия

(основа власти - честь); 3) деспотия (основа власти - страх). Следовательно,

под формой государства Монтескье фактически понимал лишь то, что в

современной науке называется государственным (политическим) режимом.

Ж.-Ж. Руссо понимал форму государства как структурную организацию высших

государственных органов и на этой основе выделял:

1) монархию - форму государства, в которой власть осуществляет одно

лицо;

2) аристократию - в которой власть осуществляет небольшая группа лиц;

3) демократию - в которой власть осуществляют все члены общества.

По всей видимости, беря за основу определения форм государства признак

организации высших органов государства, Ж.-Ж. Руссо как форму государства

разглядывал ту категорию, что в современном правоведении называется формой

правления.

В настоящее время особенности каждого конкретного типа государства

устана­вливаются на основе анализа его организационного устройства, мето­дов

осуществления государственной власти. Своеобразие конкретной формы

госу­дарства любого исторического периода определяется прежде всего сте­пенью

зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые

ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства

непосредственно зависит от его содержа­ния и определяется им.

Серьезное влияние на форму государства оказывают культурный уровень народа,

его исторические традиции, характер религиозных воззрений, национальные

особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы

государства определяет также характер взаимоотношений государства и его

органов с негосудар­ственными организациями (партиями, профсоюзами,

общественными движениями, церковью и другими организациями)(6).

Таким образом, форма государства — сложное общественное явление, которое

включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму

государственного устройства и форму государственного режима(3).

В различных странах государственные формы имеют свои осо­бенности,

характерные признаки, которые по мере общественного раз­вития наполняются

новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем

форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие

признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Глава 2. Структура формы государства:

2.1. Форма правления

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной

власти, порядок их образования и распределения компе­тенции между ними.

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

— как создаются высшие органы государства и каково их строе­ние;

— какой принцип лежит в основе взаимоотношений между выс­шими и другими

государственными органами;

— как строятся взаимоотношения между верховной госу­дарственной властью и

населением страны;

— в какой мере организация высших органов государства позволяет

обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным признакам формы государственного правления разделяются на

монархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные,

выборные).

Монархия — это такая форма правления, при которой верховная государственная

власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Основными признаками классической монархической формы правления являются:

— существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью

пожизненно (царь, король, император, шах);

— наследственный порядок преемственности верховной власти;

— представительство государства монархом по своему усмотрению;

— юридическая безответственность монарха(6).

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она

стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе

сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического

правлениям.

Древневосточная монархия. Как первая в истории человечества форма

государственного правления, она имела уникальные, только ей присущие черты. В

государствах Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения

общинного строя, патриархального рода. Рабовладение здесь носило коллективный

или семейный характер. Только государственные рабы всецело принадлежали

монарху.

Организацию государственной власти в странах Древнего Востока (Египте,

Вавилоне, Ассирии, Китае, Индии и других) называют восточной деспотией.

Вместе с тем историко-правовые памятники свидетельствуют, что деспотическое

правление в чистом виде существовало далеко не во всех странах Древнего

Востока и не на всех этапах их длительного развития. Так, в государствах

древнего Шумера власть правителя была значительно ограничена элементами

республиканского правления, носила вы6орный и ограниченный, контролируемый

характер.

В древней Индии наряду с монархиями существовали госу­дарства и с

республиканской формой правления (демократические -“ганы” и аристократические

— “сингхи”),

Некоторые видные представители историко-правовой науки при­ходят к выводу,

что под восточной деспотией следует понимать такую форму правления, при

которой подданные полностью зависят от произ­вола властей. Действительно,

такой строй существовал во многих древ­них азиатских государствах, однако

власть в них принадлежала, как правило, не единоличному правителю, а

многочисленной правящей группировке. Настоящая деспотия в истории

существовала, но не как стабильный строй, продолжающийся длительное время, а

как редкая ситуация, очень краткая во времени (6).

Древнеримская монархия выступала в форме империи (I - III вв. н. э.).

Эпоха Римской империи подразделяется на два пе­риода — период принципата и

период домината.

При принципате формально еще сохраняются элементы респу­бликанской формы

правления и основные учреждения республики. Дей­ствуют народные собрания и

сенат. Избираются консулы, преторы и народные трибуны, однако существенной

роли в решении государствен­ных дел они не играют. Все основные функции

сосредотачиваются в руках императора. Император является основным источником

законодательной власти, сенат же играет лишь совещательную роль.

В III веке н. э. в Риме устанавливается неограниченная монархия (доминат). В

этот период полностью исчезают республиканские учреж­дения. Управление

государством сосредотачивается исключительно в руках императора, который

назначает исполнителей — сановников. Государственные формы, присущие Римской

империи, особенно на поздней ее стадии, стали образцом для подражания в

средние века.

Феодальная (средневековая) монархия последовательно проходит три периода

своего развития: раннефеодальной, сословно-представительной и

абсолютной монархий.

Раннефеодальная монархия как форма государственного правления вырастает

непосредственно из родообщинных отношений у значительной части народов

Европы, не знавших рабства (Франкское, Германское, Англо-саксонское

государства, Киевская Русь). Раннефеодальное государство характеризуется

раздробленностью территории и слабой центральной властью, остатками родового

самоуправления.

Раннефеодальная монархия носила децентрализованный харак­тер: власть на

местах практически не была связана центральной властью. Осо­бенность аппарата

власти состояла в том, что общие органы государственной власти были слиты с

аппаратом частной власти крупных феодалов. Эти органы еще полностью не

выделились из органов управления королевскими имениями, княжескими вотчинами.

Как военные, так и хозяйственные слуги короля, князя выполняли судебные

функции по отношению к подвластному населению.

Разновидностью раннефеодального государства является раннефеодальная империя.

Раннефеодальные монархии были непрочными государственными образованиями. С

развитием крупного землевладения постепенно подры­ваются корни

раннефеодальной империи — она распадается на отдель­ные изолированные

государства (6).

Сословно-представительная монархия — это такая централизо­ванная форма

государственного правления, при которой власть монар­ха ограничена сословно-

представительным органом (собранием). Такие сословно-представительные

собрания возникают вследствие преодоле­ния феодальной раздробленности в

результате развития товарно-денежных отношений и создания централизованной

монархии. Наряду с сословно-представительными органами функциониро­вал строго

централизованный, разветвленный аппарат центральной и местной исполнительной

власти, всецело подчиненный монарху. В распоряжении монарха находилась

постоян­ная армия.

Абсолютная монархия — это такая форма правления, при которой верховная

государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу — царю,

королю, императору и отсутствуют какие-либо государственные органы,

ограничивающие компетенцию монарха, в непосредственном подчинении и

распоряжении которого находятся постоянная армия, полиция и развитой

бюрократический аппарат.

Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений

и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий.

Власть в центре и на местах при абсолютизме принадлежит уже не крупным

феодалам, а чиновникам, назначаемым и увольняемым монархом. Абсолютная

монархия довольно быстро уступила место более прогрессивным формам

Страницы: 1, 2, 3