Курсовая: Формы государства
Курсовая: Формы государства
ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет последипломного и дистанционного обучения
КУРСОВАЯ РАБОТА По предмету: “ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА”
Выполнил: студент группы
ЗЮП-2002-03 (4)
Терещенко Р.В.
Днепропетровск
2003
ПЛАН
Введение...........................3
Глава 1. Понятие формы государства и её структура ........4
Глава 2. Структура формы государства................6
2.1. Форма правления.....................6
2.2. Форма государственного устройства...........14
2.3. Понятие и типология политических режимов.........16
Глава 3. Форма государства в Украине..............23
Заключение .........................26
Список литературы.......................
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе рассматривается понятие “форма государства”. Первые попытки
классификации различных государств относятся ещё к античной эпохе, в
дальнейшем эта тема была развита мыслителями эпохи Возрождения, Нового
времени, современного периода(5). Продолжаются исследования и в настоящее
время. Это связано с тем, что содержание рассматриваемого понятия постоянно
меняется во времени, т.е. с развитием всего человеческого общества. Скажем,
понятие “республика” в античное время, средневековье и в наше время
подразумевает хотя и схожие в общих чертах, но в то же время различные формы
государственного правления. Процесс изменений форм продолжается и в настоящее
время.
Особенно актуальна рассматриваемая тема в отношении государств, недавно
обретших независимость. Это связано с тем, что относительно многих из них
данная тема изучена очень слабо, т.к. раз нет государства, то нет и его
теории. Это касается и Украины, которая большую часть своей истории
существовала как составная часть различных соседних государств. Интенсивно
теория государства в Украине стала развиваться лишь после 1991 года. Процесс
государственного строительства продолжается и поныне, причем пути его
осуществления могут меняться во времени. Так, в 1990-х гг. на Украине
установилась форма правления, присущая президентско-парламентским
республикам. В своей же речи по случаю 11-й годовщины Независимости Президент
страны решительно высказался за переход к парламентско-президентской форме
правления (2). Относительно формы государственного устройства. Украина с
самого начала являлась унитарным государством (25 областей), что в
дальнейшем было закреплено в Конституции (Ст.2 ) (1), однако в настоящий
момент в её составе существует автономное образование – Автономная Республика
Крым, что также нашло своё отражение в Конституции (раздел 10)(1). Кроме
того, Президент Украины в речи по случаю 11-й годовщины Независимости
отметил, что “Назрела необходимость в административно-территориальной
реформе. Разработку ее концепции и широкое общественное обсуждение уже
просто невозможно откладывать” (2). Также на Украине в настоящее время
происходит переход от авторитарной модели политического режима к
демократической. Поэтому ввиду бурного развития этих процессов, постоянных
изменений в рассматриваемой сфере можно говорить об актуальности данной темы.
Целью данной работы является изучение различных форм государства в
историческом контексте и в разных странах.. Задачами данной работы является
изучение понятия и структуры формы государства, изучение составляющих этого
понятия (в т.ч. в историческом контексте и для разных стран), изучение формы
государства в Украине.
Различными авторами рассматриваемая тема освещается по-разному. Так,
В.Н.Хропанюк больший акцент делает на рассмотрении такого элемента формы
государства, как форма государственного правления, подробно рассматривая
данную категорию в историческом контексте, начиная с Шумера и античных
культур(6). В тоже время категория государственного режима рассмотрена не так
глубоко. В книге “Теория государства и права” под редакцией проф.
В.В.Копейчикова больше внимания уделяется раскрытию самого понятия формы
государства и его структуры. Политические режимы наиболее полно рассмотрены в
“Политологии” под редакцией О.В.Бабкиной и В.П.Горбатенко, так же, как и в
книге с аналогичным названием Р.Т.Мухаева. Конституция Украины, Обращение
Президента Украины Л.Д.Кучмы к украинскому народу по случаю 11-й годовщины
Независимости позволили глубже раскрыть рассматриваемую проблему, особенно
касательно Украины.
Цели и задачи определили структуру курсовой работы из введения, трех глав
основной части и заключения.
Глава 1. Понятие формы государства и её структуры
Категория "форма государства" является одной из самых важных и емких понятий
государствоведения. Она констатирует совокупность определенного круга общих
признаков и взаимосвязей, что характеризуют государство как общественный
феномен. Наиболее значащие признаки государств, что в своей совокупности
раскрывают самые важные характеристики форм государства, объединяются в такие
группы:
1. Признаки, которые характеризуют порядок организации и взаимодействия
вышестоящих органов государственных властей и управление. Совокупность этих
признаков называется формой государственного правления.
2. Признаки, которые характеризуют территориальный строй государства и
соответствующую организацию государственных органов, прежде всего соотношение
государства как целого с ее составными частями. Эта совокупность признаков
раскрывает форму государственного устройства.
3. Признаки, которые раскрывают формы и методы осуществления государственной
власти.
Совокупность этой группы признаков характеризует государственно-правовой
режим (5).
Первые попытки классифицировать формы государства относятся к античной эпохе.
наиболее известной классификацией была та, которую дал Аристотель. Он делил
формы государства соответственно по двум признакам: а) количество тех, кто
правит (один, несколько, много); б) в чьих интересах (кого, скольких)
осуществляется правление. Последний признак был критерием распределения форм
государства на правильные (правление осуществляется в интересах всех) и
неправильные (правление осуществляется в интересах только тех, кто правит).
Правильными формами в него были: монархия, аристократия и полития;
неправильными - тирания, олигархия, демократия.
В новое время вопрос о форме государства связан прежде всего с именем
Ш.Монтескье, что под формой государства понимал те факторы, которые
определяют методы осуществления государственных властей. На этой основе он
определял такие конкретные формы государства: 1) республика как форма
государства, в которой организацию и осуществление государственных властей
определяют такие качества, как добросовестность и равенство; 2) монархия
(основа власти - честь); 3) деспотия (основа власти - страх). Следовательно,
под формой государства Монтескье фактически понимал лишь то, что в
современной науке называется государственным (политическим) режимом.
Ж.-Ж. Руссо понимал форму государства как структурную организацию высших
государственных органов и на этой основе выделял:
1) монархию - форму государства, в которой власть осуществляет одно
лицо;
2) аристократию - в которой власть осуществляет небольшая группа лиц;
3) демократию - в которой власть осуществляют все члены общества.
По всей видимости, беря за основу определения форм государства признак
организации высших органов государства, Ж.-Ж. Руссо как форму государства
разглядывал ту категорию, что в современном правоведении называется формой
правления.
В настоящее время особенности каждого конкретного типа государства
устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов
осуществления государственной власти. Своеобразие конкретной формы
государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью
зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые
ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства
непосредственно зависит от его содержания и определяется им.
Серьезное влияние на форму государства оказывают культурный уровень народа,
его исторические традиции, характер религиозных воззрений, национальные
особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы
государства определяет также характер взаимоотношений государства и его
органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами,
общественными движениями, церковью и другими организациями)(6).
Таким образом, форма государства — сложное общественное явление, которое
включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму
государственного устройства и форму государственного режима(3).
В различных странах государственные формы имеют свои особенности,
характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются
новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем
форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие
признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.
Глава 2. Структура формы государства:
2.1. Форма правления
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной
власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.
Форма государственного правления дает возможность уяснить:
— как создаются высшие органы государства и каково их строение;
— какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими
государственными органами;
— как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и
населением страны;
— в какой мере организация высших органов государства позволяет
обеспечивать права и свободы гражданина.
По указанным признакам формы государственного правления разделяются на
монархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные,
выборные).
Монархия — это такая форма правления, при которой верховная государственная
власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.
Основными признаками классической монархической формы правления являются:
— существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью
пожизненно (царь, король, император, шах);
— наследственный порядок преемственности верховной власти;
— представительство государства монархом по своему усмотрению;
— юридическая безответственность монарха(6).
Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она
стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе
сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического
правлениям.
Древневосточная монархия. Как первая в истории человечества форма
государственного правления, она имела уникальные, только ей присущие черты. В
государствах Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения
общинного строя, патриархального рода. Рабовладение здесь носило коллективный
или семейный характер. Только государственные рабы всецело принадлежали
монарху.
Организацию государственной власти в странах Древнего Востока (Египте,
Вавилоне, Ассирии, Китае, Индии и других) называют восточной деспотией.
Вместе с тем историко-правовые памятники свидетельствуют, что деспотическое
правление в чистом виде существовало далеко не во всех странах Древнего
Востока и не на всех этапах их длительного развития. Так, в государствах
древнего Шумера власть правителя была значительно ограничена элементами
республиканского правления, носила вы6орный и ограниченный, контролируемый
характер.
В древней Индии наряду с монархиями существовали государства и с
республиканской формой правления (демократические -“ганы” и аристократические
— “сингхи”),
Некоторые видные представители историко-правовой науки приходят к выводу,
что под восточной деспотией следует понимать такую форму правления, при
которой подданные полностью зависят от произвола властей. Действительно,
такой строй существовал во многих древних азиатских государствах, однако
власть в них принадлежала, как правило, не единоличному правителю, а
многочисленной правящей группировке. Настоящая деспотия в истории
существовала, но не как стабильный строй, продолжающийся длительное время, а
как редкая ситуация, очень краткая во времени (6).
Древнеримская монархия выступала в форме империи (I - III вв. н. э.).
Эпоха Римской империи подразделяется на два периода — период принципата и
период домината.
При принципате формально еще сохраняются элементы республиканской формы
правления и основные учреждения республики. Действуют народные собрания и
сенат. Избираются консулы, преторы и народные трибуны, однако существенной
роли в решении государственных дел они не играют. Все основные функции
сосредотачиваются в руках императора. Император является основным источником
законодательной власти, сенат же играет лишь совещательную роль.
В III веке н. э. в Риме устанавливается неограниченная монархия (доминат). В
этот период полностью исчезают республиканские учреждения. Управление
государством сосредотачивается исключительно в руках императора, который
назначает исполнителей — сановников. Государственные формы, присущие Римской
империи, особенно на поздней ее стадии, стали образцом для подражания в
средние века.
Феодальная (средневековая) монархия последовательно проходит три периода
своего развития: раннефеодальной, сословно-представительной и
абсолютной монархий.
Раннефеодальная монархия как форма государственного правления вырастает
непосредственно из родообщинных отношений у значительной части народов
Европы, не знавших рабства (Франкское, Германское, Англо-саксонское
государства, Киевская Русь). Раннефеодальное государство характеризуется
раздробленностью территории и слабой центральной властью, остатками родового
самоуправления.
Раннефеодальная монархия носила децентрализованный характер: власть на
местах практически не была связана центральной властью. Особенность аппарата
власти состояла в том, что общие органы государственной власти были слиты с
аппаратом частной власти крупных феодалов. Эти органы еще полностью не
выделились из органов управления королевскими имениями, княжескими вотчинами.
Как военные, так и хозяйственные слуги короля, князя выполняли судебные
функции по отношению к подвластному населению.
Разновидностью раннефеодального государства является раннефеодальная империя.
Раннефеодальные монархии были непрочными государственными образованиями. С
развитием крупного землевладения постепенно подрываются корни
раннефеодальной империи — она распадается на отдельные изолированные
государства (6).
Сословно-представительная монархия — это такая централизованная форма
государственного правления, при которой власть монарха ограничена сословно-
представительным органом (собранием). Такие сословно-представительные
собрания возникают вследствие преодоления феодальной раздробленности в
результате развития товарно-денежных отношений и создания централизованной
монархии. Наряду с сословно-представительными органами функционировал строго
централизованный, разветвленный аппарат центральной и местной исполнительной
власти, всецело подчиненный монарху. В распоряжении монарха находилась
постоянная армия.
Абсолютная монархия — это такая форма правления, при которой верховная
государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу — царю,
королю, императору и отсутствуют какие-либо государственные органы,
ограничивающие компетенцию монарха, в непосредственном подчинении и
распоряжении которого находятся постоянная армия, полиция и развитой
бюрократический аппарат.
Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений
и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий.
Власть в центре и на местах при абсолютизме принадлежит уже не крупным
феодалам, а чиновникам, назначаемым и увольняемым монархом. Абсолютная
монархия довольно быстро уступила место более прогрессивным формам
Страницы: 1, 2, 3
|