бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Цели, задачи, функции государства бесплатно рефераты

статье 7 Конституции, "Российская Федерация — социальное государство,

политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную

жизнь и свободное развитие человека".

Содержание этой функции многозначное; в государстве охраняют­ся труд и

здоровье людей, устанавливается гарантированный мини­мальный размер оплаты

труда, обеспечивается государственная под­держка семьи, материнства,

отцовства и детства, инвалидов и пожи­лых граждан; развивается система

социальных служб: устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные

гарантии социальной защиты,

Социальная функция государства направлена на смягчение и пре­одоление таких

издержек нынешнего переходного периода, как бед­ность, углубление

неравенства и рост безработицы; на стабилизацию уровня жизни населения и

более равномерное распределение бремени экономических трудностей между

различными группами населения.

Правовому обеспечению социальной функции служат Закон РСФСР о государственных

пенсиях. Семейный кодекс РФ, законы РФ "О страхо­вании", "О социальной защите

граждан, подвергшихся воздействию ра­диации вследствие катастрофы на

Чернобыльской АЭС", указы Прези­дента Российской Федерации "О неотложных

мерах по обеспечению здо­ровья населения", "О социальной защите инвалидов в

РФ", "О мерах по восстановлению сбережений граждан РФ" и др.

Функция развития культуры, науки и образования. Эта функция сложилась вместо

ранее осуществлявшейся культурно-воспитательной функции со свойственным ей

доминированием монопольной государст­венной идеологии. В отличие от прежней

нынешняя функция развития культуры, науки и образования зиждется на признании

Конституцией Российской Федерации (ст.13) идеологического многообразия,

соглас­но которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве

государственной или обязательной. Статьей 44 Конституции "каждому

гарантируется свобода литературного, художественного, научного,

технического и других видов творчества, преподавания", охрана

ин­теллектуальной собственности.

Содержание этой функции сегодня составляет разносторонняя го­сударственная

поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра, кино, музыки,

живописи, архитектуры и Т.Д.; физической культуры и спорта; радио,

телевидения и других средств массовой информации; сохранение историко-

культурных памятников, историче­ских комплексов, заповедных территорий,

архивов, музеев, библио­тек.

В содержание данной функции входят также: государственная поддержка

развития науки, ее естественной интеграции в новые ры­ночные условия;

создание благоприятных условий для творческой дея­тельности научных

коллективов и для свободной состязательности различных школ и направлений;

поддержка приоритетного развития фундаментальных теоретических исследований

и принципиально новых технологий; эффективное использование как

образовательного, так и научного потенциала высшей школы, развитие интеграции

науки и выс­шего образования; меры по улучшению работы общеобразовательной

школы.

Правовую основу осуществления данной функции составляют Осно­вы

законодательства РФ о культуре. Закон РФ "Об образовании" (с изменениями и

дополнениями), указы Президента Российской Федерации "О государственной

поддержке Российского фонда культуры", "О неко­торых мерах по усилению

государственной поддержки науки и высших учебных заведений РФ" и др.

Экологическая функция, или функция охраны природы и рацио­нального

использования природных ресурсов. Объективным фактором, вызывающим

необходимость в такой основной государственной функции, является развитие

научно-технической революции и ее последствия для человека. Создавая

огромные блага для людей, научно-техническая революция одновременно с

тем неизбежно связана с мно­гократно возросшим вовлечением окружающей

природной среды в обще­ственное производство, что, в свою очередь, вызывает

разного рода негативные последствия в экологических системах; ведет к

загрязне­нию воздуха и водных источников, повышенной радиации, создает

уг­розу растительному и животному миру, здоровью и жизни человека. В этих

условиях проблема экологии вышла на передний план не только в пределах

отдельной страны, но и в глобальном, международном мас­штабе, превратилась в

проблему спасения земли, сохранения челове­чества.

Основное содержание экологической функции составляют государ­ственное

управление и координация деятельности в области охраны окружающей среды,

регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности,

оздоровления и улучшения качества ок­ружающей среды.

Ведущая роль в осуществлении экологической функции принадле­жит Министерству

природных ресурсов РФ и Государственному комитету РФ по охране окружающей

среды.

Вместе с ними в выполнении этой функции, применительно к сво­ему профилю,

участвуют Министерство по атомной энергии. Министер­ство по делам гражданской

обороны, чрезвычайным ситуациям и ликви­дации последствий стихийных бедствий,

комитеты Российской Федера­ции по земельным ресурсам и землеустройству, по

рыболовству, по стандартизации, метрологии и сертификации и другие ведомства.

С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим

природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по

обеспечению нормальной среды обитания„ Основными нормативными актами,

регулирующими данную сферу отношений, являют­ся Конституция Российской

Федерации и законы Российской Федерации "Об охране окружающей среды",

"Основы лесного законодательства", "О недрах", "Об экологической экспертизе",

"О радиационной безо­пасности населения" и др.

Функция налогообложения и взимания налогов. Это направление деятельности

государства охватывалось ранее более общей, хозяйст­венно-организаторской

функцией.

В новых условиях развития России в силу возрастания роли, значительного

расширения объема и усложнения содержания данная функция, будучи тесно

связанной с экономической, вместе с тем вы­делилась в одну из самостоятельных

основных функций. Ее содержание составляют формирование и пополнение казны,

прежде всего государ­ственного бюджета как федерального, так и субъектов

Федерации, с также муниципального бюджета, за счет всех видов налогов, в том

числе налога на прибыль предприятий, основанных на всех формам

собственности, налога на добавленную стоимость, акцизов, подоход­ного налога

с граждан и т.п., а также предусмотренных законом фи­нансовых сборов, пошлин

и платежей.

Базовым нормативным актом выполнения рассматриваемой функцикции выступает

Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы РФ". В нем

определены виды налогов, объекты налогообложения, пра­ва, обязанности,

ответственность налогоплательщиков и т.д. Кон­троль за исполнением данного

Закона возложен на Государственную налоговую службу и Федеральную налоговую

полицию, которые проверя­ют правильность исчисления налогов, своевременность

их уплаты, вы­являют налоговые правонарушения и преступления.

Кроме того, они призваны обеспечивать соблюдение законода­тельства

гражданами, занимающимися предпринимательской деятельно­стью, выдавать лицам,

осуществляющим индивидуальную трудовую дея­тельность, патенты и

регистрационные удостоверения.

Нынешние кризисные явления в экономике с особой остротой по­ставили перед

рассматриваемой функцией задачу оптимального сбора налогов в казну. Однако

одновременно с этим, по мере стабилизации обстановки, все полнее и

целенаправленнее должно проявлять себя v такое важное назначение

налоговой функции, как ее регулирующее воздействие на экономику,

Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственно­сти, правопорядка.

В современных условиях существенные изменения и развитие претерпели каждый из

неразрывно связанных между собой со­ставных компонентов содержания этой

триединой функции.

Конституция Российской Федерации (ст.2), признав человека, его права и

свободы высшей ценностью, впервые закрепила защиту прав и свобод человека и

гражданина в качестве обязанности госу­дарства, Тем самым охрана и развитие

политических, экономических, социальных, культурных, личных прав и свобод

граждан составляют смысл деятельности всех законодательных, исполнительных и

судебных органов государственной власти.

Новое в содержании данной функции состоит также в том, что, согласно статье 8

Конституции, "в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом

частная, государственная, муниципаль­ная и иные формы собственности".

Сообразно с этим прежде всего должна осуществляться равная правовая защита

всех форм собственно­сти.

В современной обстановке возросло значение охраны правопоряд­ка,

предусматривающей обеспечение режима законности, предупрежде­ние и сокращение

правонарушений.

С учетом опасных тенденций в динамике роста и структуре преступности,

представляющей угрозу национальной безопасности России, главное в охране

правопорядка сегодня — это обуздание преступно­сти.

В последнее время предприняты меры по концентрации усилий го­сударства на

этом важном направлении, подготовлена Федеральная программа борьбы с

преступностью на ближайшие годы.

Особое место в правовом обеспечении борьбы с преступностью призван занять

новый Уголовный кодекс Российской Федерации, всту­пивший в силу с 1 января

1997г„ Важная роль в этом принадлежит также законам РФ "О прокуратуре РФ"

(новая редакция), "Об опера­тивно-розыскной деятельности", указам Президента

Российской Феде­рации "О защите населения от бандитизма и иных проявлений

органи­зованной преступности", "О мерах по усилению борьбы с терроризмом" и

др.

Неотложной мерой укрепления правовой основы обеспечения борь­бы с

преступностью является принятие новых Уголовно-процессуального и

Уголовно-исполнительного кодексов Российской Фе­дерации.

Основные внешние функции

В течение последнего времени изменилась не только Россия, но и весь мир. Ушли

в прошлое глобальная конфронтация и прямая угроза ядерной войны.

Соответственно существенные изменения претерпели основные внешние функции

Российского государства. Одни из них отпали (функ­ции сотрудничества и

взаимопомощи с социалистическими странами, помощи развивающимся государствам

и народам), другие — получили дальнейшее адекватное новым условиям развитие

(функции в области обороны страны, борьбы за мир), третьи — возникли вновь

(функции сотрудничества со странами СНГ, интеграции в мировую экономику).

Последовательное продвижение национальных интересов через от­крытость и

сотрудничество в международных отношениях, обеспечение благоприятных условий

для внутреннего развития и продолжения ре­форм — таковы задачи внешней политики

Российского государства в современный период. Сообразно этому оно осуществляет

следующие ос­новные внешние функции: оборону страны; обеспечение мира и

поддер­жание мирового порядка; сотрудничество и укрепление связей со

странами СНГ; интеграцию в мировую экономику и сотрудничество с другими

странами в решении глобальных проблем.

Функция обороны страны. Несмотря на улучшение международной обстановки, у

России еще немало внешнеполитических проблем. Сохра­няется возможность

неблагоприятных для нее геополитических измене­ний, в первую очередь,

связанных с возможностью расширения НАТО на Восток. Не исчезли очаги

локальных конфликтов у российских границ.

Соответственно одно из важнейших направлений внешнеполитиче­ской деятельности

Российского государства — обеспечение его воен­ной безопасности.

Согласно этой функции Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения

агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты

целостности и неприкосновенности территории России, а также для выполнения

задач в соответствии с ее междуна­родными договорами.

Оборона страны, формирование и функционирование Вооруженных Сил России/

других войск и воинских формирований, привлекаемых к обороне, осуществляются

в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ее законами по военным

вопросам, пакет которых попол­нился новым Федеральным законом "Об обороне".

Данный Федеральный закон определяет основы и организацию обороны России,

полномочия органов федеральной власти, функции органов государственной власти

субъектов РФ, организаций и их должностных лиц, права и обязанно­сти граждан

России в области обороны, силы и средства, привлекае­мые для обороны,

ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере

обороны, а также другие касающиеся обороны нормы.

Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка. При­оритеты в

деятельности Российского государства по обеспечению мира — это недопущение

новой глобальной войны — горячей или холодной, укрепление обязательного для

всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших

военных технологий, повышение контролируемости международной торговли

оружием при соблюдении российских коммерческих интересов в этой области,

введение в дей­ствие Договора СНВ-2 и Конвенции о запрещении химического

оружия,

Один из приоритетов многосторонней российской дипломатии — укрепление ООН,

принятие такой модели реформирования этой органи­зации, которая превращала бы

ее в самый надежный и всеобъемлющий институт международного сотрудничества в

целях обеспечения мира.

Россия все более уверенно занимает принадлежащее ей по праву место в мировой

политике. Встречи глав семи ведущих стран мира по­степенно становятся

встречами "восьмерки" с полновесным участием России. Важным событием стало ее

принятие в Совет Европы.

В силу своего потенциала, геополитического положения и влия­ния Российское

государство несет особую ответственность за поддер­жание стабильности и

порядка в современном многосложном мире. Со­образно этому одно из

предназначений Вооруженных Сил Российской Федерации состоит в проведении

операций с целью поддержания мира по решению Совета Безопасности ООН или в

соответствии с междуна­родными обязательствами РФ. Правовому обеспечению

этой стороны рассматриваемой внешней функции служит Федеральный закон "О

поряд­ке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского

персонала'для участия в деятельности по поддержанию или восстанов­лению

международного мира и безопасности". Не менее важной формой участия России в

преодолении возникающих в мире межнациональных и иных вооруженных конфликтов

является соответствующая дипломатиче­ская деятельность.

Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ. Эта новая

основная функция возникла у Российского государства е связи с тем, что с

образованием Содружества Независимых Государств отношения с новыми

независимыми государствами на границах России, всемерное развитие СНГ

поставлены во главу угла внешней политики России. Это — сфера особой

ответственности и особых взаимных инте­ресов России и ее соседей.

Вместе с тем здесь таятся и новые проблемы для России. Очаги конфликтов

вблизи ее границ, затяжной кризис экономики, да и самой государственности в

ряде стран СНГ создают серьезную угрозу безо­пасности нашей страны,

Осуществляя рассматриваемую функцию. Российское государство выступает за

укрепление содружества прежде всего по линии формиро­вания экономического

союза, общего рынка СНГ, системы коллективной безопасности, совместной охраны

границ; комплексного решения про­блемы соблюдения на всей территории бывшего

СССР международно при­знанных стандартов в области прав человека и

национальных мень­шинств, гражданства и защиты переселенцев, заботы о

россиянах, оказавшихся за пределами Российской Федерации; создания единого

информационного пространства.

Наглядным выражением новых моментов, перспектив и тенденции развития данной

функции являются такие документы, как Договор о Союзе Беларуси и России от 2

апреля 1997 г. Договор между Респуб­ликой Казахстан, Киргизской Республикой и

Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной

областях.

Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в

решении глобальных проблем. В самостоятельную основную функцию данное

направление деятельности Российского госу­дарства сложилось лишь в последний

период его развития.

Новый характер международных связей открыл благоприятные воз­можности для

более эффективной реализации интересов России в об­ласти экономики, торговли,

бизнеса, научно-технического сотрудни­чества посредством ее интеграции в

мировую экономику. Действуя в этом направлении, Россия вступила в основные

международные эконо­мические организации, заключила Соглашение о партнерстве

и сотруд­ничестве с Европейским Союзом. В настоящее время ведется работа по

налаживанию на основе принципа партнерства полнокровного взаимо­действия с

США, с государствами Западной Европы, с большинством которых подписаны

двусторонние документы, со многими государствами азиатско-тихоокеанского и

других регионов. Важным фактором инте­грации России в мировую экономику стало

снятие ограничений на ее внешнеэкономические связи.

Внедрение России в мировую экономику привело к реконструированию всего

механизма ее внешнеэкономической деятельности, посредством которой

отечественный рынок тесным образом связывается с мировым. Устранена монополия

государства во внешнеэкономических связях.

Изменение внешнеэкономической политики потребовало соответст­вующего

правового обеспечения. В этих целях были приняты такие нормативно-правовые

акты, как Закон РСФСР "О предприятиях и пред­принимательской деятельности".

Закон РСФСР "Об иностранных инве­стициях в РСФСР", законы Российской

Федерации "О валютном регули­ровании и валютном контроле", "О государственных

внешних заимство­ваниях РФ и государственных кредитах, предоставляемых РФ

иностран­ным государствам, их юридическим лицам и международным

организаци­ям", "О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета

Евро­пы", и др.

Важной стороной данной функции является также сотрудничество России с другими

странами мирового сообщества в решении глобальных проблем, затрагивающих

интересы каждого народа и человечества в целом. Это — проблемы освоения

космоса и безопасности планеты, за­щиты мирового океана, охраны растительного

и животного мира, борь­бы с эпидемиями и наиболее опасными болезнями,

предотвращения и ликвидации последствий крупных производственных аварий,

катастроф.

21

Формы осуществления функций государства

В правовой литературе под формами осуществления функций госу­дарства

понимается: во-первых, деятельность основных звеньев меха­низма государства,

специфические виды государственной деятельности в отличие от деятельности

негосударственных организаций; во-вторых, однородная по своим внешним

признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются

его функции.

Согласно первому критерию основными формами осуществления функций

государства являются: 1) законодательная; 2) управленче­ская

(исполнительная); 3) судебная; 4) контрольно-надзорная.10

Законодательная деятельность заключается в издании представи­тельными и

законодательными органами законов, обязательных для ис­полнения всеми

государственными органами, общественными объедине­ниями, органами местного

самоуправления, должностными лицами и гражданами.

Согласно Конституции РФ правом издавать федеральные законы наделено

Федеральное Собрание — парламент России.

Управленческая, или исполнительная, деятельность представляет собой

основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами

исполнительной власти (государственного управления) функ­ций государства в

сферах развития экономики и культуры, социально­го обеспечения и

здравоохранения, транспорта и связи, охраны обще­ственного порядка и обороны

страны и т.д.

Судебная деятельность охватывает реализацию функций государ­ства путем

осуществления правосудия всеми звеньями судебной систе­мы страны,

Контрольно-надзорная деятельность — это выполнение функций государства

посредством действия всех разновидностей государствен­ного надзора и контроля

за законностью. Особое место в системе этих средств занимает прокурорский

надзор за точным и единообраз­ным исполнением действующих на территории

Российской Федерации за­конов, осуществляемый Генеральным прокурором РФ и

подчиненными ему прокурорами.

Каждая из названных форм с учетом свойственных ей способов и средств служит

целям реализации функций государства.

Научное и практическое значение данной классификации состоит в том, что она

способствует изучению и совершенствованию разделе­ния труда между отдельными

звеньями механизма государства по вы­полнению его функций, тесно соотносится

с принципом разделения властей.

Наряду с изложенной в науке получила распространение имеющая не меньшую

теоретико-практическую значимость классификация, крите­рием которой

является однородная по своим внешним признакам дея­тельность органов

государства по осуществлению его функций. Она

служит выяснению того, как механизм государства осуществляет его функции, каким

образом государство использует для выполнения своих задач и функций право.

Сообразно этой классификации в работе всех звеньев механизма государства

различается деятельность правовая и чисто фактическая или, как

представляется более целесообразным ее называть — организационная.

Деление форм осуществления функций государства на правовые и организационные

не означает умаления или тем более отрицания пер­востепенной организующей

роли права в общественной жизни. Правовые формы всегда являются

организационными. Однако далеко не все орга­низационные формы — правовые.

Под правовыми формами осуществления функций государства пони­мается

однородная по своим внешним признакам (характеру и юридиче­ским последствиям)

деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов.

Соответственно этому к правовым фор­мам реализации функций государства относятся

правотворческая дея­тельность и правоприменительная деятельность, которая, в

свою оче­редь, подразделяется на оперативно-исполнительную и

правоохрани­тельную.

Правотворческая деятельность — это форма осуществления функ­ций

государства путем издания нормативных актов, издания или санк­ционирования,

изменения или отмены юридических норм.

Правоприменительная деятельность — это деятельность государ­ственных

органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания

актов применения права. В правоприменительной деятельности, как отмечалось,

выделяются оперативно-исполнительная и охранительная.

Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой связанную с

повседневным разрешением разносторонних вопросов управления делами

общества властную, творческую исполнительно-распорядительную работу

государственных органов по осуществлению функций государства путем издания

актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения

или прекращения правоотношений.

Правоохранительная деятельность — это форма осуществления функций

государства посредством властной оперативной работы госу­дарственных органов по

охране норм права от нарушений, защите пре­доставленных гражданам субъективных

прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей.

В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм

права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров,

приговоры и решения судов и т.п.). Спе­цифика этих актов в том, что они

служат целям профилактики престу­плений и ' иных правонарушений,

восстановления нарушенного права, реализации юридической ответственности

лица, совершившего правона­рушение, а следовательно, во всех случаях, охране

прав личности, защите интересов граждан и общества в целом.

От правовых форм функционирования государства отличаются чисто фактические

или организационные формы реализации его функций, которые заключаются в

однородной по своим внешним признакам дея­тельности государства, не влекущей за

собой юридических последст­вий. В то же время формы организационной,

фактической деятельности так или иначе реализуются в пределах определенного

правового уре­гулирования, на основе выполнения требований законности.

Выделяются следующие организационные формы деятельности госу­дарственных

органов по осуществлению функций государства; а) организационно-

регламентирующая; б) организационно-хозяйственная; в) организационно-

идеологическая.

Организационно-регламентирующая деятельность — это оператив­ная текущая

организационная работа по решению тех или иных кон­кретно-политических задач,

технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев

государственного механизма.

Организационно-хозяйственная деятельность — это оперативно-техническая,

текущая хозяйственная работа (экономическое обоснова­ние,

контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, ста­тистика,

организация снабжения, сбыта и т.п.) по материальному обеспечению выполнения

различных государственных функций.

Организационно-идеологическая деятельность — это повседневная

оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения

различных функций государства (например, разъяснение издаваемых законов и

иных нормативных актов; формирование общест­венного мнения; работа средств

массовой информации и т.д.).

Заключение

У современного государства, осуществляющего свою многогранную деятельность в

весьма сложном и противоречивом мире, требующем его особого внимания сразу не

к одной, а к нескольким сферам жизни об­щества, нет и не может быть только

одной, единственной основной (главной) функции.

Положение не меняется даже в том случае, когда в качестве та­ковой "в

цивилизованном обществе" объявляется "охрана интересов человека, его прав".

Дело заключается, во-первых, в том, что охра­на интересов человека, его прав

— это скорее не функция, а основ­ная цель, задача, причем не только

"цивилизованного", но и любого уважающего себя и своих граждан государства и

общества. А, во-вторых, если все же считать охрану интересов человека, его

прав функцией, то при этом нельзя не видеть, что ее осуществление в ре­шающей

степени зависит от всех других без исключения государствен­ных функций. А это

уже само по себе ставит под вопрос статус гла­венства, приоритетности и

первенства рассматриваемой функции перед всеми другими функциями.

В настоящее время нет необходимости возвращаться к уже прой­денному пути и

пытаться вычленять из всего многообразия функций одну или даже две главные

государственные функции. Число их и сам статус функций не остается

неизменным. Он изменяется и развивается не только в зависимости от смены

типов и приоритетов различных го­сударств, но и в зависимости от стадии или

этапов развития одного и того же государства.

Итак, в процессе исторического развития государства в его функциях

происходят изменения: одни из них отпадают, другие — уг­лубляются и

видоизменяют свое содержание, третьи — возникают вновь. Но во всех

случаях они обусловливаются свойственными опре­деленной исторической эпохе

экономической и социально-классовой структурой общества, сущностью

государства и его социальным назна­чением. Поэтому функции конкретного

государства должны рассматри­ваться с учетом его принадлежности к

определенному типу государст­ва,

В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и определенные

трудности, которые необходимо будет решать.

Список использованной литературы

1.Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1993.

2.Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1995.

3.Лившиц Р.З. Теория права. - М., 1994.

4.Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе // Теория права:

новые идеи. М./ 1991. Вып.1.

5.Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе //

Государство и право, 1993. -№6. 6.Общая теория права и государства. Учебник.

/ Под. ред. В. В. Лазарева. - М.: Юристъ, 1996.

7.Теория государства и права / Отв. ред. Н.А. Катаев, В.В. Лаза­рев. Уфа, 1994.

8. Теория государства и права / Под ред. Марченко М.Н. -М., 1996.

9.Теория государства и права / Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. - М.:

Юристъ, 1997.

10.Теория государства и права. М., 1994. Вып.2.

Страницы: 1, 2, 3