бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Цели, задачи, функции государства бесплатно рефераты

что, следуя общей тенденции расширения роли и значения государства в

отношении экономики и общества, его дея­тельность и функциональная активность

по мере развития рыночных отношений будет не сужаться, а, наоборот, еще

больше возрастать. Кардинальному изменению будут подвергаться лишь сферы

"приложения" деятельности государства, формы и методы его воздействия на

окру­жающую экономическую и социально-политическую среду.

3. В функциях государства прослеживается прямая связь не только с

социально-классовой сущностью и содержанием государства, но и с его

непосредственными, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития

основными целями и задачами. Характер функций определяется не только

типом государства, его социально-классовой природой, сущностью и назначением,

но и особенностями стоящих пе­ред ним целей и задач. Приоритетность и масштаб

реализации первых в значительной мере обусловливается важностью и масштабностью

по­следних. Функции как средства достижения целей и решения основных

государственных задач во многом зависят и определяются характером этих самых

целей и задач.

Так, в условиях войны или надвигающегося военного кризиса, когда перед

государством и обществом стоят задачи защиты страны от нападения извне, на

первый план выступает функция обороны. Ее при­оритетность в этот период не

подлежит сомнению» В период же эконо­мического спада, а тем более

экономического кризиса, когда решают­ся задачи стабилизации экономики и ее

подъема, на первом плане в силу самих объективных обстоятельств

оказываются экономические функции.

Последнее особенно отчетливо проявляется в России в современ­ный период. От

успешности решения экономических задач и осуществ­ления экономических функций

целиком и полностью зависит достижение объективно стоящих перед обществом и

государством целей, осуществ­ление всех других государственных функций.

4. Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных

органов или же государственных организаций. Функции последних, хотя и имеют в

большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, но

тем не менее они обладают, по сравнению с функциями всего государства,

относительно узким, ло­кальным характером.

Если функции государства охватывают собой всю его деятель­ность в целом,

активность всего государственного аппарата или ме­ханизма, то функции

отдельных органов распространяются лишь на часть его, охватывают собой

деятельность лишь отдельных его час­тей.

5. Функции государства отличаются своими методами и формами осуществления и

не смешиваются со сферами их приложения.

В соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед

государством на том или ином этапе его развития, при осуществлении своих

функций государство может использовать и использует методы поощрения, убеждения

или же, при необходимости, методы принужде­ния. Основными правовыми формами

деятельности государства при этом являются законодательная

(правотворческая) исполнительно-распорядительная и правоохранительная

деятельность государства.

Что же касается сфер приложения функций государства, то они далеко не всегда

совпадают друг с другом. В одной и той же сфере деятельности государства

может осуществляться несколько функций и, наоборот, одна и та же функция

может проявляться в нескольких сфе­рах жизни общества.

Итак, функции государства — это основные направления внутрен­ней и

внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его

классовая и общечеловеческая сущность и соци­альное назначение.

В этом определении выделены наиболее существенные признаки функций государства.

1. Функции государства непосредственно выражают и предметно конкретизируют

его классовую и общечеловеческую сущность. Их со­держание учитывает

классовые, групповые (корпоративные), нацио­нальные и частные интересы

членов общества.

2. В функциях государства воплощается и раскрывается его ак­тивная служебная

роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется

разносторонняя практическая деятель­ность внутри страны и на международной

арене.

3. Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим

задачам и целям. Государство выполняет свое социаль­ное назначение

посредством осуществления соответствующих ему функ­ций, представляющих собой

устойчиво сложившиеся основные направле­ния его деятельности.

4. В функциях государств различных исторических типов прояв­ляются и

объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика

социально-экономических, политических и духов­ных преобразований в жизни

общества.

Функции государства подразделяются на основные и неосновные в зависимости от

важности и социальной значимости направлений дея­тельности государства.

Основные функции — это наиболее общие, важнейшие направления

деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и

целей, стоящих перед ним в определенный исторический период.

Основным функциям государства присущ ряд общих черт.

Во-первых в них наиболее выпукло проявляется классовая и

общечелове­ческая сущность государства, его социальное назначение. Достаточно

сопоставить, например, такие направления деятельности государства, как, с одной

стороны, налаживание средств связи, обеспечение ре­монта и строительства дорог,

работы транспорта, участие в междуна­родных конвенциях по защите растений от

болезней, борьба с эпиде­миями и др., с другой стороны, экономическая,

социальная деятель­ность государства, осуществляемая им охрана прав и свобод

граждан, всех форм собственности, правопорядка, оборона страны и др.

Во-вторых, в отличие от многочисленных государственных функ­ций,

осуществляемых, как правило, специально предназначенными для этого органами

(например, здравоохранение, социальное обеспечение, высшее образование,

финансовая деятельность, дипломатия, внешняя торговля и т.д.), основные

функции относятся к деятельности госу­дарства в целом, выполняются, хотя и в

разной мере, всеми или мно­гими звеньями государственного аппарата.

В-третьих, с точки зрения своего содержания и структуры ос­новная функция

носит комплексный, собирательный характер, требует системного анализа. Она

воплощает сосредоточение усилий государст­ва на одном из решающих, генеральных

направлений его внутренней или внешней деятельности. Ее объектом является

широкий круг обла­дающих известным сходством общественных отношений в какой-то

опре­деленной большой области социальной жизни.

Сообразно с этим основные функции государства охватывают, группируют по

наиболее важным направлениям государственного воз­действия на общественные

отношения множество других его функций, именуемых неосновными функциями.

Последние, будучи составными структурными частями основных функций,

представляют собой направ­ления деятельности государства по выполнению его

задач в конкрет­ной, и в этом смысле более узкой, сфере общественной жизни,

Необходимо помнить, что термин "неосновные функции" условный. Его употребление

правомерно лишь постольку, поскольку помогает вы­делить из множества различных

государственных функций более широ­кие по объему и общие по содержанию основные

функции государства.

Важно подчеркнуть, что основная функция — не конгломерат, а определенная,

проникнутая внутренним единством и целеустремленно­стью система

многочисленных направлений деятельности государства. Эта система отличается

от составляющих ее элементов.

Итак, цели и задачи, а вместе с ними и некоторые функции

госу­дарства в решающей степени зависят от его социально-классовой сущ­ности и

содержания, его социально-классовой предопределенности к направленности, а

также в значительной мере — от его идеологиче­ской обусловленности. Нет и не

может быть у государства таких це­лей и задач, а вместе с ними и

соответствующих функций, которые бь не были обусловлены его сущностью,

содержанием, идеологическими воззрениями правящих кругов, его

социально-классовым назначением.

11

Классификация функций государства

В связи с тем, что государство выполняет множество функций, содержание

которых весьма разнообразно, необходима их научная классификация.

Классификация функций государства имеет своей непо­средственной целью

создание условий для их более глубокого и раз­ностороннего изучения и более

эффективного применения. Она дает возможность вырабатывать практические

рекомендации по совершенст­вованию основных направлений деятельности -

функции государства не вообще, а дифференцированно, применительно к их

отдельным видам, группам или даже — к отдельно взятым функциям.

В юридической теории, а, отчасти, и в практике существует множество

оснований (критериев) классификации функций государства. Их пытаются

подразделять в зависимости от продолжительности их су­ществования и

деятельности (постоянные, присущие государству на всех этапах его развития,

и временные); от их социальной значимо­сти (выражающие преимущественно

интересы правящих классов, слоев и групп, или представляющие, концентрирующие

в себе интересы всего общества); от сфер их "приложения" и осуществления

(политические, идеологические, социальные, экономические); от форм их

реализации (правотворческие, правоохранительные, правоприменительные) и др.

Классификация функций государства проводится также на основа­нии

территориального масштаба, в пределах которого они реализуют­ся. В

федеративном государстве — эта функция федерации в целом и субъектов

федерации. В унитарном государстве — это функции, осуще­ствляемые на

территории единого, лишь в административно территори­альном плане делимого

государства. В конфедерации — это координи­рующие функции всего сообщества

(союза) государств и функций, ко­торые реализуются на территории каждого из

участников этого союза государств.

В последние годы предпринимаются попытки классификации функ­ций государства,

базирующиеся на принципе разделения властей. В соответствии с данным

критерием функции подразделяются на законо­дательные (правотворческие),

управленческие и судебные. Авторы, проводящие такую классификацию, поясняют,

что особенность данной классификации заключается прежде всего в том, что "она

отражает механизм реализации государственной власти" и что каждая из

на­званных функций осуществляется, как правило, не одним, а совокуп­ностью

государственных органов, принадлежащих к определенной ветви власти —

законодательной, исполнительной и судебной.

Относительно новой трактовкой процесса классификации функций государства

является их подразделение в зависимости не только от принадлежности к тому или

иному типу государств, но и в зависимо­сти от обусловленности "природой всякого

общества". В соответствии с данным критерием функции подразделяются на функции

государств эксплуататорских типов, функции государства демократического типа и

функции, вытекающие из природы всякого общества.6

Итак, наиболее общими критериями отграничения одной функции от другой являются:

во-первых, особенности объекта государственно­го воздействия своеобразие

тех общественных отношений на которые государство воздействует в процессе своей

деятельности; во-вторых, обусловленная последними специфика содержания

каждой функции т.е. более или менее однородных, близких друг к другу видов

государст­венной деятельности.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни - внутренней или

внешней — осуществляются те или иные функции госу­дарства, разрешению каких

задач они служат — внутриполитических или внешнеполитических — они

подразделяются на внутренние и внеш­ние. Внутренние функции государства — это,

например, экономиче­ская, экологическая, функция развития культуры, науки и

образова­ния. К внешним функциям относятся: оборона страны, обеспечение ми­ра и

поддержка мирового порядка и т.д.

Рассмотрим указанные функции подробнее.

Основные внутренние функции

Россия переживает один из важнейших этапов развития своей го­сударственности,

правовой каркас которого очерчен в принятой путем референдума 12 декабря

1993г. Конституции. Данный этап начался пе­реходным периодом осуществления

коренных политических, социально-экономических и духовных преобразований,

формирования основанного на рыночной экономике гражданского общества и

демократического со­циального правового государства, в котором человек, его

права и свободы являются высшей ценностью. С выполнением этих задач

непо­средственно связано изменение и развитие функций Российского

госу­дарства по сравнению с периодом до прекращения существования СССР.

Рыночная реформа заметно ограничила пределы и видоизменила механизм

воздействия государства на экономические отношения, соз­дала условия для

развития частной собственности и свободного пред­принимательства, привела к

разгосударствлению экономики. Демонтаж административно-командной системы

устранил монополию государствен­ного руководства экономикой,

свойственную хозяйственно-организаторской функции социалистического

государства, расчистил дорогу рыночным отношениям. В обстановке

экономической независимо­сти система уравнительного распределения

материальных благ пере­стала соответствовать новым экономическим отношениям,

превратилась в сдерживающий фактор их развития. В связи с этим отпала

необходи­мость в функции государственного контроля за мерой труда и мерой

потребления. В новых условиях существенно изменилось и вместе с тем

осложнилось содержание хозяйственно-организаторской, культур­но-

воспитательной и других внутренних функций, ранее выполнявшихся Советским

государством; в одну из основных превратилась функция сбора налогов,

Соответственно возникла необходимость внести уточнения как в саму систему

функций, так и в их названия. В современный период Российскому государству

присущи следующие основные внутренние функции: экономическая;

социальная; развития культуры, науки и об­разования; налогообложения и взимания

налогов; экологическая; ох­раны прав и свобод граждан, всех форм собственности,

правопорядка.

Экономическая функция. В ней наиболее полно проявляется со­временная роль

государства в области хозяйствования. В основе этой функции лежит жизненно

необходимая реальная рыночная реформа у при­званная коренным образом

трансформировать экономический механизм России.

За прошедшие годы уже обозначились некоторые важные элементы рыночных

отношений: экономическая свобода, право собственности, работающие рынки

товаров и услуг. Вместе с тем возникла необходи­мость поиска оптимальных

способов участия государства в экономиче­ских процессах, налаживания

эффективного государственного регули­рования, совместимого с рыночными

механизмами, В этом главная осо­бенность экономической функции современного

Российского государст­ва по сравнению с хозяйственно-организаторской функцией

Советского государства по всеобъемлющему руководству экономикой.

Сегодня экономическая функция охватывает такие направления государственной

деятельности, как структурная перестройка россий­ской экономики, при которой

будет производиться только продукция, жизненно необходимая человеку,

государству, мировому рынку; пре­имущественная поддержка стратегических,

высококонкурентных на ми­ровом рынке и социально значимых для России

производств; демонопо­лизация производства; реальная поддержка

производителей, в том числе малого предпринимательства; целенаправленная

инвестиционная политика; отстаивание интересов российских компаний на

внутреннем и мировом рынке; продолжение приватизации; реформа экономического

механизма аграрного сектора и прежде всего обеспечение права част­ной

собственности на землю; постепенное снижение темпов инфляции и торможение

роста- цен; приостановка спада производства; формирова­ние современной

системы расчетов и начало глубокой реформы Цен­трального банка и т.д.

Особое место в правовом обеспечении осуществления экономиче­ской функции

принадлежит новому Гражданскому кодексу Российской Федерации. С принятием его

в полном объеме создана всеобъемлющая правовая основа рыночной экономики,

общества цивилизованных собст­венников, экономической свободы человека,

партнерских отношений между гражданином и государством.

Социальная функция. Она проистекает из предпосылки, что, как записано в

Страницы: 1, 2, 3