бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Профессиональная этика, права и обязанности аудиторов бесплатно рефераты

p align="left">Для достижения указанной цели аудитор должен соблюдать четыре основных требования к ней (наверное, все-таки к нему -- аудитору -- прим. авт.):

Достоверность

Украинское общество ощущает потребность в пользовании достоверной информацией.

Профессионализм

Выдвигаются требования к аудиторам, которые могут быть определены клиентами, работодателями и другими заинтересованными сторонами к специалистам-аудиторам.

Качество услуг

Выполнение аудиторских услуг должно осуществляться в строгом соответствии с действующими нормативами и правилами аудита и Кодекса этики.

Доверие

Пользователи услуг аудитора должны быть уверенными в том, что он никогда не нарушит профессиональной этики и будет соблюдать ее на протяжении всей практики.

Во вступительном подразделе указанного Кодекса «Фундаментальные основы этики аудита» (пункты 11,12) говорится:

«Во имя достижения стоящей перед аудитором цели он обязан соблюдать следующие фундаментальные основы этики: честность, объективность, конфиденциальность, профессиональное поведение, профессиональные нормы».

Так как в данном определении говорится о цели, которая поставлена перед аудитором (а такой целью является проведение аудита), то необходимо рассмотреть понятие цели аудита.

В соответствии со статьей 4 Закона Украины от 22.04.93 г. N 3125-ХІІ «Об аудиторской деятельности» аудит -- это проверка публичной бухгалтерской отчетности, учета, первичных документов и прочей информации относительно финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования с целью определения достоверности их отчетности, учета, его полноты и соответствия действующему законодательству и установленным нормативам.

В свою очередь, пунктом 2 ННА N 3 «Цели и общие принципы аудита финансовой отчетности» определено, что целью аудита финансовой отчетности является высказывание аудитором заключения о том, соответствует ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах инструкциям, регламентирующим порядок подготовки и предоставления финансовых отчетов.

В то же время глоссарием терминов Международных стандартов аудита под целью аудита финансовой отчетности понимается обеспечение возможности выражения аудитором мнения о том, подготовлена ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с установленными основами финансовой отчетности.

Так вот, для достижения поставленной перед аудитором цели указанным Кодексом определены следующие фундаментальные основы этики:

Честность

Аудитор должен быть честным во время исполнения своих профессиональных обязанностей.

Объективность

Аудитор должен быть справедливым и не допускать, чтобы предрассудки, предубежденность и другие факторы влияли на его объективность.

Аудитор обязан предоставлять услуги с надлежащим уровнем заботы о клиенте, компетентно и старательно, постоянно поддерживать профессиональные знания. Необходимо иметь такой уровень профессиональных знаний, который не вызывал бы никаких сомнений у клиента в том, что он получил компетентные профессиональные услуги с учетом самых последних изменений в законодательстве, аудиторской практике и технике предоставления аудиторских услуг.

Конфиденциальность

Аудитор не имеет права без согласия клиента разглашать или раскрывать информацию, полученную им в ходе предоставления профессиональных услуг, а также использовать ее в своих целях.

Профессиональное поведение

Аудитор обязан создавать и поддерживать положительную репутацию профессии, воздерживаясь от каких-либо действий, дискредитирующих ее.

Профессиональные нормы

Аудитор обязан выполнять с должной заботой и уважением инструкции и указания клиента или работодателя (внутренний аудитор) в той мере, в которой они не противоречат требованиям честности, объективности и независимости.

Аудитор должен выполнять услуги в соответствии с принятыми Аудиторской палатой нормативами, а также соблюдать требования Закона Украины «Об аудиторской деятельности».

Самостоятельным требованием в подразделе «Фундаментальные основы этики аудита» является требование пункта 12 о том, что аудитор есть и должен быть всегда свободным от какой-либо заинтересованности, несовместимой с честностью, объективностью и независимостью.

Перечень изложенных в Кодексе фундаментальных основ этики аудита не совпадает с перечнем этических профессиональных требований, изложенных в ННА N 2, и с перечнем этических принципов, изложенных в ННА N 3. В подразделе «Фундаментальные основы этики аудита» не оговорена взаимосвязь перечисленных в данном Кодексе основ этики аудита с этическими профессиональными требованиями и этическими принципами, перечисленными в ННА N 2 и ННА N 3.

В то же время пунктом 3 ННА N 2 оговорена необходимость соблюдения «...этических требований, определенных в Кодексе профессиональной этики аудиторов Украины». В свою очередь пунктом 4 ННА N 3 также предусмотрено, что во время аудита необходимо придерживаться требований Кодекса профессиональной этики аудиторов Украины.

На этой основе можно сделать вывод о том, что под этическими требованиями и этическими принципами, названными так в ННА N 2 и N 3, имеются в виду фундаментальные основы этики аудита, названные так в Кодексе профессиональной этики аудиторов Украины. Это подтверждается и тем, что в переводе Кодекса этики Международной федерации бухгалтеров (Москва, ICAR, 2000 г.), который положен в основу национальных нормативов аудита, «фундаментальные основы» изложены, как «фундаментальные принципы».

КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ АУДИТОРОВ УКРАИНЫ

Непосредственно Кодекс профессиональной этики аудиторов Украины состоит из 14 разделов. Перечислим названия указанных разделов:

Раздел 1 -- Объективность;

Раздел 2 -- Решение этических конфликтов;

Раздел 3 -- Профессиональная компетентность;

Раздел 4 -- Конфиденциальность;

Раздел 5 -- Налоговая практика;

Раздел 6 -- Заграничная деятельность;

Раздел 7 -- Самореклама;

Раздел 8 -- Независимость;

Раздел 9 -- Вознаграждение и комиссионные;

Раздел 10 -- Деятельность, не совместимая с практикой аудитора;

Раздел 11 -- Денежные суммы клиентов;

Раздел 12 -- Взаимоотношения с другими аудиторами;

Раздел 13 -- Реклама и предложение услуг;

Раздел 14 -- Пособие для принятия аудиторской присяги.

Теперь остановимся на рассмотрении положений каждого раздела данного Кодекса.

Раздел 1. Объективность. Принцип объективности обязывает аудитора быть беспристрастным в мыслях, честным и независимым. Аудитор может предоставлять широкий круг аудиторских услуг, но в любом случае он должен демонстрировать свою объективность, профессионализм и беспристрастность. Объективность необходимо соблюдать в любых случаях, обратив особое внимание на следующее:

а) аудиторы могут попасть в обстоятельства, при которых возможно давление на их независимость;

б) аудитор может проявлять предубежденность в отношениях с людьми;

в) во время предоставления аудиторских услуг руководители аудиторской фирмы обязаны обеспечить соблюдение принципов объективности работниками аудиторской фирмы, а также привлекаемыми экспертами других предприятий.

Для обеспечения соблюдения принципа объективности можно рекомендовать следующие нормы поведения:

если какая-либо из ситуаций не укладывается в рамки действующих стандартов или закона -- руководствуйтесь здравым смыслом и логикой;

не давайте повода для возникновения мыслей об утрате вами объективности и независимости;

не позволяйте предлагать вам какие-либо подарки или подношения, а также предлагать свои услуги, которые могут послужить поводом усомниться в объективности ваших действий и суждений;

в отношениях с людьми проявляйте толерантность и непредубежденность;

обеспечьте соблюдение принципов объективности работниками аудиторской фирмы, а также экспертами других предприятий, привлекаемыми к работе.

Раздел 2. Решение этических конфликтов. Аудиторы должны постоянно держать в поле зрения обстоятельства, которые могут привести к конфликтам. При этом необходимо учитывать, что выяснение взаимоотношений между аудитором и другой стороной не всегда могут регламентироваться вопросами этики. Поэтому в каждом отдельном случае необходимо тщательно выяснять обстоятельства.

На аудитора могут влиять такие обстоятельства, как давление со стороны руководства или акционера, семейные или личные взаимоотношения с клиентом, действия, противоречащие профессиональным нормам и стандартам, и т. п.

В любом случае, сталкиваясь с необходимостью решения этических вопросов, необходимо исходить из договорных взаимоотношений между аудиторской фирмой и клиентом, а также из норм действующего законодательства и принципов, заложенных в Кодексе профессиональной этики аудиторов Украины.

Если все принятые меры не привели к разрешению этического конфликта, то необходимо ставить вопрос об отказе в предоставлении аудиторских услуг, с письменным сообщением об этом клиенту.

На основе положений Кодекса можно рекомендовать следующий порядок разрешения конфликта:

1. Проанализировать причину конфликта с непосредственным руководством клиента;

2. Если конфликт не разрешен или имеются сомнения в том, что руководитель более высокого ранга каким-либо образом причастен к конфликту, то необходимо обратиться к руководству высшего уровня, вплоть до наблюдательного Совета или собрания;

3. Параллельно можно получить конфиденциальную консультацию у независимого юриста или в комиссии по этике Аудиторской палаты Украины;

4. Если конфликт не удалось разрешить, то необходимо отказаться от выполнения задания или работы.

Раздел 3. Профессиональная компетентность. Если аудитор не владеет необходимыми компетентностью и профессиональными навыками для выполнения соответствующих аудиторских услуг, он должен отказаться от их предоставления. Если же такая работа может быть выполнена специалистами других неаудиторских профессий, то аудитор должен воспользоваться их услугами.

Достижение профессиональной компетентности необходимо разделить на две самостоятельные стадии:

1) непосредственно достижение профессиональной компетентности, включающее в себя наличие высшего образования, практического опыта работы не менее трех лет на должностях аудитора, ревизора, бухгалтера, юриста, финансиста или экономиста, а также проверка знаний в ходе сдачи экзаменов на получение сертификата аудитора;

2) постоянная поддержка профессиональной компетентности на должном уровне путем самостоятельного изучения законодательных и нормативных документов, отечественных и международных норм и стандартов по учету и аудиту, а также прохождения повышения квалификации на соответствующих курсах подготовки и переподготовки специалистов.

Раздел 4. Конфиденциальность. Правило доверительного и конфиденциального общения основано на вере в то, что это даст возможность свободно обмениваться любой информацией между участвующими сторонами аудиторского процесса. Сама сущность аудиторских услуг требует, чтобы аудитор имел доступ к самой конфиденциальной информации клиента. И клиент должен быть уверен, что аудитор сохранит полученную информацию в тайне.

В соответствии с разделом 4 Кодекса аудитор всегда, везде и во всем обязан соблюдать конфиденциальность, за исключением случаев, когда ему предоставлены особые полномочия по раскрытию информации о деятельности клиента или имеются обстоятельства, обязывающие аудитора раскрывать информацию. В этом случае, уточняет данный Кодекс, раскрытие возможно только при условии, если это специально предусмотрено статьей 187 Уголовного кодекса Украины. Однако в связи с вступлением в силу с 01.09.2001 г. новой редакции Уголовного кодекса в нем отсутствует аналог статьи 187 в разделе XVII «Преступления против правосудия».

Следует обратить внимание на то, что уточнение, приведенное в данном Кодексе, ставит под сомнение возможность аудитора раскрывать информацию в случаях, предусмотренных статьей 187 УК Украины. Необходимо отметить, уточняется в Кодексе профессиональной этики аудиторов Украины, что в силу ограниченных профессиональных знаний аудитора в области права и юриспруденции, аудитор не может дать точную оценку фактов нарушения Уголовного кодекса, то есть аудитор не имеет ни возможности, ни права судить о неправомерных действиях клиента. Решение таких вопросов находится в компетенции суда.

По нашему мнению, раскрытие информации возможно лишь при наличии письменного согласия заказчика или в случае, если это прямо оговорено в Законе.

Этот вывод подтверждается пунктом 4.5 раздела 4 Кодекса, которым оговорено, что правило ответственности аудитора за раскрытие информации не применяется в случаях если:

а) раскрытие информации письменно санкционировано клиентом;

б) раскрытие информации обусловлено требованиями законодательства.

Однако в пункте 4.5 раздела 4 данного Кодекса приводится еще один случай, при котором возможно раскрытие информации клиента, полученной в результате осуществления аудитором аудиторской деятельности. Этот случай аргументируется как профессиональная необходимость раскрытия информации, если это обусловлено:

национальными нормативами аудита и этическими требованиями;

защитой профессиональных интересов аудитора в процессе судебного разбирательства;

проверкой соответствия качества работы аудитора в случаях поступления жалобы или претензии в Аудиторскую палату Украины.

Раздел 5. Налоговая практика. Раздел 5 Кодекса посвящен этическим правоотношениям при предоставлении клиентам услуг в области налогообложения.

Предоставление указанных услуг должно производиться грамотно, с соблюдением правил объективности и конфиденциальности. По результатам предоставленных услуг по вопросам налогообложения аудитор обязан выдавать заключение, соответствующее требованиям украинского законодательства.

Предоставление налоговых услуг должно сопровождаться:

сообщением клиенту о существующих ограничениях, свойственных аудиту вообще и налоговому консультированию в частности, не позволяющих гарантирование абсолютной, то есть 100%-ной правильности предоставленных консультаций;

в случае составления налоговых деклараций необходимо предупредить клиента о том, что ответственность за предоставленную для включения в декларацию информацию несет он, а аудитор несет ответственность за правильность включения полученной информации в декларацию;

если аудитор сомневается в достоверности предоставленной информации для составления налогового отчета или декларации, то он должен отказаться от участия в исполнении такой услуги;

составление налоговых деклараций может основываться на методе учетных оценок в случаях, предусмотренных законодательством, или в случаях, когда нет необходимости получения слишком большой точности;

при составлении налоговых деклараций необходимо использовать декларации предыдущих периодов, данные бухгалтерского учета и отчетности, уточнять в необходимых случаях полученную информацию;

в случае обнаружения существенных ошибок в налоговых декларациях предыдущего периода немедленно сообщить об этом клиенту и рекомендовать ему принять соответствующие меры к исправлению;

если клиент не применяет мер к устранению обнаруженных и указанных недостатков, то аудитор решает вопрос о целесообразности сотрудничества с таким клиентом.

Раздел 6. Международная деятельность. Аудитор, имеющий сертификат Аудиторской палаты Украины, имеет право осуществлять аудиторскую деятельность в любом государстве за пределами Украины. В любом случае аудитор должен предоставлять услуги в соответствии с требованиями национальных нормативов аудита и настоящего Кодекса этики, а при отсутствии национальных норм и правил по отдельным вопросам необходимо руководствоваться международными нормами аудита.

В случае если этические требования в стране предоставления аудиторских услуг отличаются от аналогичных требований Кодекса этики аудиторов Украины, необходимо исходить из следующего:

а) если этические требования страны предоставления аудиторских услуг менее жесткие, чем требования украинского Кодекса, необходимо руководствоваться именно отечественными нормами этики;

б) если этические требования страны предоставления аудиторских услуг более строгие, чем украинские, необходимо применять нормы этики предоставления аудиторских услуг этой страны.

Страницы: 1, 2, 3