бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Профессиональная этика, права и обязанности аудиторов бесплатно рефераты

Профессиональная этика, права и обязанности аудиторов

СОДЕРЖАНИЕ

1. Понятие общей этики

2. Обзор принципов этики

3. Основные принципы этики и поведения аудитора

4. Кодекс профессиональной этики аудиторов Украины

5. Требования к проведению аудита. Права и обязанности аудиторов, установленные законодательством

6. Литература

ПОНЯТИЕ ОБЩЕЙ ЭТИКИ

Слова «мораль», «этика» воспринимаются сегодня неоднозначно. С одной стороны, мы понимаем, что без морали жить невозможно. С другой стороны понятие «моральное» часто ассоциируется у нас с чем-то набившим оскомину, типа «морального кодекса», «морально-трудового воспитания», «морального облика» и т. п.

Однако для представителей любой профессии этическое поведение -- не простой звук, а жизненная необходимость. Это объясняется тем, что люди, занимающиеся какой-либо профессией, заинтересованы в общественном доверии, высоком качестве своих услуг независимо от поведения отдельных представителей этой профессии. Для аудиторов очень важно, чтобы их клиенты, а также третьи лица, пользующиеся финансовой отчетностью, доверяли качеству предоставляемых аудиторских услуг, как в виде аудита, так и в виде других, предоставляемых аудиторами, услуг. Если люди, которым предоставляются услуги, не верят, например, своим врачам, адвокатам или аудиторам, то способность указанных специалистов обслуживать своих клиентов значительно уменьшается.

Если допустить, что лица, пользующиеся услугами, будут оценивать профессиональный уровень таких специалистов по степени сложности предоставляемых услуг, это не приведет ни к чему хорошему, так как именно из-за сложности неспециалисту достаточно трудно разобраться в качестве этих услуг. Например, больной вряд ли может достаточно квалифицированно судить, хорошо ли ему была сделана операция. Лицо, пользующееся финансовой отчетностью, также не всегда может оценить, хорошо ли проведен аудит этой финансовой отчетности. У большинства пользователей таких услуг нет ни времени, ни достаточного опыта и знаний для подобной оценки. Общественное доверие высокому качеству предоставляемых профессиональных услуг возрастает тогда, когда в рамках данной профессии существуют высокие стандарты осуществления профессиональной деятельности (в том числе и высокие стандарты поведения профессионалов).

Как и для любой другой профессии, для профессионального аудитора очень важно чувство правильного этического поведения.

В профессиональной сфере существуют два этических аспекта -- общая этика (духовный аспект) и профессиональная этика (практический аспект).

Так как философов волнует благо всего человечества, то в их трудах мы, в основном, встречаем понятие общей этики, а не этики небольших групп людей, представляющих отдельные профессии. Поэтому мы не можем найти в философских теориях решения наших конкретных проблем. Этика поведения аудиторов и представителей любой другой профессии -- не более чем узкое применение общих понятий этики поведения, разработанных философами для всех людей.

Можно говорить о том, что этика -- это область философии, которая занимается систематическим изучением проблемы человеческого выбора понятий о хорошем и плохом.

Это означает, что:

1) в области этики существуют проблемы выбора решений;

2) в этике существуют понятия о хорошем и плохом (моральные принципы);

3) этика занимается последствиями (сущностью) решений.

Что такое этическая проблема?

Проблемная ситуация возникает, когда человеку необходимо сделать выбор между различными действиями, и правильный выбор не лежит на поверхности. Этическую проблемную ситуацию можно определить как такое положение, когда выбор определенного действия влияет на благополучие других людей.

Что такое этическое поведение?

Можно найти два стандартных философских ответа на этот вопрос:

1) этическое поведение -- это поведение, приносящее больше всего пользы;

2) этическое поведение -- это поведение, соответствующее моральным нормам и принципам.

Наиболее сложные проблемные ситуации возникают тогда, когда сталкиваются между собой:

а) различные моральные нормы;

б) моральные нормы и понятие «польза».

Почему профессионалам необходим кодекс этического поведения?

Кодекс этического поведения дает соответствующие рекомендации, точно определяет критерии поведения, специфические для данной профессии. В кодексах профессиональной этики, в отличие от теории общей этики, можно найти решения конкретных проблем. Кроме того, в кодексах содержатся и профессиональные требования. С точки зрения определенной профессии, кодекс является декларацией твердых норм поведения и содействует выполнению этих норм. Без этого стала бы невозможной профессиональная дисциплина.

При подготовке данной статьи автором было исследовано несколько мнений о принципах решения этических проблем.

В книге Виктора Малахова «Этика» (состоящей из курса лекций), допущенной Министерством просвещения и науки Украины в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений (Киев, издательство «Лыбидь», 2001 г.), отмечается, что этику как науку интересует, прежде всего, то, как необходимо вести себя, какие ценности отстаивать в жизни. Далее В. Малахов раскрывает мнение некоторых ученых, занимающихся проблемами этики (не называя их имен), о существовании двух форм решения этических проблем: оптативной (благожелательной) и императивной (приказной).

Однако автору больше импонирует подход к решению проблемных вопросов с точки зрения этики, который строится на императивных, утилитарных и обобщенных принципах, изложенных в монографии известного в США специалиста в области теории и практики аудита Джека К. Робертсона «Аудит».

Суть этих принципов рассмотрим на следующем примере.

Работая аудитором, Вы выяснили, что кассир, хранящий мелкие наличные средства, подделал некоторые записи в платежах, чтобы скрыть незначительные ошибки и свести баланс за месяц. Далее Вы выяснили, что за год было сделано поддельных записей на сумму 240 гривень. Кассиром работает женщина 55 лет, а президент акционерной компании не терпит ошибок, намеренных или случайных. В этих вопросах он непримирим. Он спросит Вас о результатах проверки. Без сомнения, кассир будет уволена, если Вы расскажете правду. Как вы поступите?

ОБЗОР ПРИНЦИПОВ ЭТИКИ

1. Согласно императивному принципу, принимая решения, необходимо руководствоваться требованиями этических норм. Императивная этика строго устанавливает, что, принимая решение, нельзя пытаться предугадать, к чему оно приведет -- к добру или злу.

Этика в императивном смысле -- это моральные нормы и правила, а не изучение последствий какой-либо ситуации.

Главный недостаток императивного принципа -- это уверенность в том, что из так называемых универсальных правил никогда не бывает исключений. Против этого можно возразить, что если установленное правило допускает исключения, принцип все равно сохраняется. Сложность состоит в том, что человеческая жизнь весьма запутана, и только очень общие правила могли бы охватить все вероятные обстоятельства. Ярким сторонником и самым крупным приверженцем этой теории был Иммануил Кант.

Императивная теория, тем не менее, не указывает легкого способа принятия решения. Человек, выполняющий правило, всегда может оказаться перед дилеммой. Это приводит к тому, что люди взвешивают последствия своих действий и один из способов оценки этих последствий описывается принципом утилитаризма.

Для большинства кодексов профессиональной этики характерен императивный подход. Однако догматический императивный подход к этическим решениям может быть недостаточным основанием для создания профессиональных стандартов. Общество могут интересовать правила и возможные противоречия между ними. Полезными могут быть и методы оценки последствий альтернативных действий.

2. Согласно принципу утилитаризма окончательным критерием этического выбора является соотношение добра и зла, которое может возникнуть в результате какого-либо действия. Причем основное внимание уделяется последствиям действия, а не соблюдению правил. Критерий достижения добра составляет исходный пункт процесса принятия решений. Этот критерий очень полезен, но отметим, что он не является мерилом ценностей, позволяющих определить, что именно вытекает из данных действий -- добро или зло.

Согласно этой теории люди, принимая решение, прежде всего, должны определить, какие нормы принесут наибольшее добро наибольшему числу людей.

3. Разумным сочетанием императивного и утилитарного принципов является генерализация. В кратком изложении это звучит так: если схожие люди в приблизительно одинаковых обстоятельствах должны были действовать определенным образом, но последствия этого были бы нежелательны, то никто не должен действовать таким образом без причины.

Ключевыми понятиями теста генерализации являются схожесть людей и обстоятельств. Это обеспечивает необходимую гибкость при рассмотрении многих вариантов реальных проблемных ситуаций. Эти понятия требуют здравого смысла при решении вопроса о том, являются ли люди и обстоятельства действительно различными, либо лишь произвольно рассматриваются как различные, так что могут быть сделаны предвзятые выводы.

Краткий обзор принципов этики показывает пути решения сложных проблем. Основная цель -- усвоить общие этические понятия (императив, утилитаризм и генерализация) и применять их при решении конкретных проблем.

Однако следует отметить, что изложенные выше принципы решения этических вопросов применять через кодексы профессионального поведения весьма сложно.

Философским принципом в этике должно служить правило: «Пусть нашим руководителем будет совесть». Это правило должно опираться на мудрость, проницательность, уважение традиций или авторитарные нормы. Изучая Кодекс профессиональной этики аудиторов Украины, необходимо помнить, что независимо от существующих правил или от других рычагов, при помощи которых общество стремится заставить аудиторов правильно работать, в конечном счете каждый из нас, аудиторов, должен сам решать, что подразумевается под стандартами профессионального поведения. И также самостоятельно определять, какое решение, исходя из этих стандартов, необходимо принимать в каждой конкретной ситуации.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭТИКИ И ПОВЕДЕНИЯ АУДИТОРА

Национальным нормативом аудита в Украине N 3 «Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности» (далее -- ННА N 3) предусмотрено, что во время аудита необходимо придерживаться требований «Кодекса профессиональной этики аудиторов Украины», утвержденного Аудиторской палатой Украины.

Пунктом 4 ННА N 3 оговорено, что аудиторам необходимо соблюдать следующие этические принципы:

объективности и независимости;

профессионализма и компетентности;

конфиденциальности;

контроля работы, которая выполняется лицами, привлекаемыми к аудиторской проверке;

планирования работы.

В ННА N 3 не дается характеристика или понятийное определение перечисленных выше принципов. Частично отдельные из них раскрыты в Национальном нормативе аудита в Украине N 2 «Основные требования к аудиту» (далее -- ННА N 2).

Пунктом 2 ННА N 2 предусмотрено, что основные требования, которые регулируют аудиторскую деятельность, делятся на две основные группы: этические и методологические. В нормативе уточняется, что соблюдение этических требований, установленных в Кодексе профессиональной этики аудиторов Украины и в Законе «Об аудиторской деятельности», является обязательным во всех обстоятельствах аудита. Методологические же принципы, определенные в нормативах, могут в отдельных случаях иметь необязательный характер. Обязательность или рекомендационный характер методологических принципов регламентируется теми конкретными нормативами аудита, которые характеризуют соответствующие принципы.

В соответствии с нормами ННА N 2 этическими профессиональными требованиями аудитора определены:

независимость;

объективность;

компетентность;

конфиденциальность;

доброжелательность.

К методологическим требованиям нормативом отнесены:

планирование аудита;

обоснованность оценки значимости аудиторских доказательств, а также система внутреннего контроля:

обоснованность выбора методики и техники аудита, определение критериев сущности и достоверности;

соблюдение методики оценки риска и выборочной проверки данных;

анализ информации и формирования выводов;

ответственность за сделанный вывод;

соблюдение порядка документального оформления;

взаимодействие аудиторов;

обоснованность использования результатов работы другого аудитора или специалиста другой отрасли;

полное информирование клиента;

контроль качества работы аудитора.

Если сопоставить этические принципы, указанные в ННА N 3, с перечнем этических профессиональных требований ННА N 2, то видно, что они не совсем совпадают.

По нашему мнению, необходимо согласиться с предложением С. Зубилевич, высказанным в статье «Требования к аудиту в условиях реформирования учета и отчетности в Украине» («Бухгалтерский учет и аудит», 10/99), о целесообразности объединения национальных нормативов N 2 и N 3 в один по принципу соответствующего стандарта N 200 «Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности» Международных стандартов аудита.

В отличие от указания только наименований этических принципов аудита, даных в ННА N 3, в ННА N 2 даны определения этических профессиональных требований, которые должны соблюдаться аудиторами:

1. Требования по отношению к независимости, объективности и доброжелательности определены пунктом 6 ННА N 2. Аудитор должен быть прямым, честным и откровенным в подходе к выполнению своих профессиональных услуг. Во время проведения аудита он должен беспристрастно и непредубежденно относиться к предприятию, которое проверяется, а также к отдельным предприятиям и лицам, заинтересованным в его работе. Одним из факторов обеспечения условий объективности, отмечается в пункте 6, является независимость аудитора.

2. Требование о конфиденциальности информации раскрыто в пункте 7 ННА N 2. Аудитор должен соблюдать принципы конфиденциальности информации, полученной во время работы от клиента, и не раскрывать ее третьему лицу без разрешения клиента, если не существует такого обязательства в отдельных случаях, предусмотренных украинским законодательством. В нормативе уточняется, что более конкретно о соблюдении принципа конфиденциальности говорится в разделе 4 Кодекса профессиональной этики аудиторов Украины.

3. Пунктами 8 и 9 ННА N 2 уточняются требования относительно мастерства и компетентности аудитора.

Аудит необходимо выполнять с соответствующим профессиональным мастерством лицам, которые имеют соответствующую специальную подготовку, опыт и компетентность в этой области.

Аудитору необходимо иметь специальные знания по общим и специальным дисциплинам, уровень которых подтверждается квалификационным экзаменом в Аудиторской палате Украины, а также необходимый практический опыт работы. Кроме того, аудитор должен быть ознакомленным со всеми изменениями Национальных нормативов аудита и сопутствующих аудиту услуг, Кодекса профессиональной этики аудиторов Украины, а также украинского законодательства.

При проведении аудита, отмечено пунктом 9 ННА N 2, необходимо соблюдать обдуманный подход к методике и технике выполнения как аудита в целом, так и отдельных аудиторских процедур. Компетентность аудитора является основным фактором, который обеспечивает обоснованность и необходимость выбора методики и техники аудита в каждом конкретном случае.

Не пытаясь комментировать изложенные выше нормы этических принципов или требований, предусмотренных нормами Национальных нормативов аудита в Украине, попробуем охарактеризовать их с точки зрения положений Кодекса профессиональной этики аудиторов Украины.

Прежде всего, необходимо отметить, что во вступительной части указанного Кодекса говорится о том, что профессия аудитора имеет свои особенности и характеризуется:

владением профессиональных навыков, полученных во время учебы;

принятием на себя ответственности как относительно общества в целом, так и относительно клиента в частности;

объективностью в работе с клиентами;

предоставлением услуг, отвечающих наивысшим требованиям норм и правил поведения и выполнения аудиторских услуг.

Целью профессии независимого аудитора определено обеспечение высокого профессионального уровня услуг для достижения максимальной эффективности труда, направленного на удовлетворение потребностей украинского общества.

Страницы: 1, 2, 3