бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Профессиональная этика, права и обязанности аудиторов бесплатно рефераты

p align="left">Раздел 7. Самореклама. Желательно, чтобы общественность имела представление о видах деятельности, предоставляемых аудитором. Это означает, что аудитору не запрещается доводить такую информацию до сведения общественности в установленном законом порядке. Если аудитор является членом Союза аудиторов Украины, Федерации профессиональных бухгалтеров и аудиторов Украины, какой-либо иной профессиональной организации или если аудитор внесен в Реестр аудиторских фирм и аудиторов, единолично предоставляющих аудиторские услуги (ведется Аудиторской палаты Украины), то ему не запрещается сообщать об этом при осуществлении саморекламы.

Аудитор может осуществлять саморекламу с целью поиска работы. Однако такая реклама не должна осуществляться таким способом, который может быть истолкован общественностью как предложение «купить» клиента. Объявление о поиске работы по совместительству или по договору подряда следует осуществлять через профессиональную прессу и при условии, что будут зашифрованы и не будут разглашаться фамилия, адрес и номер телефона аудитора.

В справочниках, книгах, статьях, интервью, выступлениях на радио и телевидении, при проведении курсов и семинаров, в брошюрах и документах технического характера могут быть указаны фамилия, профессиональная квалификация аудитора, фирма, в которой ом работает, адрес и номер телефона, по которым можно связаться с аудитором. В любом случае публикуемые или сообщаемые сведения не могут носить рекламный характер ни самого аудитора, ни его аудиторской фирмы.

Должны быть признаны неэтичными рекламные мероприятия, в которых:

делаются заявления о достоинствах фирмы на основе сведений, которые невозможно проверить;

указывается на возможности аудиторской фирмы влиять на решения налоговых, судебных, следственных или иных исполнительных органов, а также должностных лиц;

делаются ссылки на возможности получения неоправданно положительных результатов;

сравниваются достижения собственной фирмы или аудитора с другими конкретными представителями своей профессии;

необоснованно присваиваются титулы, звания, награды и т. п. аудитору или его аудиторской фирме.

Раздел 8. Независимость. Концепция независимости -- это краеугольный камень аудиторской профессии. Так как целью независимой аудиторской проверки является обеспечение доверия потребителей к финансовой отчетности, то аудиторы на самом деле не должны иметь никаких связей ни с руководством клиента, ни с самим проверяемым субъектом предпринимательской деятельности.

Выполнение аудитором этического принципа независимости обеспечивается следующими условиями:

отказом от предоставления услуг в случае непосредственной или непрямой финансовой заинтересованности аудитора в делах клиента. То есть если аудитор является соучредителем клиента или третьей организации, являющейся материнской по отношению к клиенту, или он находится в семейных отношениях с руководителем или учредителем клиента, то такие связи означают непосредственную заинтересованность аудитора в делах фирмы. Если аудитор является доверенным лицом, распорядителем или попечителем имущества лица, имеющего непосредственное финансовое отношение к клиенту, или имеет отношение к инвестору или совместному предприятию, связанное с клиентом, то это также может свидетельствовать о наличии непрямой финансовой заинтересованности в делах клиента и самого аудитора;

сам аудитор, а также члены его семьи должны воздерживаться от получения каких-либо кредитов или ссуд от клиента;

не менее двух лет воздерживаться от предоставления аудиторских услуг силами аудиторов, которые являлись должностными лицами, работниками, членами правлений или наблюдательных советов предприятия клиента;

в случае если аудитор, кроме аудиторских услуг, предоставляет консультации по вопросам предпринимательской деятельности, то он не должен при этом исполнять руководящие функции и принимать руководящие решения, ответственность за принятие которых возложена на наблюдательный совет, исполнительный орган или руководство предприятия клиента;

аудитор не должен исполнять функции служащего или руководителя при внедрении внесенных им же предложений в ходе предоставления консультационных или иных аудиторских услуг;

аудитор, принимавший участие в составлении отчетности, не может в последующем привлекаться для осуществления ее проверки;

аудитор должен гарантировать, что при исполнении им должностных обязанностей на него не будут влиять семейные или личные взаимоотношения;

необходимо избегать возникновения сомнений в независимости аудитора, основанных на том, что вознаграждение аудитора от одного клиента или группы клиентов составляет большую часть дохода или прибыли аудитора;

аудитор не должен принимать какие-либо товары или услуги, за исключением тех, которые имеют отношение к работе по условиям договора. Необходимо избегать получения подарков или иных знаков внимания, выходящих за рамки обычной вежливости;

оплата аудиторских услуг, кроме предоставления консультаций, не должна зависеть от каких-либо непредвиденных обстоятельств или достижения определенных результатов;

величина учредительного капитала аудиторской фирмы должна в идеале принадлежать аудиторам. Абзацем 3 ст. 6 Закона Украины «Об аудиторской деятельности» определено, что аудиторы должны владеть не менее чем 70% уставного капитала аудиторской фирмы;

взаимоотношения между аудиторами -- участниками созданной фирмы -- должны строиться на условиях, оговоренных учредительными документами. При выходе аудитора-учредителя аудиторской фирмы на пенсию, его увольнении или при продаже фирмы договора с заказчиками могут быть пролонгированы для дальнейшего исполнения. В последующем аудитор не должен принимать участия в профессиональной деятельности фирмы, независимо от того, получил ли он причитающуюся ему компенсацию или нет;

возбуждение судебного процесса клиентом по отношению к аудитору или аудитором к клиенту означает нарушение нормальных взаимоотношений между ними, что не способствует соблюдению принципов независимости и объективности между аудитором и данным клиентом;

использование на протяжении длительного периода предоставления аудиторских услуг клиентам одних и тех же руководителей аудиторских групп может привести к потере их независимости. Необходимо в любом случае обеспечить ротацию участников аудиторской проверки за счет работников своей фирмы, а при отсутствии таковых -- за счет привлечения специалистов «со стороны».

Раздел 9. Вознаграждения и комиссионные. Необходимо отметить, что частично вопросы вознаграждения Кодекс рассматривает в разделе 8 «Независимость».

Настоящим разделом уточняется, что вознаграждение аудитора обычно должно устанавливаться на основе почасовых или дневных расценок, рассчитанных для каждого участника предоставления услуги. Отмечается, что вознаграждение должно реально отражать стоимость предоставляемых аудитором профессиональных услуг, учитывая:

1) опыт и знания, необходимые для осуществления аудиторской деятельности;

2) уровень подготовки и наличие практического опыта лиц, непосредственно занятых в предоставлении профессиональных услуг;

3) время, которое необходимо потратить на предоставление услуг лицами, участвующими в их предоставлении;

4) уровень ответственности за результаты предоставленных аудиторских услуг.

На практике часто бывает, что один аудитор предлагает свои услуги по значительно меньшей стоимости, чем стоимость, за которую они выполнялись предыдущим аудитором. Это не будет считаться неправильным при условии, что новая стоимость определена с учетом перечисленных выше требований.

Как и в разделе 8 «Независимость» данного Кодекса, в настоящем разделе предусмотрен пункт 9.7, который оговаривает, что оплата аудиторских услуг, кроме предоставления консультаций, не должна зависеть от каких-либо непредвиденных обстоятельств или достижения определенных результатов.

Вопросы, связанные с определением стоимости работ, а также порядок проведения расчетов, должны быть оговорены в договоре на предоставление аудиторских услуг. Сверх стоимости услуг может быть предусмотрена компенсация переменных расходов, таких как, например, командировочные расходы. В то же время получение каких-либо комиссионных вознаграждений, процентов или вознаграждений за посредничество, при котором услуги не предоставлялись, может нарушить принципы объективности и независимости, и поэтому их надо избегать.

Раздел 10. Деятельность, не совместимая с практикой аудита. В соответствии с пунктом 5 ст. 23 Закона Украины «Об аудиторской деятельности» аудитор и аудиторские фирмы должны ограничивать свою деятельность предоставлением аудиторских услуг и других видов работ, имеющих непосредственное отношение к предоставлению аудиторских услуг в форме консультаций, проверок или экспертиз. Таким образом, предоставление нескольких видов услуг профессионального характера не влияют на честность, объективность и независимость аудитора и не могут нанести урон репутации аудиторской профессии.

В то же время аудитор должен избегать случаев одновременного занятия деятельностью, не имеющей непосредственного отношения к аудиторской деятельности.

Раздел 11. Денежные суммы клиентов. Аудитору не рекомендуется сохранять у себя денежные средства клиентов. Если же аудитор имеет сомнения в законности предлагаемых для хранения денежных средств клиента, то он обязан отказаться от предоставления такой услуги.

Если аудитором все же получены на хранение денежные средства клиента, то он должен:

а) хранить денежные средства клиента отдельно от собственных средств или средств аудиторской фирмы;

б) использовать указанные денежные суммы только в целях, для которых они предназначены;

в) быть готовым в любое время отчитаться за принятые на хранение денежные средства клиента перед уполномоченными для проверки лицами.

12. Взаимоотношения с другими аудиторами. Общественность не в последнюю очередь воспринимает представителей нашей профессии в соответствии с тем, как мы обращаемся друг с другом. Необходимо отметить, что в данном разделе Кодекса почти дословный перевод Международных норм аудита показывает на явную удаленность международной практики предоставления аудиторских услуг от украинских реалий. Некоторое неудобство вызвано тем, что в определении терминов раскрыты понятия «действующего аудитора» и «последующего аудитора», тогда как в рассматриваемом разделе применяется исключительно термин «аудитор-наследник». В то же время этические нормы взаимоотношений между аудиторами -- это то, к чему мы должны повседневно стремиться.

Первоочередное значение в выборе аудитора или аудиторской фирмы имеет мнение клиента. В связи с этим аудитор не может прилагать усилия с целью ограничения свободы выбора клиента.

В случае смены действующего аудитора на аудитора-наследника, последний должен иметь возможность получить определенную информацию, как у клиента, так и у действующего аудитора.

В частности, аудитор-наследник должен убедиться в том, поставил ли клиент в известность действующего аудитора о смене аудитора, и дал ли он согласие на получение информации от действующего аудитора. Если клиент не дает согласия на получение информации от действующего аудитора, то это должно быть основанием для отказа от сотрудничества с новым клиентом, если при этом не существует каких-либо обстоятельств, дающих основание для обслуживания нового клиента.

При получении разрешения на получение информации от действующего аудитора аудитор-наследник направляет соответствующий запрос действующему аудитору. В этом случае аудитор должен учесть требование пункта 7 Национального норматива аудита N 15 «Отношение аудитора к начальным остаткам на счетах учета предприятия во время первой аудиторской проверки». Указанным пунктом предусмотрено, что обращаться к предыдущему аудитору имеет право только тот аудитор, который «знает требования Кодекса профессиональной этики аудиторов Украины». В данном случае хочу выразить согласие с мнением Е. Петрик, изложенным в статье «Проблемы проверки аудитором начальных остатков по счетам учета и статьям баланса предприятия» (журнал «Бухгалтерский учет и аудит» N 11/2000 г.), об изложении данного пункта в новой редакции следующего содержания:

"При обращении и сотрудничестве с предыдущим аудитором необходимо соблюдать правила Кодекса профессиональной этики аудиторов Украины». Обоснованным является также и мнение автора цитированной выше статьи о том, что для соблюдения правил профессиональной этики к предыдущему аудитору должно сначала обратиться само предприятие-клиент с предложением о предоставлении следующему аудитору необходимой информации по предыдущим проверкам.

Действующий аудитор обязан предоставить необходимую информацию аудитору-наследнику, если на это имеется согласие клиента. В случае неполучения ответа от действующего аудитора аудитор-наследник принимает меры к встрече с действующим аудитором, а если это ему не удается, то направляет повторный запрос с сообщением о принятии предложения клиента.

Действующий аудитор обязан передать аудитору-наследнику бухгалтерские регистры и другие документы, которые хранились у него в соответствии с условиями договора.

Раздел 13. Реклама и предложение услуг. Основные принципы соблюдения этики в вопросах рекламы и предложения услуг рассмотрены нами в разделе «Самореклама».

Необходимо еще раз отметить, что реклама и предложение услуг аудиторской фирмы должны быть направлены на объективное информирование общественности и содержать правдивую и достоверную информацию, выдержанную в деловом тоне. Запрещается навязчивое предложение услуг. Примеры некорректной рекламы также рассмотрены нами в разделе «Самореклама».

Раздел 14. Пособие для принятия аудиторской присяги. Кодексом определен следующий текст клятвы:

«Я, (имя, фамилия), провозглашаю клятву аудитора и торжественно обещаю выполнять свои профессиональные обязанности с честью и достоинством, соблюдать законы Украины, Национальные нормативы аудита, Кодекса профессиональной этики аудиторов Украины и требовать соблюдения их другими».

Аудитор после получения сертификата аудитора обязан устно провозгласить клятву аттестационной комиссии Аудиторской палаты Украины и подписать ее текст.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ АУДИТА. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ АУДИТОРОВ, УСТАНОВЛЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ

В отчетном докладе Европейской комиссии и Маастрихского исследовательского центра учета и аудита о теоретическом и практическом положении аудита в странах Европы под названием «Роль, позиция и обязанности аудитора в Европейском Союзе» (1996 г.), особо отмечена проблема несовпадения ожиданий общества от аудита и представлений аудитора (аудиторской фирмы) о своих обязанностях. Отсюда возникла так называемая «брешь обманутых надежд». Чем больше эта брешь, тем меньше доверие к аудитору и аудиторской профессии.

Общество ожидает, что аудитор будет защищать интересы акционеров, кредиторов, пенсионеров, наемного персонала и всего общества в целом путем вынесения непредвзятого заключения относительно достоверности и точности финансовой отчетности, платежеспособности и непрерывности деятельности, фактов искажений финансовой отчетности, соблюдения взятых юридических обязательств, охраны окружающей среды и решения проверяемым аудитором социальных проблем субъекта предпринимательской деятельности.

В преамбуле Закона Украины от 03.04.93 г. N 3125-ХІІ «Об аудиторской деятельности» это определено как деятельность, направленная на создание системы независимого финансового контроля в целях защиты интересов собственника.

Удовлетворение желаний общественности и собственников по отношению к аудиторам во многом зависит от того, какое представление аудитор имеет о своих обязанностях.

Обеспечение высокого качества аудита требует:

1) высокого уровня профессионального образования и опыта работы от работников в сфере бухгалтерского учета;

2) соответствующих стандартов методологии аудита;

3) соблюдения этических норм профессионального поведения;

4) создания достойного доверия дисциплинарного механизма, который реагирует на жалобы и проблемы;

5) применения систематического и действенного подхода для обеспечения качества аудиторской деятельности.

Требования к проведению аудита в международном масштабе обобщены и изложены в Международных стандартах аудита. Такие требования позволяют аудитору определить свои цели и свою политику относительно объема работы, специфики деятельности и места предоставления аудиторских услуг. Безусловно, конкретные обстоятельства требуют гибкого подхода к решению задач, стоящих перед аудитором. Тем не менее, основными требованиями в принятой политике должны быть следующие:

Каждый аудитор в частности и персонал фирмы в целом поддерживают принципы независимости, объективности, конфиденциальности и соблюдает правила профессиональной этики.

Фирма принимает в штат тех, кто получил и поддерживает надлежащий профессиональный уровень, проявляет в работе компетентность и ответственность при выполнении своих обязанностей.

Отдельные целевые задачи в аудиторской работе распределяются среди персонала в соответствии с уровнем их профессиональной подготовки, опыта и мастерства, как того требуют обстоятельства.

Фирма должна обеспечивать на всех уровнях направление, наблюдение и контроль работы, которая отвечала бы стандартам качества контроля.

Организация консультаций в случае необходимости в самой фирме или за ее пределами с привлечением необходимых экспертов.

Фирма постоянно проводит оценку и прогнозирование перспективных клиентов и осуществляет работу с уже существующей клиентурой. При принятии решений относительно обслуживания нового клиента или удержания клиента, который уже был на обслуживании, принципиальными критериями, принимающимися во внимание, являются: независимость фирмы, способность профессионально предоставить услуги конкретному клиенту и честная позиция, которую занимает руководство клиента.

Осуществление постоянного наблюдения за адекватностью и эффективностью введенной политики и мероприятий контроля качества.

Как уже отмечалось, основные требования к отечественному аудиту регламентируются Национальным нормативом аудита в Украине N 2 (далее - ННА N 2). Пунктом 2 ННА N 2 предусмотрено, что основные требования, которые регулируют аудиторскую деятельность, делятся на две основные группы: этические и методологические. В нормативе уточняется, что соблюдение этических требований, установленных в Кодексе профессиональной этики аудиторов Украины и положениями Закона Украины «Об аудиторской деятельности», является обязательным во всех обстоятельствах аудита. Методологические же принципы, определенные в нормативах, могут в отдельных случаях иметь необязательный характер. Обязательность или рекомендационный характер методологических принципов регламентируется теми конкретными нормативами аудита, которые характеризуют соответствующие принципы.

ННА N 2 в качестве этических профессиональных требовании аудитора определяет:

независимость;

объективность;

компетентность;

конфиденциальность;

доброжелательность.

К методологическим требованиям нормативом отнесены:

планирование аудита;

обоснованность оценки значимости аудиторских доказательств, а также система внутреннего контроля;

обоснованность выбора методики и техники аудита, определение критериев сущности и достоверности;

соблюдение методики оценки риска и выборочной проверки данных;

анализ информации и формирования выводов;

ответственность за сделанный вывод;

соблюдение порядка документального оформления;

взаимодействие аудиторов;

обоснованность использования результатов работы другого аудитора или специалиста другой отрасли;

полное информирование клиента;

контроль качества работы аудитора.

В связи с тем, что этические требования нами рассмотрены раньше, сейчас обратим внимание на соблюдение следующих, оговоренных в ННА N 2, требований:

1. Документирование аудита, предусматривающее необходимость документирования всех вопросов, которые аудитор считает важными с точки зрения доказательности фактов выполнения процедур аудита, обоснованности принятых решений и того, что аудиторские услуги предоставлялись в соответствии с требованиями Национальных нормативов аудита или иных стандартов и правил.

2. Планирование работы аудитора с целью обеспечения эффективности результатов аудиторской проверки.

3. На основе выполнения независимых процедур аудиторской проверки получение такого количества аудиторских доказательств, которое позволяет сделать обоснованное аудиторское заключение.

4. Исследование аудитором системы учета и внутреннего контроля, с целью определения содержания, сроков и объемов проведения аудита, а также применения соответствующих процедур аудита.

5. Аудиторские выводы и подготовка аудиторского заключения должны основываться на данных аналитических исследований и оценке аудиторских доказательств, полученных в процессе проведения аудиторской проверки.

6. В ходе аудиторской проверки и предоставления аудиторского заключения аудитор должен соблюдать принцип ограничения в высказывании аудиторского мнения по отношению к качеству аудиторского заключения и результатам аудиторской проверки, проведенной другими аудиторами, а также относительно событий и фактов, сущность которых определяется уголовным и административным кодексами.

В соответствии со статьей 22 Закона Украины «Об аудиторской деятельности» аудиторы и аудиторские фирмы имеют право:

1) самостоятельно определять формы и методы аудита на основании действующего законодательства, существующих норм и стандартов, условий договора с заказчиком, профессиональных знаний и опыта;

2) получать необходимые документы, имеющие отношение к предмету проверки и находящиеся как у заказчика, так и у третьих лиц. Третьи лица, имеющие в своем распоряжении документы, касающиеся предмета проверки, обязаны предоставить их по требованию аудитора (аудиторской фирмы). Указанное требование должно быть официально заверено заказчиком;

3) получать необходимые объяснения в письменной или устной форме от руководства и работников заказчика;

4) проверять наличие имущества, денег, ценностей, требовать от руководства хозяйствующего субъекта проведения контрольных осмотров, замеров выполненных работ, определения качества продукции, в отношении которых осуществляется проверка документов;

5) привлекать на договорных началах к участию в проверке специалистов различного профиля.

Обязанности аудитора определены статьей 23 Закона Украины «Об аудиторской деятельности», в соответствии с которой аудиторы и аудиторские фирмы обязаны:

1) надлежащим образом предоставлять аудиторские услуги, проверять состояние бухгалтерского учета и отчетности заказчика, их достоверность, полноту и соответствие действующему законодательству и установленным нормативам;

2) извещать собственников, уполномоченных ими лиц, заказчиков о выявленных во время проведения аудита недостатках ведения бухгалтерского учета и отчетности;

3) хранить в тайне информацию, полученную при проведении аудита и выполнении иных аудиторских услуг. Не разглашать сведения, составляющие предмет коммерческой тайны, и не использовать их в своих интересах или в интересах третьих лиц;

4) отвечать перед заказчиком за нарушение условий договора в соответствии с действующим законодательством Украины;

5) ограничивать свою деятельность предоставлением аудиторских услуг и другими видами работ, которые имеют непосредственное отношение к предоставлению аудиторских услуг в форме консультаций, проверок или экспертиз.

Статьей 24 Закона установлены специальные требования, в соответствии с которыми запрещается проведение аудита.

1) аудиторам, имеющим прямые родственные отношения с руководством проверяемого хозяйствующего субъекта;

2) аудиторам, имеющим личные имущественные интересы у проверяемого хозяйствующего субъекта;

3) аудиторам -- членам руководства, учредителям или собственникам проверяемого хозяйствующего субъекта;

4) аудиторам -- работникам проверяемого хозяйствующего субъекта;

5) аудиторам -- работникам, собственникам дочернего предприятия, филиала или представительства проверяемого хозяйствующего субъекта.

Литература

1. Закон Украины от 03.04.93 г. N 3125-ХІІ «Об аудиторской деятельности»;

2. Национальные нормативы аудита и Кодекс профессиональной этики аудиторов Украины, утвержденные решением АПУ N73 от 18.12.98 г.;

3. Д.Р. Кармайкл, М. Бенис -- «Стандарты и нормы аудита», Москва, «Аудит», Издательское объединение «ЮНИТИ», 1995 г.;

4. Джек К. Робертсон -- «Аудит», Москва, АФ «Контакт», 1993 г.;

5. «Аудит Монтгомери», Москва, «Аудит», Издательское объединение «ЮНИТИ», 1997 г.;

6. Э.А.Арене, Дж.К. Лоббек -- «Аудит», Москва, «Финансы и статистика»,1995 г.;

7. «Аудит». Практическое пособие, коллектив авторов под редакцией А.Н. Кузьминского, Киев, «Учетинформ», 1996 г.;

8. Н.Т.Белуха -- «Аудит», Киев, «Знання», 2000 г.;

9. С.Я. Зубилевич, С.Ф.Голов -- «Основы аудита», Киев, Международный институт менеджмента, 1996 г.;

10. Международные стандарты аудита, Кодекс этики Международной Федерации Бухгалтеров, Москва, ICAR, 2000 г.;

11. Виктор Малахов -- «Этика». Курс лекций. Киев, «Либідь», 2001г.

Страницы: 1, 2, 3