бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Проблема твердых бытовых отходов. ТБО в Московском регионе - (реферат) бесплатно рефераты

Проблема твердых бытовых отходов. ТБО в Московском регионе - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации
    Институт Финансов и кредита
    Кафедра экономики природопользования
    Реферат
    “Проблема твердых бытовых отходов.
    ТБО в Московском регионе”
    Составитель:
    студент группы ВКФ 1-3
    Пономарёв И. В.
    Преподаватель:
    доцент Скляр М. И.
    Москва 2000 г.
    1 Введение. 1
    2 Твердые промышленные (ТП) и бытовые отходы (ТБО). 1
    2. 1 Современное состояние проблемы отходов в России. 2
    2. 1. 1 Законодательное регулирование. 3
    2. 1. 2 Федеральная программа “Отходы”. 4
    2. 2 Источники, классификация и характеристика отходов. 5
    2. 2. 1 Источники муниципальных отходов 5
    2. 2. 2 Классификация отходов. 5

2. 3 Сокращение потока отходов как способ борьбы с увеличением массы ТБО. 8 3 Основные методы переработки ТБО. 9

    3. 1 Сбор и промежуточное хранение отходов. 9
    3. 2 Мусороперегрузочные станции (МПС) и вывоз ТБО. 10
    3. 3 Захоронение. 10

3. 3. 1 Современная ситуация с захоронением отходов в России. 11 3. 3. 2 Основные требования к полигону ТБО: 12

3. 3. 3 Основные требования с целью обеспечения санитарно-эпидемиологических норм при эксплуатации полигонов. 12 3. 3. 4 Побочные процессы при захоронении ТБО. 12

    3. 4 Сжигание. 17

3. 4. 1 Продукты сжигания и возможности их использования. 18

    3. 4. 2 Экологическая безопасность и перспективы МСЗ. 18
    3. 5 Рециклинг (утилизация, вторичное использование). 19
    3. 5. 1 Мировой опыт внедрения методов утилизации ТБО. 21
    3. 5. 2 Современное состояние рециклинга ТБО в России. 22

3. 5. 3 Компостирование как разновидность утилизации ТБО. 23

4 Москва и Московская область. Общая характеристика и проблема ТБО. 24 4. 1 Москва. 24

    4. 1. 1 Строительные отходы 27
    4. 1. 2 Биологические отходы. 27
    4. 2 Московская область. 28
    4. 2. 1 Основные проблемы 29

5 Использование технологий сбора, утилизации и уничтожения ТБО в Москве и Московской области. 29 5. 1 Сбор и транспортировка ТБО. 29

    5. 2 Мусороперегрузочные станции. 30
    5. 3 Полигоны. 31
    5. 3. 1 Полигоны твердых бытовых отходов ГП "Экотехпром" 31
    5. 3. 2 Рекультивированный полигон Кучино 33
    5. 3. 3 Полигон “Царево” 34
    5. 3. 4 Полигон “Тимохово” 34
    5. 3. 5 Добыча и утилизация свалочных газов. 34
    5. 4 Мусоросжигательные заводы. 35

5. 4. 1 Заводы по термической переработке твердых бытовых отходов (МСЗ) ГП "Экотехпром" 36 5. 4. 2 МСЗ - общественный протест. 37

    5. 5 Раздельный сбор ТБО и рециклинг. 39
    6 ТБО в Московском Регионе. Отдельные примеры. 40
    6. 1 Московская гильдия мусорщиков. 40

6. 2 Сбор и утилизации отходов в Пушкинском районе Московской области. 41 6. 3 Проект рециклинга алюминиевых банок в Московском регионе. 42 Схема рециклинга вторичных алюминиевых банок в Москве. 42

6. 3. 2 Организация селективного сбора алюминиевых банок в Мытищах 42 7 Юридическое и организационное регулирование проблемы ТБО в Москве. 43 8 Заключение. 44

    8. 1 Пути решения проблем ТБО в Московской области. 45

9 Законодательные и нормативные документы, регулирующие оборот ТБО. 46 9. 1 Федеральные законодательные акты. 46

    9. 2 Законодательные и нормативные документы Москвы. 46
    9. 2. 1 Законы города Москвы 46
    9. 2. 2 Постановления Правительства Москвы 46
    9. 2. 3 Распоряжения Правительства Москвы 47

10 Источники информации, использованные при составлении реферата. 49 10. 1 Использованная литература: 49

    10. 2 Источники информации по проблеме ТБО в Интернете. 49
    Введение.

Жизнедеятельность человека связана с появлением огромного количества разнообразных отходов. Резкий рост потребления в последние десятилетия во всем мире привел к существенному увеличению объемов образования твердых бытовых отходов (ТБО). В настоящее время масса потока ТБО, поступающего ежегодно в биосферу достиг почти геологического масштаба и составляет около 400 млн. тонн в год. Твердые промышленные и бытовые отходы (ТП и БО) засоряют и захламляют окружающий нас природный ландшафт. Кроме того они могут являться источником поступления вредных химических, биологических и биохимических препаратов в окружающую природную среду. Это создает определенную угрозу здоровью и жизни населения поселка, города и области, и целым районам, а также будущим поколениям. То есть, эти ТП и БО нарушают экологическое равновесие. С другой стороны ТП и БО следует рассматривать как техногенные образования, которые нужно промышленно-значимо характеризовать содержанием в них ряда ценных практически бесплатных компонентов, черных, цветных металлов и других материалов, пригодных для использования в металлургии, стройиндустрии, машиностроении, в химической индустрии, энергетике, в сельском и лесном хозяйстве. Влияние потока ТБО остро сказывается на глобальных геохимических циклах ряда биофильных элементов, в частности органического углерода. Так, масса этого элемента, поступающего в окружающую среду с отходами, составляет примерно 85 млн. тон в год, в то время как общий естественный приток углерода в почвенный покров планеты составляет лишь 41, 4 млн. тонн в год. Сделать производство безотходным невозможно так же, как невозможно сделать безотходными и потребление. В связи с изменением промышленного производства, изменения уровня жизни населения, увеличения услуг рынка значительно изменился качественный и количественный состав отходов. Утилизация одних - решенная или решаемая задача, другие еще ждут своего часа. Запасы некоторых малоликвидных отходов, даже при современном спаде производства в России, продолжают накапливаться, ухудшая экологическую ситуацию городов, районов. Введение в 1994 году Временных правил по охране окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации позволило наработать в вопросах образования и утилизации отходов некоторый опыт. Решение проблемы переработки ТП и БО приобретает за последние годы первостепенное значение. Кроме того, в связи с грядущим постепенным истощением природных источников сырья (нефти, каменного угля, руд для цветных и черных металлов) для всех отраслей народного хозяйства приобретает особую значимость полное использование всех видов промышленных и бытовых отходов. Многие развитые страны практически полностью и успешно решают все эти задачи. Особенно это касается Японии, США, Германии, Прибалтийских стран и многих других. В условиях рыночной экономики перед исследователями и промышленниками, перед муниципальными властями выдвигается необходимость обеспечить максимально возможную безвредность технологических процессов и полное использование всех отходов производства, то есть приблизиться к созданию безотходных технологий. Сложность решения всех этих проблем утилизации твердых промышленных и бытовых отходов (ТП и БО) объясняется отсутствием их четкой научно-обоснованной классификации, необходимостью применения сложного капиталоемкого оборудования и отсутствием экономической обоснованности каждого конкретного решения. Твердые промышленные (ТП) и бытовые отходы (ТБО).

Твердые промышленные и бытовые отходы (ТП и БО), представляют огромную угрозу экологическому равновесию природе и в тоже время являются бесплатными экономически значимыми с хозяйственной точки зрения видами сырья для получения черных и цветных металлов, для энергетики, для получения природного экологически чистого биохимического удобрения, товаров быта, а также продуктами для отделочных и строительных работ, для отраслей, связанных с текстильными производствами, для металлургии, машиностроения и т. п. Проблема отходов может быть эффективно решена только при активном участии местных властей и местного населения. Поскольку решение не сводится к выбору и приобретению “адекватной” технологии, а требует комплексного вмешательства во все – социальные и экономические – аспекты проблемы, то участие властей не должно сводиться лишь к принятию “руководящих решений”. Главной проблемой переработки ТБО является их несортированность, высокая влажность, низкая теплотворность и, как следствие, невозможность соблюдения экологически безопасной технологии складирования на полигонах, компостирования, сжигания мусора (поскольку технологии его сжигания рассчитаны на стандарты западного мусора). Сложность применения иностранных технологий для сжигания другого по составу мусора наглядно видна по быстрому выходу из строя Бескудниковского мусоросжигательного завода (г. Москва).

    Современное состояние проблемы отходов в России.

Сложившаяся в Российской Федерации ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью современных и будущих поколений страны. Практически для всех субъектов Российской Федерации одна из основных задач в области охраны окружающей среды – решение проблем обезвреживания и переработки бытовых и промышленных отходов.

Ежегодно в Российской Федерации образуется около 7 млрд. тонн отходов, из которых используется лишь 2 млрд. тонн, или 28, 6 процентов. На территории страны в отвалах и хранилищах накоплено около 80 млрд. тонн только твердых отходов. Особую тревогу вызывает накопление в отвалах и свалках токсичных, в том числе содержащих канцерогенные вещества, отходов, общее количество которых достигло 1, 6 млрд. тонн. Под полигоны (свалки) твердых бытовых отходов ежегодно отчуждается около 10 тыс. га пригодных для использования земель, не считая площади земель, загрязняемых многочисленными несанкционированными свалками. Неиспользуемые отходы - это миллиарды тонн выведенных из хозяйственного оборота безвозвратно теряемых материальных ресурсов, многими видами которых страна практически уже не располагает. Переход к рыночной экономике не вызвал роста переработки отходов. Обострилась необходимость сочетания гибкости рыночной экономики, способной на быструю сырьевую переориентацию, с дальновидной государственной поддержкой, стимулирующей использование отходов и уменьшение их негативного воздействия на окружающую среду.

За 1998 г. в целом по Российской Федерации в процессе производства и потребления образовалось 107, 1 млн. т токсичных отходов, из которых использовано и полностью обезврежено 42, 2 млн. т (39, 4%), захоронено – 39, 4 млн. т. С учетом поступлений и передачи на дальнейшее использование, хранение или захоронение на специальных объектах, принадлежащих предприятиям, к началу 1999 г. на предприятиях в наличии было 1705, 7 млн. т токсичных отходов, т. е. их прирост за год составил 14, 4 млн. т. Оценивая динамику изменения количества токсичных отходов на начало и конец 1998 г. , можно сделать вывод о том, что годовой прирост токсичных отходов в целом по Российской Федерации составил 0, 9%, в то время как прирост токсичных отходов I класса опасности – 3, 0, II класса – 0, 4, III класса опасности – 0, 1, IV класса – 1%. Опережающие темпы накопления наиболее опасных отходов обусловлены более высоким уровнем затрат на их обезвреживание, и можно предположить, что в условиях экономического кризиса наблюдаемая ныне тенденция в ближайшие годы сохранится.

Образование, использование и обезвреживание токсичных отходов в Российской Федерации в 1998 г. , т (по данным Госкомстата России) Субъект Российской Федерации

    Промышленность
    Сельское хозяйство
    образовалось
    использовано и
    обезврежено
    образовалось
    использовано и
    обезврежено
    Российская Федеpация
    101872654, 916
    39253988, 281
    2032155
    1494263
    Центральный район
    5337509, 481
    3150348, 97
    33797, 31
    33164, 89
    г. Москва
    39529, 795
    27910, 482
    0
    0
    Московская область
    501068, 385
    178284, 905
    11, 965
    1, 267
    Продолжение таблицы
    Субъект Российской Федерации
    Транспорт
    ЖKХ
    образовалось
    использовано и
    обезврежено
    образовалось
    использовано и
    обезврежено
    Российская Федеpация
    448381, 1
    146773, 4
    2143410
    1157466
    Центральный район
    40765, 64
    4824, 298
    346182, 6
    47270, 01
    г. Москва
    1235, 456
    106, 72
    478, 469
    142, 109
    Московская область
    109, 942
    3, 433
    6516, 181
    574, 46

Из-за недостаточной экономической заинтересованности предприятий, низкого технического уровня применяемых технологий, дефицита средств и современного оборудования переработке и использованию подвергаются лишь несколько десятков видов отходов. В связи с этим темпы их образования и накопления (в том числе и крупнотоннажных отходов) на территории России остаются прежними. Значительную проблему представляют собой твердые бытовые отходы. В 1998 г. службами ЖКХ вывезено около 130 млн. м3 твердых бытовых отходов, из которых только 3% перерабатывается промышленными методами (на мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводах), остальные вывозятся для захоронения на полигоны твердых бытовых отходов и свалки. В связи с этим представляется целесообразным разработать и постепенно внедрить в городах России систему раздельного сбора отходов стекла, металлов, пластмасс, дерева, бумаги и т. д. , что позволит обеспечить их переработку и вторичное использование. Законодательное регулирование.

В июне 1998 года, наконец, принят федеральный закон “Об отходах производства и потребления”, который начал разрабатываться в начале 90-х годов. Закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Длительная история этого закона вынудила ряд регионов разработать собственные нормативные акты. До принятия закона положительную роль сыграли Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в РФ, утвержденные Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ 15. 07. 94. Большое значение имела разработка в 1996 г. федеральной целевой программы “Отходы”. Основными целями этой программы являлось “создание нормативной и технологической базы для реализации единой государственной политики в сфере обращения с отходами на всех уровнях управления, обеспечение стабилизации, а в дальнейшем сокращения и ликвидации загрязнения окружающей среды отходами, экономия природных ресурсов за счет максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот”. Отсутствие адекватного федерального финансирования не позволило выполнить ту часть программы, которая касается ТБО. Основная тяжесть решения проблемы ТБО была возложена на уровень местного самоуправления.

    Федеральная программа “Отходы”.

Для решения проблем сбора, уничтожения и утилизации ТБО в Российской Федерации в 1996 году была принята Федеральная программа “Отходы”, рассчитанная на реализацию в 1996-2000 гг.

    Сроки и этапы реализации Программы:
    1 этап - 1996 - 1998 годы;
    2 этап - 1999 - 2000 годы
    Исполнители Программы:

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10