бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Понятие и состав лесного фонда - (курсовая) бесплатно рефераты

p>Надо отметить, что соединение на всех уровнях системы управления органов лесного хозяйства функции управления использованием воспроиз водством, охраной и защитой леса оказались структурно совмещенными с функциями государственного контроля за подобной деятельностью, а это не способствует самостоятельности и эффективности контроля.

    _9ОТВЕТСВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ

Основы лесного_9 _0законодательства предусматривают, что виновные ли ца (в том числе и иностранные) за совершение нарушений лесного законо дательства привлекаются к уголовной, административной, гражданской от ветственности и возмещают вред, причиненный лесному хозяйству. Основанием привлечения к ответственности служит лесное право на рушение, т. е. виновное действие либо бездействие, нарушающее установ ленный в законодательстве порядок использования и охраны, защиты леса, воспроизводства лесов и причиняющее вред лесному х_9о_0зяйству. Это право нарушение имеет три вида -_1 уголовное, административное, гражданское_0. _1Уголовное правонарушение - преступление, _0 представляет собой ви новное общественно опасное действие (или бездействие), нарушающее лес ное законодательство и предусмотренное особенной частью Уголовного ко декса РСФСР.

К области лесного законодательства в действующем УК РСФСР отно сятся три состава преступления. Это ст. 149, 150. устанавливающие уго ловную ответственность за неосторожное или умышленное повреждение иму щества, в том числе лесных массивов; ст. 168 - умышленное 'уничтожение или существенное повреждение полезащитных лесона саждений; ст. 169 незаконная парубка леса. Последняя статья является центральной в уго ловной ответственности за лесонарушения. Она _2имеет две части_0. В _2первой _2части излагается _0простой состав лесного преступления. Привлечение к ответственности зависит от группы леса, в которой совершена незаконная парубка деревьев, и стоимости порубленных деревьев, исчисленная по штрафным санкциям. _2 Вторая часть _0ст. 169 предусматривает уголовную от ветственность за квалифицированный состав - при наличии повторности и при крупных размерах стоимости порубленной древесины.

_1Административная ответственность_0 в виде штрафа за лесонарушения установлена в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях. В са мостоятельной главе кодекса, посвященвой охране окружающей природной среды, ответственность за лесонарушения представлена наибольшим числом составов: незаконная парубка деревьев; уничтожение или повреждение лесных культур, саженцев; использование лесного фонда для самовольной застройки, устройства складов и т. д. ; самовольное сенокошение и пасть ба скота, самовольный сбор грибов, ягод, других плодов на участках, где это запрещено; повреждение леса сточными водами, химическими ве ществами; нарушение правил пожарной безопасности и

В качестве меры наказания предусматривается наложение штрафа по новой шкале исчисления в размере не менее одной трети минимального размера оплаты труда. Самовольно занятые участки лесного фонда возвра щаются без возмещения винозным затрат, произведенных незаконными поль зователями, а также затрат по сносу незаконно возведенных зданий, соо ружений.

Штрафы подлежат взысканию по решению государственной лесной охра ны и органов государственного контроля за состоянием лесов. По терпев ший вправе обратиться с жалобой в суд, арбитражный суд на необоснован ное привлечение к штрафной ответственности. Решение суда окончатель ное.

_1Гражданская ответственность_0 в области лесных отношений может быть двух видов. В виде неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню. Это - санкции за нарушение договорных обязательств, они не связаны с нарушением законодательства. Второй вид ответственности носит_1 деликтный_0 характер. Он предусматривается за на рушение лесного законодательства. В свою очередь этот вид ответствен ности подразделяется на два подвида: таксовую и смешанную ответствен ность.

Новые таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причинен ный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства, ут верждены Рослесхозом в 1994 г. с учетом индекса новых цен и практики исчисления размеров штрафа применительно к минимальному размеру оплаты труда. Перечень такс предусматривает тринадцать составов гражданских правонарушений: незаконная парубка деревьев; уничтожение или поврежде ние сеянцев; повреждение деревьев и кустарников; незаконная парубка сухостойных деревьев; самовольная пастьба скота и самовольное сеноко шение; самовольный сбор дикорастущих плодов в промысловых целях и т. д. Размер такс устанавливается в зависимости от лесонарушения. Так, за незаконную парубку деревьев до степени прекращения роста взыскива ется десятикратная таксовая стоимость незаконно срубленной древесины; за самовольное сенокошение - за каждый гектар самовольно выкошенной травы - стоимость сена по рыночным ценам; при самовольной пастьбе ско та - за каждую голову скота десятикратная стоимость потравленных кор мов по рыночным ценам.

_1Смешанная гражданская ответственность_0 имеет место тогда, когда ущерб исчисляется при помощи штрафных такс и стоимости причиненного вреда. Так, при возмещении ущерба, причиненного пожаром, помимо стои мости уничтоженной древесины на корню, взыскиваются затраты на тушение пожара, стоимость сгоревших строений по балансовой оценке; затраты по уборке территории, при возмещении ущерба, причиненного загрязнением леса химическими веществами, взысканию подлежит стоимость погибших де ревьев, а также затраты по восстановлению леса, компенсации потерь имущественных ценностей.

    ПРАВОВОЙ РЕЖИМ НЕЛЕСНОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ

К _1нелесной растительности _0закон относит ту ее часть, которая не входит в лесной фонд. Согласно ст. 2 Основ лесного законодательства, в лесной фонд не входят защитные лесные насаждения и другая древес но-кустарниковая растительность, произрастающая на землях сельско хо зяйственного назначения; защитные лесные насаждения на полосах отвода дорог и каналов; озеленительные насаждения и группы деревьев в городах и других населенных пунктах, произрастающих на землях, не отнесенных к городским лесам.

Эта растительность находится в распоряжении собственников земли. Поэтому полезащитные полосы на сельскохозяйственных землях, на полосах отвода дорог находятся в собственности государства. Растительность го родов, включая городские леса, является объектом муниципальной собс твенности. Отдельные группы деревьев на приусадебных землях, дачных, садовых участках представляют собственность граждан.

Однако независимо от многообразия форм собственности на землю и леса сохраняется приоритет экологического значения растительности. Этому подчинен режим рубок в древесно-кустарниковых насаждениях, не входящих в лесной фонд. Проведение всех видов рубок деревьев в нелес ной растительности требует обязательного разрешения местных органов самоуправления.

Основы лесного законодательства запрещают самовольную вырубку не лесной растительности. Как и в лесах лесного фонда, закон допускает на участках произрастания растительности проведение санитарных рубок и рубок ухода под контролем органов лесхоза.

По последствиям нарушения лесного законодательства незаконное уничтожение или повреждение нелесной растительности приравнивается к ответственности, предусмотренной законом для особо охраняемых лесов первой группы.

    ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХОТЫ И ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА

Лес - среда обитания животных. Животный мир - составная часть, лесного комплекса, лесного фонда. Организация охоты и охотничьего хо зяйства - один из видов лесных пользований, а уничтожение полезных для леса животных и птиц относится к числу нарушений лесного законодатель ства. Все вышесказанное дает основание считать охотничьи отношения продолжением лесных отношений.

_1Основная задача охотничьего хозяйства _0как составной части матери ального производства - создание и поддержание условий, необходимых для нормального осуществления промысловой и любительской охоты с целью ох раны, комплексной эксплуатации и воспроизводства охотничьих ресурсов. Охотничье хозяйство ведется на землях лесного фонда, сельскохого зяйственного назначения, где имеются ресурсы охотничьих животных и разрешена их эксплуатация. Пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства может осуществляться на условиях аренды. Арендаторами выступают специализированные охотничьи предприятия, об щественные охотничьи организации, другие юридические и физические ли ца, в том числе иностранные граждане.

_1Обьектами охотничьих отношений _0являются охотничьи животные. Госу дарственный охотничий фонд состоит: из млекопитающих и птиц, отнесен ных к объектам охоты и находящихся в состоянии естественной свободы. Охотничий фонд находится в совместном ведении Федерации и субъектов Федерации. Государство является собственником охотничьих животных. Между федерацией и ее субъектами происходит распределение полномочий по оперативному управлению и распоряжению объектами собственности. _1Охота_0 - один из видов пользования животным миром и средой его обитания - лесом. Она определяется как преследование с целью добычи: добыча, отстрел, отлов диких животных и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы, лицом, имеющим право на охоту на земельных угодьях, отведенных для охоты.

Таким образом, не будет считаться охотой отстрел, отлов домашних зверей и птиц, сельскохозяйственных животных. Не считаются обьек тами охоты уничтожение, похищение животных в зоопарке, хотя они и являются дикими, но лишены признака естественной свободы. Нельзя рассматривать как охоту пальбу из охотничьих ружей в общественных , и иных местах, не отнесенных к охотничьим угодьям (территории парков, ботанических садов, дендрариев) , так как это - хулиганство.

Охота в том значении, в котором она определена, выполняет три взаимосвязанных функции: экономическую, экологическую, культурно-оздо ровительную. _1 Экономическое значение охоты_0 - в удовлетворении матери альных потребностей населения в продуктах отстрела животных (мясо, шкуры, рога, пр. ). _1Экологическое значение _0- в возможности регулирова ния численности животных в рамках естественного отбора, в рамках нор мального функционирования естественных экологических систем. В _1куль _1турно-оздоровительном _0отношении охота является спортом, способствующим укреплению здоровья, воспитанию смелости и мужества.

_1Правовое регулирование охоты _0- совместная компетенция Федерации и субъектов Федерации. На уровне Федерации принимаются_1 законы _0об охране окружающей природной среды, об охране и использовании животного мира, об охоте; подзаконные акты - постановления правительства об утвержде нии Положениям охоте и охотничьем хозяйстве; _1 ведомственные акты _0- Ти повые правила охоты. Субъекты Федерации принимают нормативно-правовые акты, регламентирующие охотничьи отношения с учетом местных условий. На основе типовых правил они утверждают правила ведения охоты в рес публике, области, крае.

Правовое регулирование охотничьих отношений осуществляется по срокам, месту, способам и орудиям охоты, по животным, отстрел которых полностью либо частично запрещен.

_1Сроки, охоты_0 устанавливаются едиными для всей страны и вместе с тем дифференцированными в зависимости от расположения охотугодий. Еди ными являются сроки начала охоты на перелетную дичь. Территория России огромна и растянута по тепловым поясам. Поэтому начало и конец охоты на отдельных видов животных - зайца, лосей, кабана, лисицу и т. д. могут быть разнообразны.

Большие различия по республикам, краям и областям имеются на от дельные виды животных. В зависимости от численности тех или иных видов животных лимиты отстрела одних могут быть сокращены, а других увеличе ны. При угрозе резкого уменьшения численности некоторых видов охот

ничьих животных местные органы охоты вводят полный запрет на отстрел этих животных и принимают меры к воспроизводству его численности. С этой целью создаются охотничьи заказники на срок воспроизводства жи вотных.

Типовые правила охоты содержат список запрещенных способов и ору дий охоты. К ним относятся, прежде всего, общественно опасные способы: применение отравляющих химических веществ, боевого оружия, выжигание травы, устройство ловчих ям. Запрещены способы охоты, связанные с мас совой гибелью животных, - охота с применением автотранспортных средств, самолетов, вертолетов, катеров и т. п. Наконец, повсеместно запрещается охота с использование бедственного положения животных лесные пожары, наводнения, землетрясения и другие стихийные бедствия. Дальнейшая конкретизация запретов при охоте производится в Прави лах охоты, утверждаемых субъектами Федерации.

Законодательство устанавливает ответственность за незаконную охо ту. Уголовная ответственность предусмотрена ст. 166 УК РСФСР. Часть 1 этой статьи дает_1 понятие незаконной охоты_0, виновное дейс твие, совершенное лицом, не имеющим право на охоту, в запрещенные сро ки, запрещенными способами и орудиями, в запрещенном месте. Для соста ва незаконной охоты достаточно наличие одного из признаков. На первый раз предусматривается административная преюдиция. Виновное лицо подле жит мерам административного либо общественного воздействия. Повтор ность совершения незаконной охоты в течение одного года дает судам ос нования для привлечения к уголовной ответственности в виде наложения уголовного штрафа, привлечения к исправительно-трудовым работам или лишению свободы. Однако отсутствие надлежащего учета административных взысканий затрудняет эффективное применение этой части статьи 166 УК РСФСР.

Более стабильно применяется часть 11 ст, 166 УК РСФСР. Она уста навливает уголовную ответственность за незаконную охоту, совершенную впервые, но причинившую крупный ущерб, на территории заповедника, в отношении зверей и птиц, охота на которых полностью запрещена, с при менением автомототранспортных средств.

Под крупным ущербом понимается стоимость незаконно добытой про дукции, равной размеру штрафной санкции за незаконный отстрел лося (таково разъяснение Пленума Верховного суда СССР). Отстрел животных и птиц, охота на которых полностью запрещена, касается не только элитных животных, но и тех, которых в интересах воспроизводства временно пере вели в охотничий заказник.

Территория заповедника, национального парка полностью закрыта для охоты, хотя (по странной причине) территория заповедника и животные, ее населяющие, зачислены в охотничий фонд. Поэтому на хождение в запо ведных угодьях при охотничьем снаряжении образует состав незаконной охоты по части 11 ст. 166.

Дополнительной мерой наказания по составу преступления незаконной охоты служит конфискация орудий охоты и незаконно добытой продукции. Автотранспортное средство подлежит конфискации по решению суда, если будет доказано, что оно служило орудием совершения охоты, а не только средством передвижения и доставки.

При отсутствии отягчающих последствий и общественной опасности деяния лицо, виновное в незаконной охоте, привлекается к администра тивному наказанию в виде штрафа, налагаемого органами охоты и охотохо зяйства. Норма, предусматривающая такую ответственность, содержится в Кодексе РСФСР об административной ответственности. Практика ее приме нения показывает, что к наказанию привлекаются виновные лица, не при чинившие существенного вреда охотничьему хозяйству.

Привлечение нарушителей правил об охоте к уголовной либо адми нистративной ответственности не освобождает виновное лицо от обязан ности возмещения вреда, причиненного охотничьему хозяйству. Минприроды России утвердило 6 июня 1 994 г. таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов животного и растительного мира. Согласно этим таксам, за незаконный отстрел зубра, алтайского горного барана взыски вается ущерб в размере 50 минимальных месячных оплат на день соверт кния правонарушения . За уничтожение кита установлена сумма, равная 2. 500 минимальных денежных оплат труда.

При вывозе за границу исчисление взыскания производится в полу торном размере. За незаконное добывание животных на территории запо ведников взыскание увеличивается в три раза, а на других, особо охра няемых территориях, - в два раза.

Решение о взыскании ущерба принимает суд или арбитражный суд по иску органов охоты и охотничьего хозяйства.

_1Организация управления охотничьим хозяйством_0 производится на базе сельскохозяйственных органов. В структуре Минсельхозпрод РФ есть де партамент охоты и охотничьего хозяйства, который регулирует промысло вую и спортивную охоту в России. Этому ведомству принадлежит право го сударственного контроля за соблюдением правил охоты. (Здесь опять на ходит продолжение та организационная линия, которая соединяет управле ние и государственный контроль в одном органе, что лишает контроль объективности в оценке происходящих явлений. )

Страницы: 1, 2, 3