бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Понятие и состав лесного фонда - (курсовая) бесплатно рефераты

p>_1Субъектами_0 права землепользования на землях лесного фонда являют ся лесхозы, заповедники, национальные-природные парки, колхозы, совхо зы, другие сельскохозяйственные формирования, учебные лесные и опытные хозяйства, осуществляющие ведение лесного хозяйства. _1Объектами права _1землепользования _0служат земельные участки лесного фонда. Причем у кол хозов, совхозов находится лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорга низации колхоза (или совхоза) в другое формирование ему передается лесной фонд этого колхоза (или совхоза)

Землепользователи лесного фонда не являются собственниками лесов. Между ними и центром идет распределение полномочий по совместному ве дению и управлению. Для землепользователей земель лесайго фонда харак терно то, что они наделяются законом полномочиями вла дения лесным фондом.

_1Владение _0- одно из правомочий собственника лесного фонда, вклю чающее право на пользование в соответствии с целевым назначением и распоряжение в пределах предоставленных законом права.

_1Владелец, лесного фонда _0выполняет разнообразные функции: учет, предоставление участков лесного фонда в краткосрочную или долго сроч ную аренду, отвод лесосек и выдача лесорубочных билетов, выдача лесных билетов на побочные лесные пользования, противопожарное и санитарное обустройство лесов, воспроизводство и повышение продуктивности лесных деревьев, контроль за лесопользованием.

Работа по выполнению указанных функций в полном объеме характер на для таких владельцев лесного фонда, как лесхозы. В то же время за поведники, национальные парки и подобные субъекты права земле пользо вания и права владения по своим задачам не имеют полномочий на сдачу земель в аренду, на предоставление лесосек, лесорубочных и лесных би летов. Ограниченные возможности в осуществлении подоб ных функций име ют и иные владельцы лесного фонда - колхозы, учебные, опытные хозяйс тва.

_1Предоставление _0в аренду участков лесного фонда производится на основании совместного решения владельца лесного фонда и местной адми нистрации по согласованию с соответствующим органом охраны окружающей среды. Отношения по аренде участков лесного фонда регулируются Положе нием, утвержденным Правительством РФ 23 ию ля1993г.

_1Арендатор_0 по договору имеет право: самостоятельно выбирать форму хозяйственной деятельности, проводить все виды рубок (при договоре на заготовку древесины), возводить объекты, связанные с пользованием ле сами, их охраной и защитой. В то же время арендатор обязан: соблюдать правила охраны лесов, почв и окружающей среды, проводить противопожар ные меропоиятия, лесовосстановительные работы. По окончании работ арендатор должен привести лесные участки в состояние, пригодное для использования их по назначению. Арендатор определяется в соответствии с заявками на основе прямых переговоров либо, лесных торгов и конкур сов. Передача в аренду производится путем выдачи лицензии. Предельные нормы арендуемых участков устанавливаются органами лесного хозяйства. Аренда открывается для следующих видов лесных пользований: заготовки древесины, заготовки живицы заготовки второстепенных лесных материа лов, побочных лесных пользований. Арендаторами имеют право быть юриди ческие лица, в том числе иностранные, и граждане, обладающие правом на лесные пользования.

За пользование земельным участком лесного фонда арендатор вы пла чивает_1 арендную плату. _0

Величина арендной платы зависит от количества и качества исполь зуемых лесных ресурсов, их вида, расположения. Принципы арендной платы разрабатываются субъектами Федерации, конкретные размеры - устанавли ваются местной администрацией либо определяются на лес ных торгах. Владелец лесного фонда ведет постоянный контроль за выполнением арендатором своих обязательств. В случаях нарушения правил лесапользо вания владелец вправе приостановить аренду участка, расторгнуть дого вор, предъявить п суде иск о возмещении ущерба.

Действие лицензии на аренду участков лесного фонда прекращается по истечении срока, при отказе арендатора от договора, систематическом нарушении законодательства, невнесении платежей за пользование лесным фондом и т. п.

Заключение и действие договора аренды участков лесного фонда не отменяет ст. 29 Основ лесного законодательства о пребывании граждан в лесах в целях отдыха, туризма, сбора ягод, грибов, охоты. Эти положе ния не распространяются на территории, имеющие закрытый режим природо пользования типа заповедников, различного рода административных зон.

    ПРАВО ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ

Основы лесного законодательства РФ предусматривают семь видов лесных пользований. Это: заготовка живицы (сока хвойных деревьев) , древесины, второстепенных лесных материалов (пней, коры, сосновой и еловой лапки) ; побочные лесные пользования; пользования лесом для нужд охотничьего хозяйства; в научно-исследовательских целях; для реа лизации культурных и оздоровительных интересов, туристических и спор тивных задач.

_1Заготовка древесины_0 - основной вид пользования лесом. Она произ водится во всех группах лесов. В лесах первой и второй групп она ве дется путем выполнения санитарных рубок, рубок ухода за лесом, рубок реконструкции леса, направленными на замену малоценных пород древесины высокопродуктивными породами леса, выполняющими экологические и приро доохранные функции леса. К заготовкам древесины относятся рубки де ревьев, связанные с проведением противопожарных мероприятий, прорубкой дорог, просек и т. п.

Основная масса древесины заготовляется в лесах, имеющих эксплу атационное значение, путем проведения рубок главного пользования. В лесах третьей группы рубки главного пользования ставят своими задачами эффективную и рациональную эксплуатацию леса. В лесах второй группы рубки главного пользования проводятся для восстанов ления лесов хо зяйственно ценными древесными породами. Для лесов первой группы рубки проводятся для своевременного и рационального использования запасов перестойных и спелых древостоев. Рубки также ведутся в лесах заповед ников, национальных природных парков, на особо ценных участках лесного фонда и других особо охраняемых лесах первой группы (городских, сани тарных, защитных и т. п. ). Порядок заготовки древесины регулируется Правилами отпуска древесины на , корню, которые утверждаются прави тельством РФ. Порядок предусматривает, что после проведения перегово ров, торгов или конкурсов лесхоз выдает лесозаготовителю лесорубочный билет и выделяет леса сочный фонд. Лесосечный фонд представляет собой совокупность спелых древостоев, предназначенных к вырубке.

Размер древесины, заготовляемой в порядке рубок главного пользо вания, определяется расчетной лесосекой. Превышение этих показателей не допускается. Размер древесины, заготовляемой в порядке промежуточ ного пользования , устанавливается по материалам лесоустройства: объем санитарных рубок, рубок ухода и реконструкции, а также по объему работ для расчистки площадей, занятых лесом. под-строительные объекты, доро ги, просеки, трубопроводы и т. п.

Другим видом основного пользования лесом является заготовка _1живи _1цы_0 - смолистого вещества, выделяющегося при подсочке ствола хвойных деревьев . Добываемое таким образом вещество служит сырьем для произ водства скипидара и канифоли. Правила подсочки утверждаются Рослесхо зом.

Третьим видом заготовительных работ при выполнении лесных пользо ваний служит_1 заготовка второстепенных лесных материалов. _0 К таковым за кон относит пни, кору, бересту и т. д. Заготовка ведется на основе ли цензии на лесопользование и лесного билета на выполнение конкретного вида лесных работ.

Побочные лесные пользования по своему правовому режиму подразде ляются на два вида - общедоступные (сбор грибов, ягод) , не требующие специального разрешения, и специальные, на выполнение которых необхо димо получить лесной билет. Это - сенокошение, пастьба скота, заготов ка технического сырья, лекарственных трав.

Несмотря на общие правила и условия пользования лесом, существует множество особенностей, вытекающих из целей, преследуемых конкретными видами пользования лесным фондом.

При использовании леса_1 для нужд охотничьего хозяйства _0закон дела ет ударение на взаимные обязанности сторон: органы лесного хозяйства не должны причинять вред животному миру (в частности, при химической обработке лесной территории) , а органы охотохозяйства не должны пре вышать численность охотничьих животных сверх установленных нормативов. _1Для проведения научно-исследовательских работ_0 на отдельных участ ках лесного фонда могут быть введены ограничения или запрещения поль зования лесным фондом, необходимые для получения научных результатов проводимых экспериментов.

_1Лесополазоваиие в культурно-оздоровительных целях_0 предполагает проведение в зеленых зонах и на других территориях мероприятий по бла гоустройству лесных территорий. Порядок пользования лесом в указанных целях регулируется Правилами пользования лесом в культурно-оздорови тельных, туристических и спортивных целях, которые утверждаются прави тельством.

_1Лесопользователями_0 являются юридические (в том числе иностранные) и физические лица - граждане, обладающие правом на осуществление лес ных пользований по российскому законодательству.

Передача участков лесного фонда в пользование производит районная (городская) администрация на основе прямых переговоров, торгов, кон курсов.

Для возникновения права пользования необходимо получить от орга нов лесного хозяйства два разрешительных документа - лицензию, удосто веряющую право на долгосрочное пользование участками лесного фонда (аренда) , лесорубочный или лесной билет.

Лесопользователь_1 имеет право _0- самостоятельно выбирать форму хо зяйственной деятельности по пользованию лесным фондом; строить дороги, возводить сооружения, связанные с лесопользованием; проводить лесо пользованиев тех объемах, сроках и видах, которые указаны в разреши тельных документах.

Более широкий спектр представляют обязанности лесопользователя: соблюдать правила охраны лесного фонда и окружающей природной среды при выполнении работ, указанных в лицензии; соблюдать санитарные пра вила, правила пожарной безопасности; проводить лесовосстановительные меры, приводить нарушенные участки в состояние, пригодное для исполь зования; своевременно вносить плату за пользование лесом.

Закон не допускает вмешательства в хозяйственную деятельность пользователей лесом, если это не вызывается необходимостью устранения нарушения законодательства. Нарушенные права лесопользователей могут быть восстановлены по суду, а причиненные убытки подлежат компенсации. Право лесопользования может быть _1досрочно прекращено_0 по инициати ве владельца лесного фонда при систематическом нарушении лесного, зе мельного, природоохранного законодательства, системаматическом невесе нии платежей за пользование участками лесного фонда и другие наруше ния. Прекртщение права лееопользования оформляется аннулированием ли цензии, лесорубочного или лесного билета. При несогласии лесопользова теля принятым решением о прекращении его прав на пользование лесом он имеет право обратиться с иском в суд или арбитражный суд.

От прекращения права лесопользорания следует отличать _1приостанов _1ление и ограничение права пользования_0. Этими мерами пользуются органы, выдавшие разрешительный документ. Основания приостановления и ограни чения: а) нарушение условий, указанных в разрешительном документе; б) невнесение платежей за пользование лесным фондом. Решение владельца лесного фонда о приостановлении или ограничении может быть обжаловано в суд, арбитражный суд.

Пользование лесным фондом является платным. Основы лесного зако нодательства устанавливают систему платежей за лесопользование, кото рая включает: отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов; лесные подати (плата за пользование лесным фондом); арендную плату. Отчисления на воспроизводство, охрану и защиту леса производят все лесопользователи в процентах от стоимости древесины собственной заготовки, реализованной, переработанной по ценам реализации. Отчисле ния поступают в государственный внебюджетный фонд воспроизводства. Средства этого фонда расходуются на воспроизводство, охрану и защиту лесов ; организацию пользования лесным фондом , лесоустройство, содер жание государственной лесной охраны. Ставка отчислений в фонд воспро изводства устанавливается указом Президента РФ или постановлением Пра вительства РФ. В 1993 г. указом Президента РФ она была определена в пять процентов от стоимости древесины собственной заготовки. _1Лесные подати_0 являются платой, взимаемой за древесину, отпускае мую на корню, за заготовку живицы, второстепенных лесных материалов, побочные лесные пользования, пользования лесом для нужд , охотничьего хозяйства.

В состав лесных податей входит плата за землю лесного фонда. Раз меры лесных податей определяются по ставкам за единицу продукции, по лучаемой при пользовании лесным фондом, или по погектарным ставкам эксплуатируемой площади лесного фонда. Лесные подати вносятся пользо вателями в форме разовых или регулярных (в течение года) платежей. Они поступают в местный бюджет и расходуются в определенных долях на раз витие лесного хозяйства, охрану и защиту лесов. Местные оргата самоуп равления вправе устанавливать льготы по взысканию платежей за пользо вание лесным фондом вплоть до освобождения некоторых пользователей от налогов.

Ведение лесопользования в _1лесах колхозов, _0 _1совхозов _0и других сель скохозяйственных формирований проводится с целью удовлетворения пот ребностей этих хозяйств в древесине. Лесные пользования в лесном фон де, переданном в их владение, проводятся в соответствии с правилами организации лесного хозяйства. Заготовка древесины, заготовка другой продукции леса, иные лесопользования производятся указанными владель цами на основе разрешений (лесорубочных или лесных билетов) , которые выдаются лесхозами. К сожалению. Основы законодательства не дают отве та на вопрос о том, на землях какого фонда (земельного или лесного) предприятиями сельского хозяйства ведется лесное пользование. Лесопользование в _1пограничных зонах _0регулируется Основами лесного законодательства и Законом РФ "О государственной границе". Субъектом права землепользования и лесопользования на территории государственной пограничной полосы является Главное управление пограничными войскам (Госграница). С учетом действующего законодательства, условий погра ничного режима Госграница издает положения или правила пользования лесным фондом пограничных территорий. Ими устанавливается ряд ограни чений, связанных с пребыванием граждан в лесах, строительством хозяйс твенных и жилых объектов в приграничной полосе, ограничением видов и объема лесных пользований.

    ОХРАНА ЛЕСА И КОНТРОЛЬ ЗА ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕМ

Охрана леса - одна из функций в организации и деятельности орга нов лесного хозяйства. В действующем законодательстве она понимается в трех значениях. _2Во-первых_0, под охраной ст. 60, 62 Основ лесного зако нодательства понимают организационные мероприятия, проводимые органами исполнительной власти и лесного хозяйства по борьбе с пожарами, вреди телями и болезнями леса. _2Во-вторых_0, в юридическом значении охраной считаются меры предупреждения и устранения нарушения права собствен ности, владения и пользования участками лесного фонда.

Наконец, _2 в-третьих_0, под охраной понимается служба, которая назы вается _1государственной лесной охраной_0. Она создается в системе орга нов лесного хозяйства для выполнения мероприятий по воспроизводству, охране и защите лесов. Устав госохраны наделяет ее правами по предуп реждению и пресечению нарушений лесного законодательства. Должностные лица государственной лесной охраны имеют право привлекать к админист ративной ответственности за все виды лесных правонарушений и предъяв лять в суде иски о возмещении вреда, причиненного лесному хозяйству. о Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроиз водством, охраной и защитой лесов закон возлагает на органы государс твенной представительной и исполнительной власти Федерации, субъектов Федерации, местные органы самоуправления, а также специально уполномо ченные органы лесного хозяйства и охраны окружающей среды.

Задача Госконтроля - обеспечить соблюдение всеми субъектами лес ных отношений лесного законодательства, правил ведения лесного хозяйс тва и пользования лесом, его охрану и защиту.

Правительством РФ 3 мая 1994 г. утверждено Положение о порядке осуществления государственными органами управления лесным хозяйством государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводс твом, охраной и защитой лесов в Росс_2и_0йской Федерации.

Государственный контроль - это функция государственных органов управления в области лесного хозяйства, поэтому он не образует какойто особой структуры. Руководитель государственного органа управления лес ным хозяйством на уров_2н_0е федерации - Федеральной службой лесного хо зяйства - является одновременно Главным государственным инспектором по контролю в области лесного хозяйства. Его заместители ведают по долж ности вопросами использования и охраны лесов, а руководители структур ных подразделений этого ведомства -_1 старшими государственными инспек _1торами. _0

Подобное подразделение на главных и старших инспекторов и их за местителей производится на уровне субъектов федерации, местных органов власти.

Государственные инспектора вправе запрашивать необходимую инфор мацию, посещать объекты лесного фонда и закрытые административные тер риториальные образования; давать указания об исправлении недостатков, приостанавливать или огр_9ан_0ичивать право пользования лесным фондом, ан нулировать разрешительные документы на пользование. Органы государс твенного контроля имеют право налагать административные меры наказания за лесные правонарушения, предъявлять в суде или арбитражном суде иски о взыскании ущерба лесному фонду.

Страницы: 1, 2, 3