бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Понятие и состав лесного фонда - (курсовая) бесплатно рефераты

Понятие и состав лесного фонда - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

    ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЛЕСНОГО ФОНДА
    ПОНЯТИЕ И СОСТАВ ЛЕСНОГО ФОНДА

Лесной фонд составляет более одной трети территории России. В его состав входят: , леса, земли, покрытые лесом либо предназначенные для лесоразведывания, нелесные земли, но расположенные внутри земель лес ного фонда (болота, дороги, гари, просеки и т. д. ) .

Центральное место в составе элементов лесного фонда занимают ле са. Основы лесного законодательства РФ определяют леса как сово куп ность земли, древесной, кустарниковой и травянистой раститель ности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружаю щей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.

Данное определение имеет три недостатка, о которых необходимо знать в практической работе. Первый касается терминологии. Закон упот ребляет неизвестное слово окомпонентып окружающей природной среды. За кон РФ оОб охране окружающей природной средып такого понятия не знает. Он знает понятие ообъектовп окружающей природной среды.

_1Второй_0 недостаток относится к функциям лесов. Закон не раскры ва ет экологическую функцию лесов, ибо не подчеркивает воздействия, кото рое лес обязательно оказывает на состояние растительных и живот ных сообществ не только внутри, но и во вне - в окружающей его природной среде. Наконец, третий недостаток, который не позволяет лес как сово купность древесно-кустарниковой растительности отличить от других крупных растительных массивов типа парков, бо танических садов, денд рария. Такого признака Основы законодатель ства не указывают. А им должен стать правовой режим земель, состав ляющих понятие лес: произ растание растительности на землях лесного фонда. Отсюда следует опре деление леса как составная часть природной среды, представляющей сово купность земель, отнесенных к лесному фонду, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других объ ектов природной среды, биологически взаимосвязанных друг с другом и оказывающих влияние друг на друга в своем развитии и на окружающую природную среду.

Как природный объект лес выполняет три жизнеобеспечительные функ ции: экологическую, экономическую, культурно-оздоровительную. Экологи ческая функция леса выражается в оказании влияния на окружающую (а не

    - 2

только природную) среду. Лес имеет средозащитное, климаторегулирующее, почвозащитное, водоохранное, санитарное, оздоровительное значение. _1Экономическая, функция_0 леса состоит в том, что он является источником древесины и другой дродукции народного хозяйства. _1Культурно-оздорови _1тельная_0 функция проявляется в том, что лес способствует укреплению здоровья, развитию познания человеком природы.

В понятие"_1лес_0" входят несколько видов природных ресурсов, которые сейчас активно используются в хозяйственной деятельности, нау ке, культуре, медицине: древесина, ягоды, грибы, лечебные тр. авы, соки, смолы, ресурсы животного мира, сенокосные угодья и т. п.

Относительно леса и его ресурсов законодательство употребляет че тыре основных понятия: рациональное использование, воспроизводство, охрана и защита.

_1Рациональное использование_0 леса (как трактует это комментирующая литература) есть получение максимального количества лесной продукции с минимальных лесных площадей. При этом необходимо сказать об экологи ческой стороне: опри условии соблюдения правил охраны окружающей при родной среды.

_1Воспроизводство лесных ресурсов_0 - меры по повышению продуктивнос ти лесов, улучшению их качества и породного состава (ст. 55). _1Охрана лесов_0 - меры по ограждению лесов от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других противоправных действий, причиняющих вред лесу (ст. 59).

_1Защита леса_0 - система биологических мер, направленных на борьбу с болезнями и вредителями леса (ст. 59).

Правовое регулирование использования и охраны леса направлено на предотвращение и устранение таких негативных явлений, вызванных хо зяйственным развитием, как истощение и загрязнения лесов.

_1Истощением лесов_0 следует считать не только физическое уничтожение лесов как природного фактора, но и снижение их продуктивных функций (например, почвозащитных, водоохранных и т. д. ). Источниками истощения лесных массивов являются - нерациональное ведение лесного хозяйства, вырубка лесов без научно обоснованной системы воспроизводства, пожары, незаконные лесные пользования, уничтожение полезных для леса животных. _1Загрязнение леса_0 - внесение в окружающую лесную среду веществ и препаратов, причиняющих вред лесным растениям и животным, обитающим в лесах. Подобное воздействие превращает лес из активного защитника при роды и человека в жертву технического прогресса.

Другим элементом лесного фонда является_1 земля_0. Она представлена в двух значениях: как составная часть земельного фонда (ст. 3 ЗК РСФСР) и неотъемлемая часть лесного фонда. Отсюда следует и двой ная правовая функция данной категории. В качестве составной части_1 земельного фонда земля служит _1объектом правового регулирования_0 со стороны земельного законодательства. В этом смысле ее охрана и использование должны соот ветствовать Земельному кодексу. Этот же документ определяет порядок возникновения и прекращения права пользования землями лесного фонда. В то же время в качестве составной части_1 лесного фонда_0 земля подвержена влиянию правовому регулированию использования охраны лесов. Во втором значении наблюдается"сращивание" некоторых понятий. Например, рациональное использование лесов одновременно означает раци ональное использование земель, занятых этими лесами. Охрана лесных зе мель от самовольного занятия рассматривается не только как земельное, но и лесное правонарушение. В этом смысле рациональное использование, земель лесного фонда есть прежде всего рациональное исполнение лесов, охрана их и защита.

Границы земель лесного фонда устанавливает государство, исходя из фактически занимаемой площади лесными деревьями и лесной раститель ностью, с учетом необходимости восстановления и воспроизводства лесных культур. Конкретное земельно-лесное пространство распределяется по субъектам федерации, владельцам лесного фонда и субъектам лесопользо вания, имеющим право на сдачу лесов в аренду.

Внутреннее распределение земель и лесов в рамках лесного фонда решается органами лесного хозяйства.

Из взаимосвязи земель и древесно-кустарниковой растительности оп ределяется и собственность на лесной фонд.

Основы лесного законодательства РФ не дают ответа о праве собс твенности на леса в РФ. Согласно Конституции РФ, леса могут быть в собственности_1 государственной, муниципальной и частной. _0 Основная часть лесного фонда находится в государственной собс твенности. К муниципальной собственности могут быть отнесены лесные участки городских лесов, лесопаркового пояса, обслуживающие потребнос ти городов и районов. В частной собственности закон допускает нахожде ние небольших лесных участков лесфонда.

Государственная собственность на леса в данный период развития российского общества является доминирующей среди других форм собствен ности на леса. Распределение объектов лесного фонда между федеральной собственностью на леса и собственностью субъектов Федерации произво дится на основе закона о федеральных ресурсах и договора Федерации с субъектами Федерации.

Третьей структурной частью лесного фонда является_1 животный мир_0. Подним понимается сообщество диких животных и птиц, насекомых, обитаю щих в лесах. Они органически связаны с лесом как со средой своего оби тания. Вместе с тем (как и земля) животный мир лесов имеет самостоя тельное значение и регулируется в аспекте его охраны и использования специальным законодательством.

    УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСНЫМ ФОНДОМ

Под_1 управлением лесным фондом_0 понимается севокупцочть функций по организации и ведению лесного хозяйства либо сама деятельность госу дарственных и муниципальных органов, наделение их соответствующими полномочиями и отграничение их компетенции.

Согласно Конституции РФ владение, пользование, распоряжение лес ным фондом отнесено к совместным полномочиям Федерации и субъектов Фе дерации.

К ведению Федерации Основы лесного законодательства относят сле дующие вопросы: определение основных направлений государственной поли тики в области лесного хозяйства; учет лесного фонда и ведение лесного кадастра; определение порядка организации и деятельности органов уп равления лесным фондом; установление порядка распределения лесов по группам и категориям защитности; назначение системы платежей за поль зование лесным фондом; утверждение расчетной лесосеки; правил отпуска леса на корню, рубок леса, условий передачи участков лесного фонда в аренду и т. д.

В ведение субъектов Федерации Основы законодательства включают разработку региональных программ по развитию лесного хозяйства; учас тие в совершенствовании лесного законодательства; распоряжение сов местно с РФ лесным фондом; утверждение по районам лимитов лесосечного фонда в рамках расчетной лесосеки; экологическое воспитание и образо вание населения с обеспечением его необходимой экологической информа цией и т. п. (ст. 4, 5. Основ).

К компетенции местных органов самоуправления лесным фондом отно сятся участие в разработке федеральных и региональных программ разви тия лесного хозяйства; согласование с вышестоящими органами управления лесным фондом принципов определения ставок и размеров лесных податей, арендной платы за пользование лесным фондом. Районные исполнительные органы совместно с владельцами лесного фонда принимают решения о пере даче в аренду участков лесного фонда. Этим органам принадлежит право выбора лесопользователя на основе прямых переговоров, конкурса, лесных торгов. Они имеют право принимать решения о приостановлении, ограниче нии или прекращении права на пользование лесным фондом в случае нару шения закона, условий пользования, причинения вреда лесу.

Несколько иной перечень полномочий у исполнительных органов горо дов по управляемым ими городским лесам, лесопарковым зонам и иной рас тительности, отнесенной к категории лесного фонда. Лесная раститель ность внутри городов, пригородных, зеленых зон городов и крупных про мышленных центров не имеет эксплуатационного значения. Основная функ ция этой категории лесов - защитно-санитарная, рекреационнап. Сообраз но этому полномочия городских органов направлены на реализацию рекреа ционной и культурно-оздоровительной функции леса.

Государственное управление лесофондом состоит из органов общей и специальной компетенции. К органам_1 общей компетенции_0 закон относит Президента РФ, Федеральное собрание, правительство, представительные и исполнительные органы субъектов федерации и муниципальных органов. В систему специально уполномоченных органов управления лесным хо зяйством входят федеральная служба лесного хозяйства (Рослесхоз) , имеющая подведомственные ей управления лесного хозяйства в субъектах Федерации, лесхозы в районах и городах, лесничества.

Федеральная служба лесного хозяйства (Рослесхоз) , соглаено Поло жению, утвержденному Правительством РФ 5 июля 1994 г. , разрабатывает основные направления государственной политики в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов и развития лесного хозяйства, обеспечивает непрерывное, неистощительное лесопользование, сбережение и приумножение лесных богатств.

С этой целью Рослесхоз ведет учет лесного фонда и организует ввдение лесного кадастра, классифицирует леса по определенным группам и категориям защитности, утверждает расчетные лесосеки, разрабатывает рекомендации по ведению побочных лесных пользований, организует управ ление национальными природными парками, учебными лесными и опытными лесными хозяйствами, ведает охотничьим хозяйством и регулированием охоты в тех лесхозах, на которые возло жены данные функции. Федеральная служба лесного хозяйства организует лесовосстанови тельные и гидролесомелиоративные работы, авиационную и наземную охрану лесов от пожаров, от незаконных порубок и других действий, причиняющих вред лесу. Закон предоставляет органам Рослесхоза при влекать лесона рушителей к административной ответственности. Кроме того, своим реше нием они вправе ограничивать, приостанавливать, прекращать деятель ность предприятий, организаций, учреждений, нарушающих лесное законо дательство и причиняющих вред лесу.

Рослесхоз владеет государственным имуществом на праве оперативно го управления и вправе распоряжаться им только с согласия Росгосиму щества.

    ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

Основная функция федеральной службы лесного хозяйства состоит в организации лесного хозяйства - работы, направленной на рациональное использование, воспроизводство, охрану и защиту лесов. В эту работу входят следующие показатели: основные требования по ведению лесного хозяйства, распределение лесов по группам и категориям защитности, расчетной лесосеки, владение лесным фондом.

Основные требования к ведению лесного хозяйства (ст. 12 Основ лесного законодательства) включают принципы лесохозяйственных отноше ний: сохранение и усиление экологической функций леса, повышение его природоохранного значения; воспроизводство леса и улучшение его пород ного состава; эффективность ведения лесного хозяйства.

Нетрудно заметить, что приоритет в перечне функций отдается эко логическим, лесоохранным направлениям деятельности службы лесного хо зяйства. Потребительское же значение леса в смысле удовлетворения пот ребностей народного хозяйства и граждан в древесине ставится в перечне на второе место (хотя на практике реализации закона все происходит на оборот) .

Основные требования ведения леснол) хозяйства, зафиксированные в ст. 12 Основ лесного законодательства, разумеется, относятся не толь ко к органам лесного хозяйства системы Рослесхоза. Они распространяют ся на всех лесопользователей в лесах Российской Федерации. Эти требо вания положены в основу подразделения лесов лесфонда по группам в со ответствии с выполняемыми ими экологическими либо экономическими или культурно-оздоровительным функциями.

Все леса России по их экологическому , экономическому , культур нооздоровительному значению подразделяются на три группы. Подобное де ление существовало издавна. Действующее законодательство вновь подт верждает его правовое и организационное значение.

К_1 первой группе _0относятся леса, выполняющие преимущественно эко логические и природозащитные функции. Это почвозащитные, водоохранные, санитарно-гигиенические, городские леса, леса заповедников, природных национальных парков. Данная группа лесов расположена по всей террито рии России. Она устанавливается Рослесхозом по согласованию с исполни тельными органами субъектов Федерации. В лесах первой группы запрещена заготовка древесины на основе рубок главного пользования. Допускаются рубки ухода за лесом, санитарные рубки деревьев, если это не противо речит целям охраны леса.

К_1 лесам второй_0 группы относятся лесные массивы с высокой плот ностью населения и развитой сетью транспортных путей, районов, где ле са недостаточно. Леса второй группы имеют природозащитные и ограничен но эксплуатационное значение. В соответствии с принципом неистощител тости в пользовании лесным фондом заготовка древесины в лесах данной категории ведется на основе расчетной лесосеки.

В Основах лесного законодательства РФ расчетная лесосека опреде ляется как норма подлежащей вырубке древесины. Это не совсем точно. Весь "расчет" лесосеки должен состоять в том, что норма ежегодной вы рубки исходит из соответствия ее норме ежегодного прироста древесины по республике, области, краю, району, лесхозу. Причем невыборка древе сины, в рамках расчетной лесосеки в одном году не дает оснований для сохранения этого количества на следующий год.

_1Лесами третьей группы_0 считаются леса многолесных районов, где площадь, занятая лесным древостоем, превышает 50% территории. Эти леса имеют преимущественно эксплуатационное значение. Они в основном пред назначены для удовлетворения потребностей в древесине народного хо зяйства и граждан. Вместе с тем эта группа лесов в силу занимаемого ею пространства выполняет важные экологические функции. Среди них прежде всего следует назвать тот удельный вес, который они имеют в пополнении кислородного запаса атмосферы.

В лесах всех групп органами лесного хозяйства могут быть выделены _1особо охраняемые участки леса _0с ограниченным режимом лесопользования. В лесах первой группы - это леса заповедников и национальных парков, городов и зеленых зон, защитные, санитарные леса и т. д. В лесах второй и третьей групп такими особо охраняемыми зонами могут стать особо цен ные участки леса, полезащитные насаждения, места обитания редких и ис чезающих растений и животных, занесенных в Красную книгу.

Расчетная лесосека устанавливается органами лесного хозяйства по согласованию с исполнительными органами субъектов Федерации на основе принципов непрерывности и неистощительности лесопользования и с учетом рубок главного пользования при заготовке древесины по каждому лесному хозяйству. Расчетная лесосека утверждается федеральной службой лесного хозяйства по согласованию с органами власти Федерации и субъектов Фе дерации.

Перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для ис пользования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, производится в исключительных случаях с разрешения правительства РФ. Перевод лесных земель в нелесные в целях, связанных с ведением лесного хозяйства (строительство дорог, предприя тий по переработке лесной продукции и т. п. ), производится с разрешения государственных органов управления лесным хозяйством области, края, Москвы и Санкт-Петербурга.

    ПРАВО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ НА ЗЕМЛЯХ ЛЕСНОГО ФОНДА

Страницы: 1, 2, 3