бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование экологического сознания в процессе изучения ест.-научн. дисциплин в курсе неполной средней школы - (диплом) бесплатно рефераты

p>Экологическое воспитание должно представлять собой целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Оно должно иметь целью формирование у человека мировоззрения, основанного на представле нии о своем единстве с природой и о направленности культуры и всей практической деятельности не на эксплуатацию природы и даже не на сохранение ее в первозданном виде, а на ее развитие, спо собное содействовать развитию общества. В этом принцип современ

    - 34

ного антропоцентризма, основанного на понимании того факта, что дальнейшее развитие человечества может состояться только совметс но с дальнейшим развитием природы, ее многообразием и богатством. В такой формулировке принцип антропоцентризма практически эквивалентен утверждениям классической педагогики и восходит к Песталоцци, Монтеню, Руссо, утверждавшим, что цель воспитания развитие симпатии к другим людям и любовь к природе. Воззрения классической педагогики обладали высокой степенью экологичности. Для того, чтобы реализовать этот принцип, экологическое вос питание должно начинаться с самого раннего детства. Еще в семье и в дошкольные годы ребенок должен получить некоторые начальные сведения об окружающем мире, природе, о необходимости и целесооб разности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воды, воздуха Земли. Эти знания должны быть развиты и закреплены в начальных классах средней школы. Одновременно должна быть создана атмосфера благожелательности по отношению к природе, чтобы у ребенка сформировалось миропредставление, включающее его в окружающий мир не как хозяина, а как участника естественного процесса его развития.

Существуют два разных термина - "экологическое воспитание" и "экологическое образование". Первое невозможно без второго, и по этому образование должно развиваться в контексте второго, тем бо лее что знания сами по себе еще не пределяют направленность дея тельности человека.

Экология - большая научная дисциплина, но ее преподавание должно быть дозированно и не превышать систематический многолет ний курс. Начальные сведения должны быть получены дома или в дош кольных учреждениях и закреплены серией специальных уроков и це

    - 35

ленаправленных экскурсий в первых классах. Они должны быть "при родоведчески ориентированы", подобно тому как излагались началь ные сведения в учебниках по природоведению в дореволюционной земской школе.

Что же касается систематического курса экологии, то он дол жен быть прочитан в одном из последних классов средней школы. В нем следует не только обобщить и систематизировать знания, полу ченные в предшествующих классах, но и внести некоторые общие фи лософские (идеологические) представления, закладывающие основы современного миропонимания.

Сегодня много говорят об экологизации образования. Это очень важный элемент экологического воспитания. Экологическое мышление, представление об окружающей среде и месте в ней челове ка должны присутствовать во всех проявлениях его активности. Весьма эффективным средством реализации этого принципа и является экологизация образования. Она состоит в том, что практические все преподаваемые дисциплины школьного курса должны содержать эколо гический материал. Не только биология, химия, география, но и ма тематика, литература. Все они могут стать средством получения экологических представлений и экологических знаний.

Таким образом, в результате всего выше сказанного, мы можем сделать вывод о том, что проблемы экологии очень остро стоят в настоящее время не только в нашей стране, но и во всем мире. Сильно загрязнены воздух, вода, почвы. Никогда проблема охраны природы не стояла так остро, как в последнее время. И именно поэ тому сегодня необходимо формировать экологическое сознание у де тей. Ведь через несколько лет они станут взрослыми и необходимо, чтобы они бережно и рационального относились к природе.

    .
    - 36
     2ГЛАВА II. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
     2В ОБУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ
    _ 1. Связь образования и естественно-научных дисциплин.

Основная цель экологического образования - формирование эко логического сознания и мышления на основе активной жизненной по зиции. Пробуждение экологического сознания неразрывно связано с осознанием человеком своей роли на Земле. В настоящее время вследствие технического прогресса, урбанизации общества человек перестал ощущать себя и окружающую среду как единое целое в пре делах биосферы.

Решение современных экологических проблем требует компетент ного подхода, который включает естественные, социальные и гумани тарные науки, приближаясь, таким образом, к философскому уровню познания.

Экологическое образование имеет межпредметный характер т главную роль тут играют естественнонаучные дисциплины: физика, биология, география. При изучении этих предметов имеются огромные возможности для формирования экологического сознания. Такая воз можность есть практически на каждом уроке и ее необходимо исполь зовать.

В рамках какого-нибудь одного предмета экологическое образо вание и воспитание не может быть осуществлено в полной мере. Она ко возможности осуществления экологического образования в процес се изучения различных дисциплин неодинаковы. Они определяются спецификой задач и содержанием предмета.

    Содержание экологического образования комплексно. Оно вклю
    - 37

чает идеологические, научные, нравственно-эстетические, правовые, личностно-мировоззренческие и практические аспекты. Для их реали зации в школьном курсе естественнонаучных дисциплин сложились бо лее благоприятные условия, чем в других предметах. Последнее объ ясняется прежде всего тем, что цели и задачи естественно-научного и экологического образования тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Цель экологического образования заключается еще и в формировании ответственного отношения к природе, которое должно стать важнейшим элементом в системе социальных отношений будущего образования - преодолеть потребительский подход к приро де, воздействуя на все аспекты сознания: научный, художественный, нравственный и правовой. Задачей же школьного курс а естественно научных дисциплин является прежде всего формирование диалекти ко-материалистических взглядов на природу и на взаимодействие об щества и природы; овладение учащимися знаниями и умениями для ра ционального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, оценки природной и хозяйственной обстановки в своей мест ности, воспитание норм и правил поведения в природе.

    Целостное представление об экологизации школьного естест

веннонаучного образования дает выделения в его содержание ведущих идей. Многие из них (развитие и целостность природы, изменение природы в процессе труда, окружающая среда и здоровье человека, природы в нарвственно-эстетическом развитии личности) являются основополагающими в экологическом образовании.

Раскрытие их в обучении физике, химии, биологии, географии направлено на формирование у школьников понимания целостности природы Земли, единства ее процессов, естественной связи и с ней человека, а также того, что любая хозяйственная деятельность че

    - 38

ловека и его поведение в природе должны быть согласованными с ее законами.

Так как все изменения природной сферы, и естественные, и вызванные деятельностью человека, оказывают влияние на условия жизни и здоровье населения, то рассмотрение этой взаимосвязи осу ществляется через систему знаний о значении отдельных клмпонентов и природы в целом для жизни и хозяйственной деятельности челове ка, о необходимости рационального использования природных ресур сов и восстановления. Изучение основ природопользования, рассмот рение вопросов о роли прогнозирования изменений окружающей среды способствует пониманию учащимися важности учета особенностей при роды в процессе трудовой деятельности человека. В целом школьный курс естественно-научных дисциплин помогает учащимся осознать значение природы для общества, понять, что природа - основной ис точник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного отношения к ней.

Содержание школьного курса физики, химии, биологии, геогра фии располагает объективными возможностями формирования и разви тия у школьников нравственных норм и привычек поведения в приро де, ценностных ориентаций.

Развитию ценностных ориентаций способствует выполнение уча щимися практических работ оценочного характера. Для экологическо го образования важное значение имеют работы на местности по оцен ке характера воздействия человека на окружающую среду, предусмот ренные программой. На их основе у школьников вырабатывается при вычка правильно, критически оценивать свое поведение в природе, поступки других людей, выбрать линию поведения, соответствующую законам природы и общества. Знание и соблюдение учащимися правил

    - 39

поведения в природе во время экскурсий, туристических и краевед ческих походов свидетельствуют о степени сформированности их нравственного облика.

В экологическом образовании не меньшую роль, чем нравствен ное, играет эстетическое воспитание, в которое существенный вклад вносят и естественно-научные предметы. На этих уроках учащиеся обогащаются новыми эстетическими впечатлениями, чему способствуют разнообразные средства обучения (картины, кинофильмы, диафильмы и т. д. ), формирующие образы территорий, различных объектов природы, развивающие у детей эмоциональную восприимчивость к красоте вооб ще, прекрасному в природе и эстетическое восприятие окружающей среды.

Таким образом, содержание школьного курса естественно-науч ных дисциплин способствует экологическому образованию школьников и имеет для этого огромные возможности. В их реализации и подго товке экологически грамотного поколения основная роль принадлежит учителю, его творческой инициативе.

    _ 2. Формирование бережного отношения школьников к природе.

Этапы школьного обучения, возрастные возможности учащихся, реальные условия социального и природного окружения - все это обусловливает характер формирующихся отношений школьников к при роде, их деятельность по сокращению и уменьшению окружающей сре ды.

Рассмотрим возрастные особенности отношения к природе детей, подростков и юношей в период школьной жизни.

 _Младшие подростки (9-11 лет) ... Необходимость заботы о зеленых

    - 40

насаждениях мотивируют тем, что растения "всех радуют", "они нам нравятся", "украшают город", "делают нашу жизнь красивой" и т. д. В их высказываниях редко звучит чисто рационалистический подход ("из деревьев делают карандаши и линейки"). В этом возрасте лети часто осуждают свои действия во время игр, наносящие вред приро де: "ломали ветки, когда играли". Дети мечтают о хороших делах на пользу природе, проявляют готовность " вырастить что-то своими руками", больше собрать макулатуры, "чтоб не губить лес", предпо лагают, чтобы каждый человек посадил 5-6 деревьев, и "тогда наша Земля бедт прекрасной".

 _Старшие подростки (12-15 лет) . глубже осознают государствен ную и общественную значимость экологически проблем. Они осуждают всякое зло, жестокость, жадность по отношению к природе, Бережное отношение к природе они тесно связывают с борьбой за мир, за пре дотвращение войны как самого большого зла для людей и природы. У школьников этого возраста, особенно у девочек, ярко выра жено нравственно-эмоциональное отношение к природе: "природа самое прекрасное", "это самое необходимое, нужное человеку", "от природы зависит настроение человека", "прелесть природы нельзя губить".

В этом возрасте усиливаются патриотические мотивы: "Родина это прежде всего родная природы", "мой вклад в охрану природы бу дет помощью Родине". Забота о природе родного края у старших под ростков проявляется в конкретных делах. Они нередко выступают с инциативой вычистить речку или пруд, озеленить двора.

Вместе с тем именно в этом возрасте чаще всего встречаются "разрушительные действия". Подростки еще слабо представляют себе последствия воздействия человека на природу, нередко не предви

    - 41

дят, к чему может привести поступок, совершенный из любопытства или озорства. Поистине противоречивый возраст! Это создает опре деленные трудности в развитии и укреплении экологической культуры подростков. В то же время их активность и стремления к деятель ности служат основой для овладения научными знаниями, формирова ния практических умений и навыков природоохранительного характе ра.

Большинство школьников _ раннего юношеского возраста (16-17  _лет) . , как правило, придают большое значение общественно полезным делам по улучшению окружающей среды, принимают в них участие, высказывают твердое убеждение в том, что охрана природы - зада ча каждого гражданина. Молодежь видит вред не только от прямого ущерба, который может нанести человек природе, но и от равнодуш ного к ней отношения.

Важно, что в сознании юношей научный и рациональный подход к природе сливается с нравственно-этическим. Старшим школьникам подчеркивают необходимость "не только брать у природы, но и отда вать ей, не губя и не разрушая ее". Некоторые из них мечтают "не через сто лет, а именно сейчас превратить нашу Землю в цветущий сад".

    _ 3. Условия формирования экологических знаний.

Психолого-педагогические основы экологического образования и воспитания школьников разрабатываются с учетом:

возрастных особенностей учащихся, выражающихся во взаимосвя зи мышления, памяти, внимания и успеваемости; направления их со знания на соблюдение нравственных и гражданских норм общества и

    - 42

оптимизации окружающей среды; системности и проблемности в обуче нии началам экологии.

В учебных предметах содержится значительный объем естествен нонаучных и гуманитарных знаний, систематизация которых и разви тие на межпредметной основе с учетом психологических особенностей мышления, памяти и внимания старшеклассников позволяют сформиро вать общий подход к рассмотрению картины мира и воспитать осоз нанное стремление к активной общественно-полезной деятельности. Каким образом модно и необходимо систематизировать этот учебный материал, как придать обобщенный и конкретный характер знаниям о картине мира?

Первое условие - это учет возрастных особенностей взаимосвя зи памяти, внимания и успеваемости школьников в целях формирова ния у них прочных, глубоких и системных знаний по основам наук. Следует отметить, что в литературе не подвергается специальному исследованию вопрос о возрастных особенностях зависимости успева емости от памяти и внимания учащихся, к тому же данные приводят ся, как правило, суммарно для мальчиков и девочек, что вряд ли является оправданным, поскольку практика школьной педагогики пос тоянно указывает на необходимость дифференцированного подхода к учащимся разного пола и возраста. В общей сумме факторов, опреде ляющих успешность обучения, память и внимание перестают играть ведущую роль. На первое место выступают более сложные, приобре тенные в процессе обучения формы усвоения учебного материала. Второе условие заключается в формировании системности знаний учащихся применительно к старшеклассникам.

Важное условие реалзации экологических знаний в процессе обучения - формирование теоретического мышления. Выполнение этой

    - 43

задачи на уровне требований для выпускников средней школы выража ется в усвоении ими основ научной теории. Каким образом достига ется системность в знаниях старшеклассников? Анализ школьных учебников показывает, что материал принципиально не может быть представлен в таком виде, чтобы ученик не преобразовывал его в своем сознании по элементам теории. Внутренняя перестройка знаний ученика сопровождается преобразованием тех связей, которые возни кают при первичном ознакомлении с учебным материалом. Пересказы вая материал, школьник вновь перестраивает имеющиеся знания. Та ким образом, научная теория в учебном процессе отображается в трех принципиально разных системах: при первичном ознакомлении в учебнике или объяснении учителя, при итоговом - в сознании уче ника и в изложении самого ученика. Чтобы школьник усвоил систем ные знания, ему необходимо дважды перестроить первично полученные сведения.

Формирование знаний о знаниях - еще одна сторона усвоения теоретического материала, особенно в условиях актуальных задач оптимизации учебно-воспитательного процесса, которые стоят перед школой. В содержании образования эти знания выполняют функцию ре ализации принципов сознательности в обучении и, кроме, того, фун кцию направленности на формирование научного мировоззрения. Выра ботка научного мировоззрения включает в себя процесс формирования научной картины мира и систему взглядов на познание.

Третье условие - деятельность и общение в природной среде. Определение оптимальных условий формирования умений и навыков на базе экологических знаний.

Таким образом, при осуществлении экологического подхода к изучению естественнонаучных дисциплин учащиеся усваивают, что

    - 44

природа и общество взаимосвязаны как во времени, так и в прос транстве. Для данных взаимосвязей характерна определенная законо мерность. На уроках физики, химии, биологии, географии и общест воведения школьники узнают, что явления, объекты и процессы дейс твительности объективно связаны.

Осуществляя межпредметные связи на занятиях естественнонауч ных школьных дисциплин и во внеурочное время, школьники изучают явления природы и общества, познают объективные взаимосвязи. Школьник овладевает системой знаний в том случае, если он хорошо знает общие свойства и ее элементы, структуру и функцию изучаемо го явления и может применить усвоенные знания в практических при родоохранительных целях.

Изучение общества и явлений природы на протяжении всего школьного курса неразрывно связано с развитием у учащихся систем ного мышления, чему способствует анализ объективных связей, обус ловливающих биологические, физические, химические и другие явле ния на межпредметной основе в экологическом аспекте. В процессе природоохранительной деятельности школьников большое место должно отводиться экспериментированию и практике.

При определении целей и задач эксперимента, который ставят учащиеся, они должны обосновать постановку проблемы, этапы ее решения, методику исследования количественных и качественных по казателей, а также методику проверки гипотезы в эксперименте и практический результат.

При выполнении практической природоохранительной работы или эксперимента, при проверке гипотезы школьники учатся систематизи ровать известные им факты, устанавливать их взаимосвязь, творчес ки применять к ним уже известные законы и, исходя из этого обоб

    - 45
    щения, делать новые выводы.

Приобретение знаний - первоначальная задача реализации принципов и условий экологического образования. Основная задача заключается в применении школьниками полученных экологических знаний, умений, навыков, методов природоохранительной деятельнос ти в общественно-полезной практике и тем самым - в содействии дальнейшему активному и творческому познанию действительности.

    _ 4. Вопросы экологии в начальном курсе физики.

Преподавание физики строится в настоящее время по политехни ческому принципу: изучаемый материал группируется вокруг приори тетных вопросов технического прогресса (развитие энергетики, средств связи, транспорта, создание материалов с заданными свойствами и др. ). Однако, современная тенденция гуманизации об разования диктует необходимость возвращения физике ее изначально го содержания как науки о природе. Подобную переориентацию может обеспечить экологизация школьной физики, ибо физическое обоснова ние имеет два взаимосвязанных аспекта проблемы "человек и приро да". Энергетический (рациональное использование природных ресур сов) и природоохранный методы предотвращения нарушения - вследс твие антропогенного воздействия - или восстановления природного равновесия). Эти аспекты можно рассматривать при изучении боль шинства вопросов физики. Поскольку наибольший интерес к природо охранительной работе проявляют учащиеся 7-8 классов, важно акцен тировать их внимание на вопросах рационального природопользова ния, воспитывая у них чувство ответственности перед природой. По кажем, на каком экологическом материале и при изложении каких

    - 46
    вопросов это можно сделать при изучении физики в 7 классе.
     ш2

Страницы: 1, 2, 3, 4