бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование экологического сознания в процессе изучения ест.-научн. дисциплин в курсе неполной средней школы - (диплом) бесплатно рефераты

p>Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетли вое различие субъекта и объекта, то есть того, что принадлежит "Я" человека и его "не Я". Человек, впервые в истории органичес кого мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружаю щему, продолжает сохранять в своем сознании противопоставления и различения. Он единственный среди живых существ способен осущест вить самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исс ледование самого себя.

Третья характеристика сознания - обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формулирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее моти вы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносится в него все необходимые корректировки и т. д. Всякое нарушение в результате болезни или по каким-либо иным при чинам возможности осуществить целеполагающую деятельность , ее координацию и направленность рассматривается, как нарушение соз нания.

Наконец, четвертая характеристика сознания - включение в его

    - 13

состав определенного компонента. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение объективные и прежде всего общечеловеческие отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. И здесь, как и во многих других случаях, патология по могает лучше понять сущность нормального сознания.

Понятие "сознание" употребляется в психологии, психиатрии и других науках в смысле, отвечающем приведенным выше основные его характеристикам. При этом психиатры, перед которыми постоянно возникает вопрос о наличии, сохранении или нарушении сознания у больного, под сознанием понимают заключенные в психике данного человека возможности отдавать отчет о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности. Че ловек, у которого сохранено ясное сознание, оценивает вновь пос тупающую в мозг информацию с учетом уже имеющейся у него знаний и выделяет себя из окружающей среды, сохраняет сложившуюся систему отношений к другим людям и к окружающей действительности и на ос нове этих данных управляет своим поведением. Сознание, будучи об щественным продуктом, принадлежит только человеку. Животные соз нанием не обладают.

Сознание в широком философском смысле - высшая, специфически человеческая форма активного отражения действительности; в более специальном - понимание человеком окружающего мира, процессов, происходящих в нем, своих действий, мыслей, своего отношения к внешнему миру и к самому себе; предварительное мысленное построе ние предполагаемых действий и предвидение их результатов.

Сознание имеет сложное системное строение. Оно структурно организовано, и все элементы этой структуры составляют единое це

    - 14

лое. Рассмотрение структуры сознания может осуществляться по раз ным основаниям. Структурными элементами сознания являются ощуще ния, восприятия, представления, мышление, чувства. Все чувствен ные формы познания ми мышления тесно связаны со всеми сторонами жизни, с реальными побуждениями, интересами, влечениями мыслящего человека.

В своих действиях люди исходят из потребностей, мотивов, ин тересов, преследуют определенные цели, руководствуются идеями. Это и значит, что действуют сознательно.

Когда говорят: "Человек совершил тот или иной поступок не сознательно", то имеют в виду, что он не предусмотрел те последс твия, к которым ведет данный поступок. Поступок обладает качест вом сознательности лишь постольку, поскольку он есть выражение замысла, намерения, цели. Целеполагание - это сердцевина созна ния: прежде чем что-либо сделать реально человек делает это в своем представлении.

Ядро сознания - знания. Ощущения, восприятия и представления - это уровень чувственного сознания. Логическое мышление - высший уровень осознания действительности. Это интеллектуальная форма сознания. Сознание проявляется также в форме воли и чувства. Понимание сознания в материалистической психологии и филосо фии обычно происходит из двух принципов: из признания сознания функцией мозга и из того, что он есть отражение внешних воздейс твий.

Классические труды И. М. Сеченова, И. П. Павлова, И. Е. Введенско го, А. А. Ухтомского и их последователей раскрыли рефлекторную при роду психики и дали возможность понять сознание, как систему ак тивной деятельности, которая формируется под влиянием внешнего

    - 15

мира. Но отражательная деятельность мозга характеризуется не только ее функциональными механизмами, но и ее содержанием, т. е. тем, что именно отражается мозгом в реальной действительности. Как отражение действительности, сознание предполагает существова ние того, что отражается, а также того, кто отражает и с помощью какого органа осуществляется процесс отражения. Объектом сознания является материальный мир, духовная культура, сам человек; субъ ектом сознания является человек, личность, а органом - человечес кий мозг.

Формирование сознания человека связано с возникновением об щественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида специально фиксированной системе потребностей, обязанностей, дисциплине поведения, выражаемых и регулируемых с помощью языка, исторически сложившихся обычаев и нравов.

Ребенок рождается на свет с определенными анатомо-физиологи ческими "задатками", которые являются продуктами длительной био логической эволюции, отложившейся в наследственно закрепленных "кодах". Но сами по себе эти задатки не могут привести к возник новению сложных психических способностей. Биологическая наследс твенность вручает ребенку возможность формирования способности мыслить по-человечески. Но эта способность не спонтанно созревает в процессе индивидуального развития человека, а формируется. Эле ментарный уровень сознания формируется уже в дошкольном возрасте, главным образом в процессе игровой деятельности и общении со взрослыми. В школьном возрасте сознание развивается на основе учебной, общественной, трудовой деятельности, под определяющим вниманием возрастающих требований жизни, коллектива, общества. Именно школа обеспечивает целенаправленное, систематическое, пла

    - 16

номерное, разностороннее, содержательное воздействие общества на детей. Вместе с тем, на ребенка огромное влияние оказывает семья, а также литература, радио, кино и театр.

На ранней стадии развития сознание формируется через чувс твенно-практическое предметное ощущение. Затем развиваются наг лядно-объектные формы сознания ближайшей среды, вслед за чем фор мируется мышление в понятиях. За непосредственной чувственной де ятельностью вещей в мышлении открывается существенная связь явле ний. Развивается более высокая форма предметного сознания, с ко торым связано и развитие самосознания. Формирование сознания и самосознания неразрывно связано с освоением содержания человечес кой культуры, с овладением исторически сложившимися социальными нормами поведения, мышления, правилами языка.

Только в процессе обучения и воспитания происходит процесс развития ребенка, формирование его сознания. Первоначально у ре бенка сознание имеет простейшее строение. Оно заключается в отра жении лишь внешних, поверхностных связей и отношений вещей. В дальнейшем строение сознания усложняется и образующие соз нание познавательные процессы дифференцируются и совершенствуют ся, образуя сложную структуру, - предметный мир отражается во все более обобщенном и абстрагированном виде, более полно и глу боко.

Развитие сознания выражается в прогрессирующей дифференциа ции и интеграции психической деятельности, в формировании все бо лее сложных процессов ощущения, восприятия, представлений, мышле ния, эмоционально-волевой сферы, потребностей, интересов, целей и идеалов. Развитие сознания - это не только обогащение, его содер жания, рост числа представлений и понятий об окружающем мире и о

    - 17

самом себе, но и процесс развития сознательности, чувства ответс твенности. Учителя должны постоянно заботиться не только о после довательности расширения круга осознанных учащимися объектов, о формировании способных ставить осуществляемые цели, умение пред видеть последствия поступков, но и об умении учащимися контроли ровать и регулировать свои чувства, осуществлять самовоспитание воли и характера, развивать чувство ответственность перед коллек тивом и самим собой, навыки трудовой и общественной дисциплиниро ванности.

Подытожив все сказанное выше, можно сделать следующий вывод: сознание есть высшая интегрирующая форма психики, результат об щественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянной общении (с помощью языка) с другими людьми. Человек рождается, не имея сознания, но уже имея индиви дуальные особенности своей психики. В процессе общения с другими людьми и деятельности, его психика развивается и становится соз нанием. Все психические явления у человека сознательны, так как проявлено его сознание, но не все могут быть осознанными (психика ребенка): автоматизированные навыки, импульсивные действия и так далее.

На формирование сознания огромное влияние оказывает общест венная жизнь.

    _ 2. Роль и место экологии в современном обществе.

Космический корабль Земля уникальная среди планет Солнечной системы. В тонком слое где встречаются и взаимодействуют воздух, вода и земля, обитают удивительные объекты - живые существа, сре

    - 18

ди которых и мы с вами. Этот слой, населенный организмами, взаи модействующий с воздухом (атмосферой), водой (гидросферой) и зем ной корой (литосферой), называется биосферой. Все живые существа, и мы в том числе, зависят от сохранения ее цельности. Если слиш ком сильно изменить какую-либо из составляющих биосферы, послед няя может полностью разрушится. Не исключено, что атмосфера, гид росфера и литосфера при этом сохраняются, но в их взаимоотношени ях уже не будет участвовать живое.

В центре внимания современного человечества стоят проблемы взаимодействия человека с окружающей природной средой, экологи ческой устойчивости планеты.

 2Экология 0 - наука, исследующая функционирование систем и структур надорганизменного уровня (экосистем, или биогеоценозов) в их взаимодействии друг с другом и со средой обитания. Отсюда вытекают и задачи экологии - выявить возможные взаимосвязи раз личных технологий, и в первую очередь химических, биохимических, агрохимических, энергетических, разрушающих или вредно воздейс твующих на природную сферу, для создания общей экологической бе зопасности окружающей среды, в том числе и химической, биохими ческой, радиационной.

Говоря об экологии, мы подразумеваем как локальные, местные проблемы, с которыми сталкиваемся дома, в городе, на заводе, в поле, районе, государстве, так и глобальные.

Экология как наука включает в себя весь комплекс взаимодейс твия факторов - как природных и технологических, так и социаль ных, моральных, нравственных. Более того, социальные факторы в настоящее время становятся определяющими, ведущими, представляют собой сознательную деятельность людей, активно отстаивающих свои

    - 19

цели, интересы, часто далеки от интересов общества и человечества в целом, идущие иногда в разрез с этими интересами.

Еще несколько лет назад шли споры относительно самого факта антропогенного - вызванного человеком изменения климата. За пос леднее столетие средняя температура поверхности Земли повысилась не менее чем на 0. 5 5о 0С. Как и было предсказано моделям, так назы ваемого парникового эффекта, зимняя температура повысилась более значительно, чем летняя. Парниковый эффект возникает потому, что углекислый газ, метан, попадая в атмосферу, действуют как стекло в теплице, затрудняя отдачу тепла с поверхности планеты. Длитель ными наблюдениями установлено, что количество метана увеличивает ся ежегодно на 1%, углекислого газа - на 0. 4%. Углекислый газ "ответственен" примерно за половину парникового эффекта.

Реальной экологической угрозой становится истощение озоново го экрана в стратосфере. Говоря об этом, обычно отмечают знамени тую "озоновую дыру" над Антарктикой. Однако сокращение количества озона в стартосфере происходит и над нашей страной, где оно дос тигло уже в среднем около 3%. Доказано, что сокращение озона только на 1% ведет к увеличению заболеваний раком кожи на 5-7%. Это означает, что 6-9 тыс. человек на европейской территории на шей страны ежегодно заболевает раком кожи только по этой причине. Коротко о проблемах пресной воды. Чистой воды у нас не хва тает. Причина заключается в бесхозном, варварском отношении к во де, как к бесплатному, ничейному природному ресурсу. Ее можно забрать в каком угодно количестве, ее можно без особого наказания загрязнить. Антиэкономичность в водохозяйственном строительстве оборачивается постоянной трагедией для крупных и мелких регионов. Еще несколько штрихов современного экологического положения.

    - 20

Одной из крупных проблем у нас стало загрязнение подземных вод. Неумеренное применение пестицидов и минеральных удобрений привело к тому, что они в большом количестве оказались в грунто вых водах.

Особой экологической проблемой для нашей страны стали кис лотные осадки - увеличение кислотности дождей, снега, туманов в результате выброса в атмосферу окислов серы и азота при сгорании топлива. Кислые осадки снижают урожай, губят естественную расти тельность, разрушают здания, уничтожают жизнь в пресных водоемах. Когда среди глобальных экологических проблем называются сок ращение видового (генетического) разнообразия живой природы, обычно подразумевают , что эта проблема связана в основном с ги белью влажных тропических лесов - мест, где сосредоточено макси мальное разнообразие видов животных и растений. Проблема сокраще ния биологического разнообразия - это одна их самых странных проблем для будущего человечества, поскольку исчезнувший вид восстановить невозможно.

Сегодня решение экологических проблем стало одним из гло бальных критериев гуманности общества, уровня его технических и научных разработок.

Современная экология относится к тому типу наук, которые возникли на стыке многих научных направлений. Она отражает как глобальность современных задач, стоящих перед человечеством, так и различные формы интеграции методов направлений и научного поис ка. Превращение экологии из сугубо биологической дисциплины в от расль знания, включившую также общественные и технические науки, в сферу деятельности, основанную на решении ряда сложнейших поли тических, идеологических, экономических, этических и других воп

    - 21

росов, обусловило ей значительное место в современной жизни, сде лало ее своеобразным узлом, в котором объединяются различные направления науки и человеческой практики. Экология, на мой взгляд, все больше становится одной из наук о человеке и в опре деленном смысле интересует многие научные направления. И хотя этот процесс еще весьма далек от завершения, его основные тенден ции уже достаточно отчетливо просматриваются в наше время. Именно в экологии (хотя и не только в ней) намечается вполне реальные точки соприкосновения между фундаментальными и прикладными науч ными областями, между теоретическими разработками и практическим их применением.

Мы вынуждены сегодня признать, что тревожная экологическая ситуация сложилась во многих регионах нашей страны в результате некомпетентного хозяйствования, недостатка знаний и действий в слепую, потребительского отношения к природным богатствам, отож дествления слов И. В. Мичурина о том, чтобы не ждать милостей от природы, а брать их у нее, с нещадной эксплуатацией природных ре сурсов, а также превалирования технокритического мышления, при котором процесс ассоциируется со всевозрастающими количествами извлеченного из недр Земли угля, выплавленной стали, произведен ной электроэнергии.... Значение охраны природы как неприемлемого условия выживания человечества и каждого человека сейчас осозна ется нашим обществом, однако, к сожалению, оно мало готово к пос ледовательной и безусловной реализации природоохранных мер, при чем не только из-за недостатка необходимых для этого средств, но и вследствие отсутствия экологической культуры населения, нес формированности экологического мышления у работников народного хозяйства. Таким образом, решение экологических проблем в огром

    - 22

ной степени зависит от постановки экологического образования и воспитания подрастающих поколений. Вступающие в трудовую жизнь люди должны иметь четкое представление о том, что природные ре сурсы не бесконечны и технология производства любой продукции должна удовлетворять такому, с экологической точки зрения, требо ванию, как минимальной потребление материалов и энергии. Они должны хорошо знать законы природы, пронимать взаимосвязь природ ных явлений, уметь предвидеть и оценивать последствия вмешатель ства в естественное течение различных процессов. У них должно быть выработано "экологическое мировоззрение", т. е. сознание при оритетного решения экологических проблем при осуществлении любых проектов, разработок современных технологий, создание машин и ме ханизмов, при всяком хозяйственном начинании, а также твердое убеждение в том, что без уверенности в безвредности для окружаю щей среды того или иного мероприятия оно не должно реализовывать ся.

Производственная деятельность людей должна постепенно менять основу. Предстоит новая модернизация, которую естественно назвать экологической, поскольку она будет ориентироваться на создание производств, не разрушающих равновесного состояния биосферы, т. е. вписывающихся в ее биогеохимические циклы. Преодоление экологи ческого кризиса только техническими средствами невозможно. Тем более невозможно поддержание состояния равновесия, если общество не будет преобразовывать само себя, свою нравственность, а будет опираться только на технические решения. Человечество ожидает длительный и весьма трудный процесс совместного преобразования природы и общества, причем решающее значение в его длительности будет иметь формирование цивилизации, отвечающей новым потребнос

    - 23

Страницы: 1, 2, 3, 4