бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование экологического сознания в процессе изучения ест.-научн. дисциплин в курсе неполной средней школы - (диплом) бесплатно рефераты

p>тям человека, согласованным с новыми реалиями окружающей природы. Новая цивилизация для того, чтобы она оказалось способной обеспе чить дальнейшее существование на Земле человечества как развиваю щегося вида, должна опираться не только на новую технологическую основу производственной деятельности людей, но и на глубокое по нимание места человека в окружающем мире, без чего невозможно формирование новой нравственности, т. е. нового общественно необ ходимого поведения людей. Широкая образованность носителя плнеты необходима и для становления новой морали, т. е. духовного мира людей.

Только по-настоящему образованное и интеллигентное общество будет способно вступить в эпоху ноосферы или в период своей исто рии, когда оно сможет реализовать режим коэволюции природы и об щества. Это утверждение столь очевидно, что оно тоже может быть включено в исходную систему постулатов.

Следовательно, наряду с новой модернизацией человечеству предстоит создать новую культуру во взаимоотношениях между людь ми, так и с природой, субъектом которой является человек. В ее основе должно лежать всеобъемлющее воспитание и образование, ко торое естественно назвать экологическим.

    _ 3. История развития экологии как науки.

Человек, в отличие от всех других обитателей Земли, в про цессе деятельности способен ставить пере собой определенные зада чи. И, являясь биологически единым целым, человечество выступает как мощный фактор в геологическом процессе. Длительность антропо генного воздействия на природу оценивается миллионами лет, причем

    - 24

исторический процесс человеческих обществ охватывает в нем нес колько сотен тысячелетий.

     2Основные этапы
     2исторического развития взаимоотношений
     2человека с природой.

Первобытные стада древнейших обезьяноподобных людей, судя по данным археологии, занимались собирательством, лишь иногда добы вая крупных животных. Бугорчатый тип зубов питекантропов указыва ет на использование ими смешанной растительно-животной пищи. Не большая концентрация в природе высокопитательных кормов препятс твовала скоплению питающихся ими животных. Поэтому стада древней ших обезьянолюдей были малочисленные и вели кочевой образ жизни. Сообразно этому их воздействие на природу не могло быть значи тельне, чем у других зверей.

Геологическое значение человечества впервые проявилось по-видимому, около миллионов лет назад, когда древнейшие предста вители этого рода научились пользоваться огнем (приобрели навыки сохранения и использования огня) и стали делать первые орудия труда. Этим человек положил начало своему преимуществу перед жи вотными. Овладение огнем было связано с переходом от первобыт но-стадной жизни к хотя и примитивной, но организации человечес кого общества. Возникли поселения, а с ними и специализация функ ций отдельных членов первобытной общеины. Все это привело к воз никновению первых зачатков антропогенных изменений природы в ок рестностях крупных долговременных поселений (сжигание в костре растительности, истребление определенных видов животных и так да лее). С появлением неандертальцев, умевших изготовлять разнооб

    - 25

разные каменные орудия и добывать огонь, связывается быстрое сок ращение численности многих видов животных (мамонта, шерстистого носорога, пещерного медведя, ряда видов быков и оленей), на кото рых они охотились. Человек тысячелетиями уничтожал их в большем количестве, чем их рождалось.

 _Период развития первобытнообщинного строя.  . Сокращение чис ленности крупных животных повысило интерес первобытных охотников к мелким и средним. А поскольку добывать небольших животных для обеспечения потребностей целой общины приходилось в большом коли честве, внимание охотников переместилось с отдельных особей круп ных видов на популяции мелких. С этим связано появление в конце палеолита охотничьих снастей (крючка для ловли рыбы, лука и стрел, ловушек и капканов). У людей неолита возникает система охоты, основанная на знании экологии животных. Выработанные на практике представления о рациональных принципах использования природных ресурсов, отчего полностью зависело процветание перво бытной общины, закрепилось культом и даже дошли до наших дней (почитание кедра у алтайцев; почти все "священные" урочища манси, ненцев и хантов - место размножения важнейших промысловых живот ных. Такие "священные" заповедные угодья, основанные людьми пер вобытного общества, известные во всех частях Земли. ) Люди перво бытно-общинного строя заботились о воспроизводстве не только жи вотных, но и любых других ресурсов природы, в частности полезной растительности. Хищническое отношение к природе у многих народов каралось смертью. Существеннейшим, с точки зрения усиления воз действия человека на природу, явилось приручение стадных животных и выведение культурных растений.

    Считается, что на ближнем Востоке одомашнивание овцы прои
    - 26

зошло 11 тыс. лет назад; в это же время в Северной Америке уже была одомашнена собака; 10 ытс. лет назад люди уже выращивали первые зерновые культуры (пшеницу, ячмень). Однако сам процесс одомашнивания животных животных и окультуривания растений начался в значительно более древние времена. Медленно и трудно накапли вавшиеся знания и опыт нередко полностью утрачивались с гибелью рода, становились ненужными и предавались забвению при перемене общиной места жительства и пр.

В ходе процесса приручения и одомашнивания животных, окуль туривания растений человек более 10 тысяч лет назад начал из менять окружающий его живой мир, создавая для себя новую, не быв шую никогда на планете окружающую среду. Сознательным творчеством человек избавил себя от голода и таким образом получил возмож ность к резкому увеличению своей численности и заселению всей су ши.

Зародившееся в первобытных общинах направленное использова ние природы (земледелие и скотоводство) успешнее всего развива лось в зоне смешанных лесов и лесостепей (богатые почвы, опти мальная влажность, продолжительный вегетативный период), в степях (кочевое скотоводство), а также на замачиваемых в половодье зем лях долин крупных рек. Особенностью наиболее распространенных форм первобытнообщинного хозяйства было повсеместное использова ние огня. Урожаи на выжженных землях - обычно, это были участки уничтоженного огнем леса - достигали огромной величины, но через 2-3 года резко падали. Использование подсечно-огневой системы земледелия очень сильно изменило среду: нарушалась структура поч вы, возникала эррозия, мелели реки, менялся видовой состав живот ных и растений. Но в условиях избытка земельных угодий она имела

    - 27

положительное значение для человека, по-видимому, поэтому законы племен запрещали долго оставаться на одном месте.

Развивающееся как подспорье к земледелию скотоводство сопро вождалось вытеснением редких животных. Концентрируясь у поселений человека, домашние животные нарушали почвенный покров, загрязняли продуктами своей жизнедеятельности окружающую человека среду. Од нако в целом во времена первобытнообщинного строя сохранялось замкнутость в пользовании природными ресурсами. Достижение опре деленного равновесия в темпах использования продуктов Земли и ес тественного возобновления потребляемых ресурсов и обеспечивало как стабильность взаимоотношений первобытных людей с природой и исключительную устойчивость самого родового общества.

 _Период рабовладельческого общества.  . Разделение труда и раз витие техники повысили производительность и суммарный выход про дукции (следовательно, и силу воздействия на природу), а незаин тересованность рабов в результатах своего труда и в сохранении условий, обеспечивающих его производительность, привела к опреде ленной деградации в принципах использования природных ресурсов. Грабительские войны приводили к экономически нецелесообразным пе ремещениям населения слабых государств, что вело к разрушению сложившихся культурно-хозяйственных ценностей и традиций. Именно рабовладельческие цивилизации превратили обширные пространства Земли в пустыни. Последствия этого процесса неизгладимы до сих пор. Например, в Греции в настоящее время сохранилось только 2% первоначального слоя почвы и только 20% земель, относимых к куль турным, пригодны к возделыванию.

В странах Востока, где развитие рабовладельческих отношений не было столь выражено, экономический упадок был менее резок, в

    - 28

отношение к природе было более рациональное. Первые дошедшие до нас законы об охране природы (лесов) были изданы в Древнем Вави лоне царем Хамурапи в XVIII в. до н. э. Инки запрещали под страхом смертной казни появляться посторонним на Гуановых островах (Южная Америка) во время гнездования там бакланов и олушей, так как при менение гуано обеспечивало высокое плодородие засушливых западных склонов Анд. В III в. до н. э. индийский император Ашока издал большое количество опиравшихся на религию законов об охране при роды. Задолго до нашего летоисчисления в Китае отдельными приви легиями княжества были учреждены несколько заповедников.

 _Период феодализма.  . В системе ведения хозяйства большинство методов, применявшихся при общинном строе, было унаследовано фео дальным крестьянам (в почву возвращали все то, что брали у нее). Однако разделение людей на подчиненных производителей и господс твующих потребителей исключало разумное использование территории, не являвшейся собственностью крестьян. В то же время для фео дального общества характерны частные мероприятия по охране приро ды - наделов земли, которые находились в личной собственности и которые феодал стремился не только сохранить для себя, но и пере дать наследнику. Охота была той областью, где феодал наиболее тесно соприкасался с природой, поэтому сохранению охотничьих уго дий и дичи уделялось особое внимание.

В середине XVI в. было создано немало заповедников. Однако большинство из них представляли собой своеобразные закрытые охот ничьи хозяйства, служивших резервными источниками местного про довольствия. Тем не менее заповедники обусловили сохранение до наших дней европейского зубра, благородного оленя, лани, серны и др. Таким образом, охрана природы диктовалась исключительно хо

    - 29

зяйственными интересами феодального государства, а главным назна чением регламентаций по использованию природных ресурсов была за щита феодальной собственности. Тружящиеся слои населения пол ностью лишались возможности охоты, рыбной ловли, сбора в лесу хвороста и так далее.

 _Период капитализма.  . Возросшие технические возможности во здействия на природу обусловили самую хищническую эксплуатацию природных ресурсов, которую когда-либо знало человечество. Безу держная эксплуатация только объектов максимально прибыльных пре пятствует рациональному использованию ресурсов природы, предопре деляет конъюнктурный подход к использованию ее богатств. Напри мер, в на чале XX в. Бразилия была основным экспортера каучука в мире. В 20-х годах оказалось более выгодно добывать каучук в Юго-Восточной Азии. Бразильские плантации забросили. Во время второй мировой войны, когда японские милитаристы захватили азиат сике каучуковые каучконосы, монополии США вновь начали добывать каучук в Бразилии. После войны эти разработки были заброшены. Не случайно поэтому в последние десятилетия отдельные руководители и прогрессивные организации ряда капиталистических стран стали ус матривать в охране природы залог поддержания высокого уровня на циональной экономики и международного престижа страны. Поэтому в капиталистических странах сейчас серьезное внимание уделяется природоохранному просвещению, совершенствуется законодательство по озране природы, создаются заповедники и национальные парки.  _Современное положение ... Сейчас, в середине 90-х годов возник ли новые проблемы. Численность населения Земли по сравнению с 1965 годом почти удвоилась. Если в 1960- и 1970-е годы проявля лись только лишь нечеткие прогнозы относительно кислотных дождей,

    - 30

разрушения озонового слоя и потепления климата, связанного с выб росом в атмосферу углекислого газа при горении, то сейчас для всех очевидно: почва, вода и многие другие жизненно необходимые нам ресурсы приблизились к пределу из возможного использования. В то же время природоохранное движение 1990-х годов может привес ти к быстрым и глубоким переменам, так как подготовительная рабо та уже проделана. Через 30-50 лет оно способно сделать неустойчи вое сейчас развитие цивилизации устойчивым.

 2Экология 0 - это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их неорганической природой, о связях и на дорганизменных системах, о структуре и функционировании этих сис тем.

Экология как наука сформировалась лишь в середине прошлого столетия, после того, как были накоплены сведения о многообразии живых организмов на Земле, об особенностях их образа жизни. Воз никло понимание, что не только строение и развитие организмов, но и взаимоотношения их со средой обитания подчинены определенным закономерностям, которые заслуживают специального и тщательного изучения.

Термин "экология" ввел известный немецкий зоолог Э. Геккель, который в своих трудах "Всеобщая морфология организмов" (1866) и "Естественная история миротворения" (1868) впервые попытался дать определение сущности новой науки. Слово "экология" происходит от греческого oikos, что означает "жилище", "местопребывание", "убе жище". Э. Геккель определили экологию как "общую науку об отноше ниях организмов к окружающей среде, куда мы относим в широком смысле все условия существования. Они частично органической, час тично неорганической природы; но как те, так и другие.... имеют

    - 31

весьма большое значение для форм организмов, так как они принуж дают приспосабливаться к себе. По Э. Геккелю, экология представля ет науку о "домашнем быте" живых организмов, она призвана иссле довать "все те запутанные взаимоотношения, которые Дарвин условно обозначил, как борьбу за существование".

Среди других названий этого нового направления в XIX в. час то употреблялось "экономия природы". Этот термин подчеркивал проблему естественного баланса, "равновесия видов", которая и сейчас является одним из важнейших вопросов экологии.

Как и большинство наук, экология имеет длительную предисто рию. Ее обособление представляет собой естественный этап роста научных знаний о природе. Выделившись в системе других естествен ных наук, экология и сейчас продолжает развиваться, обогащая свое содержание и расширяя задачи. Современная экология является тео ретической основой рационального природопользования, ей принадле жит ведущая роль в разработке стратегии взаимоотношений природы и человеческого общества. Экологическое мышление становится необхо димым для решения самых насущных, прикладных задач нашей жизни.

    _ 4. Роль и место экологии в обучении.

Концепция экологического воспитания и образования должна опираться на научный анализ реальности и некоторые общие положе ния философского характера. Сегодня они формируюся как результата обширных исследований специалистов самого разного профиля. Нару шение равновесия биосферы вследствие стихийной деятельности чело века и превращение его в основную природопреобразующую силу пла неты неизбежно приведет к общепланетарному экологическому кризи

    - 32

су. Его преодоление будет означать переход к состоянию коэволюции природы и общества, смысл и содержание которого еще придется поз нать.

Производственная деятельность людей должна постепенно менять основу. Предстоит новая модернизация, и которую естественно наз вать экологической, поскольку она будет ориентироваться на созда ние производств, не разрушающих равновесного состояния биосферы, т. е. вписывающихся в ее биогеохимическе циклы. Преодоление эколо гического кризиса только техническими средствами невозможно. Тем более невозможно поддержание состояния равновесия, если общество не будет преобразовывать само себя, свою нравственность, а будет опираться только на технические решения. Человечество ожидает длительный и весьма трудный процесс совместного преобразования природы и общества, причем решающее значение в его длительности будет иметь формирование цивилизации, отвечающей новым потребнос тям человека, согласованным с новыми реалиями окружающей природы. Новая цивилизация для того, чтобы она оказалась способной обеспе чить дальнейшее существование на Земле человечества как развиваю щегося вила, должна опираться не только на новую технологическую основу производственной деятельности людей, но и на глубокое по нимание места человека в окружающем мире, без чего невозможно формирование новой нравственности, т. е. нового общественно необ ходимого поведения людей. Широкая образованность носителя плнеты необходима и для становления новой морали, т. е. духовного мира людей.

Только по-настоящему образованное и интеллигентное общество будет способно вступить в эпоху ноосферы или в период своей исто рии, когда оно сможет реализовать режим коэволюции природы и об

    - 33

щества. Это утверждение столь очевидно, что оно тоже может быть включено в исходную систему постулатов.

Следовательно, наряду с новой модернизацией человечеству предстоит создать новую культуру во взаимоотношениях как между людьми, так и с природой, субъектом которой является человек. В ее основе должно лежать всеобъемлющее воспитание и образование, которое естественно назвать экологическим.

Несмотря на разнообразие цивилизаций, которое будет сущест вовать и впредь, начнет формироваться некоторая общепланетарная система знаний и принципов взаимоотношения с природой в равной степени необходимых всем обитателям планеты. В самом деле, в сов ременных условиях человечество взаимодействует с биосферой как одно целое, значит, оно обязательно должно обладать некоторыми общими стандартами в своих взаимоотношениях с природой. Сегодня вряд ли можно предложить некую единую и универсальную систему воспитания и образования. Она будет формироваться постепенно, как обобщение опыта специалистов в области образования, достижения науки, т. е. наших знаний об окружающем мире и деятельности поли тиков. Однако некоторые основные положения будущей системы, поз воляющие сделать первые шаги, просматривается уже достаточно от четливо.

Страницы: 1, 2, 3, 4