бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Роль банков в формировании финансовой инфраструктуры - (курсовая) бесплатно рефераты

p>Использование свободных денежных средств различных категорий инвесторов (включая институциональных и частных инвесторов) для финан сирования различных хозяйственных структур, нуждающихся в капитале и предъявляющих спрос на капитал, формирует открытые финансовые рынки. Именно на финансовом рынке по рыночным законам оприделяется уровень платы за ресурсы - процент за кредит. Динамика процентных ставок су щественным образом зависит от состояния производства, степени развития и наполнения товарных рынков всех уровней, начиная от крупнооптовых и заканчивая розничной торговлей.

Не менее важным фактором, влияющим на формирование процентных ставок, является степень развития банков, от уровня которых зависит скорость и полнота аккумулирования денжных средств и распределение их ввиде ссуд среди заемщиков. Существуют и многие другие факторы, влияю щие на уровень ссудного процента, среди которых уровень производитель ности труда в обществе и норма прибавочного продукта, а отсюда и сред няя рентабельность производства, степнь открытности внутреннего рынка, устойчивость национальной валюты, наличие и размеры коммерческих рис ков.

Являясь одним из спекторов финансового рынка, кредитный рынок, в том числе и банковский, сам по себе представляет довольно сложный и многогранный механизм , который трудно поддается классификации и может быть классифицирован по основным составляющим ( участникам, срокам, источникам, целям и так дале ).

На банковском кредитном рынке необходимо выделить 3 группы участников: 1. Владельци денежных средств, обеспечивающие предложение на рынке. 2. Заемщики предоставляющие спрс на капитал. 3. Банки, всту пающие в процесс кредитования в роли посредников. Банки осуществляют привлечение денежных средств в форме разного рода депозитов на услови ях возвратности и доходности. Часть депозитов формируются в банке зас чет осуществления последним расчетно-кассового обслуживания клиентов в результате постоянного оседания определенных сумм на расчетных, теку щих, бюджетных идругих счетах клиентов, деньги с которых могут быть востребованы в любое время. Эта часть ресурсов составляет основную до лю пассивов банков. В то же время депозиты "до востребования" являютс ся почти всегда бесплатным ресурсом, т. к. большинство банков не платит клиентам проценты по этим счетам. Другая часть депозитов банка - сроч ные вклады и депозиты. Они помещаются в банк на заранее опридиленный срок и практически всегда за оприделенную плату. Как правило, процент

    - 17

ная ставка тем выше чем больше сумма и срок депозита и зависит также от спроса и предложения на кредитном рынке, величины риска. Таким образом, существует 2 вида процентных ставок:

    - депозитные,
    - ссудные.

Рассматривая основные составляющие процесса депозитно-ссудных опера ций, банк может выступать в качестве кредетора и заемщика в отношении других банков на так называемом межбанковском рынке. Резервирование депозитов восполняет 2 функции:

1. С его помощью обеспечивается некоторое страхование сумм де позитов от банкротства банков.

2. Резервирование депозитов применяется в качестве метода ре гулирования объемов денежной массы. Чем выше процент резервирования, тем сильнее сдерживаются возможности банков. Отвлечение части депози тов из оборота заставляет банк увеличивать плату за кредит. Другим крупным сегментом кредитного рынка является рынок цент рализованных государственных кредитов, который, учитывая значиьые масштабы государственного сектора, имеет черезвычайно важное значение. Государство осуществляет целевое адресное кредитование , выступает как мощный переустроитель денежных средств финансового рынка. Вместе с тем, в условиях российской действительности этот процесс имеет свои неготивняе стороны. государство осуществляет финансирование бюджетного дефицита в основном засчет прямого заимствования средств у ЦБ. Послед ний же см создает ресурсы путем эмиссии избыточной денежной массы. Предоставление централизованных кредитных ресурсов хозяйствен ному комплексу в условиях росийской действительности зачастуюоборачи вается необоснованной раздачей кредитов, фактическое использование ко торых практически не контролируется. Результатом является инфляция. Коммерческие банки активно подключилися к процессу формирова ния рынка ценных бумаг в России, неразрывно связанного с формированием цнтрализованного госфинансирования предприятий и развитием рыночных отношений и частного бизнеса. Первые шаги в области возрождения фондо вого рынка имели явно негативные черты, связанные с отсутствием адек ватной законодательной базы и гигантскими налоговыми диспропорциями. Однако за последние 2-3 года фондовый рынок окреп и стал приобретать

    - 18

роль важного сегмента финансового рынка России. Появилось законода тельство, регулирующее статус и отношения субъектов рынка России. Но фондовые ценности еще не стали объектом коммерческого внимания субъек тов финансовго рынка. Прежде всего это связано:

- с низкой ликвидностью обращающихся ценных бумаг и отсутстви ем достоверной и открытой информации, характеризующей состояние дел эмитентов и позволяющей сделать рынок "прозрачным" для инвестора - неразвитыми процедурами заключения сделок и негативностью российских инваесторов к операциям на рынке ценных бумаг. Сдругой сто роны, развитие фондового рынка и активизация операций на нем со сторо ны коммерческих банков сдерживались сокращением инвестиционного потен циала, инфляционными процессами и налоговой политикой государства. Кроме того, отрицательно сказалась наша отсталость в вопросах культуры инвестиционной деятельности. По мнению ведущих специолистов, у нас ре ализуется немецкая модель фондового рынка. Ведущюю роль в ней играют универсальные коммерческие банки, выполняющие весь комплекс операций на рынке ценных бумаг.

Грамотная ценовая политика при оприделении номинала акций, а именно доступность цен на акции, позволила привлечь акционеров, чсло которых перевалило за миллионы.

Если рассматривать ситуацию на российском рынке, то становится очевидным, что потребность в дополнительных кредитных ресурсах, а так же развивающийся рынок ценных бумаг подтолкнули к выпускудолговых обя зательств в форме векселей и депозитных сберегательных сертификатов. Согласно данным опроса, среди 100 российских коммерческих банков, 50, 5% респондентов проводят операции на фондовом рынке с векселями, 42, 5% и 27, 3% с депозитными и и сберегательными сертиыикатами соот ветсвенно, и только 7, 1% облигациями. Сами банкиры-профессионалы предъявляют рядкритериев оформления портфеля ценных бумаг, которыеони расположили в порядке значимости:

    1. Требования к ликвидности ценных бумаг,
    2. Прибыльность,
    3. Рост курсовой стоимости ценных бумаг,
    4. Надобность ивестиций.
    - 19

Оприделенные ограничения в использовании сертификатов, связан ные со спецификой российского законодательства, способствуют более ши рокому применению комбанками векселей. К этим ограничениям относят: - не предусмотрена эмиссия сертификатов в иностранной валюте, - они не могут служить расчетным или платежным средством за проданные товары или оказанные услуги. Кроме того, сертификаты должны быть срочными, а условия их выпуска и обращения необходимо регистриро вать.

В сегоднешней ситуации более удобным средством как расчетов, так и накоплений является вексель. В сущности, это долговое обязатель ство банка в валюте, но реализуемое и погашаемое с существующим век сельным правом за рубли по курсу на дату совершения операции. Богатые возможности векселя для расшифровки кризиса неплатежей открывают перед эмитирующими их банками емкий рынок. Не секркт, что эффективность век селя зависит от ситуации в стране в целом и , разумеется, он не может решить всех проблем.

Банки предусматривают возможность досрочного погашения имити руемых ими бумаг. В этом случае есть 2 варианта:

1. % начисляется из расчета фактического срока обращения, 2. Банк при продаже векселя сразу же оговаривает % при досрочном погаше нии. Все эти дополнительные услуги повышают ликвидность ценной бумаги и ее выгодность.

Таким образом, банки своим активным участием на рынке ценных бумаг , прощупывая почву для инвестиций, одновременно формируют потен циал спроса инвесторов на фондовом рынке. Увеличить активность комбан ков на фондовом рынке позволила развернувшаяся приватизация государс твенной собственности. Комбанки активно провели операции по купле-про даже приватизационных чеков.

Завершая освещение участия комбанков в становлении фондового рынка с его многоплановыми и противоречивыми процессами, которые не возможно в полной мере охарактеризовать ввиду ограниченности реферата, следует отметить, что дальнейшее развитие фондового рынка в России поставит перед комбанками задачу совершенствования банковской системы России вцелом. Чтобы осуществлять весь комплекс операций на финансовом рынке, комбанкам уже сейчас необходимо приступить к созданию цивилизо ванного рынка ценных бумаг, учитывающегог интересы всех его участни ков. Успешное решение этой задачи обеспечит банкам безусловное лидерс

    - 20

тво на фондовом рынке, оставив позади нарождающихся молодых конкурен тов ( инвестиционные и брокерские компании ).

    ХОД РЕФОРМ

Свободная экономика - это экономика ене испытывающая на себе давления как со стороны государства, так и разного рода негосударс твенных организаций. На сегодняшний день борьба за свободу экономичес кой деятельности ведется только с государством, которое пытается сде лать эту деятельность несвободной, действуя сразу по двум направлениям - в законодательском и хозяйственном. Как законодатель государство до самого последнего времени пытается регулировать все экономические про цессы: в хозяйстве берет на себя специфические функции, в банковской сфере пытается осуществлять межбанковские расчеты и платежи. Государство должно выбрать определенные правила игры истрого следить, чтобы они неукоснительно выполнялись. До сих пор нет нормаль ной законодательной базы, которая предоставила бы предоставила равные условия всем участникам рынка.

Таким образом, свободную экономику можно свести к одному осно вопологающему принципу: нельзя давать приоритеты никому, ни коммерчес ким структурам, ни государственным - выбор здесь автоматически произ водит сам рынок. Только рынок покажет, в каких секторах государствен ные предприятия кажутся наиболее конкурентоспособными, а где вовсе не выживут в силу целого ряда специфических свойств, присущих государс твенным структурам.

    ОТРАСЛЬИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ

Комбанки представляют реальную политическую и финансовую силу, способную влиять на принятие решений на всех уровнях государственной власти и управления. Комбанки находятся в тесной взаимосвязи с цент ральным банком (ЦБ).

    Его главные задачи:
    - стимулированиеделовой активности,
    - стабилиация курса рубля,
    - обслуживание бюджета государства,
    - управление государственным долгом,
    - 21

- содействия вопределении налогово-бюджетной и кредитно-денежной по литики,

- поддержание и развитие всей банковской системы в целом.... К сожалению, ныне ЦБ больше похож на " бездонный карман ", из ко торого равительство качает деньги ввиде централизованных кредитных ре сурсов для обеспечения правительственных программ. Важной фукцией ЦБ является выдача " партьеров " ( лицензий ) на банковскую деятельность. Еще одной функцией ЦБ является обчзанность контроля за ликвидностью комбанков. Конролб носит формальный характер и приобретает форму жест ких отнощений, вплоть до отзыва лицензий.

Выход из существуещего кризиса произойдет тогда, когда госу дарство осознает свою роль и место в отношениях с субъектами рынка лишь в качестве регулятора экономических процессов.

В заключение, я хочу рассказать о тех рекомендациях, которые, по моему мнеию, играют ажную роль вформировании банковской системы на шей страны.

1. " Главный капитал банка - клиенты ". Практически 70 % при были любого американского банка составляют составляет стоимость услуг, которые банки предотавляют своим клинтам. И лишь только 30% они зара батывают на проведении кредитных операций.

2. В международной банковской практике есть такое поняти, как деловой банк. Такой банк сам не выдает ни одного кркдита. Его квалифи цированные специалисты разрабатывают всевозможные инвестиционные про екты. Под их реализацию крупные международные банки с удовольствием выдают кредиты. Дорогостоящие финансовые проекты должны разрабатывать профессионалы и предоставлять их для анализа экспертам заинтересован ных фирм. На российском рынке эта глубокая ниша не заполнена. 3. Последнюю рекомендацию я сформулирую так " Направление бан ковских операций в регион". И отечественные и западные клиенты в один голос говорят, что сосредоточение всех или практически всех денежных средств в одном городе чревато негативными последствиями.

Следует по другому смотреть на развитие филиальной сети сто личных банков. Для меня не понятно, как можно оперативно и наиболее эффективно для э кономики региона управлять филиалами московских бан ков, скажем в Челябинске, Кирове, Ростове, имея штаб-квартиру в Моск ве. И пусть мои слова покажутся самонадеянными, но я готов доказать каждому, что хороший региональный банк видит, знает и может решать

    - 22

проблемы региона гораздо быстрее банков, "варягов". Тем более, что в условиях нестабильности на рынке кредитных ресурсов филиальная система таит в себе большой риск. Стоит только разориться одному крупному фи лиалу московского банка где-нибудь на переферие, удар почуствуют все регионы, в которых находятся его подразделения. И дай бог, чтобы эко номика "задетых" территорий выдержала это потрясение. Здесь я вплотную подхожу к проблеме формирования руководства региональных управлений на местах. Очень важно, чтобы ими руководили люди, умеющие работать в ре альных рыночрых условиях. Думается, что и назначение руководителей ре гиональных управлений центрального банка должно происходить с учтом мнений не только чиновников, но и местных властей, и банковской об щественности. Тем более, что в этом плане немало интересного можно бы лобы позаимствовать у зарубежных банкиров. Вот как , к примеру, форми руется руководящая структура федеральной банковскй структуры США. Бе рется 3 группы банков: крупных, средних и мелких. И каждая из этих групп выдвигает в совет директоров по 3 человека. Десятого присылает Вашингтон. Члены совета директоров из своего состава избирают прези дента, тогда он, и каждый из директоров работает не за страх, а на совесть, на свой авторитет, прекрасно понимая, что если он будет подигрывать "своим" банкам, на следующий раз коллегия выборщиков его просто не изберет.

И нам надо менять систему комплектования региональных управлений ЦБ на более демократическую с участием представителей всех групп бан ков. Самый крупный выигрыш при этом получит экономика региона. Ведь сейчас, когда неизвестно, от чего и от кого зависит назначение регио нального руководства управления ЦБ, существует субъективный фактор для проявления волюнтаризма со стороны ЦБ. Если бы существовало положение, что все решает совет директоров, банковская деятельность в регионе сразу же упорядочилась бы. Сейчас ведь ни для кого не секрет, что группа крупных ведущих банков решает свои проблемы за счет других бан ков, а стало быть, и их клиентов. Во избежание этого банковская систе ма в России должна стать саморегулирующейся. Взять, к примеру, послед нее повышение минимальных уставных фондов банка. Для чего это сделано, не видно только незрячему. Чтобы крупные банки подмяли под себя мел кие. Хотя в этой же Америке власти буквально борются за создание кон курентной среды. Грубо говоря, у них даже есть план на численность мелких банков. И слияние их разрешается только после известной судеб ной процедуры. Почему так? Да потому, что мелкие банки нужны клиентам.

    - 23

Они заполняют как раз ту нишу, которую не в состоянии заполнить круп ные банки. А как известно, природа не терпит пустоты. Эту нишу сразу же займут либо аферные компании, либо теневые структуры.

Нуждается в пересмотре и требования ЦБ о формировании обязатель ного резервного фонда в размере 15% привлеченных средств. Ведь нор мальные резервные требования, к чему после десятилетий пришла мировая банковская система, рекомендуют формировать величину резервов до 6 процентов. А на самом деле в банковской практике процентная планка опускается еще ниже. Причем в эти проценты включаются наличные деньги в кассе, корсчета и быстроликвидные бумаги. В нашей же стране ни кас са, ни корсчет резервом не считаются. Говоря другими словами, ЦБ заяв ляет, по сути дела, что деньги, которые у него находятся, неликвидны. Но ведь это же нонсенс! В результате требование 15 процентного "нало га" достаточно стабильные финансовые институты, которые находятся под жестким контролем ЦБ оказываются на денежном рынке в неравном положе нии с разного рода сомнительными структурами. Я имею в виду так назы ваемые трастовые и прочие финансовые компании, действия которых никем не контролируются и крах которых может очень серьезно ударить по эко номике.

Допустим, если резервные требования ЦБ станут американскими, то вкладчик сможет получить доход на 15 процентов выше. Наша экономика от этого нисколько бы не изменилась, риск вкладчиков тоже бы не изменил ся. Ведь ЦБ просто забирает 15% в резервы, ничего не гарантируя в за мен. А это ненормальное отношение для рыночной банковской системы. Давно уже следует оговорить условия, на которых ЦБ сотрудничает с местными КБ и разработать механизм возврата денег вкладчику при воз никновении каких-либо непредвиденных обстоятельств. Да, разумеется, ЦБ - это банк банков РФ, и я не собираюсь умолять его роль. Но с другой стороны у ЦБ должен существовать и механизм обратной связи со стороны клиентуры. Это важно для всех участников финансового рынка страны, и в первую очередь для самого государства....

Сегодня очень трудно найти в регионе банк с большой корзиной ус луг. Но есть банки, которые являются по сфере услуг. И в этом плане не грех иным столичным банкам позаимствовать опыт своих коллег из регио нов. Их стремление к поиску и использованию новых форм работы гаранти рует решение проблем клиентов на высоком уровне, соответствующим тре бованиям современной мировой банковской системы. Крылатое выражение западных банкиров "Если нам нужен клиент - надо стать нужным клиенту".

    - 24

Здесь возведено в ранг стратегической политики банка. Банка, нацелен ного в будущее....

    ЛИТЕРАТУРА

1. Малушина Н. , Три условия для ипотеки, Экономический журнал, 48-1994.

2. Ветвицкая Т. , Российская экономика: перспективы для банков, Экономический журнал, 50-1994.

3. "Коммерческие банки: создание и организация деятельности". 4. Жyрнал "Финансы" N 9 за 1996 год. 5. Жyрнал "Нормативные акты по финансам, налогам и страхованию"

приложение к жyрналy "Финансы", N 8, 9, 10 за 1996 год. 4. Газета "Эко номика и жизнь", N 37, 38 за 1996 год.

Страницы: 1, 2, 3