бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Оценка экономической эффективности системы пластиковых карт банка - (диплом) бесплатно рефераты

p>С функциональной точки зрения карты выполняют роль платежного средства и средства получения кредита, поэтому по функциональному признаку подразделяются на дебетные, кредитные и смешанные (расчетные). Дебетная карта обуславливает возможность платежа наличием средств на текущем счете клиента. При такой форме платежей банк исходит из остатка денег на счете. Дебетная карта не обязательно должна быть банковской. Она может выпускаться и крупной коммерческой или производственной фирмой. При этом возможны следующие типы карт: с нулевым остатком, с фиксированным депозитом, с овердрафтом, с начислением процентов на остаток. Кредитная карта предполагает выдачу клиенту ссуды с возобновляемым (автоматически) лимитом. Как и при всякой ссуде получение карты связано с заключением договора между банком, выдающим карту, и клиентом. В договоре оговаривают^ процент, ежегодная палата за пользование картой, период льготного пользования кредитом, когда проценты не взимаются, v некоторые другие условия. Кредитная карта имеет банковскую гарантию и подразумевает наличие стабильных доходов у клиента, которому предоставляется возобновляемый (револьверный) кредит. Разновидностью кредитной карты является кредитно-сбе-регательная карта. Она выдается под денежный залог. Возвраа залога производится двумя путями - в виде торговых скидок ипо истечении срока залога, полученный владельцем кредит должен быть возвращен примерной в месячный срок. Банк сам вправе определять плату за годовое обслуживание, проценты за выдаваемый кредит и другие параметры системы. Клиент же вправе выбрать один или несколько наиболее подходящих типов карт, поэтому кредитная карта и ее разновидности являются достаточно гибким финансовым инструментом как для владельца, так и для банка. Что касается денежного залога, то он на длительный срок передается в трастовое управление финансовой компании, дружественной с банком. Финансовая компания в свою очередь вкладывает средства в высоконадежные ценные бумаги и проекты. Смешанная карта представляет собой нечто среднее между дебетной и кредитной картами. Она допускает овердрафт текущего счета (величина которого, естественно оговаривается заранее), т. е. возможность автоматического кредитования клиента в определенных границах. При этом можно использовать для платежа средств больше, чем имеется на текущем счете. В последнем случае такая смешанная карта начинает играть роль кредитной. Условия развития новой платежной системы.

Стратегия банка в области развития системы пластиковых карт заключается в ответе на главный вопрос: каким образом ина чем зарабатывать деньги, работая с картами. Самые простые способы зарабатывания денег - отчисления от операций с пластиковыми картами и использование привлеченных средств. Однако говорить о прибыльности операций по банковским картам только за счет процентных отчислений от сделок можнолишь при достаточно развитой инфраструктуре и действительно массовом количестве карт в обращении, так как суммарная величина этого процента в современных платежных системахсоставляет на всех участников вместе взятых всего 4-4, 5% от суммы сделок. Учитывая розничный характер операций, т. е. заведомо незначительную величину этой суммы, легко рассчитать, что в обращении должны находиться как минимум десятки тысяч карт, по которым ежедневно должны совершаться операции. Опыт США с их развитой инфраструктурой карточных платежных систем и их юридическим обеспечением в течение почти полутора десятков лет говорит о том, что поддержка операций по банковским картам была убыточной для банков.

Для нашей страны, при известных проблемах каналов связи, при высокой стоимости импортных технических средств инфраструктуры платежных систем, окупаемость новой платежной системы при использовании только отчислений от операций весьма проблематична. Поэтому российские банки, внедряя “пластиковые деньги”, как правило устанавливают высокие величины депозита или неснижаемого остатка на карточном счете, обеспечивая окупаемость за счет использования привлеченных средств (и одновременно, снижая риски потерь от неплатежеспособности или недобросовестности клиента, к сожалению типичные для нашей жизни). Однако значительные суммы депозита или неснимаемого остатка по карточному счету, естественно, ограничивают круг потенциальных клиентов платежной системы, причем тем сильнее, чем больше требуемая сумма. В самом деле, сколько жителей современной России могут депонировать 1000$, чтобы получить карту? Вряд ли больше одного-двух процентов от общего количества семей, проживающих на территории страны. Получается замкнутый круг: высокие затраты на получение карты ограничивают количество клиентов, что позволяет снизить величину депозита или гарантированного остатка. Платежные системы выходят из этого круга, снижая минимальный размер затрат клиента на получение карты до приемлемого уровня. Совершенно ясно, что при этом банки идут на убыточность операций, рассчитывая взять свое в дальнейшем, после того, как платежная система приобретет массовый харак тер. Основная цель - захватить как можно больший сегмент рын ка, развить инфраструктуру и подготовить почву для полученш прибылей впоследствии. По мере распространения карт развивается инфраструкту ра платежной системы. Ее прибыльность зависит как от количества карт, находящихся у клиентов, так и от количества точек, i которых карты обрабатываются (принимаются). Причем, первое зависит от второго. Кто и зачем будет приобретать карты если их негде “отоварить”? Создание рынка банковских карт начинается с организации сети пунктов, в которых производятся операции с картами данной платежной системы, т. е. с того, что американцы называю! acquiring policy. Понятно, что подобные действия могут позволить себе только очень крупные банки, так как они (действия^ сопряжены с очень большими затратами в настоящем и с“радужными” перспективами получения прибыли в неопределенном будущем. Решив внедрить “пластиковые деньги”, банк может присоединиться к одной из существующих платежных систем, а можел сделать ставку на создание собственной. Выбор того или иногс решения зависит от многих факторов: специфики региона, социального и профессионального состава клиентов банка, соображений престижа, индивидуальных предпочтений руководителей банка и т. п. Структура платежных систем

Участие в платежной системе возможно в различных ролях: банк может стать одним из эмитентов пластиковых карт, войти в число банков, обслуживающих получателей карт (магазины, рестораны, и т. п. ), стать одним из учредителей процессинговой компании в центре или в своем регионе и т. д. Разумеется возможны и различные комбинации этого участия. Каждая из них будет определять возможные источники дохода банка. Участниками платежной системы являются: - банки-эмитенты - открывают своим клиентам карточные счета (bank-issuer); - банки-получатели - обслуживают предприятия торговли, сервиса, общественного питания, которые принимают карты данной платежной системы (bank-acquirer); - региональные процессинговые центры - обрабатывают транзакции по картам или совершают их авторизацию в своих регионах; - главный процессинговый центр - обеспечивает взаимодействие между региональными центрами; - клиринговый банк - обеспечивает взаиморасчеты и платежи между всеми банками, участвующими в платежной системе; - пункты приема карт - магазины, учреждения сферы услуг, банкоматы и т. п. ; - клиенты платежной системы - держатели карт. Клиенты, посещая магазины, рестораны, мастерские, останавливаясь в гостиницах, расплачиваясь за бензин или получая наличные деньги в банкоматах, совершают сделки, в которых их карточные счета дебетуются. При предъявлении карты клиентом предприятие обслуживания тем или иным способом (голосом по телефону, электронным способом через модем и процессинговый центр или путем электронного взаимодействия с микрокомпьютером смарт-карты) запрашивают авторизацию платежной системы на проведение затребованной операции. После получения авторизации операция совершается, и клиент получает товар или услугу. Подтверждением факта операции втрадиционных карточных платежных системах служит слип (slip - полоска бумаги, дословно), т. е. квитанция, на которой кассовый аппарат отпечатал сумму сделки, оттиснул отпечаток эм-боссированных на карточке надписей, а клиент поставил свою подпись. Слип существует в двух (трех) экземплярах, один из которых остается у клиента, а другой торговое предприятие передает в банк-получатель. На основании слипа (или на основании факта авторизации сделки, к примеру, в системе STB-Card) этот банк зачисляет на расчетный счет своего клиента, т. е. предприятия обслуживания, соответствующую сумму, удерживая оговоренный процент комиссионных. Далее банк-получатель консолидирует суммы дебетных сделок за оговоренный в системе период времени по каждому из банков-эмитентов и направляет итоговые документы в клиринговый банк. Этот банк осуществляет взаимные расчеты, дебету} соответствующие корреспондентские счета банков-эмитентов i кредитуя счет банков-получателей. При этом банкам-эмитента\ одновременно передается информация о том, какой клиент и шкакую сумму воспользовался своей карточкой (способы и фор ма передачи этой информации могут быть самыми разными принципиально лишь одно: хранится ли информация о факти ческих остатках по карточным счетам клиентов где-либо в сие теме помимо банка-эмитента). На основании этих данных банк эмитент дебетует карточный счет клиента. Таким образом за мыкается вся цепочка. В реальной платежной системе вполне могут существоват! отдельные элементы из перечисленных. Минимально работос пособная система может иметь в своем составе только один банк обслуживающий как клиентов, так и принимающие карты пред приятия, и имеющий в своем составе некое процессинговое подразделение (вырожденная система). В максимальном варианте (развитая система) все составля ющие платежной системы представлены отдельными, независимыми юридическими лицами. В развитой системе возможно су ществование вырожденных подсистем, которые возникают, когд* банк-эмитент обслуживает часть предприятий, принимающю карты этой системы. Один из ключевых вопросов при создании платежной сие темы - это вопрос о распределении процента отчислений от сум мы сделки между ее участниками. В современных развитых системах этот вопрос решается таким образом, что на долю одного участника цепочки приходится от 0, 5 до 1, 5% от суммы сделки Для вырожденных системе эта сумма может достигать 3, 5.... 4%.

Из вышесказанного ясно, что самая выгодная позиция среди банков-участников платежной системы - у клирингового бан ка. Конечно, он получает небольшой процент от всех отчисле ний (обычно 0, 5.... 1, 0% от суммы сделки), но зато от всех сделок К тому же его затраты меньше, чем у других участников: в клиринге не десятки тысяч субъектов (клиентов системы), а от силь несколько десятков (банки), осуществление операций в реальном времени обычно не требуется, и поэтому как от аппаратного, так и от программного обеспечения для проведения клиринга не требуется экстремально высоких показателей, а значит, и цены. Кроме того, доходы клирингового банка растут вместе с ростом оборота во всей платежной системе, в то время как его расходы на эксплуатацию и модернизацию средств обеспечения клиринга растут гораздо медленнее, чем расходы на те же цели у остальных участников системы. Проблемы внедрения “пластиковых денег” в России

Прежде всего необходимо решить, в какую систему (или системы) банк может вступить, или же он намеревается создать собственную локальную платежную систему. Принятое решение определит большинство дальнейших действий, не говоря о том, что от него будут зависеть и многие экономические показатели. В принципе, никто не запрещает отечественным банкам присоединиться к таким мировым лидерам как Visa или MasterCard. Некоторые банки (например Инкомбанк и Менатеп) так и поступили. Проблема заключается только в том, что для членства в этих системах необходимо выполнить ряд очень жестких требований как к техническому, так и к финансовому состоянию банка. Кроме того, выполнение нормативов необходимо регулярно подтверждать (каждые шесть месяцев). Увы, не все (а точнее, немногие) российские банки способны сейчас выполнить эти нормативы. Проще присоединиться к одной из имеющихся российских систем: UnionCard, STB Card, Most Card и т. д. Естественно, что при этом банк ограничен в выборе технологий и, частично, организационных решений, которые приняты в выбранной платежной системе. Создание собственной платежной системы банка - решение весьма амбициозное, и под силу только самым крупным банкам. Кроме того, на этапе принятия решений не очень ясно, насколько перспективна замкнутая платежная система даже самого крупного и мощного банка без участия в ней других эмитентов. Вместе с тем, вполне жизнеспособными, и могут быть весьма прибыльными, замкнутые платежные системы, построенные на основе другого, не банковского образования - административно территориального (область, город, район) и даже хозяйственно производственного или корпоративного (производственно! объединение, предприятие). Успех замкнутых и корпоративных платежных систем i России обусловлен некоторыми специфическими явлениями Одно из этих явлений - проблема наличного денежного оборо та. Недостаточное количество наличных в обороте, усугубляв мое выведением большой их доли из доступа частных лиц юри дических, которые таким образом пытаются ускорить расчеть (и уйти при этом от налогообложения). Пик этих явлений уж< прошел, но само явление сохранилось и по сей день. Чтобы снять социальные напряжения, местные власти ищу: конструктивные и долгосрочные решения, одно из которых региональная система безналичных платежей. Привлекательна такая система и для банка: она позволяв" привлечь значительные кредитные ресурсы. Это аспект привле кательности не уменьшается со снижением инфляции и остроть кризиса наличности, так как параллельно падает доступносп денежных ресурсов. Что касается замкнутых платежных систем, ограниченны) по хозяйственно-производственному признаку, то причины ш появления и распространения несколько иные. Такие системь можно разделить на два типа: замкнутые системы оплаты про дукта (или услуг) и замкнутые системы, охватывающие одж предприятие (организацию) или группу предприятий, техноло гически связанных друг с другом (корпоративные системы). Появлению первых способствуют удобства использованш безналичной формы расчетов, в особенности в форме карт “< предоплатой”. Хлопотность и небезопасность инкассации, по тери о т недобросовестности персонала просто подталкиваю! владельцев сети бензозаправочных станций к безналичным рас четам с предоплатой. Подобные системы уже создаются в Рос сии. Необязательность и “забывчивость” абонентов, надо пола гать, будут стимулировать владельцев телефонных сетей и ка бельного телевидения вводить карточную систему оплаты, ка” это имеет место на Западе. Второй тип производственных замкнутых платежных сие теме возникает тем, где есть крупные предприятия, размещенные на обширной территории, на которой для удобства служащих также размещены магазины и предприятия обслуживания. Удобство данной платежной системы в этом случае обусловлено возможностью удержать начисленную заработную плату на расчетном счете организации, перечисляя лишь фактически расходуемые суммы предприятиям торговли и службы быта. Если же все субъекты взаиморасчетов являются клиентами одного банка, то все деньги будут обращаться в этом банке, и они могут стать эффективным источником кредитных ресурсов. Конечно, корпоративная платежная система будет представлять интерес для ее участников лишь в том случае, если в ней будет участвовать достаточно большое количество людей, а предприятие будет иметь солидный месячный фонд заработной платы. Отечественный (да и не только отечественный) опыт внедрения автоматизированных информационных систем показывает, что на первом этапе это процесс всегда наталкивается на ожесточенной сопротивление практически всех “действующих” лиц. Это не удивительно, так как, пока не завершено формирование инфраструктуры, создание нормативной базы и отладка технологии, наличие новой системы не только не облегчает жизнь ее участникам, но создает для них дополнительны трудности, заставляя поддерживать одновременно как новую, так и старую технологию. Применительно к карточным системам это означает, что до тех пор пока количество карт в обращении не превысит некоторую пороговую величину, учреждения, которые их принимают, не смогут почувствовать разницу. Они не избавятся от инкассации наличных денег, напротив, им придется кроме нее заниматься инкассацией слипов. Кассиры будут вынуждены периодически отвлекаться от привычных действий, чтобы перейти к специальному устройству и оформить покупку по карте. Если такие покупки будут редкими, то им каждый раз придется вспоминать, как, собственно, это производится. В итоге - ошибки и постоянные “разборки” с клиентами. Все это не способствует популярности новой технологии у тех, кто вынужден в ней участвовать. Отсюда саботаж, попытки сорвать внедрение, интриги и лоббирование возврата к старой системе. В некоторых случаях положение усугубляется тем, что появление карт как средства расчетов перекрывает привычные каналы извлечения криминальных доходов. Примером могу! служить системы безналичных расчетов за бензин, которые позволяют контролировать и учитывать все движение денежных v материальных ресурсов (устройство выдачи бензина на АЭС i таких системах работает под управлением автоматики и наливает ровно столько горючего, сколько оплачено по карте). Помимо психологических проблем, внедрение карточной платежной системы наталкивается на юридические препятствия Сегодняшнее российское законодательство, строго говоря, ж предусматривает возможности снятия денежных средств с расчетного счета клиента, иначе как по подписанному им документу установленного образца. Это заставляет даже в платежны> системах со смарт-картами распечатывать квитанции в двух экземплярах и требовать с клиента подписи на обоих. А что делать при операциях с банкоматами? Усложняют ситуацию и технические трудности. Главная ш них убогое состояние каналов связи на большей части территории нашей страны. Если продавец магазина вынужден будет десяток раз “накручивать” диск телефона, чтобы дозвониться дс центра авторизации, то, скорее всего, он этого делать вообще н“ будет, а владелец магазина откажется от подобной платежной системы. Автоматизированная система авторизации, в которой магнитная дорожка считывается специальным устройством - POS (Point of Sales - точка продаж), в последующем карточный терминал, и передается в процессинговый центр по телефонномз каналу, к сожалению, не выход из положения, так как нет гарантии того, что в процессинговый центр карточный терминал “дозвонится” быстрее, чем продавец. Будет ли, вообще, клиент ждат! авторизации 20-30 минут и не возникнут ли ошибки в процессе передачи информации? В определенном смысле решением данной проблемы является использование смарт-карт, причем проблема будет решаться тем эффективнее, чем больше информации будет хранит! смарт-карта, т. е. , чем более “интеллектуальнее” она будет. Подводя итоги следует сказать, что для банка, который решил участвовать в “карточном бизнесе”, прежде всего нужнс решить, на чем он собирается делать деньги и выбрать платежную систему. Полномасштабное участие в глобальных системах - дорогое удовольствие и под силу, как уже отмечалось, только мощным банкам. В отечественных условиях относительно быструю прибыль от “карточного бизнеса” банк может получить, если он окажется в роли финансового центра замкнутой территориальной или корпоративной платежной системы. При этом успех дела зависит не столько от банка сколько от нефинансовых партнеров: местных властей или руководителей предприятий. Технологии платежных систем, основанные на смарт-картах

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5