бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

О банковских кредитах и их ликвидности - (реферат) бесплатно рефераты

p>Коэффициент ликвидности на 01. 04. 93г. составил 0. 77, а на 01. 01. 93г. - 0. 64.

Коэффициент покрытия на 01. 04. 93г. составил 1. 19, а на 01. 01. 93г. - 1. 24.

Показатель обеспеченности собственными средствами на 01. 04. 93г. составил 34. 2%, а на 01. 01. 93г. - 47. 5%.

1. По динамике коэффициента ликвидности видно , что к концу отчетного периода он увеличился на 0, 13 . Причинами данного изме нения являются :

а) за счет изменения ликвидности активов 2-го класса данный коэффициент увеличился на 0, 81. В частности, это было связано с увеличением долга поставщиков на 563. 299 тысяч рублей или на 150, 9 % , что может быть связано с замедлением расчетов.

Увеличилась задолженность персонала по прочим операциям на 2. 563 т. р. или на 82. 1%.

Положительным моментом является уменьшение задолженности про чих дебиторов на 4. 340 тысячи рублей или на 13%.

Увеличились авансы, выданные поставщикам и подрядчикам на 15. 600 тысяч рублей.

б) За счет изменения ликвидности активов 1-го класса коэффи циент ликвидности увеличился на 0, 039 , что связано с увеличением средств в кассе на 222 тысячи рублей , увеличением средств на расчетном счете на 25. 174 тысячи рублей и на валютном счете на 1. 500 тысяч рублей, увеличились и прочие денежные средства на 2. 313 тысяч рублей.

Увеличение ликвидных активов 1-го класса положительный момент в работе предприятия, поскольку , чем выше ликвидность активов, тем больше у предприятия возможности погасить свои обязательства. Это не связано с ростом краткосрочных ссуд.

в) За счет изменения краткосрочной задолженности данный коэф фициент снизился на 0, 719. Это связано, во-первых, с увеличением задолженности по краткосрочным кредитам банка на 398. 453 тысячи рублей или на 690 % . Увеличились так же кредиты банков для ра ботников и прочие краткосрочные займы.

Второй причиной являлось увеличение задолженности поставщикам в связи с замедлением расчетов. Кроме того, увеличилась задолжен ность бюджету.

Отрицательным моментом являлось также сокращение авансов, по лученных от покупателей и заказчиков. Предприятию необходимо ис пользовать предварительную форму расчетов и брать авансы.

2. Коэффициент покрытия к концу отчетного периода снизился на 0, 05. Это отрицательный момент в работе предприятия, поскольку при особых обстоятельствах предприятие при нехватке наличности, реализовав товары все равно не сможет оплатить свои обязательст ва.

а) за счет ликвидности активов 2-го класса данный коэффициент увеличился на 1, 11 ,

б) за счет изменения запасов и затрат данный коэффициент уве личился на 0. 308 Имело место увеличение производственных запасов на 164. 782 тысячи рублей или 120. 7%, увеличились расходы будущих периодов на 127 тысяч рублей или на 115%. Увеличилась готовая продукция на 1. 833 тысячи рублей или на 135. 9%. Причем эта про дукция пользуется не очень повышенным спросом.

в) за счет из изменения ликвидных активов 1 класса коэффици ент покрытия увеличился на 0, 05.

г) основное отрицательное влияние на снижение коэффициента покрытия оказало увеличение краткосрочной задолженности. За счет этого коэффициент покрытия снизился на 1, 518. Предприятию надо пристальное внимание обратить на своит долги, а банку усилить контроль за кредитом.

3. Показатель обеспеченности собственными средствами к концу отчетного периода снизился на 13, 3%, что также отрицательным мо ментом, т. к. предприятие начинает существовать в основном за счет привлеченных и заемных средств, а доля собственных средств предп риятия к концу периода лишь на 34, 2% против 47, 5% в начале перио да.

Банк может продолжать кредитовать такого клиента только при условии увеличения уставного фонда. Кроме того отсутствет нерасп ределенная прибыль.

В целом классность коэффициентов кредитоспособности данного предприятия имеет следующий вид :

    01. 01. 93г. 01. 04. 93г.
    К ликвидности 1 кл. 1 кл.
    К покрытия 2 кл. 2 кл.
    Показатель ОСС 1 кл. 1 кл.

Предприятие можно продолжать кредитовать при условии улучше ния сбыта продукции (реклама, смена начальника отдела сбыта и другие маркетинговые мероприятия).

По одному из предприятий малого бизнеса был произведен расчет показателей по французской методике. Были получены следующие ре зультаты:

    табл. 7
    ------------------T---------T----------T------------¬
    ¦ Показатели ¦1. 10. 92г. ¦1. 01. 93г. ¦ 1. 04. 93г. ¦
    +-----------------+---------+----------+------------+
    ¦Выручка от реали-¦ 698000 ¦1000000 ¦ 5760000 ¦
    ¦зации. ¦ ¦ ¦ ¦
    +-----------------+---------+----------+------------+
    ¦ ВД ¦ 597000 ¦ 870000 ¦ 3988076 ¦
    +-----------------+---------+----------+------------+
    ¦ ДС ¦ 513000 ¦ 750000 ¦ 2700000 ¦
    +-----------------+---------+----------+------------+
    ¦ ВЭД ¦ 403400 ¦ 608000 ¦ 2000000 ¦
    +-----------------+---------+----------+------------+
    ¦ ВЭР ¦ 403400 ¦ 529000 ¦ 897600 ¦
    +-----------------+---------+----------+------------+
    ¦ СФ ¦ 360600 ¦ 406980 ¦ 796000 ¦
    +-----------------+---------+----------+------------+
    ¦ П ¦ 360600 ¦ 400000 ¦ 700000 ¦
    +-----------------+---------+----------+------------+
    ¦ К1 ¦ 0. 78 ¦ 0. 81 ¦ 0. 74 ¦
    ¦ К2 ¦ 0. 70 ¦ 0. 53 ¦ 0. 185 ¦
    ¦ К3 ¦ - ¦ - ¦ - ¦
    ¦ К4 ¦ - ¦ - ¦ - ¦
    ¦ К5 ¦ - 3. 36 ¦0. 0005 ¦ 0. 0095 ¦
    L-----------------+---------+----------+------------
    По вышеприведенной методике данное предприятие было
    некредитоспособным.
    табл. 8
    -------------T-----------T-----------T-----------¬
    ¦Коэффициент ¦ 01. 10. 93г. ¦ 01. 01. 93г. ¦ 01. 04. 93г. ¦
    +------------+-----------+-----------+-----------+
    ¦Ликвидности ¦ 0. 0005 ¦ 0. 026 ¦ 0. 06 ¦
    +------------+-----------+-----------+-----------+
    ¦Покрытия ¦ 0. 43 ¦ 0. 44 ¦ 0. 98 ¦
    +------------+-----------+-----------+-----------+
    ¦Обеспеченно-¦ ¦ ¦ ¦
    ¦сти собст- ¦ 1. 8 ¦ - ¦ 8. 65 ¦
    ¦венными ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦средствами ¦ ¦ ¦ ¦
    L------------+-----------+-----------+-----------
    По французской методике получились следующие результаты:

Коэффициент К1 имеет положительный тренд, но очень большая доля добавленной стоимости (вновь созданной стоимости) использу ется на трудовые затраты, то есть мало средств остаётся для тех нического перевооружения.

Коэффициент К2 также имеет положительный тренд, поскольку наблюдается резкое снижение доли добавленной стоимости, идущей на финансовые платежи.

Но уровень коэффициента К5 свидетельствует о ненадежности за емщика.

В целом по двум методикам можно сделать вывод о некредитоспо собности данного заёмщика.

На основе анализа вышеприведенных коэффициентов составляется картотека кредитоспособности.

    КАРТОТЕКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ КЛИЕНТА

Общая оценка кредитоспособности дается в баллах. Баллы предс тавляют собой сумму произведений рейтинга каждого показателя на класс кредитоспособности.

Рейтинг, или значимость, показателя определяется индивидуаль но для каждого заемщика в зависимости от политики данного коммер ческого банка, особенностей клиента, ликвидности его баланса, по ложения на ссудном рынке. Например, высокая доля краткосрочных ресурсов, наличие просроченной задолженности по ссудам и неплате жей поставщикам повышают роль коэффициента ликвидности, который оценивает способность предприятия к оперативному высвобождению денежных средств. Втягивание ресурсов банка в кредитование посто янных запасов, заниженность размера собственных средств повышают рейтинг показателя обеспеченности собственными средствами. Нару шение экономических границ кредита, закредитованность клиентов выдвигает на первое место при оценке кредитоспособности уровень коэффициента покрытия.

I класс присваивается при 100 - 125 баллах, II класс - при 126 - 200 баллах и III класс - при 201 - 295 баллах.

Изложенный принцип определения класса кредитоспосбности можно формализовать в виде следующей таблицы:

    табл. 9
    -------------T-------T-------T-------T-------T-----------¬
    ¦ Показатели ¦Рейтинг¦ I ¦ II ¦ III ¦Некредитос-¦
    ¦ ¦коэф-та¦ класс ¦ класс ¦ класс ¦пособный ¦
    +------------+-------+-------+-------+-------+-----------+
    ¦Коэффициент ¦ 20% ¦ 20 ¦ 40 ¦ 60 ¦ 250 ¦
    ¦ликвидности ¦ ¦(I*20) ¦(II*20)¦(III*20) ¦
    +------------+-------+-------+-------+-------+-----------+
    ¦Коэффициент ¦ 50% ¦ 50 ¦ 100 ¦ 150 ¦ 250 ¦
    ¦покрытия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    +------------+-------+-------+-------+-------+-----------+
    ¦Показатель ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦обеспечен-ти¦ 30% ¦ 30 ¦ 60 ¦ 90 ¦ 250 ¦
    ¦собственными¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦средствами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    +------------+-------+-------+-------+-------+-----------+
    ¦ ¦ 100% ¦ 100 ¦ 200 ¦ 300 ¦ 750 ¦
    ¦ ИТОГО: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    L------------+-------+-------+-------+-------+-----------

Для оценки кредитоспособности клиента коммерческого банка ре комендуется использовать не только основные, но и дополнительные показатели.

    1. Наличие у предприятия просроченной задолженности.
    2. Оборачиваемость дебиторской задолженности.
    3. Чистое сальдо наличности.
    4. Показатель равномерности распределения дохода:
    Набор данных показателей был определен эмпирическим путем.
    Среднеквадратическое отклонение по доходам за квартал
    @ = -----------------------------------------------------.
    Средний доход за квартал
    Необходимо проверить:
    - были ли у предприятия случаи просрочки и в какой сумме;

- часто ли это наблюдалось ( реально проследить по предприя тиям, которые в коммерческом банке брали кредит неоднократно, т. е. являются постоянными клиентами ).

Если у предприятия имеется просроченная задолженность, то его класс кредитоспособности понижается. Показатель просроченной за долженности служит также для проверки правильности данной методи ки.

Оборачиваемость дебиторской задолженности показывает: через сколько дней, в среднем, для предприятия реально получить свои долги. Он может служить также и для дополнительной оценки коэффи циента ликвидности и коэффициента покрытия. Если значения этих показателей увеличились за счет увеличения дебиторской задолжен ности или запасов и затрат, а оборачиваемость их замедлилась, то нет оснований повышать данному предприятию класс кредитоспособ ности.

Чистое сальдо наличности рассчитывается как наличные средства по Активу баланса за минусом задолженности по кредиту. Оно пока зывает наличие свободных ликвидных активов I класса, которые мож но использовать для погашения долга.

Показатель равномерности распределения дохода показывает, ка кими частями на период кредитования будет поступать запланирован ный доход. Если значение этого показателя в пределах 30%, то распределение можно считать равномерным.

В зависимости от значений этих показателей можно повышать или понижать класс кредитоспособности клиента.

Если за кредитом обращается вновь образованное предприятие, у которого, как правило, баланс - "нулевой", то здесь целесообразно использовать методику оценки их кредитоспособности на основе оценки делового риска. Основной упор следует сделать на проверку технико-экономического обоснования кредита, наличие договоров на поставку и реализацию, обратить внимание на ликвидность товара, сравнить размер испрашиваемой ссуды и планируемый доход. Можно составить пропорцию: во сколько раз доход должен превышать размер ссуды, чтобы предприятие могло без проблем погасить кредит и про центы. Особое внимание следует обратить на обеспечение кредита. По таким предприятиям реально оценить лишь показатель обеспе ченности собственными средствами, а также коэффициент ликвидности или покрытия ( в зависимости от того, куда вложены средства Ус тавного фонда ).

В дополнение к этой методике можно предложить систему оценки деловых качеств руководителя, его способность организовать дело, быстро и выгодно реализовать товар и другие качества.

В заключение можно сказать, что целесообразно вести данную картотеку по каждому клиенту в отдельности, чтобы иметь четкое представление о финансовой устойчивости данного ссудозаемщика. По вышеперечисленной методике был проведен анализ финансового состояния 37 предприятий, обратившихся в банк за кредитом. Были получены следующие результаты (прил. ). Анализ выявил, что из 37 фирм на момент обращения за кредитом кредитоспособными были сле дующие фирмы:

    1. - II класс кредитоспособности;
    2. - III класс кредитоспособности;
    3. - II класс кредитоспособности;
    4. - II класс кредитоспособности;
    5. - I класс кредитоспособности;
    6. - III класс кредитоспособности;
    7. - III класс кредитоспособности;
    8. - I класс кредитоспособности;
    9. - II класс кредитоспособности.

На момент действия кредита и с учётом дополнительных показа телей получились следующие результаты:

    Кредитоспособными клиентами являлись только:
    5. - I класс кредитоспособности;
    6. - III класс кредитоспособности;
    8. - I класс кредитоспособности;
    9. - II класс кредитоспособности.
    1. - III класс кредитоспособности;
    3. - III класс кредитоспособности;

Остальные клиенты банка на момент обращения за кредитом были некредитоспособными. Поэтому можно сделать вывод, что банк зани мается выдачей рисковых кредитов.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главенствующая роль в решении проблем, связанных с формирова нием рынка и рыночной инфраструктуры, должна принадлежать бан ковской системе. Новые задачи и условия работы определяют важ ность изучения банками внешних, внутренних, коммерческих рисков своих операций.

В данной дипломной работе были рассмотрены вопросы кредитных рисков.

Кредитный риск - это стоимостное выражение вероятностного со бытия ведущего к потерям, возникающим при невозврате кредита. Комплексная оценка кредитного риска возможна на основе много факторного анализа кредитоспособности клиентов банка и кредитного портфеля банка.

Минимизировать кредитный риск банка возможно лишь при исполь зовании вышеперечисленных методов. Все эти методы позволяют соз дать надежную базу данных для оценки риска конкретного заемщика. Оценка кредитоспособности на основе финансовых коэффициентов и денежного потока позволяет с разных сторон подойти к определению надежности заемщика. В то же время эти методы взаимно дополняют друг друга. Если первый позволяет оценить финансовую устойчивость и надежность клиента на основе балансовых данных и на этой основе прогнозировать устойчивость клиента на будущий период - это осо бенно важно при оценке кредитоспособности предприятий независимо от размера его капитала и вида собственности, то второй даёт воз можность составить полную картину о притоке (поступлении) и отто ке (расходовании) денежных средств данного клинта, выявить слабые места в работе заемщика и границы выдачи новых ссуд. Оценка дело вого риска заемщика позволяет спрогнозировать риски каждой конк ретной сделки и принять необходимые по их предотвращению. Система оценки показателей кредитоспособности должна быть дифференцирова на по крупным и малым клиентам, а также в зависимости от формы собственности. Подход к оценке делового риска дифференцируется в зависимости от характера кредитных операций.

Кредитный риск банка в целом оценивается на основе анализа кредитного портфеля. Этот анализ в свою очередь во многом постро ен на основе картотеки кредитоспособности клиентов и позволяет выявить совокупный риск и доля рисковых кредитов в общем обьеме банковских ссуд.

Для внедрения в практику опробированных методов оценки кре дитного риска требуется более обширная информация о клиенте, чем та, которой располагает банк, а также налаживание некоторых видов внебалансового учета, обеспечение банков программным обеспечением и компьютерной техникой.

Страницы: 1, 2, 3, 4