бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Механизм предотвращения банкротства кредитной организации - (диплом) бесплатно рефераты

p>получает от органов управления кредитной организации необходимую информацию и документы, касающиеся деятельности кредитной организации;

предъявляет от имени кредитной организации иски в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и третейские суды;

назначает представителей временной администрации в филиалы кредитной организации, а также в органы управления ее дочерних организаций; согласовывает решения совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации или общего собрания ее учредителей (участников), за исключением решений о совершении сделок;

вправе отстранить членов исполнительных органов кредитной организации от работы (освободить от занимаемой должности) и приостановить выплату им заработной платы.

Временная администрация вправе только с согласия совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации или общего собрания ее учредителей (участников) в пределах их компетенции, установленной федеральными законами и учредительными документами кредитной организации, совершать сделки, связанные:

с передачей недвижимого имущества кредитной организации в аренду, залог, с внесением его в качестве вклада в уставный капитал третьих лиц, а также с распоряжением таким имуществом иным образом;

с распоряжением иным имуществом кредитной организации, балансовая стоимость которого составляет более 5 процентов балансовой стоимости активов кредитной организации, в том числе с получением и выдачей кредитов и займов, выдачей гарантий и поручительств, уступкой прав требований, переводом и прощением долга, новацией, отступным, а также с учреждением доверительного управления. Полномочия временной администрации могут быть расширены решением Совета директоров (наблюдательным советом) банка.

В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации на период деятельности временной администрации: исполнительные органы кредитной организации не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к их компетенции федеральными законами и учредительными документами кредитной организации;

решения иных органов управления кредитной организации вступают в силу после их согласования с временной администрацией.

В случае установления оснований для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных статьей 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", руководитель временной администрации обязан направить в Банк России ходатайство об отзыве указанной лицензии.

При приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации Банк России вправе ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации (далее - мораторий) на срок не более трех месяцев. При этом в течение срока действия моратория:

не начисляются неустойки (штрафы, пеня) и иные финансовые (экономические) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей, а также подлежащие уплате проценты;

не допускается взыскание по исполнительным и иным документам, взыскание по которым производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основе решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, а также о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента назначения временной администрации;

запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) кредитной организации о выделе ему доли (вклада) в уставном капитале кредитной организации в связи с его выходом из состава ее учредителей (участников). На сумму требований кредитора по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам в размере, установленном на момент введения моратория, без учета начисленных процентов, а также примененных неустоек (штрафов, пени) и иных финансовых (экономических) санкций начисляются проценты по ставке рефинансирования Банка России.

    Действие моратория не распространяется:

на требования граждан, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;

на требования граждан по выплате выходных пособий и оплате труда граждан, работающих по трудовому договору (контракту), и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

на требования по оплате организационно-хозяйственных расходов, необходимых для деятельности кредитной организации.

Руководитель временной администрации в случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации с момента назначения временной администрации может отказаться от исполнения договора кредитной организации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации сделка, совершенная кредитной организацией, может быть признана арбитражным судом недействительной по заявлению руководителя временной администрации.

Расходы временной администрации, включая расходы на оплату труда членов временной администрации, связанные с ее деятельностью, осуществляются за счет кредитной организации. Смета расходов временной администрации утверждается Банком России. Временная администрация отчитывается перед Банком России в порядке, установленном нормативными актами Банка России.

Банк России принимает решение о прекращении деятельности временной администрации:

в случае устранения причин, послуживших основанием для ее назначения; при передаче дел арбитражному управляющему;

по другим основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом и нормативными актами Банка России.

Полномочия руководителей кредитной организации, отстраненных на период деятельности временной администрации от исполнения своих обязанностей, восстанавливаются после прекращения деятельности временной администрации, если руководители кредитной организации не освобождены от них в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Если виновными действиями временной администрации причинен вред кредитной организации, то учредители (участники) кредитной организации, владеющие в совокупности не менее чем 1 процентом уставного капитала кредитной организации, вправе обратиться в арбитражный суд с иском к руководителю временной администрации о возмещении кредитной организации реального ущерба. Учредители (участники) кредитной организации, владеющие в совокупности не менее чем 1 процентом уставного капитала кредитной организации, вправе обратиться в арбитражный суд с иском к Банку России о возмещении кредитной организации реального ущерба, если он нанесен в результате необоснованного назначения временной администрации.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение руководителем временной администрации своих обязанностей, которое повлекло убытки для кредитной организации, может являться основанием для отзыва лицензии арбитражного управляющего. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения руководителем временной администрации своих обязанностей Банк России вправе обратиться в государственный орган Российской Федерации по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению с ходатайством об отзыве у него лицензии арбитражного управляющего. Сообщение о прекращении деятельности временной администрации публикуется Банком России в "Вестнике Банка России".

    Реорганизация кредитной организации.

Банк России вправе требовать реорганизации кредитной организации в случаях, установленных подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 17 “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”. Реорганизация кредитной организации осуществляется в форме слияния или присоединения в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

В случае получения требования Банка России о реорганизации кредитной организации ее руководитель обязан в течение пяти дней с момента его получения обратиться в органы управления кредитной организации с ходатайством о необходимости реорганизации кредитной организации.

Органы управления кредитной организации обязаны в срок не позднее 10 дней с момента получения требования Банка России о реорганизации известить Банк России о принятом решении.

Слияние с более сильным в финансовом отношении партнером является одним из методов оздоровления банка. Но, находясь в слабой переговорной позиции, ищущая слияния сторона будет пытаться завысить свою стоимость или приуменьшить серьезность своих проблем, в то время как поглощающая сторона, занимающая сильную позицию, будет занижать эту стоимость. Поскольку контролирующие органы заинтересованы в том, чтобы слияние увенчалось успехом, они должны иметь возможность повлиять на ход переговоров, если стороны будут придерживаться нереальных позиций.

Для приобретающей банк стороны, слияние должно представлять определенную ценность. Ею, например, может быть клиентура поглощаемого банка, сеть его отделений и/или занимаемая им на рынке ниша, к которой поглощающий партнер проявляет интерес. Нельзя преувеличивать ценность таких элементов, особенно в сопоставлении с расходами, связанными со слиянием предприятий, трудностями, возникающими при объединении двух различных организаций, и необходимостью произвести значительные вливания капитала. Позиция на переговорах кандидата на слияние, пытающегося таким образом оздоровить банк, является довольно слабой. Но в конце концов, если стороны не захотят объединяться, никто не в силах принудить их к этому.

Глава 2. Порядок разработки и оценки планов санации (финансового оздоровления) кредитных организаций.

Порядок составления планов санации (финансового оздоровления) кредитными организациями.

Кризисное состояние банковской системы требует принятия неотложных мер по ее укреплению и поддержанию финансовой устойчивости. В этой связи Банк России в целях обеспечения стабильности и надежности банковской системы, возложенной на него Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” ужесточает и совершенствует надзор за деятельностью кредитных организаций. Важная роль в механизме надзорных мер отводится санации (финансовому оздоровлению) кредитных организаций.

Санация, санирование (от лат. sanatio –лечение, оздоровление) - это система мероприятий, проводимых для предотвращения банкротства кредитных организаций.

Применительно к кредитным организациям, испытывающим финансовые трудности, под санацией следует понимать разработку и осуществление мер по восстановлению их платежеспособности [Ивин Н. Санация – это оздоровление. // Банковское дело в Москве, 1996, № 11, с. 11 ]

    .

Требование о разработке плана санации предъявляется к кредитным организациям за нарушение некоторых пруденциальных норм деятельности.

План санации кредитной организации составляется в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России - письмом Банка России от 21. 11. 96г. № 363 “О планах санации кредитных организаций” и письмом Банка России от 30. 04. 97г. № 443 “О методических рекомендациях по составлению планов санации кредитными организациями” и содержит следующую информацию.

    Часть 1. Оценка ситуации в кредитной организации
    1. 1. Общие сведения о кредитной организации

1. 1. 1. Идентификационные сведения о кредитной организации:

    - полное официальное наименование кредитной организации;
    - почтовый и юридический адрес;

- номера и даты выдачи лицензий; виды лицензий и перечень ведущихся в соответствии с этими лицензиями операций;

- наименование территориального учреждения Банка России, осуществляющего контроль за деятельностью кредитной организации;

- банковские реквизиты (коды (статистический, налоговый и др. ); БИК, номер корреспондентского счета кредитной организации, открытый в территориальном учреждении Банка России); местонахождение и номера корреспондентских субсчетов филиалов кредитной организации;

- Ф. И. О. , телефоны, факсы членов наблюдательного и исполнительного органов кредитной организации.

1. 1. 2. Организационно-правовой статус, структура уставного капитала кредитной организации, вложений собственных средств кредитной организации в уставные капиталы других организаций:

    - организационно-правовая форма кредитной организации;

- организационная структура кредитной организации: филиалы, представительства, дочерние и зависимые организации (их юридический статус, характеристика их деятельности, почтовый адрес, телефон и факс);

- перечень участников кредитной организации, владеющих более 5% ее уставного капитала с указанием их почтового адреса, телефона и факса, а также сведения об акционеров, владеющих более 20% акций кредитной организации; - количество участников с разбивкой на юридических, физических лиц, резидентов и нерезидентов, а также сотрудников банка с указанием доли каждой из вышеперечисленных групп в уставном капитале кредитной организации; - участие кредитной организации в уставных капиталах дочерних и зависимых организаций, других организаций, а также в холдингах и финансово-промышленных группах, с указанием суммы и процента участия в уставном капитале указанных юридических лиц, а также характеристики их деятельности;

1. 1. 3. Структура органов управления кредитной организацией: - структура органов управления кредитной организации;

- характеристика членов исполнительного органа (Ф. И. О. , возраст, образование и квалификация, предыдущие три должности и места работы, срок работы в каждой должности, срок работы в кредитной организации, доля их участия в уставном капитале кредитной организации).

    1. 1. 4. Кадровый состав кредитной организации:

- количество сотрудников кредитной организации всего, в том числе руководящий состав, сотрудники занятые непосредственно банковской деятельностью и обслуживающий персонал;

- размер фактического среднемесячного фонда оплаты труда за последний год и других расходов, связанных с содержанием персонала.

    1. 1. 5. Внешний аудит:

- наименование аудиторской фирмы (аудитора) кредитной организации, номер и дата лицензии, выданной Банком России аудиторской фирме (аудитору); - к плану санации кредитной организации прилагаются развернутые заключения аудиторской фирмы (аудитора), подготовленные для руководства кредитной организации, за последние два года.

1. 2. Роль и значение кредитной организации в экономике региона (Российской Федерации):

- ситуации на рынке банковских услуг в регионе деятельности кредитной организации;

- круг клиентуры, обслуживаемой кредитной организацией, а также и виды банковских операций;

- возможные последствия несостоятельности кредитной организации для банковской системы (региона, страны).

1. 3. Динамика развития кредитной организации и причины возникновения финансовых трудностей.

    1. 3. 1. Причины возникновения финансовых трудностей:
    - проведение рискованной кредитной политики;

- неудовлетворительная процентная политика (привлечение ресурсов под более высокую процентную ставку, чем их размещение);

- неудовлетворительное финансовое положение должников кредитной организации; - иммобилизация средств в недвижимость и прочие активы не приносящие доход; - низкое качество управления кредитной организацией;

    - другие причины.
    1. 3. 2. Динамика развития кредитной организации.

Представляются балансы кредитной организации по состоянию на 1 января за последние пять лет. В случае, если кредитная организация существует менее пяти лет, то указанные данные приводятся с первого года функционирования этой организации.

    1. 4. Финансовое состояние кредитной организации.

Информация о финансовом состоянии кредитной организации должна в обязательном порядке включать:

- отчетность кредитной организации по формам и срокам, предусмотренным в письме Банка России от 25. 03. 97 N 429 "Об отчетности кредитных организаций, представляемой Банку России в рамках надзора" по состоянию на последнюю отчетную дату;

- балансы дочерних и зависимых организаций на последнюю отчетную дату, доля участия данной кредитной организации в уставных капиталах которых составляет более 35 процентов;

- перечень и суммы взаимных требований и обязательств кредитной организации к дочерним и зависимым организациям на последнюю отчетную дату; - структура источников формирования собственного капитала кредитной организации на последнюю отчетную дату в абсолютных суммах и процентах к общей сумме капитала;

- перечень дебиторов и кредиторов кредитной организации на последнюю отчетную дату, на долю которых приходится более 1% общей суммы соответствующей задолженности, с указанием сумм требований (обязательств);

- анализ качества кредитного портфеля на последнюю отчетную дату: состав просроченной ссудной задолженности к общей сумме ссудной задолженности, доля просроченных обязательств должников банка к общей сумме обязательств юридических и физических лиц перед кредитной организацией, доля просроченной задолженности в общей сумме активов, полнота создания резерва на возможные потери по ссудам, с указанием абсолютных сумм, в процентах к сумме соответствующих активов, к общей сумме активов;

- перечень и сумма внебалансовых обязательств кредитной организации на последнюю отчетную дату;

- расшифровка счетов доходов и расходов по их структуре, в абсолютных суммах и в процентах к общей сумме, за последние 3 месяца;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8