бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Механизм предотвращения банкротства кредитной организации - (диплом) бесплатно рефераты

p>Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признание арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" существуют следующие меры по предупреждению банкротства кредитных организаций:

    финансовое оздоровление кредитной организации;

назначение временной администрации по управлению кредитной организацией (далее - временная администрация);

    реорганизация кредитной организации.

При банкротстве кредитной организации применяются процедуры наблюдения и конкурсное производство. При чем, внешнее управление и мировое соглашение, предусмотренные законом “О несостоятельности (банкротстве)”, не применяются. Руководитель временной администрации должен иметь аттестат руководителя временной администрации. Аттестат руководителя временной администрации выдается Банком России лицу, имеющему лицензию арбитражного управляющего и соответствующему квалификационным требованиям Банка России. Арбитражный управляющий при банкротстве кредитной организации должен иметь лицензию арбитражного управляющего, выданную государственным органом Российской Федерации по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, а также соответствовать квалификационным требованиям Банка России и иметь аттестат, выданный Банком России.

В этом законе не указаны квалификационные требования к руководителям временной администрации по управлению кредитной организацией и арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации. В связи с этим было выпущено Положение ЦБР от 25 марта 1999 г. N 71-П "О порядке выдачи и аннулирования Банком России аттестатов руководителя временной администрации по управлению кредитной организацией и арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации". Оно регулировало вопросы по поводу объема квалификационных требований, порядка выдачи, продления и аннулирования аттестатов Банка России руководителям временных администраций по управлению кредитными организациями и арбитражным управляющим при банкротстве кредитных организаций. Положением ЦБР от 21 июля 1999 г. № 84-П это Положение отменено с 23 июля 1999 года. В настоящее время действует зарегистрированное в Минюсте РФ Положение ЦБР от 21 июля 1999 г. № 83-П "О порядке выдачи и аннулирования Банком России аттестатов руководителя временной администрации по управлению кредитной организацией и арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации".

При процедуре банкротства возникали вопросы по поводу открытия и ведения корреспондентских счетов в ин. валюте конкурсных управляющих банками. Этот вопрос был решен с выходом Положения ЦБР от 26 апреля 1999 г. № 75-П "О порядке открытия и ведения корреспондентских счетов в иностранной валюте ликвидационных комиссий (конкурсных управляющих, ликвидаторов) кредитных организаций уполномоченными банками". В этом письме говорится, что в целях аккумулирования денежных средств в иностранной валюте кредитная организация, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, в том числе предусматривающая осуществление операций со средствами в иностранной валюте, вправе открыть в Сберегательном банке Российской Федерации либо Внешторгбанке России или по согласованию с Банком России в другом банке корреспондентский счет в иностранной валюте по необходимым видам иностранной валюты. Так же в законе не был указан порядок публикации объявления о ликвидации кредитной организации "Вестнике Банка России". ЦБ РФ урегулировал этот вопрос Указанием от 7 июля 1999 г. N 602-У "О порядке публикации объявления о ликвидации кредитной организации в "Вестнике Банка России". В соответствии со статьей 26 № ФЗ-40 “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” существует мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации, но механизм его применения до14 июля 1999 года не был прописан. Положение ЦБР от 14 июля 1999 г. № 81-П "О порядке рассмотрения Банком России ходатайства временной администрации по управлению кредитной организацией о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации" описала этот механизм.

Так же в июле 1999г. вступила в силу Инструкция №84-И от 12 июля 1999г. “О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций”. Эта инструкция устанавливает особенности порядка осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. В этой инструкции обобщена вся информация по требованиям Банка России к плану санации кредитной организации, а так же об отчете о выполнении плана мер по финансовому оздоровлению кредитной организации. 8 июля 1999 года вышел Федеральный закон № 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций". Этот Федеральный закон устанавливает порядок и условия осуществления мероприятий по реструктуризации кредитных организаций. Под реструктуризацией кредитной организации понимается комплекс мер, применяемых к кредитным организациям и направленных на преодоление их финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности либо на осуществление процедур ликвидации кредитных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для осуществления этих мероприятий создается Агентство по реструктуризации кредитных организаций.

Агентство по реструктуризации кредитных организаций является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией, статус, цель деятельности, функции и полномочия которой определены Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и настоящим Федеральным законом. Получение прибыли не является целью деятельности Агентства. Целью деятельности Агентства является реструктуризация кредитных организаций, находящихся под управлением Агентства. Агентство осуществляет следующие функции: принимает под свое управление кредитные организации;

участвует в формировании органов управления кредитных организаций, находящихся под управлением Агентства;

осуществляет мероприятия по реструктуризации кредитных организаций, находящихся под управлением Агентства;

привлекает необходимые финансовые средства для реализации мероприятий по реструктуризации кредитных организаций;

создает организации, в том числе кредитные, необходимые для осуществления задач и функций Агентства;

взаимодействует с Правительством Российской Федерации и Банком России при осуществлении мероприятий по реструктуризации кредитных организаций; осуществляет иные функции, направленные на достижение поставленной перед Агентством цели.

Мероприятий по реструктуризации кредитных организаций проводятся, если в течение шести месяцев, предшествующих принятию решения о направлении Банком России предложения о передаче кредитной организации под управление Агентства в соответствии с настоящим Федеральным законом, кредитная организация: имела долю вкладов граждан не менее 1 процента совокупной доли вкладов граждан в кредитных организациях Российской Федерации;

имела долю активов не менее 1 процента совокупной доли активов кредитных организаций Российской Федерации в виде предоставленных юридическим лицам кредитов (займов), за исключением кредитов (займов), предоставленных кредитным организациям;

имела долю вкладов граждан не менее 20 процентов совокупной доли вкладов граждан в кредитных организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

имела долю активов не менее 20 процентов совокупной доли активов кредитных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации. Кредитная организация может перейти под управление Агентства в случае, если достаточность ее капитала, не превышает 2 процентов и она не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации. Если вышеперечисленные условия выполняются то банк переходит под управление АРКО. При этом осуществляются мероприятия по реструктуризации кредитной организации в условиях, позволяющих Агентству определять решения кредитной организации по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания учредителей (участников) данной кредитной организации, в том числе по вопросам ее реорганизации или ликвидации.

В соответствии с этим законом применяются следующие процедуры: обследование кредитной организации;

    реструктуризация кредитной организации.

Обследование кредитной организации применяется в целях определения возможности Агентства принять кредитную организацию под свое управление. Оно начинается с получения Агентством предложения Банка России о переходе кредитной организации под управление Агентства и завершается моментом перехода кредитной организации под управление Агентства или отказом Агентства от перехода кредитной организации под его управление и не должно превышать 90 дней. При реструктуризации Агентство вправе в отношении кредитной организации, находящейся под его управлением:

принимать решения об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций";

увеличивать и уменьшать уставный капитал кредитной организации; принимать решения о реорганизации кредитной организации;

продавать или иным образом передавать права на акции (доли) кредитной организации, принадлежащие Агентству, третьим лицам;

в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона обращаться в суд с требованием о признании сделок, совершенных кредитной организацией в течение трех лет до момента перехода кредитной организации под управление Агентства, недействительными;

предоставлять займы, размещать депозиты, предоставлять обеспечение, оказывать иные виды финансового содействия кредитной организации;

осуществлять иные меры и мероприятия в целях восстановления финансового положения кредитной организации;

    осуществлять процедуры ликвидации кредитной организации.

Агентство реализует эти меры через органы управления кредитной организации. При осуществлении мероприятий по реструктуризации кредитной организации Агентство удовлетворяет требования кредиторов в порядке и очередности, которые предусмотрены гражданским законодательством Российской Федерации. Понятие несостоятельности кредитной организации и факторы, влияние которых может привести к банкротству кредитной организации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признание арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Под неспособностью кредитной организации удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам данный закон понимает неисполнение кредитной организацией соответствующих обязанностей и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течении одного месяца с момента наступления даты их исполнения. Под этим понимается неисполнение кредитной организацией своих обязательств перед клиентами, партнерами, бюджетом, органами государственного управления и так далее.

Существует множество факторов, влияние которых приводит кредитные организации к несостоятельности (банкротству). Эти факторы можно условно разделить на две большие группы:

    внешние;
    внутренние.

Внешние факторы. К ним можно отнести политическую и общеэкономическую ситуацию в стране, состояние финансового рынка, надежность банков- партнеров, надежность клиентов. На эти факторы в большинстве случаев кредитная организация повлиять не может. Но, как известно, банк сам может выбирать своих партнеров и клиентов и тем самым он может ограничить влияние этих факторов. Но отдельный банк (если он не является системообразующим) не может повлиять на общеэкономическую, политическую ситуацию в стране, а также на состояние финансового рынка. Внутренние факторы. В эту группу факторов входят: стратегия банка, обеспеченность собственным капиталом, уровнем квалификации кадров и уровнем менеджмента, внутренней политикой банка. На эту группу факторов банк имеет непосредственное влияние. Любой банк вырабатывает свою собственную стратегию поведения на рынке. При приеме сотрудников на работу, банковский менеджер может достичь нужного ему уровня квалификации сотрудников. Как известно, чем выше уровень квалификации, тем меньше вероятность возникновения проблем у банка из-за некомпетентности его сотрудников. Уровень менеджмента также напрямую зависит от квалификации менеджера и здесь немаловажную роль играет опыт работы в данной области. Внешние факторы.

Одним из наиболее важных внешних факторов является политическая ситуация в стране. Она определяется идеологией партии, находящейся у власти, и высшего руководства страны. Так как политическая стабильность - важнейшее условие успешного развития рынка банковских услуг, аналитический отдел банка должен отслеживать социально-политическую ситуацию в стране с корректировкой на неизбежную оппозицию со стороны других партий с тем, чтобы прогнозировать возможные варианты развития событий. При этом банки с агрессивной политикой прилагают значительные усилия для формирования необходимой им (или устранения нежелательной) экономической политики.

Банки с консервативной политикой отслеживают и прогнозируют возможное развитие социально-политической ситуации для выработки различных вариантов стратегии банка, которые могут применяться в различных социально-политических и экономических условиях. Из-за того, что такие прогнозы требуют специалистов-политологов и социологов, банку необходимо привлекать их. В области воздействия на экономическую политику усилия банков могут быть направлены на:

    стабилизацию ситуации в стране и регионе;

на возможность получения ссуд у Центрального банка на более льготных условиях; более низкие требования к норме обязательных резервов;

поощрения со стороны Центрального банка по созданию коммерческими банками отделений и развития корреспондентских связей;

достаточно высокие требования к величине первоначального капитала; предоставление достаточного времени для адаптации к новым условиям (например, увеличение уставного капитала или величины обязательных резервов); льготное налогообложение.

Особого внимания заслуживают усилия банков, направленные на установление обязательных высоких требований к величине уставного капитала, так как установление высокого уставного капитала ограждает коммерческие банки от конкуренции и позволяет им “поглощать” уже существующие относительно небольшие коммерческие банки, которые не в состоянии выполнить эти требования.

Высокие требования Центрального банка к уставному капиталу коммерческих банков обусловлены инфляцией и носят двойственный характер: с одной стороны, они ограничивают конкуренцию и способствуют концентрации банковского капитала, с другой, - защищают конкуренцию, так как обеспечивают относительно высокую надежность функционирования банковской системы, препятствуя появлению в этой области бизнеса тысячам мелких банков. Общеэкономическая ситуация в стране и регионе характеризуется следующими показателями:

производственно-техническим потенциалом, который зависит от количества и качества рабочей силы, объемов, структуры и качества производственных фондов и природных ресурсов;

структурными изменениями, определяемыми коэффициентами опережения, которые рассчитываются как отношение темпов прироста в отрасли к темпам прироста в целом по промышленности;

валовыми и чистыми инвестициями. Валовые инвестиции включают производство всех инвестиционных товаров, предназначенных для замещения машин, оборудования и сооружений, которые были потреблены в процессе производства, плюс любые чистые добавления к объему капитала в экономике. Чистые инвестиции означают прирост производственных фондов (физического капитала);

состоянием платежного баланса и тенденциями его развития, которые определяются такими показателями, как доля страны в мировой торговле отдельными товарами, особенно наукоемкой продукцией;

    конкурентоспособность товаров на внешнем рынке;

эластичность спроса и предложения во внешней торговле; притоки и оттоки капитала;

    динамика движения официальных резервов.

На основе качественного и количественного анализа внутриэкономических и внешнеэкономических показателей, определяющих общеэкономическую ситуацию в стране, регионе, можно рассчитать комплексный показатель общеэкономического риска. При значительном разбросе в оценках показателей, характеризующих общеэкономическую ситуацию, отчетливо проявляется тенденция ускоряющегося спада производства. Особое внимание следует уделить чистым инвестициям в целом по промышленности. В развивающейся экономике валовые инвестиции ВИ равны амортизационным отчислениям А плюс чистые инвестиции ЧИ.

    ВИ = А + ЧИ,
    ЧИ = ВИ - А,

Существует ряд ситуаций описывающих соотношение валовых инвестиций и амортизационных отчислений:

    если ВИ > А, то это характерно для экономического роста;
    если ВИ < А, то это характерно для экономического спада;
    ВИ = А => Застои.

Кроме того, источником расширения капитала в эффективной экономике являются не только чистые инвестиции, но и амортизация, поскольку восстановление изношенных средств производства в прежнем объеме требует меньших средств на единицу производительности физического капитала. Цена более производительного оборудования, которым заменяют изношенные средства производства, в абсолютном выражении будет выше, а на единицу полезности значительно меньше. При стагнации экономики валовые инвестиции меньше амортизации: ВИ < А. Если амортизация начинает превышать валовые инвестиции, объем производственных фондов в стране сокращается, происходит процесс старения физического капитала, то есть деинвестирование. Такая ситуация сложилась на предприятиях России в 1992-1994гг. При ситуации, когда ВИ

Причем этот процесс развивается в соответствии с принципом акселерации. Это означает, что сокращение объема производства вызывает значительное сокращение инвестиций (ВИ

Политика банков так же усугубляет экономический спад, так как из-за высокого кредитного риска банки уходят с рынка долгосрочных ссуд.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8