бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Кредит и его использование хозяйствующими субъектами - (курсовая) бесплатно рефераты

p>мия времени обращения капитала увеличивает время его произво дительного функционирования, обеспечивает расширение произ водства и рост прибыли. Благодаря кредитному механизму происхо дит более быстрый процесс концентрации капитала и его центра лизации, что также приводит к увеличению прибыли и к уменьше нию издержек обращения.

КРЕДИТ КАК СРЕДСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

    Кредит в современных условиях служит объектом активного

государственного регулирования. Вообще, денежным кредитным регу лированием называют совокупность мероприятий государства, рег ламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, показате ли денежного обращения и кредита, рынки ссудных капиталов, поря док безналичных расчетов в целях воздействия на экономи ку. Центральный банк главный, но не единственный орган регулиро вания. Существует целый комплекс регулирующих органов. Осущест вляя кредитное регулирование, государство преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение креди тования экономики, оно, таким образом, достигает стабильного раз вития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, под держки национальных экспертов на внешнем рынке. Таким обра зом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Напри мер, недостаток у предприятий свободных денежных средств зат рудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвести ций и т. д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, как следствие, снижение жиз ненного уровня населения, ухудшения валютного положения в стра не. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к поли тике "дорогих денег". Нужно отметить, что с помощью кредитного регулирования государство стремиться смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях подержания коньюктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовло жений в различные отрасли народного хозяйства. Кредитная поли тика осуществляется косвенными и прямыми методами воз действия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики(т. е. количественные ограничения кредита).

    ФОРМЫ КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
    Выше мною были изложены цели государственного регулирова

ния, были рассмотрены две формы воздействия на кредит - прямая и косвенная. Рассмотрим более подробно формы кредитного регу лирования.

    Рефинансирование коммерческих банков.
    Термин "рефинансирование" означает получение денежных

средств кредитными учреждениями от центрального банка. Цент ральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам разны ми путями. Наиболее типичный случай - переучет векселей, находя щихся в портфелях коммерческих банков и операции на открытом рынке.

    Переучет векселей долгое время был одним из основных ме

тодов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

    Векселя переучитываются по процентной ставке. Эту ставку

переучета (ПС , или ПС ) называют также официальной учет ной(процентной)ставкой. Центральный банк покупает долговое обя зательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

    Пусть - цена покупки векселя центральным банком;
    - цена покупки векселя коммерческим банком;
    - срок рефинансирования, т. е. количество дней до
    наступления срока оплаты векселя,
    тогда получим:
    1 этап
    вексель
    Коммерческий ------------_ Центральный
    банк _------------ банк
    платеж платеж
    2 этап
    вексель
    Коммерческий -----------_ Центральный
    банк _----------- банк
    платеж
    На данном рисунке схематично показано, как в два этапа

осуществляется политика переучета векселей. Центральный банк покупает вексель по цене Ц (формула 1), при этом долговое обя зательство передается центральному банку, коммерческий банк по лучает плату за продажу векселя - Ц. При наступлении срока пла тежа коммерческий банк выступает в роли покупателя, приобретая вексель по цене учета К, при этом коммерческий банк заинтересо ван в том, чтобы покупка векселей центральным банком осущест влялась по цене Ц, которая почти не отличается от цены учета К, т. е. чтобы разница К-Ц была минимальной. Это достигается в том случае, если ставка переучета (рефинансирования) будет наи более низкой. Если ПС равна нулю, то Ц сравнивается с К. Повыше ние ПС будет снижать объем переучета векселей, поскольку оно вызовет удорожание этой операции для коммерческих банков.

    Но коммерческий банк будет стремиться компенсировать по

тери, вызванные ростом ПС путем повышения ставок по креди там, предоставляемым заемщикам (ПС ). Т. е. изменение ПС прямо влияет на изменение ПС . Последние является главной целью дан ного метода кредитной политики центрального банка. Например, по вышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммер ческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происхо дит удорожание кредита.

    Мы видим, что изменение официальной процентной ставки ока

зывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учрежде ний. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредит ным операциям.

    Также изменение официальной ставки центрального банка

означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет другие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

    Неэффективность использования данного метода заключается

в следующем: этот метод затрагивает лишь коммерческие бан ки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью те ряет свою эффективность. Постепенно данный метод утратил свое значение и главным методом рефинансирования банков стали ин тервенции центрального банка на денежном рынке, получившие наз вание как операций на открытом рынке.

    Этот метод кредитного регулирования заключается в том, что

предоставление денежных средств банками происходит постоянно путем покупки государственных облигаций и казначейских вексе лей на сумму, зависящую от решения центрального банка по став ке, которая может постоянно изменяться. Приобретение ценных бу маг или казначейских векселей у коммерческих банков увеличива ет ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные воз можности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят из менения в указанный метод кредитного регулирования, напри мер, покупают казначейские векселя на условиях их обратного вы купа коммерческими банками по заранее установленному курсу, из меняют интенсивность своих операций и их частоту.

    Таким образом, этот метод кредитования коммерческих банков

значительно отличается от переучетной политики. Главное ее от личие - это использование более гибкого регулирования, посколь ку объем покупки векселей, а также используемая при этом про центная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие бан ки, учитывая указанную особенность данного метода, должны вни мательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

    Операции на открытом рынке впервые стали активно приме

няться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кре дитного регулирования получил всеобщее применение и на Западе. Политика обязательных резервов.

    Этот метод кредитного регулирования представляет собой

хранение части резервов коммерческих банков в центральном бан ке. Сумма хранения средств на специальны счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от величины депозитов банка. Центральный банк периодически изменяет коэффициент, или норму, обязательных резервов в зависимости от складывающейся ситуации и проводимой ими политики. Повышение нормы означает замораживание большей чем раньше части ресурсов банка и приво дит к ухудшению ликвидности последних, снижению их ликвидных возможностей, а снижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие на банковскую ликвидность, расширяет кредитные возможности учреждений и увеличивает денежную массу. Изменение нормы обязательных резервов влияет на рента

бельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обяза тельных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэ тому, по мнению многих западных экономистов, данный метод слу жит наиболее эффективным антиинфляционным средством. К прямому ограничению страхования банки прибегают к этому методу обычно в период усиления инфляции.

    Суть этого метода регулирования: коммерческий банк не может

превышать норму выдачи кредитов, установленную центральным бан ком. На практике центральный банк определяет предельные темпы роста выдачи кредитов различным банкам страны. Нередко разным банкам устанавливаются неодинаковые темпы роста выдачи креди тов. Эффективность кредитной политики при этом повышается, так как государственные органы оказывают влияние не только на объ ем кредитов в целом, но и на их структуру.

    Политика центрального банка распространяется не

посредственно на объекты его контроля - кредиты прочих бан ков, а не их ликвидность, как в случае использования косвенных методов регулирования. Этим также объясняется большая эффектив ность кредитных ограничений.

    Данный метод регулирования имеет ряд недостатков. Остано

вимся на наиболее важных из них. Во-первых, происходит ухудшение функционирования банковской системы в целом. Банковские учреж дения должны выполнять предписания эмииссионного института в сфере активных операций. Т. е. зная заранее предельные размеры своей деятельности, банки не стремятся их превысить, поскольку это запрещено административно. Рынок оказывается как бы заранее разделенным между отдельными кредиторами. Получается, что кон тингентированием охвачены не только ссудные, но и заемные опе рации. В итоге кредитные ограничения мешают конкуренции в бан ковском деле, поскольку банк был вынужден заморозить дополни тельную сумму ресурсов на беспроцентном счете в эмиссионном институте.

    Анализ двух методов кредитного регулирования показыва

ет, что установление и изменение нормы обязательных резервов имеют свои достоинства и недостатки по сравнению с методами рефинансирования банков. Следует отметить, что принудительное установление обязательных резервов для коммерческих и других банков является сугубо администативным методом, в отличие от от операций на открытом рынке, относящимся к рыночным методам ре гулирования.

    Если рефинансирование влияет избирательно на банки, то по

литика обязательных резервов действует в целом в рамках всей кредитной системы. Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, например инвестиционные и другие специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, ока зываются в преимущественном положение по сравнению с коммер ческими банками, располагающими большими ресурсами.

    В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение

роли указанного метода кредитного регулирования. Об этом гово рит тот факт, что повсеместно происходит снижение нормы обяза тельных резервов и даже её отмена. Так, например, в США в 60-е годы по бессрочным депозитам она снизилась с 16% до 12%, а по срочным сберегательным вкладам она была совсем отменена.

    Политика количественных кредитных ограничений.
    Этот метод кредитного регулирования представляет собой

количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирова ние кредита являеся прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предп риятия заемщики поподают в неодинаковое положение. Банки стре мятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам - как правило, крупным предприятиям . Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

    Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной полити

ки сдерживания банковской деятельности и умеренного роста де нежной массы, государство способствует снижению деловой актив ности. Поэтому метод количественных ограничений стал использо ваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

    В настоящее время в развитых странах наблюдается снижение

роли центрального банка как главного органа денежно-кредитного регулирования. Это объясняется появлением и развитием новых форм небанковского кредита, падением эффективности интервенций на денежном рынке зависимостью центрального банка от прави тельства.

    В своей работе я попыталась рассмотреть те проблемы, кото

ре присущи кредиту в современных условиях, и изменения его функций. В заключительной части мне бы хотелось коснуться тен денций развития кредита в современных условиях, роли кредита в условиях роста финансовых рынков.

    Как известно, в 80-х годах в кредитной системе развитых

стран произошли изменения, к числу которых можно отнести быст рое развитие финансовых рынков, на которых мобилизация денежных средств происходит посредством выпуска ценных бумаг. Усиление использования ценных бумаг как способа аккумулирования денеж ных средств получило название "секьюритизации"(или "титриза ции"). В рамках секьюритизации происходит превращение части банковских требований в ценные бумаги. Получая государственную гарантию, эти облигации приобретают высокую надежность и легко становятся объектом покупки инвесторами, что улучшает в целом условия финансирования экономики.

    Нужно сказать, что сейчас особое место занимает коммер

ческий кредит, лизинг, облигационные займы, при которых кредито дателями выступает не одно, а несколько лиц. Преоритетным мето дом финансирования экономики стал выпуск ценных бумаг. Крупные банки практикуют выдачу персональных кредитов, которые отлича ются тем, что они не привязаны к торговой сделке да и сама система кредитования населения является весьма гибкой. Важной особенностью современного периода является растущая интернаци онализация кредитных систем развитых стран.

    В нашей стране необходимо активно развивать новые формы

кредитования, такие, как акции и облигации. Наряду с развитием банковских форм кредита необходимо уделять особое внимание внебанковским формам. Все это поможет преодолеть тот кризис, в котором находится российская экономика.

    ЛИТЕРАТУРА.
    1 Волынский В. С. "Кредит в условиях современного капита
    лизма" Москва, 1991г.
    2 Волынский В. С. "Кредитная система в условиях капитализ
    ма"; "Деньги и кредит" 1990, N5.
    3 Выборнова Н. "Роль коммерческих банков в стабилизации
    экономики"; "Вопросы экономики", 1991, N12.
    4 "Денежное обращение и кредит при капитализме";
    под редакцией Красавиной Л. Н.
    5 Таранов "Возможности использования некоторых внебан
    ковских форм кредита""Деньги и кредит"1989, N4.
    6 Хандруев Л. А. "Деньги в экономике современного капита
    лизма"; изд. "Мысль"1983.
    7 Шаров "Производство потребительских кредитов"; "Деньги и
    кредит" 1990, N10.
    8 Эклунд Клас "Эффективная экономика: шведская модель"
    Москва, 1991.

Страницы: 1, 2, 3