бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Интервью бесплатно рефераты

Реферат: Интервью

Содержание

Введение _____________________________________________ 3 стр.

1. ПОДГОТОВКА ИНТЕРВЬЮ_______________________________ 4 стр.

1.1. Как плетется «тенета вопросов»_________________________ 4 стр.

1.2. Применение записывающих устройств___________________ 5 стр.

2. НАЧАЛО ИНТЕРВЬЮ____________________________________ 7 стр.

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ______________________________________ 7 стр.

3.1. Подсказывая и перебивая_______________________________ 7 стр.

3.1.1. Перебивка_______________________________________ 8 стр.

3.1.2. Вопросы — «подсказки»___________________________ 8 стр.

3.2. Сложные ситуации____________________________________ 9 стр.

3.2.1. Личный вопрос___________________________________ 9 стр.

3.2.2. Запретные темы__________________________________10 стр.

3.3. Трудные собеседники_________________________________ 11 стр.

3.3.1. Отказ от ответа__________________________________ 11 стр.

3.3.2. Отрицательный персонаж_________________________ 11 стр.

4. ЗАВЕРШЕНИЕ ИНТЕРВЬЮ________________________________ 12 стр.

5. ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ_______________________________ 14 стр.

Заключение__________________________________________ 18 стр.

Список использованной литературы____________________ 19 стр.

Введение

Всё больше и больше появляется интервью на страницах наших газет и журналов,

всё чаще люди различных профессий обращаются к этому жанру. Почему?

На этот вопрос существует множество ответов. Интервью - это динамичный,

подвижный жанр, позволяющий быстро отреагировать на происходящие события.

Как справедливо утверждает известный американский имиджмейкер Лиллиан Браун,

бизнесмен и пресса нужны друг другу. Деловому человеку средства массовой

информации необходимы, если надо быстро распространить точные сведения,

рекламу, привлечь внимание к фирме, оказать влияние на партнеров или коллег,

пояснить свою точку зрения. Кроме того, интервью играет важную роль в

политической и культурной сфере.

Для того, чтобы сделать талантливое, захватывающее интервью необходимо не

только получить информацию о его основных жанровых особенностях, но и понять

насколько они многогранны; прочувствовать все тонкости подготовки к интервью,

связанные с особенностями журналистской профессии.

В плане журналистской этики этот жанр весьма опасен, «профессионализм»

ведущего зачастую чреват очень неприятными последствиями для

интервьюируемого. Не­этичность в интервью может явиться в любой из своих

многочисленных Форм, начиная с обычной невоспитанности, и кончая чисто

профессио­нальными «ляпами».

Выбор темы был произведен мной не случайно. Она заинтересовала меня уже пол

года назад. Дело в том, что наш класс решил снять фильм, посвященный нашей

школьной жизни. Одна из частей фильма значилась в сценарии под названием –

«Интервью». Роль «журналиста» досталась именно мне, поэтому, чтобы «не

ударить в грязь лицом», я ознакомилась с материалом по данному вопросу. В

данной работе я попыталась систематизировать полученную мной информацию.

МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ

Интервьюирование, как и другие методы опроса, представляет собой своего рода

технологию, включающую в себя следующие этапы:

– подготовка интервью;

– начало;

– основная часть;

– завершение;

– обработка результатов.

ПОДГОТОВКА ИНТЕРВЬЮ

Как плетется «тенета вопросов»

Успех или неуспех работы связаны с качеством подготовки интервьюера, с

изучением темы, продуманностью плана действий, изобретательностью при

составлении вопросов.

Важно особо продумать вопросы, заведомо неудобные будущему со­беседнику по

каким-то причинам, подыскать для них наиболее коррект­ную форму. (Это — один

из действенных способов «помощи себе»). То есть, совершенно очевидна

необходимость не только тематической, но и психологической подготовки для

создания определенной атмосферы разговора.

Готовя вопросы, репортер должен думать об их соответствии пред­назначению

интервью. Хотя основные требования к проведению про­фессиональной беседы

едины, различаются разные типы конечного ли­тературного материала. Для

новостных публикаций нужны лишь фраг­менты высказываний, поддерживающие, либо

опровергающие основную новость. Поэтому нет смысла готовить вопросы,

нацеливающие на об­стоятельные рассуждения или самовыражение собеседника. Для

«кар­тинок» важны вопросы, раскрывающие впечатления очевидца, выявляю­щие его

эмоции, воспоминания, уточняющие моменты поворота собы­тий, внезапные

происшествия.

Для других интервью будут важны вопросы, вскрывающие ситуацию, по­могающие

разоблачению собеседника, заостряющие внимание на противо­речиях. И предстоит

готовиться к тому, что сам процесс интервью будет про­текать сложнее,

придется преодолевать увертки, недомолвки, бороться с прямым искажением

фактов.

Итак, все начинается со смысловой коррекции планируемых шагов. Важ­но, чтобы

в сознании журналиста тема отчетливо распалась на подтемы с це­лым кругом

смежных вопросов, рабочий вариант которых не обязательно предназначен для

будущей беседы, но призван помочь узнавать в словах со­беседника собственные

размышления, намеченные темы и проблемы разго­вора. Как сказал один

интервьюер: «Я готовлюсь, чтобы быть уверенным, что пойму его ответы».

Имелось в виду:

ü пойму их смысл;

ü пойму их соответствие-несоответствие проблеме;

ü пойму, отвечают ли мне с охотой или «сквозь зубы», или вообще

укло­няются от ответа.

В ощущение готовности к будущей беседе вплетается уверенность в пра­вильности

предполагаемого тона и манеры общения (конечно, если речь идет о подлинном

профессионализме, а не о пресловутой легкости интер­вьюера — «потрошителя»).

Применение записывающих устройств

ü если есть уверенность в психологической устойчивости собеседника;

ü если создается проблемное, сложное интервью;

ü если беседа длится очень долго.

Однако в большинстве случаев желательно записывать и самому. При пользовании

блокнотом возникает более доверительная, менее пугающая атмосфера беседы.

Фиксируются не столько ответы, сколько интонация, психологические подробности

беседы, отдельные, наиболее эмоционально насыщенные фра­зы и реплики,

помогающие воссоздать атмосферу происшествия. Аккурат­ная запись позволяет

«слышать» общение.

Двойная запись (и механическая, и рукописная) важна для процесса ру­ководства

беседой. Люди, особенно в доверительной беседе, тщательно об­думывают свои

слова, взвешивают их, и там, где на магнитофонной ленте «записано молчание»,

репортер в блокноте помечает наблюдения за состо­янием собеседника.

Рекомендуется делать записей больше, чем понадобится для материала, обращая

особое внимание на ключевые моменты беседы, а в разоблачитель­ных интервью —

на несообразности и противоречия в ответах собеседника.

Дополнительные вопросы, внезапно возникающие во время беседы, не­обходимо

тотчас же заносить в блокнот (как можно незаметнее) выжидая момента, когда их

можно будет задать.

Особенно важно фиксировать новые идеи, которые возникли вдруг,

им­провизационно. Помечать какими-нибудь знаками ключевую фразу, мысль,

цитату, искать наиболее верную структуру будущего материала уже во вре­мя

интервьюирования.

Ошибочно демонстративное пользование блокнотом. Поскольку сущест­вует особая

забота репортера о поддержке контакта с собеседником, «диа­лога взглядов»,

предпочтительнее всего «блокнот на коленях», то есть, по­путная, не

отвлекающая собеседника (и не привлекающая его внимания) манера записи.

Записывать, «брать на карандаш» надо только подходящую, уместную по отношению

к теме беседы информацию.

Репортер иногда испытывает затруднение, или усложняет себе дело, когда тратит

много времени на неистовое записывание буквально всего, что произ­нес

собеседник. Есть опасность, что главное ускользнет от его внимания даже при

очень предупредительном отношении ко всему, что высказал собеседник.

Многое можно сделать, помимо изучения стенографии или в дополнение к ней.

Желательно освоить систему выделений и обозначений, подходящую к

индивидуальному складу мышления журналиста, особенностям его вос­приятия,

особенностям индивидуальной творческой работы с собеседни­ком, короче,

выработать собственную манеру пометок в блокноте.

Рекомендуется, помимо изобретения собственной системы «скорописи», придумать

и освоить систему выделений и обозначений. Например, поме­чать «звездочками»

или иными знаками ключевые фразы, мысли. Использо­вание символов стоит взять

в привычку.

Профессиональная работа с блокнотом — хороший путь для сохранения спокойной,

дружелюбной обстановки беседы, не нервирующей, не пугаю­щей собеседника.

Что, прежде всего, попадает в блокнот:

ü главное из сказанного собеседником (демонстрация позиции,

демон­страция принципиального несогласия);

ü особенности интонации собеседника (быть может, акцент...);

ü фрагменты важных обстоятельств беседы (например, отказа отвечать),

ре­акций собеседника (моменты гнева, сомнения, колебаний, радости и пр.);

ü вдруг возникшие у журналиста импровизационные идеи;

ü подмеченные оплошности (неточно прозвучавшие или нетактичные

вопросы, к которым надо вернуться вновь, наброски вариантов);

ü пометки для себя, облегчающие дальнейшее дирижирование беседой

(например, напоминание, что надо повторить какой-то вопрос, добить­ся более

четкого ответа или повторить вслух удачное высказывание собеседника).

Немаловажно умение «фильтровать» ответы, пропускать все несущест­венное для

темы разговора, для выявления позиции или особенностей ха­рактера

«источника».

Итак, и блокнот, и диктофон лучше держать подальше от глаз собеседни­ка.

Лучшая позиция — блокнот на коленях, диктофон в сумке. Это облегчит

возможности личного контакта, который, безусловно, важнее скрупулезной записи

слово в слово.

НАЧАЛО ИНТЕРВЬЮ

Под начальной стадией интервью понимается достижение предварительной

договоренности с респондентом, если таковое имеет место, и первые минуты

непосредственного общения с ним, включая вводную или вступительную часть

беседы и первые вопросы.

Начало интервью выделяется в особый этап в связи с тем, что оно выполняет

специфические функции. Эти функции связаны не с получением информации, а с

установлением психологического контакта с респондентом. В зарубежных

учебниках слово “контакт” часто определяется такими выражениями, как

“установление атмосферы открытости и доверия” или “разбивание льда”.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Основная часть интервью начинается с того момента, когда респондент дал свое

согласие на интервью, иначе говоря – с момента установления контакта. В

основной части все функции разговора с респондентом интервьюер подчиняет

одной – информативной. В итоге интервью он должен получить полную и глубокую

информацию по проблеме исследования. Все поведение интервьюера определяется

этой целью.

Внешне процесс интервьюирования похож на непринужденную беседу двух людей,

увлеченных разговором. Такое сравнение отчасти верно, поскольку неподдельный

интерес к разговору и “индуцирование” у респондента ответного интереса –

профессиональный долг интервьюера. Вместе с тем интервью – это не просто

беседа. По крайней мере для одной из сторон – для интервьюера – это

исполнение служебной обязанности. За внешней непринужденностью действий

хорошего интервьюера всегда скрывается строгая внутренняя дисциплина.

ПОДСКАЗЫВАЯ И ПЕРЕБИВАЯ.

«Дирижирование» беседой — это «перебивки» и возвращения в русло темы,

уточнения по ходу беседы, разные варианты «подсказок», демонстра­ция реакции

журналиста, перехватывание инициативы заново, если репор­тер ее упустил или

добровольно уступил ее на время.

Перебивка

Любая перебивка собеседника со стороны кажется неэтичной, недопус­тимой.

Однако перебивать можно по-разному. Грубо, резко, оскорбив при этом

собеседника. И мягко, едва заметно, профессионально, ловко повора­чивая

беседу.

Нам надо планировать развитие культуры, образования... Журналист перебивает:

Планирование культуры... сам этот термин недавно вызывал на­смешки. А на

самом деле...

Среди ведущих репортеров есть мастера красивых перебивок, умеющих точно и

аккуратно «разрезать» речь интервьюируемого своей репликой, не вызывая обиды

и недоумения собеседника.

К сожалению, многие журналисты красиво перебивать не научились или принципиально

не хотят этого делать. Особенно это заметно на телеэкране; то и дело доносится:

«Ну, я понял, понял вас!.. Ну ладно, понятно!..» и то­му подобное. Совсем

плохо, когда журналист не только перебивает собесед­ника, но начинает

перекрикивать его, демонстрирует элементарное неуме­ние дослушать.

Приемлемые и неприемлемые перебивки и возвращения в русло темы, уточнения по

ходу беседы, демонстрация реакции журналиста, перехваты­вание инициативы —

вся эта «кухня» интервью прочно связана с професси­ональной этикой и ее

ограничителями.

Вопросы — «подсказки»

Эти вопросы тоже относят к разряду спорных в этическом отношении, что, в

принципе, справедливо.

Вопросы-подсказки бывают настолько «на виду» и столь «простодуш­ны», что

неэтичными никак не выглядят (если, конечно, поданы корректно): «Вы,

видимо, полагаете, что...»

Косвенные подсказки тоже могут быть оформлены весьма деликатно. Выделяются

способы (пригодные для разных случаев):

ü «договаривание» (репортер сам заканчивает фразу, начатую партнером),

ü «сомнение» («Но если так, не может ли получиться,

что...»; «Не­ужели все так просто?»)

ü «реакция отрицания или удивления» («Вот это да!.. Не может быть!»)

ü «подсказка-сюжет» («Да, мне это понятно, со мной это

тоже быва­ло. Помнится...»)

Косвенные варианты подсказок провоцируют собеседника на расшиф­ровку мысли,

подкрепление ее примером.

СЛОЖНЫЕ СИТУАЦИИ

Личный вопрос

Личные вопросы выделяются как наиболее трудная часть интервью, за­трагивающая

не проблемы, но факты, касающиеся человека лично, или его близких. Даже

опытные репортеры страшатся момента, когда приходится спросить мать о том,

как именно был убит ее сын, или журналист вынужден поинтересоваться у

правительственного чиновника, верны ли слухи о его финансовых

злоупотреблениях. Такие вопросы необходимо задавать дели­катно, однако

достаточно настойчиво.

Когда задаются личные вопросы, желательно:

ü тщательно их формулировать во время предварительной подготовки

(домашних заготовок);

ü изучать биографию и особенности характера собеседника;

ü стараться интервьюировать в обстановке «с глазу на глаз»;

ü не упускать возможности пообщаться в случайной и непринужденной

обстановке; когда собеседник не насторожен, а расслаблен, раскован, он с

большей вероятностью ответит на вопросы;

ü пытаться сразу же «сломать лед» во взаимоотношениях с

собеседни­ком, поработав вначале общими вопросами (поговорить хотя бы о

погоде);

ü отвлекать внимание собеседника от камеры или микрофона;

ü не прерывать собеседника для уточнения записи в блокноте.

То есть делать все для того, чтобы он изначально и на всем протяжении

разговора чувствовал себя комфортно.

Иногда легче задавать деликатный личный вопрос не прямым текстом, а

за­вуалировано, в смягченном варианте (например, вместо жесткого:

«Расскажите, как погиб ваш сын?» желательнее попросить: «Расскажите

немного о сыне...»)

Возможно сконструировать предисловие к личному вопросу, своеобраз­ный пролог к

Страницы: 1, 2