бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями бесплатно рефераты

Волнистой линией покажем ту самую дополнительную (общую) связь. Словосочетание рождается и живет в предложении, является звеном в цепи слов в составе предложения. Словосочетание возникает на основе подчинительной связи, где одно слово обязательно подчиняется другому. При этом, по мнению Пешковского, в словосочетаниях, состоящих более чем из двух слов, есть всегда одно слово абсолютно самостоятельное, т.е. такое, которое ни от чего не зависит, одно или несколько слов абсолютно несамостоятельных, т.е. таких, которые сами зависят от других и от которых ничего не зависит, и ряд слов, одновременно и самостоятельных, и несамостоятельных: самостоятельных по отношению к одним и несамостоятельных по отношению к другим словам.

Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями

сестра нашла мою ручку

абсолютно самостоятельное

абсолютно несамостоятельное

В этом примере мы видим последовательное подчинение слов друг другу. Очень часто одно слово подчиняет себе одновременно несколько слов, некоторые из этих слов, в свою очередь, могут подчинять себе по несколько слов: Я быстро пишу тупым карандашом требование прислать немедленно вооруженный отряд милиции.

Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями я пишу

быстро

карандашом

требование

Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями

тупым

прислать

Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями

немедленно

отряд

вооруженный

милиции

Таким образом, наряду с простой последовательностью подчинения наблюдается и постоянное разветвление его. «Такое «разветвленное» подчинение нескольких слов одному называется соподчинением, а последовательное подчинение слова за словом друг другу – включением. Само собой разумеется, что при обратимости отношения, когда она давно выражено в обоих соотносящихся нет той основной причины, которая могла бы создавать неравенство отношений, и, таким образом, отношения должны представляться равными. По сравнению с подчинением мы будем называть такое соотношение сочинением». 1 Для наглядности покажем схематически: А Б В Г

Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями

Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями

Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями

Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями

Схема А – связь в словосочетании сестра нашла мою ручку (включение). Схема Б – связь слов в словосочетании я быстро пишу. (включение и соподчинение). Схема В – связь слов в словосочетании слабый свежий ветерок играл волосами открытых голов и лентами (включение, соподчинение и сочинение соподчиненных элементов). Схема Г – связь слов в словосочетании в лесу ночной порой и дикий зверь, и лютый человек, и леший бродит (включение, соподчинение и сочинение соподчиненных элементов). Кружки обозначают слова, прямые линии - подчинение нижних слов верхним, кривые линии – сочинение. Подчинение, в свою очередь, распадается на три крупные рубрики управление, согласование и примыкание. Управлением называется такой вид синтаксической связи, когда употребление определенной формы косвенного падежа существительного, предметно-личного местоимения или субстактивированного прилагательного (без предлога и с предлогом) обусловлено грамматическим или лексико-грамматическим значением другого, господствующего слова. Это слово для раскрытия и распространения своего смысла как бы требует определенной зависимой от него формы косвенного с личным или предметным значением, например: решить задачу, войти в лес, отправление поезда, интерес к науке и т.п. Согласованием обычно называется такой вид синтаксической связи, когда формы сочетающихся слов соотносятся по общим однозначным или однотипным морфологическим категориям рода, числа, а для имен – также падежа, для глаголов – лица и числа, причем определяющее слово всегда соответствует в этом отношении определяемому, например: зеленая улица, по зеленой улице, у зеленой улицы и зеленый город, по зеленому городу, у зеленого города и т.п. Примыканием называется такой вид синтаксической связи, когда зависимость одного слова от другого, господствующего над ним, выражается не флективными изменениями зависимого слова, не его формами, а лишь его смыслом, несамостоятельным характером выражаемого им грамматического отношения, например: внимательно выслушать, поверить на слово, слушать молча и т.п. Мы в своей работе будем рассматривать такой вид подчинительной связи как управление. Управление, в свою очередь, может быть сильное и слабое. 3.2. Сильное и слабое управление Под сильным управлением мы понимаем такую зависимость существительного или предлога с существительным от глагола, при которой между данным падежом или данным предлогом с данным падежом, с одной стороны, и словарной или грамматической стороной глагола, с другой стороны, есть необходимая связь (нельзя опустить зависимый компонент). Например: вижу что, смотрю на что. Если вижу управляет винительным падежом и не может сочетаться с предлогом на, а смотрю, наоборот, управляет преимущественно предлогом на (смотрю на что) и гораздо реже беспредложным винительным (смотрю картины). Вполне естественно, что название предмета, уже воспринятого зрительным процессом, уже вошедшее в сознание, ставится в непосредственную связь с глаголом (вижу что), а название предмета, на который еще только направлен процесс, ставится в связь со словом, выражающим эту направленность (смотрю на что);если же мы говорим смотрю выставку, смотрю картины, то вместе с беспредложным винительным сюда прокладывается и результативное значение глагола: глагол уже обозначает не чистый процесс, а процесс с результатом. Сравним далее: ем что, повреждаю что, присматриваюсь к чему и т.д. во всех этих случаях между глаголом и падежом оказывается необходимая связь и это сказывается в том, что нельзя сказать «ем чему», «присматриваюсь во что» и т.д., нельзя опустить зависимый компонент. Теперь сравним со всеми этими сочетаниями сочетание умер 22 февраля. Есть ли здесь необходимая, внутренняя связь между родительным падежом существительного и значением глагола. Конечно, нет. Это сказывается в том, что на место умер можно поставить любой глагол, потому что все решительно можно проделать 22 февраля. Точно так же сочетание предлога с с творительным падежом хотя и может в известных случаях вступать во внутреннюю связь с глаголом (спорю с кем, ссорюсь с кем, мирюсь с кем), но может и не вступать (стою с кем, чихаю с кем, умираю с кем и т.д.), потому что нельзя себе представить такого действия, которое нельзя было бы проделывать, или состояния, которое нельзя было бы переживать совместно с кем-либо другим. Поскольку сочетание это сопровождает не внутреннюю связь, а простое сопровождение действия или состояния одного субъекта таким же действием или состоянием другого, ясно, что оно всеобще, что оно приложимо к любому глаголу. Вот такую-то зависимость существительного или предлога от глагола мы и будем называть слабым управлением (можно опустить зависимый компонент). Слабоуправляемые члены распространенного предложения имеют некоторые особенности по сравнению с сильноуправляемыми, а именно: 1. Отнесение их к тому или иному слову часто зависит от порядка слов. В сочетании человек в белой шляпе пошел с нами мы можем отнести сочетание в белой шляпе не только к глаголу, но и к слову человек, так что сочетание это будет характеризовать данного человека; в сочетании же человек пошел с нами в белой шляпе мы отнесем уже только к глаголу. Так как слабоуправляемый член не связан прочно ни с каким определенным словом, то он и тяготеет всегда к ближайшему слову. Напротив, сильноуправляемый член никогда не теряет связи с тем словом, которым он управляется, как бы далеко оно не было отодвинуто от него. 2. Там, где порядок слов не дает прямых указаний, огромное значение приобретают речи, вообще не грамматические причины, которые не имеют никакого значения при сильном управлении. Так, в предложении ешь пирог с грибами мы отнесем сочетание с грибами к слову пирог, а в предложении ешь блины с икрой отнесем такое же сочетание к сказуемому ешь. И это, конечно, не по грамматическим причинам, а только потому, что грибы - в пироге, а икра – на поверхности блина. 3. Слабоуправляемые члены, вследствие все той же слабости сцепления своего с другими словами, легко отрываются от других слов и переходят в разряд обособленных членов предложения, чего с сильноуправляемыми никогда не бывает. 4. Слабоуправляемые члены часто бывают сцеплены не с отдельными словами, а с целыми словосочетаниями, например: Чтоб ты мне не смела высовываться из двери, пока я не приду!, где дательный падеж невозможно понимать как зависящее исключительно от глагола смела. 5. Слабое управление создает иногда прямую двусмысленность словосочетания, разрешаемую только вещественными условиями и контекстом. Так, сочетание я знал его ребенком одинаково может обозначать и то, что я в то время был ребенком, и то, что он в то время был ребенком. При слабом управлении легко вычеркнуть, опустить зависимый член. С другой стороны, в области сильного управления можно различать разные степени силы, т.е. разные степени той необходимости связи между падежом (или предлогом с падежом) и глаголом, которую мы нашли в сильном управлении. Так, например, между глаголом лежать и предлогом на с предложным падежом (лежать на кровати, на полу) известная связь, несомненно, есть (ср.: пить чай на кровати, разговаривать на кровати и т.д., где связи уже никакой нет), но она ничтожна по сравнению с такими случаями, как настаивать водку на апельсине, настаивать на своих правах. В первом случае глагол по своему значению (определенное положение в пространстве) связан с целым рядом предлогов и падежей с пространственным значением (лежать на чем, в чем, при чем, у чего, под чем и т.д.), и с тем же рядом связан всякий глагол, обозначающий то или иное положение в пространстве (стоять, висеть, торчать и др.). Во втором случае мы имеем индивидуальное сцепление именно данного глагола с данным предлогом и падежом, причем никакой другой предлог или падеж в порядке сильного управления здесь невозможен (в порядке слабого управления, понятно, известные падежи и предлоги могут быть при каждом глаголе, так как в этом сущность слабого управления: можно настаивать на своих правах, на кровати, 22 февраля, с товарищем, в детстве и т.д.). В одном случае перед нами минимум необходимой связи, в другом – максимум. Явление сильного и слабого управления по отношению к глаголам создает деление их на переходные и непереходные. Переходными мы называем глаголы, способные в той или иной мере к сильному управлению, а непереходными – неспособные к нему (жить, умирать, расти, потеть и т.д.). В зависимости от того, управляет глагол падежом или предлогом с падежом, можно различать непосредственно переходные и посредственно переходные глаголы. Непосредственно переходные глаголы могут, далее, делиться на более мелкие разряды в зависимости от того, каким именно падежом они управляют. Одни управляют родительным падежом (боюсь, пугаюсь, слушаюсь, стыжусь и др.), другие – дательным (даю, дарю, угождаю, нравлюсь и др.) и т.д. многие глаголы принадлежат одновременно к двум из этих разрядов, так как управляют зараз двумя падежами (двойное управление) даю кому что, запрещаю кому что, предпочитаю чему что, желаю кому чего, лишаю кого чего и т.д. Некоторые глаголы соединяют при этом непосредственное управление с посредственным: завидую кому в чем, мщу кому за что, разочаровываю кого в чем и т.д. Итак, можно сказать, что сильное управление – это обязательность требования или определенной формы зависимого компонента, или определенной позиции. Среди сложных словосочетаний существуют словосочетания с ярко выраженной или обязательной связью, это когда в словосочетании не хватает еще одного зависимого компонента, например: застал соседку плачущей, сменил мундир на костюм, поездка из Петербурга в Москву, обрекли леса на гибель, трансформация концерна в фирму, подписывает с директором контракт, не имеет под собой почвы, вкладывать в проект средства, добираться от хутора в хутор и т.п. Нельзя сказать только застал соседку (напрашивается вопрос где? или с кем? и т.д.), сменил мундир, поездка из Петербурга, обрекли леса, трансформация концерна, подписывает с директором, не имеет под под собой, вкладывать в проект, добираться от хутора. Все эти сочетания являются недостаточными, в этом случае требуется дополнительный компонент, поэтому эти связи называются сильными. Но есть такие словосочетания, в которых эта связь выражена не очень ярко, т.е. является не обязательной, например: поезд шел из Москч в Петербург. Можно сказать: поезд шел из Москвы, поезд шел в Петербург; ездят на машинах по делам (ездят на машинах, ездят по делам); пишу сценарии для студии (пишу сценарии, пишу для студии); познакомится с проблемами на месте (познакомится с проблемами, познакомится на месте); посетит Иран с визитом (посетит Иран, посетит с визитом); рассмотреть закон на заседании (рассмотреть закон, рассмотреть на заседании); передать настроение Олегу (передать настроение, передать Олегу); подписывает контракт с директором (подписывает контракт, подписывает с директором) и т.д. Можно заметить, что в этих словосочетаниях один зависимый компонент можно как бы выбросить. Такая связь в словосочетаниях является слабой. 3.3. Типы сложных словосочетаний Рассмотрим, какие типы сложных словосочетаний встречаются. Как было в языке уже сказано, сложные словосочетания – это словосочетания с двумя или более связями, но при наличии третьей общей связи. Обычно словосочетание имеет одну связь, а если две и более, то это уже цепь словосочетаний: Машины пользуются большим спросом (3 связи): 1) машины пользуются; 2) пользуются спросом; 3) большим спросом. Уничтожить чужеродный материал (2 связи): 1) уничтожить материал; 2) чужеродный материал. Нашли силы противостоять взрослым (3 связи): 1) нашли силы; 2) силы противостоять; 3) противостоять взрослым. Стали свидетелями обострения кризиса (3 связи): 1) стали свидетелями; 2) свидетелями обострения; 3) обострения кризисов. Заслушал доклад директора ЦРУ (3 связи); облепили колонны концертного зала (3 связи); приостановить из-за недостатка средств (2 связи), удерживали натиск огня (2 связи), находится на пороге больших перемен (3 связи), совершили выход в открытый космос (3 связи), говорили о человеке большого таланта (3 связи). О словосочетании говорили о человеке большого таланта нужно сказать отдельно. Это синсемантическое словосочетание (недостаточно само по себе). Нельзя сказать человек таланта, т.е. сочетание человек большого таланта является неразложимым сочетанием. Как было уже сказать, приведенные выше словосочетания являются цепью словосочетаний, т.к. между ними не одна связь, но между собой они не связаны общей связью, а сложные – имеют общую связь: обратиться к владельцам с заявлением. Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями обратиться к владельцам с заявлением почувствовать горечь во рту Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями почувствовать горечь во рту засыпали начальников вопросами Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями засыпали начальников вопросами сменить мундир на костюм Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями сменить мундир на костюм заплатить большую цену за пассивность Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями заплатить цену за пассивность большую ходили строем на демонстрацию Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями ходили строем на демонстрацию пододвинуть стол к стене и т.п. Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями пододвинуть стол к стене Уже было сказано, что сильное управление – это обязательность требования или определенной формы зависимого компонента или определенной позиции. Можно предсказать, какой глагол с каким падежом сочетается, т.е. какой глагол трбует обязательного управления каким-то падежом. Например, глаголы избирать, ненавидеть, уважать, посетить, строить, изучать, найти требуют только винительного падежа: избирать депутата, ненавидеть врага, уважать друга и т.п. Глаголы достигнуть, накупить, хотеть, жаждать, добиваться, домогаться, бояться, стыдиться, опасаться, дичиться, касаться, слушаться, набраться, напиться, натерпеться сочетаются только с родительным падежом: достигнуть цели, бояться тигра, касаться ткани, слушаться отца, напиться воды и т.п. Дательного падежа требуют такие глаголы, как радоваться, удивляться, верить, поклоняться, аплодировать, помогать, служить, уступать, завидовать, доверять, угождать, вредить, мешать, угрожать, надоесть, опостылеть, следовать, вторить, повиноваться, подчиняться, принадлежать, внимать, понравиться, приглянуться, отвечать, возражать, мерещиться, предшествовать, например: радоваться оценке, угождать маме, наскучить собеседнику, понравиться парню и т.п. Творительного падежа требуют глаголы: интересоваться, восхищаться, увлекаться, пленяться, восторгаться, наслаждаться, отличаться, светиться, блистать, пылать, питаться, двигаться, шевелиться, топать, скрежетать, вилять, качать, цепляться, руководить, ведать, распоряжаться, править, владеть, располагать, пользоваться, раздобыть, заниматься, жить, гордиться, хвастаться, кичиться, рисовать,. жертвовать, брезговать, обрасти, обмолвиться, торговать , например: интересоваться искусством, увлекаться музыкой, шевелить губами, топать ногами, вилять хвостом, рисовать красками, жить мечтой и т.п. Но есть такие глаголы, которые требуют несколько падежей. Такие глаголы, как прислать, попросить, одолжить, заслужить, достать, собрать, добыть, выпить, съесть, ждать, требуют винительного падежа или родительного. Например: попросить (что?) книгу, попросить (чего?) денег. А глаголы преисполниться, гнушаться требуют родительного падежа и творительного падежа. Существуют и такие глаголы, при которых требуется двойное глагольное управление. Это такие глаголы, как предоставить, отдать, уступить, возвратить, подарить, оставить, выдать, вручить, вверить, посвятить, присудить, показать, представить, рекомендовать, причинить, насыпать, объяснить, заявить, обещабть, поведать, внушить, прочитать, спеть, нарисовать, предпочесть. Такие глаголы управляют и обязательно требуют винительного / родительного падежей и дательного падежа. Например: предоставить отпуск работнику Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями предоставить отпуск работнику выдать учебник ученику Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями выдать учебник ученику причинить боль человеку Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями причинить боль человеку вручить подарок другу Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями вручить подарок другу насыпать овса лошадям Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями насыпать овса лошадям передать тайну другу Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями передать тайну другу спеть малышу песню Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями спеть малышу песню предпочесть смерть позору и т.д. Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями предпочесть смерть позору Глаголы, управляющие винительным / родительным падежами и творительным падежом: накрыть, наполнить, набить, заедать, запивать, заклеить, забить, завязать, засыпать, закидать, забросать, завалить, загрузить, обнести, огородить, обшить, окружить, пересыпать, усеять, усыпать, наградить, угостить, накормить, оделить, обойти, наполнить, поливать, нагрузить, обогатить, заслужить, добыть, отяготить, раздражить, утомить, удивить, поразить, пленить, утвердить, открыть, окрылить, морить, изображить, увидеть, назначить, вырастить, запомнить, поставить. Например: накрыть стол скатертью, наполнить стакан водой, окружить лес войсками, наделить детей гостинцами, заслужить награду усердием, обрменил друга поручением, пленил слушателей юмором и т.д. Глаголы, которые управляют дательным падежом и творительным: нарвиться, наскучить, надоесть, грозить, угрожать, жертвовать, отплатить, угодить, запомниться. Например: наскучил соседу болтовней, угрожают миру войной, жертвует другу состоянием и т.п. Такие глаголы, о которых сказано выше, требют обязательность формы, а есть такие, которые требуют обязательность позиции, например: находится в саду, за садом, у сада, около сада; рассказать текст, о тексте, про текст; вспомнить случай, о случае, про случай, насчет случая; известить о разговоре, про разговор, насчет разговора, относительно разговора и т.п. Существуют еще глаголы, которые требуют обязательного предлога и употребляются только с предлогом. Глаголы оторваться, отъехать, отвыкнуть, отличаться, отойти употребляются только с предлогом от: отвыкнуть от привычки, от ойти от дома. Глаголы сбежать, съехать, слезть требуют средлога с: сбежать с горы, слезть с кровати. Глаголы дойти, долететь, добраться, дожить, докатиться, дошагать, дохохотаться употребляются с предлогом до: долететь до неба, добраться до города. Глаголы выехать, выйти, вырваться, выстрелить требуют предлога из: выйти из дома, выстрелить из пистолета. Глаголы заслниться, загородиться – предлога от: заслониться от удара. Глаголы прикоснуться, припасть, прилипнуть, придвинуться, пристать, придраться, прислушаться, причалить, подойти, подъехать, подготовиться употребляются с предлогом к: припасть к ногам, прислушаться к совету. Глаголы всмотреться, вслушаться, вчитаться, влюбиться, войти, въехать сочетаются с предлогом в: влюбиться в девушку, вслушаться в речь. Глаголы вскочить, взлететь, взобраться – с предлогом на: взлететь на небо. Глагол заступиться за ребенка – с предлогом за. Глаголы подлезть, подползти, подделываться с предлогом под: подползти под диван. Глаголы перейти, переехать, перескочить с предлогом через: перейти через дорогу. Заметим, что с глаголами, требующими обязательность формы или обязательность позиции, связь можно предсказать, другими словами, предсказуемая связь и называется сильной связью в словосочетании. В таком словосочетаии, как рассмотреть закон на заседании имеется необходимая связь, так как если сказать рассмотреть на заседании, то будет не понятно, что рассмотреть, поэтому требуется зависимое слово винительного падежа. Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями рассмотреть закон на заседании Хотя эта необходимая связь выражена не очень ярко, т.к. можно сказать рассмотреть закон и тут уже как бы не требуется никакого дополнения. А вот в словосочетании он сменил мундир на костюм: Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями он сменил мундир на костюм необходимая связь выражена очень ярко. Если мы скажем сменил мундир, то почувствуем, что чего-то не хватает и сменил на костюм, тоже не хватает. Сравним два словосочетания: поездка из Петербурга в Москву и поезд шел из Петербурга в Москву. На первый взгляд они почти одинаковые, но если взять первое и разбить его на простые словосочетания поездка из Петербурга, поездка в Москву, то заметим, что чего-то не хватает, т.е. в словосочетании очень яркая связь: Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями поездка из Петербурга в Москву Во стором словосочетании тоже получатся простые словосочетания: поезд шел, шел из Петербурга,. шел в Москву. Поэтому в этом словосочетании будет уже не очень яркая связь: Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями поезд шел из Петербурга в Москву Очень яркая связь в словосочетании они берут вопросы на себя Не скажешь берут вопросы, берут на себя. А собирает заказы от клиентов связь уже не очень яркая, т.к. можно сказать собирает заказы, но нельзя сказать собирает от клиентов, сразу напрашивается вопрос что?. Такая же не очень яркая связь в словосочетаниях: она шлет открытки из Парижа, завод создал колонки в России, коллектив представлят продукцию на выставках, познают превратности без нянек, ловят хамелеонов на продажу, влияние планет на солнце, приступил к работе в Москве, предлагают покупателям товары, заслужить репутацию в мире, отправиться после обеда в городок, пошел от собора на улице, прислала в редакцию письмо. Очень ярко выражена связь в словосочетании представляет угрозу для дела. Разбив это сложное словосочетание на простые представляет угрозу, представляет для дела, заметим, что по отдельности они употребляться не могут, так как им не хватает дополнительной связи представляет угрозу для дела. Такая же яркая связь замечается в словосочетаниях провел встречу с председателем, вкладывал средства в проекты, не имеет под собой почвы, подводят пилу под корень, обрекли на гибель леса, провел переговоры с коллегой, натянули шапку на глаза, отправиться из Москвы в Нью-Йорк, принимаю на себя ответственность, приколола розу к платью, подкрепляет рассказ цитатами, ставит перед собой задачу, почувствовал горечь во рту, засыпали начальников вопросами, набрать в команду родственников, увеличить долю в структуре, превратилась из изделия в лайнер, признание банка банкротом,отбывает наказание в колонии, занял свою нишу в бизнесе. Как уже было сказано, есть словосочетания с неяркой связью, т.е. слабо выраженной. Например: ездят на машинах по делам, если разобъем его на простые ездят на машинах, ездят по делам, то заметим, что дополнительная связь здесь как бы и не требуется, но желательна. И к таким словосочетаниям еще относятся ходили строем на демонстрацию, пользуются в Америке спросом, сойти с конвейера через год, делиться профицитом с кредиторами, идет на рынок в продажу, вызывался в прокуратуру свидетелем, приходит на презентацию с предубеждением. Итак, сложные словосочетания – это словосочетания с двумя связями при наличии третьей обязательной, необходимой, дополнительной связи. З А К Л Ю Ч Е Н И Е Вопрос о словосочетании решается по-разному. Существуют разные теории словосочетания. Изучением словосочетания начал заниматься еще М.В. Ломоносов, продолжили Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, В.В. Виноградов, Н.Н. Прокопович, Н.Ю. Шведова и другие. В определении словосочетания и в понимании его отношения к предложению нет полного согласия и единства между разными научными грамматиками. Одни ученые рассматривают как словосочетания лишь те сочетания слов, которые соединены подчинительной связью; другие – называют словосочетаниями все сочетания слов, которые образуются в составе предложения и вычленяются из него, однако, все ученые признают, что словосочетание состоит не менее, чем из двух полнозначных слов, что оно организуется по законам и правилам соединения слов и их форм, присущих данному языку, и что оно выражает единое, хотя и сложное, расчлененное понятие, цельное значение. Можно сказать, что у Ф.Ф. Фортунатова более свободная теория словосочетаний, но даже в пределах одной теории получаются разные решения. Н.Ю. Шведова из ряда словосочетаний, кроме простых и сложных, выделяет еще и комбинированные словосочетания. В “Грамматике-70” она пишет, что “комбинированное словосочетание образуется на основе связей, исходящих от разных стержневых слов”.1 Приводит такие примеры: судья республиканской категории, револьвер марки Смита, приехать пятого мая, канал имени Москвы, турнир памяти Капабланки, видеть каждый день, готовый всякую минуту, работать новым методом, занятия лекционным путем, работать методом Иванова, пятнышко величиной с вишню, аренда сроком на год. Мы же такие словосочетания, вернее центральную его часть, называем синсемантические, т.е. недостаточные сами по себе, выступающие обязательно совместно с другими словосочетаниями, так как нельзя сказать судья категории, револьвер марки, приехать мая, канал имени, турнир памяти, видеть каждый, готовый всякую и т.д. Существуют разные точки зрения на классификацию. Предлагаем: предложение – это цепочка слов, звено цепочки строится на основе словосочетания, а словосочетание – это одна связь, где есть “хозяин” и “слуга”. У одного “слуги” один “хозяин”. Если же две связи – это цепь словосочетаний, если две связи при наличии третьей общей дополнительной связи – это сложное словосочетание. Графически это можно показать так: 1 связь 2 связи и т.д. Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями Диплом: Словосочетания с одной и более необходимыми связями простая связь комбинация (цепь) связей 2 и 3-я связь дополнительная сложная связь [1] А.М. Пешковский, Русский синтаксис в научном освещении, 6-е изд. М., 1938. Стр. 63 1 Ф. де Соссюр, Курс общей лингвистики, М., 1938. Стр. 121. [2] А.А. Реформатский, Введение в языкознание, М., 1955. Стр. 253. 1 В.В. Виноградов «Вопросы изучения словосочетания». Вопросы языкознания, 1954, № 3. Стр.10. 2 «Грамматика русского языка» Т. II, ч.1. Стр.18-19. 1 Грамматика современного русского литературного языка. Академия наук СССР, 1970. – С.536. 1 А.М. Пешковский. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956. – С.57. 1 Грамматика современного русского литературного языка. Академия наук СССР, 1970. С.537.

Страницы: 1, 2, 3, 4